25 апреля 2019 года г. Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Нурмиева М.М.,
судей Калимуллина Р.Я., Никулиной О.В.,
при секретаре судебного заседания Мусиной А.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Калимуллина Р.Я. гражданское дело по апелляционной жалобе истцов Ахметзяновой Р.Г. и Костюк А.А. на решение Мамадышского районного суда Республики Татарстан от 04 февраля 2019 года, которым постановлено:
Р’ удовлетворении РёСЃРєР° Ахметзяновой Розалии Гениатовны, Костюк Александра Алексеевича Рє Рсполнительному комитету Мамадышского муниципального района Республики Татарстан, Министерству строительства, архитектуры Рё жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан РѕР± обязании выплатить целевую СЃСѓР±СЃРёРґРёСЋ согласно Федерального закона РѕС‚ 25 июля 1998 РіРѕРґР° «О жилищных СЃСѓР±СЃРёРґРёСЏС… гражданам, выезжающим РёР· районов Крайнего Севера Рё приравненных Рє РЅРёРј местностей» Рё компенсации морального вреда – отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения истцов Ахметзяновой Р.Г., Костюк А.А., поддержавших жалобу, и возражения представителя Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан – Мухамадиевой Ф.М., Судебная коллегия
РЈ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р Р› Рђ:
Ахметзянова Р .Р“. Рё Костюк Рђ.Рђ. обратились РІ СЃСѓРґ СЃ РёСЃРєРѕРј Рє Рсполнительному комитету Мамадышского муниципального района Республики Татарстан, Министерству строительства, архитектуры Рё жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан Рѕ возложении обязанности выплатить целевую СЃСѓР±СЃРёРґРёСЋ, ссылаясь РЅР° то, что Ахметзянова Р .Р“. проработала 20 лет РІ приравненных Рє районам Крайнего Севера местностях, РІ 1995 РіРѕРґСѓ РѕРЅР° сдала занимаемое жильё государству Рё СЃ семьёй РІ составе 4-С… человек переехала РІ Республику Татарстан. Р’ 2002 РіРѕРґСѓ РѕРЅР° обратилась РІ исполком Мамадышского района СЃ заявлением Рё документами РЅР° выплату целевой СЃСѓР±СЃРёРґРёРё РЅР° приобретение жилья, однако РІ 2006 РіРѕРґСѓ ответчики без её согласия перевели РёС… РЅР° получение жилищного сертификата согласно Постановлению Правительства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации в„– 153 РѕС‚ 21.03.2006, который РЅРµ подлежит применению РІ отношении истца, поскольку РѕРЅРё встали РЅР° учет РґРѕ 01.01.2005. Для предоставления данной СЃСѓР±СЃРёРґРёРё должны были соблюдаться следующие условия: трудовая деятельность РЅР° этот период должна быть РЅРµ менее 15 лет северного стажа, лица РЅРµ должны выезжать РёР· северных регионов РґРѕ 1992 РіРѕРґР° Рё иметь РІ собственности жилое помещение РЅР° территории Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации. Лица имели право РЅР° получение целевой СЃСѓР±СЃРёРґРёРё РёР· федерального бюджета РЅР° приобретение жилья без учёта денежных средств РЅР° выплату РїРѕ сертификату ежегодно выделяемой Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерацией РІ регион согласно Постановлению Правительства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации в„– 153 РѕС‚ 21.03.2006. После распада СССРвыезжающие РёР· районов Крайнего Севера лица продают СЃРІРѕС‘ жильё Рё ожидают выплаты РїРѕ сертификатам, Р° Российская Федерация РІ зависимости РѕС‚ северного стажа выплачивает определенный процент РЅР° улучшение жилищных условий. Рђ СЃСѓР±СЃРёРґРёСЏ, которую РѕРЅР° РїСЂРѕСЃРёС‚, выплачивается РІ зависимости РѕС‚ стоимости жилья Р·Р° РєРІ. Рј РІ регионах. Рстцы полагают, что данные Постановления Рё выплаты разные. Просили также взыскать 50000 СЂСѓР±. РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ компенсации морального вреда, ссылаясь РЅР° причинение РёРј действиями ответчика нравственных страданий.
Суд в иске отказал.
В апелляционной жалобе истцы Ахметзянова Р.Г. и Костюк А.А. просят отменить решение по мотиву его незаконности и необоснованности, неправильного применения норм материального права, неустановления по делу юридически значимых обстоятельств и неправильной оценки их доводов и представленных доказательств.
Судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" от 25.10.2002 № 125-ФЗ право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
РР· материалов дела следует, что Ахметзянова Р .Р“., имея стаж работы РІ районах Крайнего Севера Рё приравненных Рє РЅРёРј местностей продолжительностью более 15 лет, состоит РЅР° учете РІ качестве нуждающихся РІ улучшении жилищных условий СЃ 26.08.2002 СЃ составом семьи РёР· 4 человек.
09.02.2003 она обратилась в исполком с заявлением о включении её в состав граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий для приобретения (строительства) жилого помещения в г. Набережные Челны. Состав семьи: супруг – Костюк А.А., 1941 года рождения, дети – Ахметзянов Р.М., 1970 года рождения, Ахметзянова Л.В., 1986 года рождения.
РР· выданной администрацией РњРљ 131 «ЗБСМ» Казачинско-Ленинского района Рркутской области справки следует, что Ахметзянова Р .Р“. проработала РЅР° строительстве Байкало–Амурской Магистрали (БАМ) СЃ 1974 РіРѕРґР° РїРѕ 1994 РіРѕРґ, РїСЂРё выезде сдала квартиру размером 43,5 РєРІ. Рј, РІ которой имели регистрацию Рё проживали её РјСѓР¶ – Костюк Рђ.Рђ. Рё дети – Ахметзянов Р ., Ахметзянова Р›.
Таким образом, право Ахметзяновой Р.Г. состоять на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья по Мамадышскому муниципальному району Республики Татарстан подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиками.
В указанном списке Ахметзянова Р.Г. значится состоящей на учете под номером 3 с семьей в составе 2 человека.
На момент постановки истца на учет граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья, действовал Федеральный закон от 25.07.1998 № 131-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", устанавливавший условия предоставления, порядок получения и размер жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Статьей 4 данного Закона предусматривалось предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых находятся районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности.
В соответствии со статьей 8 данного Закона жилищные субсидии предоставлялись гражданам в безналичной форме путем перечисления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых находятся районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, соответствующих средств застройщикам (домовладельцам) в регионе вселения при наличии договоров о строительстве (приобретении) жилья.
Для заключения указанных договоров гражданам, имеющим право на получение жилищных субсидий, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых находятся районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в пределах ассигнований, утвержденных статьей 3 настоящего Федерального закона, выдавали соответствующие гарантийные письма с указанием в них общей площади приобретаемого жилья, состава семьи, а также размера предоставляемой гражданину жилищной субсидии.
Вышеуказанный Федеральный закон утратил силу с 01.01.2003 в связи с вступлением в силу Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", установившего право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий на приобретение или строительство жилья, подтверждаемое государственным жилищным сертификатом, и условия их предоставления гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Указанный Федеральный закон также предусмотрел сохранение права на жилищные субсидии за лицами, приобретшими такое право в соответствии с ранее действовавшим законодательством.
Размер жилищной субсидии определяется в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ и зависит от состава семьи гражданина, состоящего на учете, от норматива общей площади жилого помещения (33 кв. м для одиноких граждан, 42 кв. м на семью из двух человек, 18 кв. м - на каждого члена семьи при численности семьи три и более человека), определенного в установленном порядке норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации по состоянию на дату расчета жилищной субсидии, норматива предоставления жилищных субсидий в зависимости от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Данный Федеральный закон установил (статьи 7, 8), что средства федерального бюджета на указанные жилищные субсидии предусматриваются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, а распределение этих средств по субъектам Российской Федерации осуществляется в соответствии с методикой, разработанной Правительством Российской Федерации, и утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
На основании пункта 24 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством (утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153), в целях организации работы по выдаче сертификатов в планируемом году формируются списки граждан, подтвердивших свое участие в основном мероприятии в планируемом году. Для включения в такой список гражданин - участник основного мероприятия в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации), осуществляющий учет граждан, в которых находится его учетное дело, заявление об участии в основном мероприятии в планируемом году (в произвольной форме).
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Ахметзяновой Р.Г. и Костюк А.А. требований, поскольку Ахметзянова Р.Г. значится в списке граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 года, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья по Мамадышскому муниципальному району Республики Татарстан под номером 3 с семьей в составе из 2 человек. При этом Правилами выпуска и реализации жилищных сертификатов предусмотрено предоставление в орган местного самоуправления, осуществляющий учет граждан, заявления об участии в основном мероприятии в планируемом году в период с 01 января по 01 июля года, предшествующего планируемому, однако истцы в 2018 году с соответствующим заявлением в органы местного самоуправления не обращались.
Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства, дана надлежащая оценка собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановлено решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Апелляционная жалоба истцов Ахметзяновой Р.Г. и Костюк А.А. не содержит правовых оснований к отмене решения суда, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права, они в ходе судебного разбирательства исследовались, что нашло отражение в принятом по делу судебном постановлении.
При указанных обстоятельствах решение суда, постановленное в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения, - оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
Рћ Рџ Р Р• Р” Р• Р› Р Р› Рђ:
Решение Мамадышского районного суда Республики Татарстан от 04 февраля 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истцов Ахметзяновой Р.Г. и Костюк А.А. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
РЎСѓРґСЊРё