В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело № 33а-3505/2022№ 2а-455/2022
Строка 025а
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ15 июня 2022 года судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего - судьи Кобзевой И.В.,
судей Калугиной С.В., Меремьянина Р.В.,
при секретаре Поповой С.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Новицкого Алексея Николаевича к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Воронежской области, УФСИН России по Воронежской области о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Воронежской области,
по апелляционным жалобам ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Воронежской области и УФСИН России по Воронежской области на решение Центрального районного суда г. Воронежа от 9 марта 2022 года.
(судья районного суда Шумейко Е.С.)
Заслушав доклад судьи Воронежского областного суда Кобзевой И.В., объяснения представителя ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Воронежской области и УФСИН России по Воронежской области доверенностям Поповой И.К., судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда
У С Т А Н О В И Л А :
Новицкий А.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Воронежской области о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Воронежской области. Судом к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено УФСИН России по Воронежской области.
В обоснование своих требований истец указал, что находясь в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Воронежской области в период с 6 июня 2021 года по 30 июня 2021 года он содержался в жестоких, бесчеловечных, унижающих достоинство условиях.
Административный истец, считая свои права нарушенными, просил суд признать незаконными действия (бездействие) ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Воронежской области, выразившиеся в нарушении условий содержания Новицкого А.Н. в период с 6 июня 2021 года по 30 июня 2021 года; взыскать с ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Воронежской области компенсацию за нарушение условий содержания Новицкого А.Н. в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Воронежской области в размере 300 000 рублей.
Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 9 марта 2022 года требования Новицкого А.Н. удовлетворены частично, постановлено: признать незаконным бездействие ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Воронежской области, выразившееся в необеспечении надлежащих условий содержания Новицкого А.Н. в период его содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Воронежской области с 6 июня 2021 года по 30 июня 2021 года. Взыскать с УФСИН России по Воронежской области за счет средств казны Российской Федерации в пользу Новицкого А.Н. компенсацию за ненадлежащие условия содержания Новицкого А.Н. в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Воронежской области в размере 50 000 рублей. В удовлетворении остальной части требований отказано (л.д.187,188-191).
В апелляционных жалобах ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Воронежской области и УФСИН России по Воронежской области ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного, принятии нового решения по делу об отказе в удовлетворении заявленных требований (л.д.194-197,205-210).
Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу пункта 4 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решения суда первой инстанции подлежат безусловной отмене в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
Судебная коллегия полагает, что такие основания для отмены решения суда первой инстанции по настоящему делу имеются, суд первой инстанции допустил существенные нарушения процессуальных норм, установленных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Новицким А.Н. в порядке, предусмотренном положениями статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, заявлены требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Воронежской области.
Согласно части 4 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении судом требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении интересы Российской Федерации представляет главный распорядитель средств федерального бюджета в соответствии с ведомственной принадлежностью органа (учреждения), обеспечивающего условия содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
В силу подпункта б пункта 2 части 7 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих и о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении должно отвечать требованиям, предусмотренным статьей 227 настоящего Кодекса, а также дополнительно содержать в резолютивной части в случае присуждения компенсации - указание на это и сведения о размере компенсации, наименование органа, осуществляющего полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и представлявшего интересы Российской Федерации по делу о присуждении компенсации.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе исполнения наказания, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1314, Федеральная служба исполнения наказаний является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением лиц, освобожденных условно-досрочно от отбывания наказания, условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений.
В силу пункта 7 указанного Положения ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
Взыскивая с УФСИН России по Воронежской области в пользу Новицкого А.Н. компенсацию за нарушение условий содержания в ФКУ СИЗО-1, суд первой инстанции не учел требования приведенных выше правовых норм.
Из материалов дела следует, что судом первой инстанции к рассмотрению дела не привлечен главный распорядитель средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, а именно - ФСИН России. Соответственно, ФСИН России не уведомлялась судом о времени и месте судебного заседания, представитель в рассмотрении дела не участвовал.
Таким образом, объявляя дело подготовленным к судебному разбирательству, судья не выполнил требования статей 38,41,139,221 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и не разрешил вопрос о составе лиц, участвующих в деле.
Учитывая, что в данном случае судом первой инстанции при рассмотрении административного дела судом допущены существенные нарушения норм процессуального права и фактически решен вопрос, затрагивающий права и обязанности лиц, не привлеченных к участию в деле, судебная коллегия полагает, что в соответствии с пунктом 3 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение районного от 9 марта 2022 года нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, провести надлежащую подготовку дела к рассмотрению, определить обстоятельства, имеющие значение для дела, определить круг лиц, чьи права и законные интересы могут быть затронуты решением по делу, и в установленном процессуальным законом порядке решить вопрос об их участии в деле, выполнить иные действия в соответствии с процессуальным законодательством и принять решение, основанное на всестороннем и полном изучении надлежащих доказательств.
Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Воронежа от 9 марта 2022 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же районный суд.
Апелляционное определение вступает в законную силу в день его принятия и может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
судьи коллегии: