Дело № 2а-534/2021
УИД 26RS0035-01-2021-000407-42
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Михайловск 11 марта 2021 года
Шпаковский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Степанова Б.Б.,
при секретаре Дмитриенко Л. Ю.,
с участием:
административный истец Дорошенко В. В.,
представителя административного истца Дорошенко В. В. по доверенности Гриценко А. В.,
представителя административного ответчика администрации Шпаковского муниципального округа СК по доверенности Перетрухиной О. Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Дорошенко Владимира Владимировича к комитету по градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Шпаковского муниципального округа СК о признании незаконным отказа в предоставлении муниципальной услуги,
УСТАНОВИЛ:
Дорошенко В. В. обратился в Шпаковский районный суд с административным иском к комитету по градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Шпаковского муниципального округа СК о признании незаконным отказа в предоставлении муниципальной услуги.
В обоснование своего административного искового заявления указал, что Дорошенко Владимир Владимирович является арендатором объекта недвижимости: земельного участка из земель населённых пунктов под базу отдыха, кадастровый номер №, общей площадью № кв. м, расположенного по адресу: <адрес> (основание - договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, договор переуступки права аренды от ДД.ММ.ГГГГ). Дорошенко В.В. обратился в комитет имущественных и земельных отношений администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края с заявлением о заключении договора аренды указанного земельного участка на новый срок. Заявление было направлено ДД.ММ.ГГГГ по почте заказным письмом. Основанием для подачи заявления о заключении договора на новый срок являются положения п. 4 ст. 39.6 ЗК РФ (пп. 32 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ), а также условия заключённого договора аренды земельного участка. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ за исх. № в соответствии с п. 3 ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации заявление Комитетом возвращено, поскольку к заявлению Дорошенко В.В. не были приложены документы, предоставляемые в соответствии с п. 2 указанной статьи. При этом в письме было указано, что Дорошенко В.В. не приложил копию паспорта. Возврат Комитетом заявления Дорошенко В.В. является незаконным. Пунктом 2 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации установлен перечень документов, которые должны быть приложены к заявлению о предоставлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. В указанном перечне документов копия паспорта заявителя не указана. Таким образом, возврат заявления Дорошенко В.В. по тому основанию, что к заявлению не приложена копия паспорта является незаконным. Дорошенко В.В. повторно обращается с заявлением к Первому заместителю главы Шпаковского муниципального района <адрес> с заявлением о предоставлении земельного участка из земель населённых пунктов под базу отдыха, кадастровый №, общей площадью № кв. м, расположенного по адресу: <адрес> в аренду на новый срок по основаниям установленным п. 4 ст. 39.6 (пп. 32 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ) без проведения торгов. Заявление подано лично Дорошенко В.В. с регистрацией в канцелярии администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края. К заявлению приложены копия договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, копия договора переуступки права от ДД.ММ.ГГГГ. Требования, установленные ст. 39.17 ЗК РФ Дорошенко В.В. выполнены в полном объёме. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ за исх. № Комитет сообщил, что к заявлению Дорошенко В.В. не приложены документы, установленные пунктом 18 Административного регламента № от ДД.ММ.ГГГГ. При этом в письме было указано, что Дорошенко В.В. не приложил копию документа удостоверяющего личность (копию паспорта), а также что в представленных Дорошенко В.В. документах отсутствуют основания для заключения договора аренды. Отказ Комитета в предоставлении Дорошенко В.В. земельного участка в аренду на новый срок является незаконным. Пунктом 2 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации установлен перечень документов, которые должны быть приложены к заявлению о предоставлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. В указанном перечне документов копия паспорта заявителя не указана, следовательно требование Комитета о предоставлении копии паспорта не основано на законе. Согласно статье 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в случае отказа в предоставлении земельного участка, в решении должны быть указаны все основания отказа. В нарушение указанного требования Комитет не указал основания отказа предоставления земельного участка. Таким образом, отказ комитета имущественных и земельных отношений администрации Шпаковского муниципального района <адрес> в предоставлении Дорошенко В.В. земельного участка из земель населённых пунктов под базу отдыха, кадастровый №, общей площадью № кв. м, расположенного по адресу: <адрес> в аренду на новый срок является незаконным.
На основании изложенного просит суд:
В целях устранения нарушений прав и законных интересов Дорошенко Владимира Владимировича, признать отказы в предоставлении Дорошенко Владимиру Владимировичу земельного участка из земель населённых пунктов под базу отдыха, кадастровый номер №, общей площадью № кв. м, расположенного по адресу: <адрес> в аренду на новый срок, выраженный в письме комитета имущественных и земельных отношений администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ за исх. №, а также в письме комитета имущественных и земельных отношений администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ за исх. № незаконным.
Обязать комитет имущественных и земельных отношений администрации Шпаковского муниципального района <адрес> предоставить Дорошенко Владимиру Владимировичу земельный участок из земель населённых пунктов под базу отдыха, кадастровый №, общей площадью № кв. м, расположенного по адресу: <адрес> в аренду на новый срок.
Административный истец Дорошенко В. В., в судебном заседание административный иск поддержал, просил суд удовлетворить требования в полном объеме.
Представитель административного истца Дорошенко В. В. по доверенности Гриценко А. В., в судебном заседании поддержал административные исковые требования Дорошенко В. В., просил суд удовлетворить их в полном объеме.
Представитель административного ответчика - комитета по градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края по доверенности Перетрухина О. Н., в судебном заседании просила в удовлетворении требований Дорошенко В. В. отказать.
Представитель заинтересованного лица администрации Шпаковского муниципального округа СК, в судебное заседание не явился, о дате и времени проведения судебного заседания извещен надлежащим образом.
В соответствии с положениями ст. 150 КАС РФ суд приходит к выводу о возможности начать и окончить рассмотрение дела в отсутствие неявившихся в судебное заседание участников по делу, уведомленных надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела, по имеющимся в деле материалам.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации, гарантируя каждому право на судебную защиту его прав и свобод, непосредственно не устанавливает какой-либо определенный порядок реализации данного права и не предполагает возможность для гражданина по собственному усмотрению выбирать способ и процедуру судебного оспаривания. В соответствии со статьей 71 (пункт "о") Конституции Российской Федерации они определяются федеральными законами, в том числе Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 59 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Суд учитывает, что правосудие по административным делам в соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (ч. 1 ст. 14), а суд осуществляет руководство процессом, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность (ч. 2 ст.12).
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно подп. 3 п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.
Судом установлено и следует из материалов дела, что между администрацией <адрес> и Аненковым М. В. заключен договор аренды земельного участка находящегося в государственной собственности № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка с КН: №, площадью № кв.м., расположенного по адресу: <адрес> сроком на 10 лет (сДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ между Аненковым М. В. и Дорошенко В. В. заключен договор переуступки права аренды вышеуказанного земельного участка земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ Дорошенко В. В. обратился с заявлением в комитет имущественных и земельных отношений администрации Шпаковского муниципального района СК о заключении договора аренды в отношении спорного земельного участка на новый срок.
Согласно ответу КИЗО администрации Шпаковского муниципального района СК № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что заявление Дорошенко В. В. возвращено, поскольку к заявлению не приложены документы, в соответствии с п. 2 ст. 39.17 ЗК РФ, а именно копии документа удостоверяющего личность.
ДД.ММ.ГГГГ Дорошенко В. В. обратился с заявлением в комитет имущественных и земельных отношений администрации Шпаковского муниципального района СК о заключении договора аренды в отношении спорного земельного участка на новый срок. К заявлению приложил копию договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, копию договора переуступки права от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ответу КИЗО администрации Шпаковского муниципального района СК № от ДД.ММ.ГГГГ следует что, лицо, являющееся арендатором земельного участка, имеет право на заключении нового договора аренды такого земельного участка при наличии в совокупности условий указанных в п. 3 ст. 39.6 ЗК РФ. Согласно п. 18 административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, или государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов» от ДД.ММ.ГГГГ №, установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами РФ и нормативными правовыми актами Ставропольского края, муниципальными правовыми актами администрации Шпаковского муниципального района СК для предоставления муниципальной услуги. В представленных документах отсутствуют основания для заключения договора аренды в отношении спорного земельного участка, а также отсутствует документ удостоверяющий личность (копия паспорта).
В соответствии с п. 3 ст. 129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
Согласно п. 4 ст. 39.6 ЗК РФ, гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных в пункте 3 настоящей статьи случаях при наличии в совокупности следующих условий:
1) заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка;
2) исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, не обладает иное лицо;
3) ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 настоящего Кодекса;
4) на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные подпунктами 1 - 30 пункта 2 настоящей статьи основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
Согласно подпункту 10 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ без проведения торгов осуществляется предоставление в аренду земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи.
В силу пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений.
Согласно пп. 1 ч. 1 ст. 39.17. Земельного кодекса РФ в заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указываются фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина).
Перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержден приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № (зарегистрирован в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ N №).
Пунктом 2 Перечня установлено, что в случае направления заявления о приобретении прав на земельный участок посредством почтовой связи на бумажном носителе к такому заявлению прилагается копия документа, подтверждающего личность заявителя.
Приказом Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ N № "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов" (Зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ N №), утвержден перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, согласно приложению.
Установить, что лицо, подающее заявление о приобретении прав на земельный участок, предъявляет документ, подтверждающий личность заявителя, а в случае обращения представителя юридического или физического лица - документ, подтверждающий полномочия представителя юридического или физического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации, копия которого заверяется должностным лицом органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, принимающим заявление, и приобщается к поданному заявлению.
В случае направления заявления о приобретении прав на земельный участок посредством почтовой связи на бумажном носителе к такому заявлению прилагается копия документа, подтверждающего личность заявителя, а в случае направления такого заявления представителем юридического или физического лица - копия документа, подтверждающего полномочия представителя юридического или физического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 данный документ вступает в силу со дня вступления в силу Приказа Минэкономразвития России о признании утратившим силу Приказа Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N №. Данный приказ утрачивает силу в связи с изданием Приказа Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N №, вступающего в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru - ДД.ММ.ГГГГ).
Материалами дела подтверждено, что в заявлении Дорошенко В. В. с просьбой о заключении договора аренды спорного земельного участка на новый срок не указаны реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя, копия данного документа к заявлению не приложена.
В силу п. 3. ст. 39.17 ЗК РФ в течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.
Из содержания ответа КИЗО администрации Шпаковского муниципального района СК № от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что Дорошенко В. В. отказано в рассмотрении вопроса на основании того, что к заявлению не приложены документы, в соответствии с п. 2 ст. 39.17 ЗК РФ, а именно копии документа удостоверяющего личность.
Данные требования также установлены и регламентами Муниципального образования, а именно административным регламентом предоставления администрацией Шпаковского муниципального района СК муниципальной услуги «Предоставление земельный участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственного на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов» утвержденным распоряжением КИЗО администрации Шпаковского муниципального района СК № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 18 указанного регламента установлен перечень документов необходимых для предоставления муниципальной услуги:
- заявление о предоставлении услуги;
- документ, удостоверяющий личность заявителя или представителя заявителя;
- документы, подтверждающие право;
- документ, подтверждающий полномочия представителя.
Таким образом, Дорошенко В. В. после получения ответа на его заявление о заключении договора аренды испрашиваемого земельного участка стало известно об отказе в рассмотрении вопроса, изложенного в обращении, в связи с отсутствием копии документа, удостоверяющего личность заявителя, что не лишало его права вновь обратиться с данным заявлением в Администрацию Шпаковского района СК после устранения недостатка указанного ответчиком.
Между тем Дорошенко В. В. обратился повторно с заявлением к ответчику, в котором так же указанные недостатки не устранил, не приложив документа, удостоверяющего личность заявителя. Доказательства обратного истцом не представлено.
Ему было разъяснено что, лицо, являющееся арендатором земельного участка, имеет право на заключении нового договора аренды такого земельного участка при наличии в совокупности условий указанных в п. 3 ст. 39.6 ЗК РФ, а также повторно обращено внимание на то, что Дорошенко В. В. не предоставил документ удостоверяющий личность, наличие которого предусмотрено п. 18 административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, или государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов» от ДД.ММ.ГГГГ №.
Следовательно, письмо КИЗО администрации Шпаковского муниципального района СК № от ДД.ММ.ГГГГ и письмо № от ДД.ММ.ГГГГ нельзя расценивать как отказ ответчика в заключении договора аренды земельного участка, поскольку из текста ответов усматривается, что заявление о предоставлении в аренду земельного участка возвращено как не отвечающее требованиям закона.
При таких обстоятельствах, суд, проанализировав вышеприведенные положения закона и установленные обстоятельства, оценив представленные доказательства, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного иска, поскольку оспариваемый административным истцом отказ, не противоречит требованиям закона, в связи с чем, права административного истца не нарушает.
На основании изложенного суд считает необходимым отказать в удовлетворении требований административного истца Дорошенко В. В. к администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края о признании незаконным отказа в предоставлении муниципальной услуги.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявления Дорошенко Владимира Владимировича к комитету по градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Шпаковского муниципального округа СК о признании незаконным отказа в предоставлении муниципальной услуги, - отказать в полном объеме.
В признании отказов в предоставлении Дорошенко Владимиру Владимировичу земельного участка из земель населённых пунктов под базу отдыха, кадастровый номер №, общей площадью № кв. м, расположенного по адресу: <адрес> в аренду на новый срок, выраженный в письме комитета имущественных и земельных отношений администрации Шпаковского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за исх. №, а также в письме комитета имущественных и земельных отношений администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ за исх. № незаконными, - отказать.
В обязании комитета имущественных и земельных отношений администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края предоставить Дорошенко Владимиру Владимировичу земельный участок из земель населённых пунктов под базу отдыха, кадастровый номер №, общей площадью № кв. м, расположенного по адресу: <адрес> в аренду на новый срок, - отказать.
Мотивированное решение изготовлено 22 марта 2021 года
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения через Шпаковский районный суд Ставропольского края.
Председательствующий судья Б.Б. Степанов