№ 12-113/2023
67RS0003-01-2023-004578-66
РЕШЕНИЕ
21 февраля 2024 г. г. Смоленск
Судья Смоленского областного суда Иванова О.А., при помощнике Жигаевой И.В., рассмотрев жалобу Вавилова Алексея Александровича на решение судьи Смоленского районного суда Смоленской области от 14 декабря 2023 г., которым постановлено:
«Постановление административной комиссии МО «Смоленский район» Смоленской области № 47 от 10 мая 2023 г. - оставить без изменения, жалобу Вавилова Алексея Александровича без удовлетворения»,
установил:
Постановлением административной комиссии МО «Смоленский район» Смоленской области № 47 от 10.05.2023 Вавилов А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.5 Закона Смоленской области «Об административных правонарушениях на территории Смоленской области» № 28-з от 25.06.2003, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 руб.
Решением судьи Смоленского районного суда Смоленской области от 14.12.2023 постановлено вышеназванное решение.
В поданной жалобе Вавилов В.А. просит отменить решение судьи районного суда и прекратить производство по данному делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ. В обоснование жалобы указывает, что протокол об административном правонарушении № 5 от 03.05.2023, составленный председателем административной комиссии МО «Смоленский район» Смоленской области Голактионовой И.В., является недопустимым доказательством по делу, поскольку он не был извещен о месте и времени его составления, протокол об административном правонарушении был составлен 03.05.2023 в его отсутствие, без разъяснения его прав согласно ст. 25.1 КоАП РФ и ст. 51 Конституции РФ, копия протокола об административном правонарушении направлена в его адрес по истечении установленного ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ срока, объяснения, отобранные у него секретарем административной комиссии до составления протокола об административном правонарушении, не являются доказательством по делу.
Ознакомившись с жалобой, заслушав защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Вавилова А.А. - Разновского А.А., возражения представителя административной комиссии, вынесшей оспариваемое постановление, Ващенко Л.В., исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Статьей 17.5 Закона Смоленской области N 28-з от 25.06.2003 "Об административных правонарушениях на территории Смоленской области" предусмотрена административная ответственность за невыполнение требований, установленных утвержденными нормативным правовым актом представительного органа городского округа (городского, сельского поселения) Смоленской области правилами благоустройства территории городского округа (городского, сельского поселения) Смоленской области, не повлекшее нарушения экологических, санитарно-эпидемиологических требований, требований технической эксплуатации жилищного фонда, установленных законодательством Российской Федерации, выразившееся в невыполнении требований к благоустройству и элементам благоустройства территории городского округа (городского, сельского поселения) Смоленской области, в нарушении порядка и периодичности выполнения мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, перечень которых установлен правилами благоустройства территории городского округа (городского, сельского поселения) Смоленской области, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до шестисот тысяч рублей.
Правила благоустройства территории Печерского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, утвержденные решением Совета депутатов Печерского сельского поселения Смоленского района Смоленской области четвертого созыва № 69 от 26.12.2022 и размещенные на официальном сайте в сети "Интернет" Печерского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, запрещают выгул домашних животных вне мест, установленных уполномоченным органом для выгула животных; выгул домашних животных на территории поселения допускается при условии обеспечения безопасности граждан, животных, сохранности имущества физических и юридических лиц; при выгуле домашнего животного необходимо соблюдать следующие требования: исключать возможность свободного, неконтролируемого передвижения животного при пересечении проезжей части автомобильной дороги, в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов, во дворах таких домов, на детских и спортивных площадках; обеспечивать уборку продуктов жизнедеятельности животного в местах и на территориях общего пользования; не допускать выгул животного вне мест, установленных уполномоченным органом для выгула животных; выгул потенциально опасной собаки без намордника и поводка независимо от места выгула запрещает, за исключением случаев, если потенциально опасная собака находится на огороженной территории, принадлежащей владельцу потенциально опасной собаки на праве собственности или ином законном основании; о наличии этой собаки должна быть сделана предупреждающая надпись при входе на данную территорию (части 4.14, 4.25 главы 4 приведенных Правил).
В силу абзаца 2 ст. 39 Закона Смоленской области N 28-з от 25.06.2003 "Об административных правонарушениях на территории Смоленской области" административные комиссии муниципальных районов и городских округов Смоленской области рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе статьей 17.5 настоящего закона.
Как следует из материалов дела, <дата> в 07 час. 21 мин. на территории Печерского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, а именно по адресу: пер<адрес>, <адрес>, Вавилов А.А., являясь владельцем собаки породы Немецкий дог, в нарушении пунктов 4.14, 4.25 главы 4 Правил благоустройства территории Печерского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, утвержденных решением Совета депутатов Печерского сельского поселения Смоленского района Смоленской области четвертого созыва № 69 от 26.12.2022, выгуливал свою собаку путем свободного, неконтролируемого передвижения животного при пересечении проезжей части автомобильных дорог с кадастровыми номерами №
Согласно выписке из ЕГРН от 02.05.2023 земельный участок с кадастровым номером №, площадью 8438 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: коммунальное обслуживание, земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, правообладатель – администрация Печерского сельского поселения Смоленского района Смоленской области.
Согласно выписке из ЕГРН от 02.05.2023 земельный участок с кадастровым номером №, площадью 37244 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: ИЖС, правообладатель - ФИО8
Указанное нарушение подтверждается скриншотом с видеокамеры наблюдения собственника жилого дома номер № расположенного по адресу: <адрес>, д. Печерск, <адрес>.
23.03.2023 на официальный сайт УМВД России по Смоленской области путем электронной подачи обращений в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поступило обращение гр-на Савченкова А.А. с приложенным скриншотом.
Указанное сообщение, зарегистрированное в КУСП ДЧ УМВД Росии по Смоленской области за № от 22.03.2023, для организации передано начальнику ОМВД России по Смоленской району.
Определением ст. УУП ОМВД России по Смоленскому району от 04.04.2023 материал проверки КУСП № от 29.03.2023 направлен на административную комиссию Смоленского района для принятия соответствующего решения.
03.05.2023 председателем административной комиссии муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области в отношении Вавилова А.А. составлен протокол № о совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.5 Закона Смоленской области N 28-з от 25.06.2003 "Об административных правонарушениях на территории Смоленской области".
Постановлением административной комиссии МО «Смоленский район» Смоленской области № 47 от 10.05.2023 Вавилов А.А. привлечен к административной ответственности, предусмотренной ст. 17.5 Закона Смоленской области «Об административных правонарушениях на территории Смоленской области» № 28-з от 25.06.2003, за нарушение абзаца 4 части 4.14, абзаца 1, пунктов 1, 2, 3 части 4.25 главы 4 Правил благоустройства территории Печерского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, утвержденных решением Совета депутатов Печерского сельского поселения Смоленского района Смоленской области четвертого созыва № от 26.12.2022.
Постановление административной комиссии обжаловано Вавиловым О.И. в суд в порядке, предусмотренном статьями 30.1-30.2 КоАП РФ, с указание на то, что протокол об административном правонарушении № от <дата>, составленный председателем административной комиссии МО «Смоленский район» Смоленской области Голактионовой И.В., является недопустимым доказательством по делу, поскольку он не был извещен о месте и времени его составления, протокол об административном правонарушении был составлен 03.05.2023 в его отсутствие, без разъяснения его прав согласно ст. 25.1 КоАП РФ и ст. 51 Конституции РФ, копия протокола об административном правонарушении направлена в его адрес по истечении установленного ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ срока, объяснения, отобранные у него секретарем административной комиссии до составления протокола об административном правонарушении, не являются доказательством по делу.
Оставляя постановление административной комиссии без изменения, судья районного суда, исследовав представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, признал их относимыми, допустимыми и достоверными, и пришел к выводу об установлении вины Вавилова А.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.5 Закона Смоленской области «Об административных правонарушениях на территории Смоленской области» № 28-з от 25.06.2003.
Однако при рассмотрении дела судьей районного суда были допущены существенные процессуальные нарушения КоАП РФ.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Пунктом 3 ст. 29.1 КоАП РФ предусмотрено, что судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
В силу п. 3 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляет протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.2, частями 1,3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение (ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ).
В силу ч. 1, ч. 3 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к названной статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу ст. 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе (ч. 3 ст. 28.2 КоАП РФ).
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представлять объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ).
Согласно ч. 4.1 этой статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Частью 1 ст. 25.15 КоАП РФ предусмотрено, что лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства (ч. 2 ст. 25.15 КоАП РФ).
При этом Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит каких-либо ограничений, связанных с извещением лица о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, в связи с чем оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи или доставки, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому такое извещение направлено.
Из материалов дела следует, что уведомление о составлении протокола об административном правонарушении № от 17.04.2023 направлено в адрес Вавилова А.А. и получено Вавиловым В.В. 19.04.2023. Из содержания указанного уведомления следует о необходимости Вавилову А.А. явиться 02.05.2023 в 11 час. 00 мин. в кабинет номер 215 в доме номер 28 «Е» по ул. Маршала Конева г. Смоленска для дачи объяснений по факту нарушения, а также подписания протокола об административном правонарушении (л.д. 39).
02.05.2023 секретарем административной комиссии муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области Вавилову А.А. разъяснены положения ст. 51 Конституции РФ, ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ и отобраны объяснения (л. д. 41).
Согласно телефонограмме №, составленной секретарем административной комиссии муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области 03.05.2023 в 10 час. 30 мин., Вавилову А.А необходимо явиться 03.05.2023 в 14 час. 00 мин. в кабинет номер 215 в доме номер 28 «Е» по ул. Маршала Конева г. Смоленска для дачи объяснений по факту нарушения Правил благоустройства территории муниципального образования Печерского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, утвержденных решением Совета депутатов Печерского сельского поселения Смоленского района Смоленской области четвертого созыва № 69 от 26.12.2022, а также 10.05.2023 в 15 час. 00 мин. в зал заседаний для рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.5 Закона Смоленской области N 28-з от 25.06.2003 "Об административных правонарушениях на территории Смоленской области" (л.д. 52).
03.05.2023 председателем административной комиссии муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области в отношении Вавилова А.А. составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренным ст. 17.5 Закона Смоленской области N 28-з от 25.06.2003 "Об административных правонарушениях на территории Смоленской области". Из содержания указанного протокола следует, что таковой составлен в отсутствие Вавилова А.А., извещенного надлежащим образом о дате, месте и времени его составления со ссылкой на уведомление № от 17.04.2023 и телефонограмму № 18 от 03.05.2023 (л.д. 51).
При таких обстоятельствах, протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.5 Закона Смоленской области «Об административных правонарушениях на территории Смоленской области» № 28-з от 25.06.2003, № 5 от 03.05.2023 составлен в отсутствие Вавилова А.А., при этом сведений о его надлежащем извещении по месту жительства материалы дела не содержат, без разъяснения прав и обязанностей, предусмотренные КоАП РФ, и предоставления возможности ознакомиться с таковым и принести замечания по его содержанию.
Копия протокола об административном правонарушении Вавилову А.А., не присутствующему при его составлении, также не направлялась, получена им только 10.05.2023, то есть в день заседания административной комиссии по рассмотрению вышепоименованного дела об административно правонарушении (л.д. 51 оборотная сторона).
В соответствии с ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.
Учитывая вышеизложенное, нахожу, что данный процессуальный документ составлен с нарушением требований ст. 28.2 КоАП РФ, которое является существенным, поэтому не может быть признан допустимым доказательством по настоящему делу и подлежит исключению из их числа. Учитывая, что вина Вавилова А.А. в совершении вмененного административного правонарушения установлена на недопустимом доказательстве – протоколе об административном правонарушении, составленном с существенным нарушением закона, постановление административной комиссии № 47 от 10.05.2023 и решение судьи Смоленского районного суда Смоленской области от 14.12.2023, вынесенные в отношении Вавилова А.А. по настоящему делу об административном правонарушении, подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действия Вавилова А.А. состава вменяемого административного правонарушения.
Руководствуясь ст. ст. 30.2 - 30.9 КоАП РФ,
решила:
постановление административной комиссии МО «Смоленский район» Смоленской области № 47 от 10 мая 2023 г. и решение судьи Смоленского районного суда Смоленской области от 14 декабря 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.5 Закона Смоленской области «Об административных правонарушениях на территории Смоленской области» № 28-з от 25.06.2003, в отношении Вавилова Алексея Александровича отменить, производство по делу об административном правонарушения прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья О.А. Иванова