Мотивированное решение составлено 29.01.2024
УИД 66RS0043-01-2023-002390-73
№ 2-127/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 января 2024 года г. Новоуральск
Новоуральский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Калаптур Т.А.,
с участием помощника прокурора ЗАТО г.Новоуральск Евсеевой Э.В.,
при секретаре Абаштамовой Д.Д.,
а также с участием истца Кузнецовой Н.В., представителя ответчика Кузнецова А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора ЗАТО г.Новоуральск в интересах Кузнецовой Н. В. к территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 20 о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор ЗАТО г.Новоуральск обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов Кузнецовой Н.В. к территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 20 (далее – Управление социальной политики №20), котором фактически просит включить Кузнецову Н.В. в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Свердловской области.
Исковые требования обоснованы тем, что на основании обращения Кузнецовой Н.В. прокуратурой ЗАТО г.Новоуральск проведена проверка, в ходе которой установлено, что мать Кузнецовой Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, решением Шалинского районного суда Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав. Этим же решением установлено отсутствие сведений об отце ребенка и месте его нахождения. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Кузнецова Н.В. являлась воспитанницей Государственного учреждения «Талицкий детский дом-интернат». Сведения о сохранении за Кузнецовой Н.В. права пользования жилым помещением в органах местного самоуправления на территории Талицкого городского округа отсутствуют, в период с 1988 год по 1994 год Кузнецова Н.В. на учет для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области по категории» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не принималась. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Кузнецова Н.В. проживала в Государственном автономном стационарном учреждении социального обслуживания Свердловской области «Тагильский пансионат для престарелых и инвалидов (ранее – Нижнетагильский дом-интернат). ДД.ММ.ГГГГ Кузнецова Н.В. убыла в г.Новоуральск по адресу <адрес>. В личном деле Кузнецовой Н.В. сведения о наличии или отсутствии жилого помещения, документов о реализации ее права на предоставление жилого помещения как лица из числа детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, не имеется. Кузнецова Н.В. проживает в жилом помещении, предоставленном ей по договору коммерческого найма, имеет задолженность по оплате за найм и коммунальные услуги.
Участвующая в судебном заседании помощник прокурора ЗАТО г.Новоуральск Евсеева Э.В. требования искового заявления поддержала по вышеизложенным основаниям, указав, что Кузнецова Н.В. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, при этом до достижения возраста 23 лет не была поставлена на учет нуждающихся в получении жилых помещений по уважительным причинам, а именно с детства страдает психическим расстройством в связи с чем является инвалидом <данные изъяты>, у нее отсутствуют специальные познания в области юриспруденции, кроме того администрацией образовательного учреждения возможность реализации права постановки на учет и с целью обеспечения жилым помещением истцу не была разъяснена не была. Кузнецова Н.В. жилого помещения на условиях социального найма или на праве собственности не имеет, членом семьи нанимателя или собственника жилья не является.
Кузнецова Н.В. в судебном заседании исковые требования также поддержала, пояснив, что сведениями о закреплении за ней жилого помещения при поступлении в детский дом она не располагает. По окончании Нижнетагильского дома-интерната она вместе с будущим супругом приехала жить к его бабушке в г.Новоуральск. Возможность обращения в орган местного самоуправления по вопросу постановки на учет с целью предоставления жилого помещения до достижения возраста 23 лет ей администрацией учреждения не разъяснялась. В настоящее время она проживает в жилом помещении по договору коммерческого найма, однако имеет задолженность по оплате коммунальных услуг, в связи с чем по истечении срока договора ей и сыну негде будет проживать.
Представитель Управления социальной политики №20 Кузнецов А.В. требования искового заявления не признал, указав, что стороной истца не представлено доказательств наличия у Кузнецовой Н.В. статуса лица из числа детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того доводы, приведенные в исковом заявлении, не свидетельствуют о наличии уважительных причин, по которым истец была лишена возможности обратиться в компетентный орган по вопросу постановки на учет после достижения совершеннолетия и до 23-летнего возраста.
Рассмотрев требования искового заявления, выслушав объяснения прокурора, материального истца Кузнецовой Н.В., представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, представленные в материалах гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (ч. 3 ст. 40).
В соответствии с ч. 2 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 37 Жилищного кодекса РСФСР, вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам по окончании пребывания в государственном детском учреждении, у родственников, опекунов или попечителей, где они находились на воспитании, если им не может быть возвращена жилая площадь, откуда они выбыли в детское учреждение, к родственникам, опекунам или попечителям (п. 3 ст. 60 Жилищного кодекса РСФСР).
Согласно положений п. 31 Постановления ЦК КПСС, Совмина СССР от 31.07.1987 № 872, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (а также дети, находившиеся под опекой или попечительством), по окончании пребывания в детском учреждении или обучении в среднем профессионально-техническом училище, высшем и среднем специальном учебном заведении либо по окончании срока службы в Вооруженных Силах СССР обеспечиваются вне очереди благоустроенным жильем.
Постановление Совета Министров РСФСР от 31.07.1984 № 335 «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР», также предусматривало, что постановка граждан на учет в качестве нуждающихся, в предоставлении жилых помещений вне очереди носила заявительный характер, учет таких граждан осуществлялся по отдельным спискам.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ, который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).
Таким образом, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ.
Предоставление вне очереди жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации и РСФСР в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
При этом предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении, из чего следует, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. При обращении в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении после достижения возраста 23 лет указанные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на постановку на учет, как лица, имеющие право на предоставление предусмотренных Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ мер социальной поддержки, так как при этом не соблюдается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.11.2013, отсутствие лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения. В случае признания таких причин уважительными, суды правомерно удовлетворяли требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального найма.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Кузнецова Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку решением Шалинского районного суда Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ Кузнецова З.П. лишена родительских прав в отношении дочери Кузнецовой Н.В. (л.д. 110).
Вышеуказанным решением суда установлено, что муж Кузнецовой З.П. оставил семью, неизвестно где проживает, в связи с чем несовершеннолетняя Кузнецова Н.В. была передана органу опеки и попечительства для определения в учреждение.
На основании решения исполнительного комитета Шалинского районного совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ Кузнецова Н.В. определена в детский дом за счет средств матери Кузнецовой З.П. в связи с тем, что мать несовершеннолетней лишена родительских прав, а отец не проживает совместно более 5 лет и находится неизвестно где (л.д.192).
Указанным решением какое-либо жилое помещение за Кузнецовой Н.В. не закреплено.
Согласно сведениям, содержащимся в журнале регистрации движения клиентов, Кузнецова Н.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлась воспитанницей Государственного учреждения «Талицкий детский дом-интернат» (л.д. 68-71).
На основании путевки Управления социального обеспечения Свердловского облисполкома от ДД.ММ.ГГГГ №-А Кузнецова Н.В. поступила в Нижнетагильский дом-интернат, откуда была отчислена ДД.ММ.ГГГГ (л.д.122).
По информации, представленной прокуратурой Тагилстроевского района города Нижнего Тагила, а также прокуратурой Талицкого района, сведений о сохранении за Кузнецовой Н.В. права пользования жилым помещением на территории Талицкого городского округа в органах местного самоуправления отсутствуют; в личном деле сведений о наличии или отсутствии у нее жилого помещения, документов о реализации права на предоставление жилого помещения как лица из числа детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, не имеется (л.д. 59-61, 65).
ДД.ММ.ГГГГ Кузнецовой Н.В. установлена вторая группа инвалидности бессрочно, причина - общее заболевание, диагноз <данные изъяты>, признана нетрудоспособной, что подтверждается копией выписки из акта освидетельствования во ВТЭК к справке серии ВТЭ-146 № (л.д. 204).
Факт выдачи вышеуказанной справки подтверждается книгой учета выданных справок ВТЭК (л.д. 198-200).
При этом согласно медицинской литературе, для лиц, страдающих психическим расстройством - олигофренией степени имбецильности характерны задержка умственного и физического развития, отсутствие способности к самообслуживанию, приспособиться к самостоятельной жизни, слабая память, отсутствие абстрактного мышления, внушаемость, слабая воля, отсутствие самоконтроля.
Из материалов дела, в том числе ответа Управления социальной политики №20 на имя заместителя прокурора ЗАТО г.Новоуральск от 12.10.2023 следует, что Кузнецова Н.В. проживает в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, предоставленном ей на основании договора коммерческого найма на срок 1 год (л.д. 14-15), при этом имеет задолженность по оплате жилья и коммунальных услуг.
Согласно адресной справке, Кузнецова Н.В. зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес> (л.д. 212), собственником жилого помещения являлась что <данные изъяты> которая умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем вступившим в законную силу заочным решением Новоуральского городского суда <адрес> от 03.04.2019 обращено взыскание на заложенное недвижимое имущество - квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
Из материалов дела следует, что у истца не имеется жилых помещений, принадлежащих ей на праве собственности либо на условиях договора социального найма.
Согласно ответу Администрации Шалинского городского округа от 27.12.2023 на судебный запрос, сведениями о закреплении за Кузнецовой Н.В., ДД.ММ.ГГГГ, жилого помещения как за ребенком, оставшимся без попечения родителей, ребенком-сиротой, орган местного самоуправления не располагает (л.д. 191).
По информации Администрации Шалинского городского округа от 12.10.2023, Кузнецова Н.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживала совместно с родителями, а также старшим братом и сестрой в <адрес> по адресам: <адрес> в декабре ДД.ММ.ГГГГ семья выбыла на <адрес>. Другой информации не имеется. С ДД.ММ.ГГГГ года по последнему адресу проживает другая семья (л.д. 42).
08.11.2023 Кузнецова Н.В. обратилась к ответчику с заявлением о включении ее в муниципальный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилым помещением, рассмотрение которого приостановлено на основании приказа Управления социальной политики №20 от 05.12.2023 №-П (л.д. 159).
Разрешая заявленные исковые требования, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что законные представители истца Кузнецовой Н.В. в период ее нахождения в детском доме и доме-интернате не принимали надлежащих мер по постановке истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не обращались за постановкой ее на учет подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Доказательств обратного стороной ответчика суду не представлено.
Более того, по окончании образовательного учреждения возможность реализации права постановки на учет и внесении в соответствующие списки на предоставление жилья, истцу не была разъяснена, о чем Кузнецова Н.В. пояснила в судебном заседании, доказательств обратного в материалы дела не представлено, следовательно, будучи без специальной правовой и государственной поддержки в реализации и защите своих прав истец не смогла своевременно обратиться в компетентный орган по вопросу постановки на жилищный учет до достижения им возраста 23 лет и получить жилье, что является уважительной причиной несвоевременности обращения за обеспечением его жилым помещением. При этом само по себе обращение с заявлением по достижении 23 лет не может являться безусловным основанием для отказа в постановке на соответствующий учет в целях предоставления жилого помещения.
В данном случае судом установлено и подтверждается материалами гражданского дела, что Кузнецова Н.В. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, является инвалидом второй группы, имеет с детства психическое расстройство, которое объективно не позволяло ей до достижения возраста 23 лет встать на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Истец не имела возможности до достижения 23 лет встать на учет для получения жилья, поскольку о наличии у нее данного права не была осведомлена, ей данное право не разъяснялось, истец не была до достижения ей возраста 23-х лет поставлена на учет по независящим от нее причинам, а именно ввиду ненадлежащего выполнения обязанностей по защите его прав органами опеки и попечительства, а также законным представителем.
В связи с чем достижение Кузнецовой Н.В. возраста 47 лет на момент подачи искового заявления не может рассматриваться как обстоятельство, влекущее утрату ею права на получение жилого помещения как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что до настоящего времени истец не воспользовался государственными гарантиями поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в части обеспечения жилым помещением, нанимателем жилого помещения на условиях договора социального найма либо собственником жилого помещения не является, суд находит исковые требования Кузнецовой Н.В. к Управлению социальной политики № 20 о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, обоснованными и подлежащими удовлетворению
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора ЗАТО г.Новоуральск в интересах Кузнецовой Н. В. к территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 20 о возложении обязанности удовлетворить.
Обязать территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 20 включить Кузнецову Н. В. (паспорт № №) в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Свердловской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Новоуральский городской суд Свердловской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Т.А. Калаптур