Решение по делу № 33-14212/2022 от 06.10.2022

УИД 52RS0[номер]-90

Дело [номер]                             [номер]

Судья ФИО4

ФИО2 ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

[адрес]                                                           08 ноября 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам ФИО2 областного суда в составе:

председательствующего судьи Кавелькиной М.Н.,

судей ФИО11, Леваневской Е.А.

при ведении протокола секретарем судебного заседания ФИО7,

с участием ФИО1, ее представителя ФИО12,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФИО1

на решение Борского городского суда ФИО2 [адрес] от [дата]

по гражданскому делу по иску ФИО1 к администрации городского округа [адрес] ФИО2 [адрес], департаменту имущественных и земельных отношений администрации городского округ [адрес] ФИО2 [адрес], Главе местного самоуправления городского округ [адрес] ФИО2 [адрес], начальнику Кантауровского территориального отдела администрации городского округ [адрес] ФИО2 [адрес] о признании права на получение в собственность земельного участка, предоставлении в собственность земельного участка, признании решения об отказе в предоставлении земельного участка недействительным, признании решения об отказе в согласовании границ земельного участка недействительным, привлечении к ответственности Главы местного самоуправления городского округ [адрес] ФИО2 [адрес], начальника Кантауровского территориального отдела администрации городского округ [адрес] ФИО2 [адрес],

заслушав доклад судьи ФИО11,

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации городского округ [адрес] ФИО2 [адрес], департаменту имущественных и земельных отношений администрации городского округ [адрес] ФИО2 [адрес], Главе местного самоуправления городского округ [адрес] ФИО2 [адрес], начальнику Кантауровского территориального отдела администрации городского округ [адрес] ФИО2 [адрес], в котором просила: признать за истцом право на получение в собственность бесплатно на территории ФИО2 [адрес] земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, и который находится в фактическом пользовании истца более 30 (тридцати) лет, на котором расположен индивидуальный жилой дом, возведенный до [дата], право на который не оформлено, расположенный по адресу: [дата], общей площадью 1222,00 (одна тысяча двести двадцать восемь) кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства; обязать Администрацию г.о.[адрес] предоставить истцу в собственность бесплатно земельный участок, общей площадью 1222,00 кв.м., расположенный по адресу: ФИО2 [дата]; признать решение Департамента имущественных и земельных отношений администрации г.о.[адрес] ФИО2 [адрес] от [дата] №Исх-381185/21 об отказе в предоставлении земельного участка недействительным; привлечь к ответственности Главу местного самоуправления г.о.[адрес] ФИО2 [адрес] за «ненадлежащее осуществление данным должностным лицом переданных ему отдельных государственных полномочий» согласно ст.72 Федерального Закона [номер]-Ф3 от [дата] для дальнейшего его отрешения от должности высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) за «совершение указанным должностным лицом местного самоуправления действий, в том числе издания им правового акта, не носящего нормативного характера, влекущее нарушение прав и свобод человека и гражданина», согласно п.2 ч.1 ст.74 Федерального Закона [номер]-Ф3 от [дата]; признать решение начальника Кантауровского территориального отдела администрации г.о.[адрес] ФИО2 [адрес] от [дата] [номер] об отказе в согласовании ранее утвержденных границ земельного участка недействительным; привлечь к ответственности начальника Кантауровского территориального отдела администрации г.о.[адрес] ФИО2 [адрес] за «ненадлежащее осуществление данным должностным лицом переданных ему отдельных государственных полномочий» согласно ст.72 Федерального Закона [номер]-Ф3 от [дата] для дальнейшего его отрешения от должности Высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) за «совершение указанным должностным лицом местного самоуправления действий, в том числе издания им правового акта, не носящего нормативного характера, влекущее нарушение прав и свобод человека и гражданина», согласно п.2 4.1 ст.74 Федерального Закона [номер]-Ф3 от [дата].

В обосновании заявленных требований ФИО1 указывает, что ею [дата] подано заявление в администрацию городского округа [адрес] ФИО2 [адрес] о предоставлении земельного участка, площадью 622 кв.м., расположенного по адресу: [дата], в собственность бесплатно на основании Закона ФИО2 [адрес] от [дата] [номер]-З «О предоставлении отдельным категориям граждан в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в их фактическом пользовании, на территории ФИО2 [адрес]». Как следует из ответа Департаментом имущественных и земельных отношений администрации г.о.[адрес] ФИО2 [адрес] №Исх-381185/21 от [дата] нормы закона в данном случае не применимы, поскольку, как следует из сведений Единого государственного реестра недвижимости, жилой дом с кадастровым номером [дата] расположен в пределах земельного участка с кадастровым номером [дата], оба объекта недвижимости являются объектами собственности ФИО1

Как следует из «Проекта межевого плана» [номер] от [дата] на земельный участок, расположенный по вышеуказанному адресу с кадастровым номером [дата] площадь по съемке составляет 1222,00 кв.м., из них площадь по документам 600,00 кв.м. Расхождение составляет в 622 кв.м.

После составления обновленного «Проект межевого плана» на земельный участок, расположенный по вышеуказанному адресу истцом подано заявление начальнику Кантауровского территориального отдела администрации г.о.[адрес] ФИО2 [адрес] было подано заявление о повторном согласовании ранее утвержденных границ земельного участка [дата].

[дата] решением [номер], истцу отказано в согласовании, ранее утвержденных, границ земельного участка со следующей мотивировкой: «В документе, подтверждающем Ваше право в отношении земельного участка с кадастровым номером [дата] содержатся сведения о площади земельного участка - 600 кв.м. В проекте межевого плана, в испрашиваемых границах, площадь объекта земельных отношений составляет 1222 кв.м., что значительно превышает площадь по документам. В связи с вышеизложенным, проект межевого плана не может быть согласован».

ФИО1, ее представитель ФИО12 в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования поддержали, просили их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель администрации городского округа [адрес] ФИО2 [адрес] ФИО8 возражала относительно удовлетворения исковых требований, ссылаясь на отсутствие у истца права на получение земельного участка в собственность бесплатно.

Представитель третьего лица – ДИЗО администрации городского округа [адрес] ФИО2 [адрес] ФИО9 возражала относительно удовлетворения исковых требований.

Представитель Кантауровского территориального отдела администрации городского округ [адрес] ФИО2 [адрес], Глава местного самоуправления городского округ [адрес] ФИО2 [адрес], начальник Кантауровского территориального отдела администрации городского округ [адрес] ФИО2 [адрес] в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Решением Борского городского суда ФИО2 [адрес] от [дата] в удовлетворении исковых требований ФИО1 – отказано в полном объеме.

В апелляционной жалобе и дополнению к ней ФИО1 просит отменить решение суда первой инстанции с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование жалобы указывает, что судом первой инстанции не дана оценка тем обстоятельствам, что фактически земельный участок с кадастровым номером [дата] имеет площадь 1222,00 кв.м, государственная собственность на него не разграничена и он используется более 30 лет.

ФИО1, ее представитель ФИО12 в судебном заседании суда апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержали, просили отменить решение суда как незаконное и необоснованное, принять новое решение, удовлетворив заявленные требования.

Иные лица, участвующие в деле, либо их представители, в заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом и заблаговременно, о чём в материалах дела имеются уведомления о вручении судебных извещений, кроме того, информация о деле размещена на официальном интернет-сайте ФИО2 областного суда www.nnoblsud.ru.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, поскольку их неявка в силу статей 167, 327 ГПК РФ не является препятствием к разбирательству дела.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам ФИО2 областного суда в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, с учётом ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, по смыслу которой повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела, и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав участников процесса, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения, поскольку оно постановлено в соответствии с законом и установленными по делу обстоятельствами.

Из доказательств, представленных сторонами, следует и судом установлено, что решением [номер] Кантауровского сельсовета от [дата] ФИО10 дано разрешение на строительство жилого дома в д. Филипповское. Жилой дом был построен и введен в эксплуатацию в 1990 году (л.д.25).

ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок площадь. 600 кв.м с кадастровым номером [дата], находящийся по адресу: [дата] и жилого дома, расположенного по тому же адресу, на основании Свидетельства о праве собственности сер.[дата] [номер]0 от [дата] и Свидетельства о праве на наследство по закону сер.[дата] [номер]2 от [дата] ([дата]).

[дата] ООО «Центр земельных отношений» изготовлен «Проект межевого плана» [номер], согласно которому площадь земельного участка с кадастровым номером [дата] составляет 1222, кв.м., из них площадь по документам 600,00 кв.м. Расхождение составило 622,00 кв.м.

[дата] ФИО1 обратилась в администрацию городского округа [адрес], ФИО2 [адрес] с заявлением о предоставлении земельного участка, площадью 622 кв.м., расположенного по адресу: ФИО2 [дата], в собственность бесплатно на основании Закона [номер]-З «О предоставлении отдельным категориям граждан в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в их фактическом пользовании, на территории ФИО2 [адрес]", принятого Законодательным собранием [дата].

[дата] письмом Департамента имущественных и земельных отношений администрации г.о.[адрес] ФИО2 [адрес] [номер] ФИО1 отказано в предоставлении земельного участка на том основании, что по сведениям Единого государственного реестра недвижимости жилой дом с кадастровым номером [дата] расположен в пределах земельного участка с кадастровым номером [дата], оба объекта недвижимости являются объектами ее собственности.

[дата] ФИО1 обратилась в Кантауровский территориальный отдел администрации г.о.[адрес] ФИО2 [адрес] с заявлением о согласовании границ земельного участка [дата], расположенного по адресу: [дата], площадью 1222 кв.м.

[дата] письмом Кантауровского территориального отдела администрации г.о.[адрес] ФИО2 [адрес] [номер], ФИО1 было отказано в согласовании границ земельного участка, указанного в проекте межевого плана в испрашиваемых границах, площадь объекта земельных отношений составляет 1222 кв.м., что значительно превышает площадь по документам 600 кв.м.

Разрешая исковые требования ФИО1 и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что земельный участок с кадастровым номером [дата] и расположенный на нем дом принадлежат истцу на праве собственности, в связи с чем истец не относится к категории лиц, которым могут быть предоставлены земельные участки в порядке, установленном Законом ФИО2 [адрес] от [дата] N 91-З «О предоставлении отдельным категориям граждан в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в их фактическом пользовании, на территории ФИО2 [адрес]».

Отказывая в удовлетворении требований о привлечении Главы местного самоуправления городского округ [адрес] ФИО2 [адрес], начальника Кантауровского территориального отдела администрации городского округ [адрес] ФИО2 [адрес] к ответственности в соответствие со статьей 72 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», суд руководствовался положениями ст. 74 указанного закона, согласно которым

решение вопроса о привлечении главы муниципального образования и главы местной администрации относится к исключительной компетенции высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

При разрешении требований о признании решения (письма) Кантауровского территориального отдела администрации г.о.[адрес] ФИО2 [адрес] от [дата] [номер] об отказе в согласовании ранее границ земельного участка недействительным, суд, отказывая в их удовлетворении, пришел к выводу, что истец пытается приобрести право собственности на земельный участок площадью 622 кв.м., в обход установленного законом порядка приобретения в собственность земельных участков, находящихся в государственной либо муниципальной собственности.

Учитывая установленные обстоятельства и требования действующего законодательства, в частности положения Закона ФИО2 [адрес] от [дата] [номер]-З «О предоставлении отдельным категориям граждан в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в их фактическом пользовании, на территории ФИО2 [адрес]», судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что оснований к удовлетворению требований ФИО1 не имеется.

Из положений ст. 8 ГК РФ следует, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В частности, гражданские права и обязанности возникают из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.

В пункте 2 ст. 15 ЗК РФ указано, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Одним из оснований возникновения права на земельный участок, в соответствии со ст.39.1 ЗК РФ, является решение органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное пользование).

В соответствии с подпунктом 7 статьи 39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется по основаниям, предусмотренным законами субъектов Российской Федерации.

На территории ФИО2 [адрес] право на бесплатное предоставление отдельным категориям граждан земельных участков предусмотрено Законом ФИО2 [адрес] от [дата] [номер]-З «О предоставлении отдельным категориям граждан в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в их фактическом пользовании, на территории ФИО2 [адрес]».

Закон [номер]-З в соответствии со статьей 39.5 ЗК РФ регулирует правоотношения по предоставлению отдельным категориям граждан в собственность бесплатно на территории ФИО2 [адрес] земельных участков, находящихся в государственной собственности ФИО2 [адрес], или в собственности муниципальных образований ФИО2 [адрес], или государственная собственность на которые не которые находятся в их фактическом пользовании, если на таких земельных участках расположены индивидуальные жилые дома, возведенные до [дата], право собственности на которые не оформлено.

Основанием для предоставления земельного участка является заявление гражданина о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно.

Гражданину, у которого жилой дом находится во владении и является единственным имеющимся у него и членов его семьи жилым помещением, предоставляется бесплатно земельный участок при одновременном соблюдении условий, указанных в ч.2 ст. 2 Закона N 91-З.

Одним из условий предоставления земельного участка бесплатно, в соответствии с ч.2 ст.2 Закона [номер]-З, является неимения у гражданина в собственности либо на ином праве земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства (с правом возведения жилого дома).

Как следует из выписки ЕГРН, ФИО1 в собственности имеет земельный участок площадью 600 кв.м. с кадастровым номером [дата] и жилой дом, расположенный на данном земельном участке с кадастровым номером [дата]. Указанное обстоятельство свидетельствует о том, что истица не может быть отнесена к категории лиц, которым могут быть предоставлены земельные участки в порядке, установленном Законом [номер]-З.

Как было установлено судом, границы земельного участка с кадастровым номером [дата] в соответствии с проектным планом составляет 600,00 кв.м.

Как следует из искового заявления, в фактическом пользовании ФИО1 находится участок, площадью 1222, кв.м., на котором находится жилой дом, 1990 года постройки, баня, гараж, несколько сараев, беседка и т.[адрес]-х годов постройки.

Порядок определения местоположения границ земельного участка при их уточнении установлен частью 10 статьи 22 Федерального закона от [дата] №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», а также пунктом 70 Приказа Минэкономразвития России от [дата] [номер] «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке».

Согласно части 10 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

В соответствии с пунктом 70 Требования к подготовке межевого плана выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в части 10 статьи 22 Закона о регистрации.

В то же время, из положений Федерального закона от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» следует, что уточнение местоположения границ земельного участка допускается в случаях: отсутствия в ЕГРН сведений о координатах характерных точек границ земельного участка; если содержащиеся в ЕГРН координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения; если содержащиеся в ЕГРН сведения о координатах какой-либо характерной точки границ земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности; при исправлении ошибки в сведениях ЕГРН, в том числе реестровой ошибки о местоположении границ земельного участка; по решению суда.

Согласно пункту 70 приказа Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 г. №921, при отсутствии в документах, подтверждающих право на земельный участок, или в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании, а также в утвержденном проекте межевания территории сведений, необходимых для уточнения местоположения границ земельного участка, местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.

Таким образом, при разрешении спора об установлении границ земельного участка одним из юридически значимых обстоятельств является тот факт, определены ли границы земельного участка в соответствии с действующим законодательством и содержатся ли сведения о них в ЕГРН, а если они содержатся, то, если истец исходит из необходимости их уточнения, надлежит проверить наличие оснований для такого уточнения и определить действительное местоположение границ земельного участка.

Указанные обстоятельства судом проверены. Фактическое использование истцом земельного участка площадью 1222 кв. м не может являться безусловным основанием для приобретения данного земельного участка в соответствии с Законом [номер]-З.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания решения (письма) Кантауровского территориального отдела администрации г.о.[адрес] ФИО2 [адрес] от [дата] [номер] об отказе в согласовании ранее границ земельного участка недействительным.

Согласно положениям ст. 72 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования, а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий

В соответствии со ст. 74 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решение вопроса о привлечении главы муниципального образования и главы местной администрации относится к исключительной компетенции высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

На основании изложенных требований суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца о привлечении Главы местного самоуправления городского округ [адрес] ФИО2 [адрес], начальника Кантауровского территориального отдела администрации городского округ [адрес] ФИО2 [адрес] к ответственности

Судебная коллегия апелляционной инстанции полагает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, подробно мотивированными в судебном акте, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.

Доводы апелляционной жалобы связаны с несогласием и переоценкой установленных по делу обстоятельств.

Обстоятельства, указанные ФИО1 в качестве доводов апелляционной жалобы, являлись предметом оценки суда первой инстанции, не подтверждают нарушений судом норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела, и фактически основаны на несогласии с оценкой обстоятельств дела, в связи с чем на законность и обоснованность судебного постановления не влияют, оснований для его отмены судебная коллегия не усматривает.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, в том числе и тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено.

При таком положении оснований к отмене решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь положениями статей 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Борского городского суда ФИО2 [адрес] от [дата] оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трёх месяцев со дня вступления в законную силу судебного постановления в порядке, предусмотренном главой 41 ГПК РФ.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено [дата].

33-14212/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Московская Милада Семеновна
Ответчики
Администрация городского округа г.Бор Нижегородской области
начальник Кантауровского территориального отдела Администрации г.о. г.Бор Нижегородской области Иванов Юрий Николаевич
ДИЗО Администрации городского округа г.Бор Нижегородской области
Другие
Кантауровский территориальный отдел администрации г.о. г.Бор Нижегородской области
Шаповалов Илья Сергеевич
Боровский Алексей Викторович
Суд
Нижегородский областной суд
Судья
Елагина Анна Александровна
Дело на сайте суда
oblsud.nnov.sudrf.ru
10.10.2022Передача дела судье
08.11.2022Судебное заседание
16.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.11.2022Передано в экспедицию
08.11.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее