Дело №2-4252/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
4 мая 2018 года город Казань
Советский районный суд города Казани в составе
председательствующего судьи А.А. Ахметгараева
при секретаре судебного заседания Е.Н. Яркиной
с участием: истца Д.Ш. Валеевой, представителя ответчика А.К. Саттаровой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Валеевой Д.Ш. к обществу с ограниченной ответственностью «ФОН» о признании предварительного договора купли-продажи жилого помещения договором долевого участия в строительстве жилья,
УСТАНОВИЛ:
Валеева Д.Ш. (далее также – истец) обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Фон» (далее также - ответчик) о признании предварительного договора жилого помещения договором долевого участия в строительстве, в обоснование требований, указав, что 21 сентября 2011 года между обществом с ограниченной ответственностью «Фон» и Валеевой Д.Ш. был заключен предварительный договор купли-продажи жилого помещения № <номер изъят>, согласно условиям которого, ответчик взял на себя обязательство передать в собственность Валеевой Д.Ш. в срок до 1 июля 2014 года жилое помещение в 9-18 этажном кирпичном, кирпично-монолитном жилом доме по улице <адрес изъят> (<номер изъят> дом), однокомнатную квартиру № <номер изъят> на 7 этаже, общей площадью 45,55 кв.м., жилой площадью 19,69 кв.м., а истец обязалась за указанную квартиру оплатить стоимость, согласно пункту 2.2.1 договора в размере 1 320 950 рублей. Валеева Д.Ш. принятые на себя обязательства по оплате приобретаемой квартиры исполнила в полном объеме. Однако до настоящего времени общество с ограниченной ответственностью «Фон» свои обязательства не исполнило. На основании изложенного истец просит признать предварительный договор купли-продажи жилого помещения № <номер изъят> от 21 сентября 2011 года, заключенный между обществом с ограниченной ответственностью «Фон» и Валеевой Д.Ш. договором участия в долевом строительстве.
Истец в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ответчика исковые требования не признала.
Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
На основании статьи 429 Гражданского кодекса Российской Федерации по предварительному договору стороны обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором. Предварительный договор заключается в форме, установленной для основного договора, а если форма основного договора не установлена, то в письменной форме. Несоблюдение правил о форме предварительного договора влечет его ничтожность. Предварительный договор должен содержать условия, позволяющие установить предмет, а также условия основного договора, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение при заключении предварительного договора. В предварительном договоре указывается срок, в который стороны обязуются заключить основной договор. Если такой срок в предварительном договоре не определен, основной договор подлежит заключению в течение года с момента заключения предварительного договора.
Из материалов дела следует, что 21 сентября 2011 года между обществом с ограниченной ответственностью «Фон» и Валеевой Д.Ш. был заключен предварительный договор купли-продажи жилого помещения № <номер изъят>.
Истец принятые на себя обязательства по оплате приобретаемой квартиры исполнила в полном объеме.
Согласно условиям договора стороны должны заключить основной договор купли-продажи не позднее <дата изъята>.
Предметом договора № <номер изъят> выступает жилое помещение в 9-18 этажном кирпичном, кирпично-монолитном жилом доме по <адрес изъят> (<номер изъят> дом), однокомнатная квартира № <номер изъят> на 7 этаже, общей площадью 45,55 кв.м., жилой площадью 19,69 кв.м.
Цена указанного объекта недвижимости установлена пунктом 2.2.1 договора в размере 1 320 950 рублей.
Согласно статье 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нём слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путём сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом. Если правила, содержащиеся в части первой названной статьи, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи делового оборота, последующее поведение сторон.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» указанный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также устанавливает гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» по договору участия в долевом строительстве одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.
В пункте 4 указанной статьи закреплено, что договор участия в долевом строительстве должен содержать, в том числе, определение подлежащего передаче конкретного объекта долевого строительства в соответствии с проектной документацией застройщиком после получения им разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости; срок передачи застройщиком объекта долевого строительства участнику долевого строительства; цену договора, сроки и порядок её уплаты, гарантийный срок на объект долевого строительства, способы обеспечения исполнения застройщиком обязательств по договору.
До настоящего времени основной договор не заключен, дом в эксплуатацию не введен, объект в собственность истцу не передан.
Из существа предварительного договора купли-продажи жилого помещения № <номер изъят>182 от 21 сентября 2011 года и сложившихся отношений сторон следует, что фактически между сторонами сложились правоотношения, связанные с долевым участием в строительстве жилья. Данный вывод, в частности, следует из совокупного толкования условий пунктов договора, согласно которым заключение основного договора купли-продажи связано с обязательным одновременным подписанием акта приёма-передачи квартиры, причём договором установлен срок подписания основного договора и передачи квартиры истцу. Кроме того, положения пункта 2.3.1 договора, указывают на то, что оплата квартиры должна быть произведена уже в силу условий предварительного договора и задолго до подписания основного договора.
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», застройщиком является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющее в собственности или на праве аренды, на праве субаренды либо в предусмотренных Федеральным законом «О содействии развитию жилищного строительства» случаях направе безвозмездного срочного пользования земельный участок и привлекающее денежные средства участников долевого строительства в соответствии с данным Федеральным законом для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основании полученного разрешения на строительство.
Общество с ограниченной ответственностью «ФОН» является строительной организацией и осуществляет строительство жилых домов, в том числе и строительство жилого комплекса по улице <адрес изъят>, в состав которого должен входить дом <номер изъят>.
Следовательно, предварительный договор <номер изъят> от 21 сентября 2011 года, заключенный между Валеевой Д.Ш. и обществом с ограниченной ответственностью «ФОН», по своим условиям, включённым в его содержание, позволяет квалифицировать их, как договор участия в долевом строительстве.
С учётом изложенного, суд приходит к выводу о том, что исковые требования истца к обществу с ограниченной ответственностью «ФОН» о признании предварительного договора купли-продажи помещения № <номер изъят> от 21 сентября 2011 года договором участия в долевом строительстве подлежащим государственной регистрации обоснованы и подлежат удовлетворению.
В силу части 1 статьи 88 и части 1 статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, состоящие из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
При обращении в суд истец уплатила государственную пошлину в соответствии с требованиями законодательства о налогах и сборах, в сумме 300 рублей, которые подлежат возврату в пользу истца с ответчика ООО «ФОН».
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Признать предварительный договор купли-продажи жилого помещения № <номер изъят> в отношении однокомнатной квартиры № <номер изъят>, общей площадью по проекту 45,55 кв.м. на 7 этаже в секции 3 блок А жилого комплекса, расположенного по адресу <адрес изъят> от 21 сентября 2011 года, заключенный между истцом Валеевой Д.Ш. и обществом с ограниченной ответственностью «ФОН», договором участия в долевом строительстве, подлежащим государственной регистрации, подлежащим государственной регистрации.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «ФОН» в пользу Валеевой Д.Ш. возврат государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия решения в через Советский районный суд города Казани.
Судья А.А. Ахметгараев
Мотивированное решение изготовлено 7 мая 2018 года, судья