Судья Пушкина А.И. Дело № 33-8942/2024
УИД 50RS0021-01-2022-000712-61
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Красногорск, Московская область 25 марта 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам
Московского областного суда в составе
председательствующего Першиной С.В.,
судей Воронко В.В., Коноваловой С.В.,
при помощнике судьи Покровской Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3468/2023 по иску администрации городского округа Красногорск Московской области к фио2, фио3, фио4, ООО «Меридиан» о признании постройки самовольной и ее демонтаже,
по апелляционной жалобе администрации городского округа Красногорск Московской области на решение Красногорского городского суда Московской области от 26 октября 2023 года,
заслушав доклад судьи Воронко В.В.,
объяснения явившихся лиц,
У С Т А Н О В И Л А:
администрация городского округа <данные изъяты> обратилась в суд с иском к фио2, фио3, фио4, ООО «Меридиан», в котором просила признать самовольными пристройки к объекту, расположенному на земельном участке <данные изъяты> по проходу, подъезду к зданию торгово-развлекательного комплекса, расположенные на смежном земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> (ориентировочной площадью 163 кв. м.).
На фио2, фио3, фио1, ООО «Меридиан» возложить обязанность в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу своими силами и за свой счет освободить земельный участок от некапитальных торговых объектов - палатки по продаже петард и фейерверков, фудтрак на колесах, пункт покупки вторсырья, расположенные в восточной и северо-восточной частях земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 4 393 кв. м. и видом разрешенного использования – «под размещение заездов-выездов и автомобильной стоянки для торгово- развлекательного комплекса «Росичъ» по адресному ориентиру: <данные изъяты>, г.о. Красногорск, <данные изъяты>, у автобусной остановки «Госархив» (кадастровый квартал <данные изъяты>), принадлежащего на праве общей долевой собственности фио2 (15/100 долей в праве), фио3 (20/100 долей в праве), фио4 (15/100 долей в праве), ООО «Меридиан» (1/2 доля в праве).
В случае неисполнения решения суда в установленный срок взыскать солидарно с фио2, фио3, фио1, ООО «Меридиан» в пользу администрации городского округа <данные изъяты> 50 000 руб. судебную неустойку в размере 50 000 руб. ежемесячно до полного исполнения решения суда.
Решением Красногорского городского суда Московской области от 26 октября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 24 июля 2023 года в удовлетворении исковых требований администрации городского округа Красногорск Московской области отказано.
Определением судебной коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 11 января 2024 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 24 июля 2023 года направлено на новое рассмотрение в Московский областной суд.
При новом апелляционном рассмотрении установлено следующее.
Как следует из материалов дела и установлено судом, администрацией городского округа <данные изъяты> по результатам проведенных внеплановых проверок при осуществлении муниципального земельного контроля в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 4 393 кв. м., с видом разрешенного использования - «под размещение заездов-выездов и автомобильной стоянки для торгово-развлекательного комплекса «Росичъ» по адресному ориентиру: <данные изъяты>, г.о. Красногорск, <данные изъяты>, у автобусной остановки «Госархив» (кадастровый квартал <данные изъяты>), принадлежащего на праве общей долевой собственности ответчикам, выявлены характерные признаки использования земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и видом разрешенного использования, - ведение предпринимательской деятельности, строительства/размещение на указанном земельном участке, не предназначенном для целей строительства и торговли, объекта капитального строительства (часть здания торгово-развлекательного центра), некапитальных объектов (нестационарный торговый объект по продаже петард и фейерверков, фудтрак на колесах, пункт покупки вторсырья) в отсутствие выданной разрешительной документации и согласований.
Осуществляется проход, въезд к зданию торгово-развлекательного комплекса с кадастровым номером <данные изъяты> расположенного на смежном земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, а также, частично, в границах земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> (ориентировочная площадь 163 кв. м), разрешенное использование которого не допускает строительства и торговли.
Администрацией городского округа <данные изъяты> направлены претензии ответчикам с требованиями в месячный срок с момента направления претензий устранить выявленные нарушения, или представить имеющуюся разрешительную документацию на строительство/реконструкцию и размещение объектов на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, не предназначенном для целей строительства и торговли, которые оставлены ответчиками без удовлетворения.
Установлено, что вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> изменен на «магазины, служебные гаражи, обслуживание жилой застройки».
Согласно Приказу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от <данные изъяты> № П/0412 вышеуказанные виды разрешенного использования имеют следующую расшифровку:
Служебные гаражи - размещение постоянных или временных гаражей, стоянок для хранения служебного автотранспорта, используемого в целях осуществления видов кодами 3.0 (Размещение объектов капитального строительства в целях обеспечения удовлетворения бытовых, социальных и духовных потребностей человека), 4.0 (Размещение объектов капитального строительства в целях извлечения прибыли на основании торговой, банковской и иной предпринимательской деятельности), а также для стоянки и хранения транспортных средств общего пользования, в том числе, в депо.
Магазины - размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв. м.
Обслуживание жилой застройки - размещение объектов капитального строительства, размещение которых предусмотрено видами разрешенного использования с кодами 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.4.1, 3.5.1, 3.6, 3.7, 3.10.1, 4.1, 4.3 (Размещение объектов капитального строительства, сооружений, предназначенных для организации постоянной или временной торговли (ярмарка, рынок, базар), с I учетом того, что каждое из торговых мест не располагает торговой площадью более 200 кв. м; размещение гаражей и (или) стоянок для автомобилей сотрудников и посетителей), 4.4, 4.6, 5.1.2, 5.1.3, если их размещение необходимо для обслуживания жилой застройки, а также связано с проживанием граждан, не причиняет вреда окружающей среде и санитарному благополучию, не нарушает права жителей, не требует установления санитарной зоны.
Согласно заключению судебной строительно-технической экспертизы № ЭЗ-502/2022, проведенной АНО «Центр научных исследований и экспертизы» в рамках рассмотрения дела судом первой инстанции, павильон кофе (SIMPLE KОФE), расположенный у здания торгово-развлекательного центра на земельных участках с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты> не является объектом капитального строительства (недвижимым имуществом), прочно связанным с землей либо конструкциями торгово-развлекательного центра. Спорный объект - павильон кофе (SIMPLE KОФE) соответствует виду разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты>
Согласно выводам экспертного заключения на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> расположено три объекта: пункт приема бытовой техники, павильон по продаже фейерверков, площадка для мусорных контейнеров. Указанные строения предназначены для обслуживания жилой застройки. Постройки являются некапитальными и не имеют прочной связи с землей, соответствуют строительным нормам и правилам и не создают угрозу жизни и здоровью граждан (т. 2 л.д. 6-53).
То же подтверждено и заключением судебной дополнительной строительно-технической экспертизы, проведенной АНО «Независимый центр экспертизы и оценки» в рамках апелляционного рассмотрения дела (т. 2 л.д. 139- 202).
Администрация г.о. <данные изъяты> указывала на то, что согласно выписке из ЕГРН от 06.10.2021г., на момент подачи искового заявления, земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> принадлежащий ответчикам на праве общей долевой собственности, имел вид разрешенного использования: «под размещение заездов-выездов и автомобильной стоянки для торгово - развлекательного комплекса «Росичь».
По результатам проведенной проверки установлено, что земельный участок используется не по целевому назначению, в том числе ведение предпринимательской деятельности, строительства/размещения на указанном земельном участке объектов капитального строительства (часть здания торгово-развлекательного центра), некапитальных объектов (нестационарный торговый объект по продаже петард и фейерверков, фудтрак на колесах, пункт покупки вторсырья) в отсутствие разрешительной документации и согласований.
В соответствии со ст. 30 ГрК РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий.
В соответствии с требованиями п. 1 ст. 37 ГрК РФ, разрешенное использование земельных участков подразделяется на следующие виды: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
В силу п. 4 ст. 37 ГрК РФ основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
В рамках, утвержденных в установленном порядке, правил землепользования и застройки основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства изменение одного вида использования на другой осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. В случае расположения земельного участка на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, изменение одного вида разрешенного использования на другой вид такого использования осуществляется на основании решения, принимаемого в соответствии с федеральными законами (части 3, 4 ст. 37 ГрК РФ). Разрешение на условно разрешенный вид использования предоставляется в установленном ст. 39 ГрК РФ (ч. 6 ст. 37 ГрК РФ).
Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и о его разрешенном использовании в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (кадастр недвижимости) качестве дополнительных сведений (ч. 5 ст. 8 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
Аналогичное правило содержится и в абз. 2 п. 2 ст. 7 ЗК РФ.
Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования.
В отношении земельного участка в соответствии с федеральным законом могут быть установлены один или несколько основных, условно разрешенных или вспомогательных видов разрешенного использования. Любой основной или вспомогательный вид разрешенного использования из предусмотренных градостроительным зонированием территорий выбирается правообладателем земельного участка самостоятельно в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством о градостроительной деятельности. Правообладателем земельного участка по правилам, предусмотренным федеральным законом, может быть получено разрешение на условно разрешенный вид разрешенного использования.
Основной или условно разрешенный вид разрешенного использования земельного участка считается выбранным в отношении такого земельного участка со дня внесения сведений о соответствующем виде разрешенного использования в Единый государственный реестр недвижимости. Внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о вспомогательных видах разрешенного использования земельного участка не требуется. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (абзацы 3 и 4 п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ).
Исходя из положений п. 4 ст. 37 ГрК РФ, п. 3 ст. 85 Земельного кодекса РФ, правообладатель земельного участка свободен в выборе основных и вспомогательных видов разрешенного использования такого земельного участка в пределах, предусмотренных градостроительным регламентом (при условии соблюдения требований технических регламентов), и вправе осуществлять указанное правомочие самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Согласно п. 4 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14.11.2018г., принятие решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или об отказе в таком разрешении без соблюдения установленной законом процедуры, включая организацию и проведение збщественных обсуждений или публичных слушаний, не допускается.
В силу с подпункта 2 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Таким образом, размещение тех или иных объектов недвижимости, определение их статуса в качестве основных или вспомогательных осуществляется исходя из правового режима земельного участка, требований градостроительных регламентов, иных норм и требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение з соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления (пункт 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Положения ст. 222 ГК РФ, закрепляющие в том числе признаки самовольной постройки и последствия такой постройки (пункты 1 и 2), обеспечивают необходимый баланс публичных и частных интересов; при этом обязанность снести самовольную постройку представляет собой санкцию за совершенное правонарушение, которое может состоять в нарушении как норм земельного законодательства, регулирующего предоставление земельного участка под строительство, так и градостроительных норм.
Постройка будет считаться созданной на земельном участке, не отведенном для этих целей, если она возведена с нарушением правил целевого использования земли (ст. 7 ЗК РФ) либо вопреки правилам градостроительного зонирования (ст.ст. 35 - 40 ГрК РФ, статья 85 ЗК РФ), правил землепользования и застройки конкретного населенного пункта, определяющих вид разрешенного использования земельного участка в пределах границ территориальной зоны, где находится самовольная постройка.
Согласно заключениям судебных экспертиз АНО «Центр научных исследований и экспертизы» и АНО «Независимый центр экспертизы и оценки» подтверждено соответствие спорных объектов виду разрешенного использования земельного участка, на котором они расположены, отсутствие угрозы жизни и здоровью граждан.
От дальнейшего доказывания оснований заявленных требований истец отказался, о чем судом апелляционной инстанции у представителя истца была отобрана расписка об отказе заявлять ходатайство о назначении судебной экспертизы.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований.
Доводы, приведенные истцом в апелляционной жалобе, выводов суда не опровергают.
Судом верно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, всем представленным доказательствам дана надлежащая оценка, правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального права не допущено.
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Красногорского городского суда Московской области от 26 октября 2023 года оставлено без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа Красногорск Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи