УИД 59RS0004-01-2018-008098-49
Дело №2-1097/2019 Мотивированное решение изготовлено 17.06.2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 июня 2019 года
Ленинский районный суд г.Перми в составе:
председательствующего судьи Рожковой И.П.,
при секретаре Долгих О.А.,
с участием представителя истца Сотниковой Е.В.,
представителей ответчика – МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №411» г.Перми Ситниковой Н.В., Лобановой Л.Б., Двинянинова С.А., Шабалина А.Б., Чембаровой Н.Ю.,
представителей ответчика – Департамента образования администрации г.Перми Панфиловой А.С., Селищевой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Перми гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Центр развития ребенка - детский сад №411» г.Перми, Департаменту образования администрации города Перми о прекращении нарушений санитарного законодательства,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю (Далее – Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю, Управление) в интересах неопределенного круга лиц обратилось в суд с иском к муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Центр развития ребенка - детский сад №411» г.Перми (Далее – МАДОУ «ЦРР - детский сад №411» г.Перми), Департаменту образования администрации города Перми с требованиями о возложении на МАДОУ «ЦРР - детский сад №411» г.Перми обязанности по устранению нарушений санитарных требований, а именно: обеспечить функционирование дошкольной образовательной организации при наличии заключения, подтверждающего его соответствие санитарному законодательству и настоящим санитарным правилам, выданного органом, уполномоченным осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор и федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей в целях лицензирования образовательной деятельности в соответствии с п. 1.6 СанПиН 2.4.1.3049-13; определить количество детей во вновь комплектующихся группах дошкольной образовательной организации общеразвивающей направленности исходя из расчета площади групповой (игровой) комнаты для ясельного возраста (1-3 года) - не менее 2,5 м.кв., для дошкольного возраста (от 3-х до 7-ми лет) - не менее 2,0 м.кв. на одного ребенка в соответствии с п. 1.9 СанПиН 2.4.1.3049-13; обеспечить въезды и входы на территорию дошкольной образовательной организации, проезды, дорожки к хозяйственным постройкам, к контейнерной площадке асфальтом, бетоном или другим твердым покрытием без трещин, расколов, неровностей в соответствии с п. 3.21 СанПиН 2.4.1.3049-13; обеспечить установку на групповых площадках групп № (ясельного возраста№ (дошкольного возраста) для защиты от солнца и осадков теневые навесы площадью из расчета не менее 1 кв. м. на одного ребенка в соответствии п. 3.9 СанПиН 2.4.1.3049-13; не допускать использование посуды (кастрюли для готовых блюд) с поврежденной эмалью в соответствии п. 13.13 СанПиН 2.4.1.3049-13; не допускать размещение в техническом подполье (согласно Типовому проекту 214-1-309.85 Детских яслей - сада на 280 мест, который частично имеется в учреждении и по которому оно построено) помещения - спортивного зала для пребывания детей в соответствии с п. 4.5 СанПиН 2.4.1.3049-13; обеспечить гладкую отделку потолка в туалетном помещении группы №, обеспечивающую проведение качественной уборки влажным способом и дезинфекцию в соответствии с п. 5.1 СанПиН 2.4.1.3049-13; обеспечить в группе № (подготовительная) комплектацию стульев с учетом соответствующей группы мебели; обеспечить подбор мебели по росту детей в соответствии с п. 6.6. (таблица №) СанПиН 2.4.1.3049-13; предусмотреть в раздевальных (или в отдельных помещениях) условия для сушки верхней одежды и обуви детей всех групп в соответствии с п. 4.13, п. 6.2 СанПиН 2.4.1.3049-13; установить в туалетных помещениях групп №№, 10 умывальные раковины для взрослых; обеспечить подсоединение имеющейся, установленной умывальной раковины для взрослых в туалетной группе № к системе канализации в соответствии с п. 6.16.2, п. 6.16.3 СанПиН 2.4.1.3049-13; оборудовать для технических целей (уборка помещений групповой, туалета и т.д.) в туалетных помещениях групповых №№, 7, 2 отдельный водопроводный кран в соответствии п. 17.3 СанПиН 2.4.1.3049-13; обеспечить проведение замеров коэффициента естественного освещения (КЕО) в помещениях игровых переоборудованных групповых ячеек № и № из административных и иных помещений в соответствии с п. 7.1 СанПиН 2.4.1.3049-13, п. 2.3.1, п. 2.3.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03; установить водонагревательное устройство в качестве резервного источника в кабинете врача при умывальной раковине в соответствии с п. 5.4 СанПиН 2.1.3.2630-10; приобрести на каждого ребенка 3 комплекта белья, полотенец и 2 смены наматрасников в соответствии с п. 17.14 СанПиН 2.4.1.3049-13. Также Управление просит возложить на Департамент образования администрации г. Перми обязанность выделить МАДОУ «ЦРР - детский сад №411» г.Перми денежные средства для проведения мероприятий по устранению вышеуказанных нарушений санитарного законодательства.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в отношении МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 411» г. Перми в ноябре 2014 года проведена плановая проверка, в ходе которой выявлены многочисленные нарушения требований санитарного законодательства, которые в силу абз. 10 ст. 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью детей, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний. С целью устранения выявленных при проверке нарушений СанПиН 2.4.1.3049-13 в соответствии со ст. 50 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ МБДОУ «ЦРР - детский сад № 411» г. Перми должностным лицом выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ № со сроками исполнения ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, подлежащее обязательному исполнению. Постановлением администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ № муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - Детский сад №» г. Перми переименовано в муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад №» г. Перми. По результатам плановой выездной проверки, проведенной в отношении МАДОУ «ЦРР - детский сад №» г. Перми в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ установлено, что МАДОУ «ЦРР - детский сад №» г. Перми вновь допустило нарушения, выявленные при проверке в 2014 г. и указанные в выданном ДД.ММ.ГГГГ предписании №, а именно: не обеспечило функционирование дошкольной образовательной организации, реализующей основную образовательную программу, при наличии заключения, подтверждающего его соответствие действующим с июня 2013 г. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», что является нарушением п. 1.6 СанПиН 2.4.1.3049-13; не обеспечило количество детей в группах исходя из расчета площади групповой (игровой) комнаты, а именно: согласно списочной наполняемости и Техническому паспорту нежилого здания с пояснениями закрепления групп за определенными помещениями фактическая площадь игровых помещений на одного ребенка дошкольного возраста (3-7 лет) составляет 1,4-1,9 м.кв, при норме - не менее 2,0 м.кв, на одного ребенка ясельного возраста - 1,9 м.кв., при норме - не менее 2,5 м. кв, что является нарушением п. 1.9 СанПиН 2.4.1.3049-13; допустило состояние асфальтового покрытия дорожек с многочисленными трещинами, расколами, неровностями, что может создавать угрозу травматизма детей и взрослых и является нарушением п. 3.21 СанПиН 2.4.1.3049-13; не установило для ясельной группы № на игровой площадке теневой навес, что является нарушением п. 3.9 СанПиН 2.4.1.3049-13; не установило для групп №, 4, 13 на игровых площадках стационарные теневые навесы, что является нарушением п. 3.9 СанПиН 2.4.1.3049-13; не обеспечило площади теневых навесов для группы № из расчета не менее 1 м.кв на одного ребенка; допустило использование посуды с поврежденной эмалью, что является нарушением п. 13.13 СанПиН 2.4.1.3049-13; допустило размещение в подвале здания помещения спортивного зала, предназначенного для пребывания детей (проведение физкультурных занятий), что является нарушением п. 4.5 СанПиН 2.4.1.3049-13; допустило в туалете группы № облупление побелочного слоя на потолке, что затрудняет проведение качественной уборки влажным способом и дезинфекцию и является нарушением п. 5.1 СанПиН 2.4.1.3049-13; не обеспечило комплектацию мебели одной группы, а именно: в группе № (подготовительная) стулья скомплектованы без учета соответствующей группы мебели, не подобраны по росту детей: при группе роста детей с 1150 до 1300 мм, группе мебели «2», высота 25 стульев при нормируемом значении 300 мм составляет 260 мм (группа мебели «1»); при группе роста детей с 1300 до 1450 мм, группе мебели «3», высота 2 стульев при нормируемом значении 340 мм составляет 300 мм (группа мебели «2»); в группе маркировка 27 стульев не соответствует п. 6.6. (таблица №) СанПиН 2.4.1.3049-13; не предусмотрело в раздевальных (или в отдельных помещениях) условия для сушки верхней одежды и обуви детей, а именно: на момент проведения мероприятий по контролю, в части приемных помещений трубы под шкафчиками холодные, не под всеми шкафами проходят трубы отопления, на 14-ть групп имеется 3 сушильных шкафа (один установлен в группе №, второй - в коридоре второго этажа), не подключенных к системе вентиляции, что является нарушением п. 4.13, п. 6.2 СанПиН 2.4.1.3049-13; не установило в туалетных помещениях групп №№, 10 умывальные раковины для взрослых; не подсоединило в группе № умывальную раковину для взрослых к системе канализации, что является нарушением п. 6.16.2, п. 6.16.3 СанПиН 2.4.1.3049-13; не оборудовало в туалетных помещениях групп №№, 7, 2 для технических целей (уборка помещений) отдельный водопроводный кран, что является нарушением п. 17.3 СанПиН 2.4.1.3049-13; не обеспечило проведение замеров показателя коэффициента естественного освещения (КЕО) в игровых помещениях при переоборудовании административных и иных помещений в групповые ячейки в соответствии с требованиями п. 7.1 СанПиН 2.4.1.3049-13, п. 2.3.1, п. 2.3.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий» (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03); не установило на случай выхода из строя или проведения профилактического ремонта системы горячего водоснабжения в качестве резервного источника в кабинете врача при умывальной раковине водонагревательное устройство, что является нарушением п.5.4 СанПиН 2.1.3.2630-10; не обеспечило наличие на каждого ребенка 3 комплекта белья, полотенец и 2 комплекта наматрасников, что является нарушением п. 17.14 СанПиН 2.4.1.3049-13. В связи с выявленными нарушениями санитарных правил в отношении МАДОУ «ЦРР - детский сад № 411» г. Перми ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ. По результатам рассмотрения дела постановлением от ДД.ММ.ГГГГ МАДОУ «ЦРР - детский сад № 411» г. Перми признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей. Причиной неисполнения большинства предписанных мероприятий явился, в том числе недостаток финансовых средств, в результате чего в установленные предписанием сроки мероприятия учреждением проведены не были. Выявленные в ходе проверки нарушения требований санитарного законодательства касаются, в том числе укрепления материально-технической базы учреждения, устранение данных нарушений требует значительных материальных затрат. Между тем, учитывая особую значимость соблюдения санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения детей, то есть самой незащищенной части населения, которое не способно самостоятельно осуществлять и защищать свои права на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, предусмотренные Конституцией РФ, отсутствие финансовых средств не может являться основанием для неисполнения МАДОУ «ЦРР - детский сад № 411» г. Перми императивных требований санитарного законодательства, поскольку характер выявленных нарушений, а также длительный период неисполнения Учреждением установленных санитарными правилами требований свидетельствует о возникновении угрозы причинения вреда жизни и здоровью воспитанников МАДОУ «ЦРР - детский сад № 411» г. Перми. Согласно Уставу МАДОУ «ЦРР - детский сад № 411» г. Перми является юридическим лицом и несет самостоятельную ответственность за свои действия (бездействие). Между тем, оно также является автономным учреждением, учредителем которого является муниципальное образование «Город Пермь». Полномочия собственника и функции учредителя от имени муниципального образования «Город Пермь» осуществляет администрация г.Перми, отдельные полномочия и функции учредителя по ее поручению осуществляет Департамент образования администрации г.Перми, на котором лежит обязанность по обеспечению содержания зданий и сооружений МАДОУ «ЦРР - детский сад № 411» г. Перми. Отсутствие достаточного финансирования со стороны Департамента не позволяет МАДОУ «ЦРР - детский сад № 411» г. Перми в установленные сроки устранить нарушения требований санитарного законодательства, в результате чего нарушаются права воспитанников детского образовательного учреждения, предусмотренные ст.ст.41, 42 Конституции РФ. Таким образом, понуждение к исполнению требований санитарного законодательства является необходимым в целях обеспечения вышеуказанных конституционных прав граждан (л.д.2-12).
Впоследствии, в соответствии со ст. 39 ГПК РФ истец уточнил исковые требования, в настоящее время просит возложить на МАДОУ «ЦРР - детский сад № 411» г. Перми обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения санитарных требований, а именно: определить количество детей во вновь комплектующихся группах дошкольной образовательной организации общеразвивающей направленности исходя из расчета площади групповой (игровой) комнаты для ясельного возраста (1-3 года) - не менее 2,5 м.кв., для дошкольного возраста (от 3-х до 7-ми лет) - не менее 2,0 м.кв. на одного ребенка в соответствии с п. 1.9 СанПиН 2.4.1.3049-13; обеспечить въезды и входы на территорию дошкольной образовательной организации, проезды, дорожки к хозяйственным постройкам, к контейнерной площадке асфальтом, бетоном или другим твердым покрытием без трещин, расколов, неровностей в соответствии с п. 3.21 СанПиН 2.4.1.3049-13; обеспечить установку на групповых площадках групп № (ясельного возраста), №, 4, 13, 2, 3, 6, 7, 12 (дошкольного возраста) для защиты от солнца и осадков теневых навесов площадью из расчета не менее 1 кв. м. на одного ребенка в соответствии п. 3.9 СанПиН 2.4.1.3049-13; предусмотреть в раздевальных (или в отдельных помещениях) условия для сушки верхней одежды и обуви детей всех групп в соответствии с п. 4.13, п. 6.2 СанПиН 2.4.1.3049-13; обеспечить проведение замеров коэффициента естественного освещения (КЕО) в помещениях игровых переоборудованных групповых ячеек № и № из административных и иных помещений в соответствии с п. 7.1 СанПиН 2.4.1.3049-13, п. 2.3.1, п. 2.3.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03; возложить на Департамент образования администрации г. Перми обязанность выделить МАДОУ «ЦРР - детский сад № 411» г. Перми денежные средства для проведения мероприятий по устранению вышеуказанных нарушений санитарного законодательства, а именно: на обеспечение въездов и входов на территорию дошкольной образовательной организации, проездов, дорожек к хозяйственным постройкам, к контейнерной площадке асфальтом, бетоном или другим твердым покрытием без трещин, расколов, неровностей в соответствии с п. 3.21 СанПиН 2.4.1.3049-13; на установку на групповых площадках групп № (ясельного возраста), № (дошкольного возраста) для защиты от солнца и осадков теневых навесов площадью из расчета не менее 1 кв. м. на одного ребенка в соответствии п. 3.9 СанПиН 2.4.1.3049-13; на создание условий в раздевальных (или в отдельных помещениях) для сушки верхней одежды и обуви детей всех групп в соответствии с п. 4.13, п. 6.2 СанПиН 2.4.1.3049-13; также Управление просит возложить на Департамент образования администрации г. Перми обязанность определить количество детей во вновь комплектующихся группах дошкольной образовательной организации общеразвивающей направленности исходя из расчета площади групповой (игровой) комнаты для ясельного возраста (1-3 года) - не менее 2,5 м.кв., для дошкольного возраста (от 3-х до 7-ми лет) - не менее 2,0 м.кв. на одного ребенка в соответствии с п. 1.9 СанПиН 2.4.1.3049-13 (л.д.184-185).
Представитель истца в судебном заседании заявленные требования с учетом уточнения поддержала, просила установить срок для устранения выявленных нарушений с учетом объема работ до ДД.ММ.ГГГГ.
Представители ответчика МАДОУ «ЦРР - детский сад №411» г.Перми в судебном заседании поддержали письменный отзыв на исковое заявление (л.д.201-202), просили отказать в удовлетворении требования о возложении на МАДОУ «ЦРР - детский сад №411» г.Перми обязанности обеспечить проведение замеров коэффициента естественного освещения (КЕО) в помещениях игровых переоборудованных групповых ячеек №13 и №14 из административных и иных помещений, поскольку к дате рассмотрения дела проведение замеров коэффициента естественного освещения обеспечено ответчиком, о чем свидетельствует протокол лабораторных испытаний № п 4071 от ДД.ММ.ГГГГ ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае».
Представитель ответчика - Департамента образования администрации г.Перми в судебном заседании с исковыми требованиями с учетом уточнения не согласилась, поддержала ранее представленный письменный отзыв на исковое заявление (л.д. 140-143).
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению в части.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Право на благоприятную окружающую среду представляется одним из фундаментальных и всеобъемлющих прав человека и гражданина, затрагивающих основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических и эстетических условий его жизни.
Данные положения Конституции развиваются в статье 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. (далее - Закон № 52-ФЗ), согласно которой граждане имеют право, в том числе, на благоприятную среду обитания. Под «благоприятной средой обитания» следует понимать такое состояние объектов и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, при которой отсутствует какое-либо вредное воздействие, имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма, возможны достойная жизнь и здоровье человека.
В соответствии со ст. 11 Закона № 52-ФЗ юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Согласно ч. 3 ст. 39 Закона № 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Для реализации задачи обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения главным государственным санитарным врачам и их заместителям в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 Закона № 52-ФЗ предоставлены полномочия предъявлять иски в суд в случае нарушения санитарного законодательства.
В соответствии с требованиями п. 1.9 СанПиН 2.4.1.3049-13 количество детей в группах дошкольной образовательной организации общеразвивающей направленности определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) комнаты - для групп раннего возраста (до 3-х лет) не менее 2,5 метров квадратных на 1 ребенка и для дошкольного возраста (от 3-х до 7-ми лет) - не менее 2,0 метров квадратных на одного ребенка.
Согласно требованиям п. 3.21 СанПиН 2.4.1.3049-13 въезды и входы на территорию дошкольной образовательной организации, проезды, дорожки к хозяйственным постройкам, к контейнерной площадке для сбора мусора покрываются асфальтом, бетоном или другим твердым покрытием.
В силу п. 3.9. СанПиН 2.4.1.3049-13 для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки устанавливают теневой навес площадью из расчета не менее 1 кв. м на одного ребенка. Для групп с численностью менее 15 человек площадь теневого навеса должна быть не менее 20 кв. м.
На основании п. 4.13. СанПиН 2.4.1.3049-13 в дошкольных образовательных организациях для групповых ячеек, располагающихся на втором и третьем этажах, раздевальные помещения для детей допускается размещать на первом этаже. В дошкольных образовательных организациях (группах) должны быть обеспечены условия для просушивания верхней одежды и обуви.
В соответствии с п. 6.2. СанПиН 2.4.1.3049-13 раздевальные оборудуются шкафами для верхней одежды детей и персонала. Шкафы для одежды и обуви оборудуются индивидуальными ячейками-полками для головных уборов и крючками для верхней одежды. Каждая индивидуальная ячейка маркируется. В раздевальных (или в отдельных помещениях) должны быть предусмотрены условия для сушки верхней одежды и обуви детей. В тамбурах вновь строящихся объектов дошкольных образовательных организаций допускается установка стеллажей для игрушек, используемых на прогулке.
Положениями статьи 28 Закона № 52-ФЗ установлено, что в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
В соответствии со ст. 2 Закона № 52-ФЗ одним из основных средств обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия является обязательное соблюдение юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов направлено на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Из материалов дела следует, что в ноябре 2014 года в отношении муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка - детский сад № 411» г. Перми проведена плановая проверка, в ходе которой выявлены нарушения требований санитарного законодательства, в том числе: согласно списочной наполняемости ясельных групп, на одного ребенка ясельного возраста приходится 2,1-2,2 кв.м., при норме на одного ребенка ясельного возраста не менее 2,5 кв.м., на одного ребенка младшего возраста приходится 1,65 кв.м., на одного ребенка среднего возраста приходится 1,8 кв.м., на одного ребенка старшего возраста приходится 1,8 кв.м. – при норме не менее 2,0 кв.м, что является нарушением п. 1.9 СанПиН 2.4.1.3049-13; асфальтовое покрытие дорожек имеет многочисленные трещины, расколы, неровности, что может создавать угрозу травматизма детей и взрослых и является нарушением п. 3.21 СанПиН 2.4.1.3049-13; для групп № и № имеется один теневой навес, для группы № теневой навес отсутствует, площади теневых навесов для группы № составляет 7,7 кв.м., для группы № – 6,9 кв.м., для группы № – 7,9 кв.м., для группы № – 2,5 кв.м., что является нарушением п. 3.9. СанПиН 2.4.1.3049-13; условия для сушки верхней одежды и обуви детей в раздевальных или в отдельных помещениях не предусмотрены, что является нарушением п. 6.2. СанПиН 2.4.1.3049-13; при проведении замеров искусственной освещенности в спальных помещениях 12-ти групп, на рабочем месте врача, в помещении чаши бассейна, из 65-ти замеров в 14-ти точках уровни искусственной освещенности не соответствуют требованиям п. 3.3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 (л.д.13-17 – распоряжение о проведении плановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ №, л.д.18-45 – акт проверки от 04.12.2014 №); по результатам проверки МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №» г. Перми выдано предписание об устранении нарушений санитарного законодательства в срок до ДД.ММ.ГГГГ, а также до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.46-56).
Постановлением администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ № создано муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребенка - детский сад N 411" г. Перми путем изменения типа существующего муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Центр развития ребенка - детский сад N 411" г. Перми.
На основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.57-61) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении МАДОУ «ЦРР - Детский сад № 411» г. Перми проведена плановая выездная проверка, в ходе которой выявлены нарушения требований санитарного законодательства, в том числе: согласно списочной наполняемости и техническому паспорту нежилого здания с пояснениями закрепления групп за определенными помещениям количество детей в группах определено без учета площади на одного ребенка дошкольного возраста (3-7 лет) - 1,4 – 1,9 кв.м., при норме - не менее 2,0 кв.м, ясельного возраста - 1,9 кв.м., при норме - не менее 2,5 кв.м, что является нарушением п. 1.9 СанПиН 2.4.1.3049-13; асфальтовое покрытие дорожек имеет многочисленные трещины, расколы, неровности, что может создавать угрозу травматизма детей и взрослых и является нарушением п. 3.21 СанПиН 2.4.1.3049-13; для ясельной группы № на игровой площадке отсутствует теневой навес, для групп №, 4, 13 на игровых площадках установлены шатры из полиэстера без настила, стационарные теневые навесы отсутствуют, площади деревянных построек, используемых в качестве теневых навесов для групп №, 3, 6, 7, 12 составляют менее 1 кв.м на одного ребенка (около 7-9 кв.м. всего), что является нарушением п. 3.9. СанПиН 2.4.1.3049-13; не под всеми шкафами для хранения одежды и обуви детей или в отдельных помещениях обеспечены условия для сушки верхней одежды и обуви детей (в части приемных помещений трубы под шкафчиками холодные, не под всеми шкафами проходят трубы отопления), на все 14-ть групп имеется 3 сушильных шкафа (один установлен в группе №, два - в коридоре второго этажа), не подключенных к системе вентиляции, что является нарушением п. 4.13 и п. 6.2. СанПиН 2.4.1.3049-13; при переоборудовании из помещения зала для музыкальных занятий, методического кабинета в игровое помещение средней группы №, расположенной на втором этаже здания, не проведены замеры показателя коэффициента естественного освещения (КЕО), в соответствии с требованиями п. 7.1 СанПиН 2.4.1.3049-13, п. 2.3.1, п. 2.3.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий» (л.д.62-81 – акт проверки от 05.10.2018 №).
По результатам проведенной проверки постановлением от 11.10.2018 № МАДОУ «ЦРР-детский сад № 411» г. Перми привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.6.7 КоАП РФ (л.д.82-88).
Также из материалов дела следует, что МАДОУ «Детский сад № 411» г. Перми является автономным учреждением, созданным в соответствии с Федеральным законом от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - ФЗ «Об автономных учреждениях»).
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 6 названного закона учредителем автономного учреждения является муниципальное образование в отношении автономного учреждения, которое создано на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.
В соответствии с п. 1 ст. 9 ФЗ «Об автономных учреждениях» к компетенции учредителя в области управления автономным учреждением относится утверждение устава автономного учреждения, внесение в него изменений.
Согласно пункту 1.4. Устава МАДОУ «Детский сад № 411» г. Перми (л.д.91-107) его Учредителем является муниципальное образование «Город Пермь».
Полномочия и функции учредителя от имени муниципального образования «Город Пермь» осуществляет администрация города Перми, отдельные полномочия и функции учредителя по его поручению осуществляет департамент образования администрации города Перми (далее - Учредитель) на основании правовых актов администрации города Перми.
В соответствии с ч. 5 ст. 5 Закона Пермского края «Об образовании в Пермском крае» от 12 марта 2014 года N 308-ПК в полномочия уполномоченного исполнительного органа государственной власти Пермского края в сфере образования входит создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в государственных образовательных организациях Пермского края.
Согласно п.6 ч.1 ст. 9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа.
Постановлением администрации г. Перми от 07.04.2017г. № 265 «О внесении изменений в Положение о порядке организации общедоступного дошкольного образования, присмотра и ухода в муниципальных образовательных учреждениях города Перми, утвержденное Постановлением администрации города Перми от 01.03.2013 N 112 установлено, что организация общедоступного дошкольного образования, присмотра и ухода в МОУ осуществляется департаментом образования администрации города Перми (далее -Департамент) путем распределения детей в МОУ по дате рождения согласно закреплению территорий города Перми за подведомственными муниципальными образовательными учреждениями, реализующими программу дошкольного образования (п.1.3); распределение детей осуществляется специалистами РОО путем формирования списков детей для зачисления в МОУ (далее - Список) (п.3.1); в срок до 31 марта текущего года руководители МОУ представляют в Департамент через специалиста РОО предварительные данные по количеству мест для приема детей на новый учебный год с указанием возраста и направленности групп (п.3.3); по результатам данных, представленных руководителем МОУ, с учетом условий, необходимых для осуществления образовательного процесса, в соответствии с нормативами, предусмотренными действующим законодательством, Департаментом определяются количество и соотношение возрастных групп детей в МОУ, их направленность и режим функционирования (п.3.4); формирование Списков по каждому МОУ в группы с 12-часовым и 4-часовым пребыванием осуществляется специалистами РОО на основании данных от руководителей МОУ и подтверждающих документов от родителей (законных представителей) в следующие периоды: основной - на следующий учебный год в группы с 12-часовым пребыванием - с 30 апреля по 15 мая текущего года; дополнительный - в группы с 12-часовым и 4-часовым пребыванием - с 17 по 30 июня текущего года; с 1 сентября в течение учебного года - в группы с 12-часовым и 4-часовым пребыванием - при наличии свободных мест (освободившиеся, дополнительно созданные) (п.3.7).
В соответствии с ч. 11 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п. 13 ст. 8 Устава города Перми, утвержденного Решением Пермской городской Думы от 13.03.1996 г., организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа относится к вопросам местного значения муниципального района, а согласно пункту 2.2.1 Положения «О Департаменте образования администрации города Перми», утвержденного Решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 № 224, основной задачей департамента является предоставление образовательных услуг в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, дополнительного образования в пределах предоставленных полномочий. В соответствии с п. 2.1 Положения о порядке комплектования муниципальных образовательных учреждений г. Перми, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, утвержденного Постановлением Администрации г. Перми N 112 от 01.03.2013 года, комплектование МОУ осуществляется Департаментом образования администрации г. Перми.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 65 Бюджетного кодекса РФ формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.
Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств определены ст. 158 Бюджетного кодекса РФ.
Решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 N 224 утверждено Положение о департаменте образования администрации города Перми (Далее – Департамент).
Основной целью деятельности Департамента является организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам, дополнительного образования детей, осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в подведомственных муниципальных образовательных учреждениях (п.2.1 Положения).
В соответствии с п.2.2 Положения, основными задачами Департамента являются, в том числе организация предоставления образовательных услуг в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, основного общего, среднего общего образования, дополнительного образования в пределах предоставленных полномочий, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в подведомственных муниципальных образовательных учреждениях; защита прав детей на образование, охрану их жизни и здоровья.
В целях выполнения возложенных задач Департамент осуществляет следующие функции для организации предоставления образовательных услуг в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, дополнительного образования детей в пределах прав, предоставленных Департаменту, создания условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в подведомственных муниципальных образовательных учреждениях: координирует и контролирует процедуру приема детей в подведомственные муниципальные образовательные учреждения города: дошкольные, общеобразовательные, дополнительного образования; организует комплектование муниципальных образовательных учреждений города Перми, имеющих группы детей дошкольного возраста (п.3.1.4 Положения); для совершенствования подходов к финансовому обеспечению системы образования участвует в подготовке проекта бюджета города Перми в части расходов на образование (п.3.4.1 Положения); осуществляет контроль финансово-экономической деятельности подведомственных муниципальных учреждений в пределах прав, установленных действующим законодательством (п.3.4.4 Положения); формирует, утверждает и размещает муниципальное задание на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) подведомственным муниципальным учреждениям, осуществляет контроль за его исполнением, определяет объем бюджетных ассигнований, необходимых на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) (п.3.4.5 Положения); осуществляет бюджетные полномочия главного администратора (администратора) доходов бюджета города Перми, главного распорядителя бюджетных средств города Перми и (или) получателя бюджетных средств города Перми, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения. Обеспечивает контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начислением, учетом, взысканием платежей в бюджет, выполнением утвержденного плана по администрируемым доходным источникам в порядке и на условиях, установленных действующим законодательством, правовыми актами города и заключенными договорами (п.3.4.7 Положения).
В силу положений приведенных выше нормативно-правовых актов, учитывая, что выявленные в ходе проверки, проведенной в отношении МАДОУ «ЦРР - Детский сад № 411» г. Перми в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ нарушения санитарного законодательства в части, касающейся определения количества детей во вновь комплектующихся группах дошкольной образовательной организации общеразвивающей направленности исходя из расчета площади групповой (игровой) комнаты для ясельного возраста (1-3 года) – не менее 2, 5 м.кв., для дошкольного возраста (от 3-х до 7-ми дет) – не менее 2, 0 м.кв., обеспечения въездов и входов на территорию дошкольной образовательной организации, проездов, дорожек к хозяйственным постройкам, к контейнерной площадке асфальтом, бетоном или другим твердым покрытием, обеспечения установки на групповых площадках групп № (ясельного возраста), № (дошкольного возраста) для защиты от солнца и осадков теневых навесов, обеспечения в раздевальных (или в отдельных помещениях) условий для сушки верхней одежды и обуви всех групп, по состоянию на дату рассмотрения дела не устранены, носят длящийся характер, принимая во внимание, что аналогичные нарушения были выявлены и в ходе проведения проверки в ноябре 2014 года, суд находит требование Управления о возложении на МАДОУ «ЦРР - Детский сад № 411» г. Перми обязанности по их устранению обоснованными и подлежащими удовлетворению, установив в соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ срок для исполнения указанной обязанности, принимая во внимание характер выявленных нарушений – до 31.08.2020.
Вместе с тем, учитывая, что требование о возложении на МАДОУ «ЦРР - Детский сад № 411» г. Перми обязанности по обеспечению замеров коэффициента естественного освещения (КЕО) в помещениях игровых переоборудованных групповых ячеек № и № из административных и иных помещений указанным ответчиком исполнено, что подтверждается протоколом лабораторных испытаний № № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.219-220), суд оснований для удовлетворения данного требования не находит.
Принимая во внимание значительный объем денежных средств, необходимых для устранения нарушений санитарного законодательства, а именно: на обеспечение въездов и входов на территорию дошкольной образовательной организации, проездов, дорожек к хозяйственным постройкам, к контейнерной площадке асфальтом, бетоном или другим твердым покрытием требуется 3 656 994,54 руб. (л.д.212-214 – локальный сметный расчет), на установку на групповых площадках для защиты от солнца и осадков теневых навесов в количестве 9 штук – 2358536,40 руб. (л.д.215-218 – локальный сметный расчет), суд приходит к выводу о том, что обязанность по финансированию мероприятий, направленных на исполнение МАДОУ «ЦРР-детский сад №411» г.Перми требований санитарного законодательства по устранению вышеуказанных нарушений, а также на создание условий в раздевальных (или в отдельных помещениях) для сушки верхней одежды и обуви детей всех групп следует возложить на Департамент образования администрации г.Перми.
Поскольку комплектование МОУ осуществляется Департаментом образования администрации г. Перми, требование истца о возложении на указанного ответчика обязанности определить количество детей во вновь комплектующихся группах дошкольной образовательной организации общеразвивающей направленности исходя из расчета площади групповой (игровой) комнаты для ясельного возраста (1-3 года) – не менее 2, 5 м.кв., для дошкольного возраста (от 3-х до 7-ми дет) – не менее 2, 0 м.кв. также является обоснованным и подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст.196 ГПК РФ, дело рассмотрено судом в пределах заявленных исковых требований: предмета и основания.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Возложить на муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад №411» г.Перми обязанность по устранению нарушений санитарных требований, а именно в срок до 31.08.2020:
- определить количество детей во вновь комплектующихся группах дошкольной образовательной организации общеразвивающей направленности исходя из расчета площади групповой (игровой) комнаты для ясельного возраста (1-3 года) – не менее 2, 5 кв.м., для дошкольного возраста (от 3-х до 7-ми лет) – не менее 2, 0 кв.м. на одного ребенка, в соответствии с требованиями п. 1.9 СанПиН 2.4.1.3049-13;
- обеспечить въезды и входы на территорию дошкольной образовательной организации, проезды, дорожки к хозяйственным постройкам, к контейнерной площадке асфальтом, бетоном или другим твердым покрытием без трещин, расколов, неровностей в соответствии с п.3.21 СанПиН 2.4.1.3049-13;
- обеспечить установку на групповых площадках групп № (ясельного возраста) №, 4, 13, 2, 3, 6, 7, 12 (дошкольного возраста) для защиты от солнца и осадков теневых навесов площадью из расчета не менее 1 кв.м. на одного ребенка в соответствии с п.3.9 СанПиН 2.4.1.3049-13;
- предусмотреть в раздевальных (или в отдельных помещениях) условия для сушки верхней одежды и обуви детей всех групп в соответствии с п.4.13, п.6.2 СанПиН 2.4.1.3049-13.
Возложить на Департамент образования администрации г.Перми обязанность выделить муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Центр развития ребенка - детский сад №411» г.Перми денежные средства для проведения мероприятий по устранению вышеуказанных нарушений санитарного законодательства, а именно: на обеспечение въездов и входов на территорию дошкольной образовательной организации, проездов, дорожек к хозяйственным постройкам, к контейнерной площадке асфальтом, бетоном или другим твердым покрытием без трещин, расколов, неровностей в соответствии с п.3.21 СанПиН 2.4.1.3049-13; на установку на групповых площадках групп № (ясельного возраста) № (дошкольного возраста) для защиты от солнца и осадков теневых навесов площадью из расчета не менее 1 кв.м. на одного ребенка в соответствии с п.3.9 СанПиН 2.4.1.3049-13; на создание условий в раздевальных (или в отдельных помещениях) для сушки верхней одежды и обуви детей всех групп в соответствии с п.4.13, п.6.2 СанПиН 2.4.1.3049-13.
Возложить на Департамент образования администрации г.Перми обязанность определить количество детей во вновь комплектующихся группах дошкольной образовательной организации общеразвивающей направленности исходя из расчета площади групповой (игровой) комнаты для ясельного возраста (1-3 года) – не менее 2, 5 кв.м., для дошкольного возраста (от 3-х до 7-ми лет) – не менее 2, 0 кв.м. на одного ребенка, в соответствии с требованиями п. 1.9 СанПиН 2.4.1.3049-13.
В удовлетворении требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю к муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Центр развития ребенка - детский сад №411» г.Перми в оставшейся части отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий – И.П.Рожкова