дело № 2-5028/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 ноября 2021 года г. Комсомольск-на-Амуре
Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре в составе:
председательствующего судьи –Сахновской О.Ю.,
при секретаре судебного заседания –Лисовской Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ешкова К. А., Криницина Л. Н. к КГКУ «Центр социальной поддержки населения по городу Комсомольску-на-Амуре» о продлении срока для подачи заявления на выплату на приобретение жилого помещения гражданину, включенному в Список граждан,
имеющих право на предоставление меры социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств для приобретения или строительства жилых помещений гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО, Криницин Л.Н. обратились в суд с иском к КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре» о продлении срока для подачи заявления на выплату на приобретение жилого помещения гражданину, включенному в Список граждан, имеющих право на предоставление меры социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств для приобретения или строительства жилых помещений гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации.
В обоснование иска указали, что в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле-августе 2019 года на территории (адрес), дом оказался затопленным. Согласно заключению (№) от (дата) межведомственной комиссии по оценке соответствии индивидуальных жилых домов, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации вызванной паводком 2019 года, были выявлены основания для признания жилого дом, расположенного по адресу (адрес), непригодным для проживания. На основании указанного заключения было вынесено Постановление Администрации г. Комсомольска-на-Амуре от (дата) (№)-па о признании жилого помещения непригодным для проживания. Истцы обратились к ответчику с заявлением на включение в список семей и граждан РФ, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайные ситуаций природного и техногенного характера на территории (адрес) в период с июля по сентябрь 2019 года. (дата) истцы были включены в указанный список. Истцами было получено уведомление № (№) о праве на получение выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
В соответствии с п. п. 3.1, 3.2 Постановления Правительства Хабаровского края от 26.10.2019 № 440-пр "О предоставлении мер социальной поддержки гражданам, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле - августе 2019 г. на территории (адрес)" граждане имеют право приобрести жилое помещение не только в пределах средств выплаты, но и с использованием собственных и (или) кредитных (заемных) средств. Подбор жилого помещения в целях его приобретения осуществляется гражданами самостоятельно. Для получения выплаты граждане в срок не позднее (дата) представляют в учреждение документы, подтверждающие приобретение жилого помещения или участие в долевом строительстве, реализовать свое право истцы не успели по причине позднего получения уведомления, уже после (дата) и невозможности подбора подходящего жилья. В связи с чем, истцы просят суд продлить срок для обращения с заявлением о предоставлении денежных средств на строительство или приобретения другого жилого помещения взамен утраченного, обратить решение суда к немедленному исполнению.
В судебном заседании истец Ешков К.А. настаивал на исковых требованиях, дал пояснения, соответствующие изложенному выше. Дополнительно пояснил, что по решению суда от (дата) только в июле 2021года истцы были включены в Список семей и граждан, имеющих право на предоставление меры социальной поддержки в виде предоставления выплаты на приобретение или строительства жилья, при этом ими были заключены два договора купли-продажи жилых помещение от (дата)-по (адрес) и от (дата) по (адрес). Однако, денежные средства продавцам жилого помещения не были перечислены в виду пропуска срока для обращения к ответчику с заявлением о перечислении денежных средств. Просил удовлетворить исковые требования.
Истец Криницин Л.Н. в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещен надлежаще, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. В соответчики со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие истца.
В судебное заседание представитель ответчика КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре» не явился, о дне рассмотрения дела извещен надлежаще, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствии представителя ответчика.
Представитель 3-его лица- Министерства социальной защиты населения по Хабаровскому краю в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя 3-его лица.
В письменных возражениях представитель Министерства социальной защиты населения по (адрес) ФИО, действующая на основании доверенности, указала, что Министерство считает требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с постановлением (адрес) от (дата) (№)-пр, получившие уведомление о праве на получение выплаты граждане должны представить в учреждение документы, подтверждающие приобретение жилого помещения по договору купли- продажи, в срок не позднее (дата). В срок до (дата) истцы в учреждение документы, подтверждающие приобретение жилого помещения по договору купли-продажи, не представили, жилое помещение не приобрели. В случае непредставления (представления не в полном объеме) документов, указанных в пункте 3.2 Порядка, учреждение выносит решение об отказе в перечислении выплаты (пункт 3.5 Порядка). Продление установленного пунктом 3.2 Порядка срока представления документов не предусмотрено. Конституционный суд Российской Федерации неоднократно указывал, что право на получение мер государственной поддержки при ЧС непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, в связи с чем введение, отмена, изменение порядка и условий предоставления мер социальной поддержки, круга получателей, а также определения сроков обращения за получением мер государственной поддержки относится к полномочиям законодателя и зависит от ряда социально-экономических факторов, в том числе от имеющихся у государства финансовых возможностей. Исходя из конституционного принципа разделения властей суд не вправе вмешиваться в деятельность исполнительных органов государственной власти (а также подведомственных им учреждений), в том числе нормо-творческую, подменять их компетенцию, обязывать их принимать или изменять нормы права, предписывать им совершать те или иные действия, принимать какие-либо решения, в том числе принимать решение о продлении срока на подачу заявления (Определение Верховного Суда Российской Федерации от (дата) № КАС10-108). Установление расходных обязательств (адрес) на 2021 год не отнесено к компетенции суда, поэтому удовлетворение искового заявления будет являться выходом за пределы компетенции суда и нарушением бюджетного законодательства.
Представитель 3-его лица- Правительства Хабаровского края в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя 3-его лица.
В письменных возражениях представитель ФИО, действующая на основании доверенности, просила отказать в удовлетворении исковых требований. Защите подлежит только нарушенное или оспоренное материальное право, а избираемый истцом способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям нарушения и обеспечивать восстановление нарушенного права. В требованиях истцы не просят признать какие-либо действия (бездействие) Учреждения незаконными и произвести выплату на приобретенное ими жилое помещение, а требуют продлить срок, установленный п. 3.2 Порядка, при этом не ограничивая такое продление никаким промежутком времени. Содержание искового заявления не свидетельствует о наличии нарушений со стороны Учреждения законных прав и интересов истцов. Само существование нормы права с предельными сроками для получения выплаты не может нарушать права истцов. В результате заявленных исковых требований материальное право истцов в виде денежной выплаты за утраченное жилое помещение восстановлено не будет. Неверно выбранный способ защиты является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований. Кроме того, требования, заявленные истцами, не отвечают критерию определенности. Правовых оснований для признания права неограниченного определенным промежутком времени у суда не имеется, принятое решение не будет отвечать изложенным выше требованиям.
Выслушав пояснения истца Ешкова К.А., изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, на основании договора социального найма истцы занимали (адрес).
Распоряжением (адрес) (№)-рп от (дата) в связи выпадением обильных осадков и подъемов уровней воды на реках (адрес) на территории (адрес), в том числе, в границах городского округа «(адрес)» введен режим чрезвычайной ситуации регионального характера.
Постановлением администрации г.Комсомольска-на-Амуре (адрес) (№)-па от (дата) на территории муниципального образования городского округа «(адрес)» введен режим ЧС.
Постановлением администрации г.Комсомольска-на-Амуре от 23.08.2019 №1826-п «Об определении границ зоны чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования городского округа «(адрес)» определены границы зоны чрезвычайной ситуации на территории городского округа «(адрес)».
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспаривались сторонами в ходе судебного разбирательства.
В соответствии с ч. 2 ст. 29 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу, в следствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 ст. 18 названного Федерального закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Заключением городской межведомственной комиссии для оценки жилых помещений и жилищного фонда РФ многоквартирных домов, находящихся в федерального собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда (№) от (дата) принято решение о выявлении оснований для признания дома, расположенного по адресу: (адрес), аварийным и подлежащим сносу.Постановлением администрации г.Комсомольска-на-Амуре (№)-па от (дата) многоквартирный дом, расположенный по адресу: г.Комсомольск-на-Амуре (адрес) корпус 2, признан аварийным и подлежащим сносу.
Согласно распоряжению администрации г.Комсомольска-на-Амуре (№)-ра от (дата) «Об организации выселения граждан в связи с признанием многоквартирного жилого (адрес) аварийным и подлежащим сносу», в соответствии со статьями 85, 86, 87, 89 Жилищного Кодекса РФ, руководствуясь постановлением (адрес) от (дата) (№)-пр «О предоставлении мер социальной поддержки гражданам, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле – августе 2019 года на территории (адрес)», на основании заключения городской межведомственной комиссии об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом от (дата) (№), Управлению жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации г.Комсомольска-на-Амуре подготовить списки лиц, выселяемых их жилых помещений (адрес) корпус 2 по (адрес) в г.Комсомольске-на-Амуре, и передать списки в КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре».
На основании решения Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от (дата) истцы обратились в КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре» с заявлением о включении их в список семей и граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки в форме предоставления денежных средств на приобретение жилья взамен утраченного.
Уведомлением № (№) от (дата) удостоверено право истцов на получение выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Порядок получения субъектами Российской Федерации средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации на социальную поддержку граждан, жилье которых утрачено или повреждено из-за чрезвычайных ситуаций, установлен Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденными постановление Правительства Российской Федерации от 16.10.2020 № 1327.
Трансферты предоставляются из резервного фонда Правительства Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных сводной бюджетной росписью федерального бюджета и доведенных в установленном порядке до Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации мероприятий.
Цели предоставления трансфертов определены п. 5 указанных Правил № 1327, к которым, в том числе, относится цель предоставление выплат гражданам, являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками поврежденных жилых помещений и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в собственности этих граждан.
В соответствии с п. 17 данных Правил перечисление трансфертов субъектам Российской Федерации со счетов, открытых территориальными органами Федерального казначейства, осуществляется при условии предоставления субъектами Российской Федерации в территориальный орган Федерального казначейства утвержденных высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации по согласованию с территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии списков граждан, указанных в пп. "г" п. 6 данных Правил № 1327, по форме.
Территориальные органы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии согласовывают списки граждан, указанные в п. 17 Правил № 1327, в части подтверждения наличия у граждан права собственности на утраченные жилые помещения и поврежденные жилые помещения, а также отсутствия у граждан в собственности иных жилых помещений или доли в праве общей собственности на иные жилые помещения.
В целях реализации Правил № 1327 постановлением Правительства Хабаровского края от 26.10.2019 № 440-пр утвержден Порядок предоставления выплат на приобретение или строительство жилых помещений гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайно ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле-августе 2019 года на территории Хабаровского края.
В соответствии с пп. «а» п. 1.2 указанного Порядка право на получение мер поддержки имеют граждане РФ, являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.
В соответствии с п. 2.1 Порядка для получения меры поддержки граждане, указанные в п. 1.2 раздела 1 настоящего Порядка, не позднее 01.10.2020 подают заявление в краевые государственные казенные учреждения - центры социальной поддержки населения по месту нахождения утраченного жилого помещения с указанием вида выплаты.
В соответствии с п. п. 3.1, 3.2 Постановления Правительства Хабаровского края от 26.10.2019 № 440-пр "О предоставлении мер социальной поддержки гражданам, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле - августе 2019 г. на территории Хабаровского края" граждане имеют право приобрести жилое помещение не только в пределах средств выплаты, но и с использованием собственных и (или) кредитных (заемных) средств. Подбор жилого помещения в целях его приобретения осуществляется гражданами самостоятельно. Для получения выплаты граждане в срок не позднее (дата) представляют в учреждение документы, подтверждающие приобретение жилого помещения или участие в долевом строительстве.
В ходе судебного разбирательства установлено, что истцы Ешков К.А., Криницин Л.Н. относятся к категории граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайно ситуаций, вызванной паводком в июле-сентябре 2019 года, о чем свидетельствует выданное истцам уведомление (дата).
(дата) истцами заключен договор купли-продажи, согласно которому в их собственность, по 1\2 доли каждому приобретена квартира по (адрес). Согласно пункту 5 договора, после перехода права собственности на имя покупателя, в течение 3х рабочих дней покупатель обязуется подать заявление в КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре» для перечисления денежных средств на счет продавца. При этом, в пользу продавцов ФИО и ФИО установлено обременение в силу закона.
Также на основании договора купли-продажи от (дата) в собственность истцов, по 1\2 каждому перешла квартира по (адрес). Согласно пункту 6 договора покупатель обязуется уплатить продавцу за счет средств выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с Порядком предоставления выплат на приобретение или строительство жилых помещений гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайно ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле-августе 2019 года на территории (адрес), утв. Постановлением (адрес) от (дата) (№)-пр, на основании уведомления № (№) от (дата), выданного КГКУ «Центр социальной поддержки населения по городу Комсомольску-на-Амуре».
До настоящего времени выплата денежных средств по договорам купли-продажи продавцам квартир не произведена, в виду окончания срока представления истцами документов, подтверждающих приобретение жилого помещения или участие в долевом строительстве, ответчику.
Учитывая то, что жилой дом по (адрес) был признан аварийным и подлежащим сносу только (дата), принимая во внимание то, что истцами в указанный период принимались меры для реализации права на получение вышеуказанной меры социальной поддержки, при этом, срок для обращения за получением выплаты пропущен незначительно, при этом, само по себе право истцов на получение вышеуказанной меры социальной поддержки ответчиком в ходе судебного разбирательства не оспаривалось, суд приходит к выводу, что срок обращения с заявлением для получения меры социальной поддержки (денежной выплаты), а именно: срок для подачи заявления на перечисление денежных средств (выплату) на приобретение жилого помещения в соответствии с п.п.3.2-3.2 Порядка утв. Постановлением Правительства Хабаровского края от 26.10.2019 № 440-пр, подлежит продлению.
В соответствии со ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, в частности, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
С учетом социальной значимости данного вопроса, окончания сроков принятия заявлений от граждан на предоставлении им мер социальной поддержки (на перечисление денежных средств (выплату) на приобретение жилого помещения в соответствии с п.п.3.2-3.2 Порядка), суд считает возможным допустить немедленное исполнение решения суда, поскольку замедление его исполнения может привести к нарушению прав истцов.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░ ░. ░. – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░) ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░.░.3.2-3.2 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ - ░░░░░░░ 2019 ░. ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░. ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 26.10.2019 № 440-░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░-░░-░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░