Решение по делу № 33а-7694/2019 от 07.11.2019

Председательствующий: Ретуева О.Н. Дело № 33а-7694/2019

2а-3726/2017

55RS0007-01-2017-004678-49

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Омского областного суда в составе судьи Шукеновой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании 27 ноября 2019 года административное дело по заявлению Администрации Тюкалинского муниципального района Омской области об отсрочке исполнения судебного постановления

по частной жалобе Тюкалинского муниципального района Омской области на определение Центрального районного суда г. Омска от 12 сентября 2019 года, которым отказано в удовлетворении заявления,

установила:

Администрация Тюкалинского муниципального района Омской области обратилась в суд с заявлением об отсрочке исполнения судебного постановления до 30.10.2021.

В обоснование указала, что вступившим в законную силу решением Центрального районного суда г. Омска от 18.09.2017 на Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, Администрацию Тюкалинского муниципального района Омской области возложена обязанность ликвидировать несанкционированную свалку отходов.

Определением Центрального районного суда г. Омска от 10.08.2018 Администрации Тюкалинского муниципального района Омской области предоставлена отсрочка исполнения указанного решения до 01.09.2019.

До 01.07.2019 административный ответчик - Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области никакого участия в исполнении решения суда не принимал.

С момента предоставления отсрочки и по настоящее время Администрацией Тюкалинского муниципального района Омской области проведены следующие мероприятия:

заключены договоры оказания услуг с муниципальным предприятием «Коммунальник» по очистке земельного участка (в 2018 году 6 договоров на общую сумму 269 483,82 руб., в 2019 году – 3 договора на общую сумму 262 688, 98 руб.);

проведено обследование земельного участка с кадастровым номером <...> на предмет исполнения решения суда и очистки территории земельного участка от мусора;

составлен акт от 30.04.2019 об очистке территории площадью 12,18 га;

материалы обследования направлены в Тюкалинскую межрайонную прокуратуру;

осуществлены землеустроительные работы и постановка на кадастровый учет 2 земельных участков с кадастровыми номерами <...> для размещения объекта предварительной обработки и <...> для площадки временного накопления твердых коммунальных отходов;

подготовлены и направлены обращения в Министерство природных ресурсов и экологии Омской области по вопросам взаимодействия при реализации законодательства об отходах производства и потребления.

Кроме того, постановлением Правительства Омской области от 03.07.2019 № 220-п «О распределении субсидий местным бюджетам из областного бюджета, определенных Министерству природных ресурсов и экологии Омской области в целях организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде на объектах накопленного вреда (несанкционированных свалок в границах городов) в 2019-2020 годах» Тюкалинскому муниципальному району Омской области в рамках подпрограммы «Обращение с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами» Государственной программы Омской области «Охрана окружающей среды Омской области» в целях организации работ по ликвидации накопленного вреда (несанкционированных свалок в границах городов) в том числе проектно-изыскательные и прочие работы и услуги в 2019 году предоставлена субсидия в сумме 375 250 руб., на 2020 год распределена субсидия в сумме 5 899 500 руб.

Управлением сельского хозяйства Администрации Тюкалинского муниципального района Омской области разработано и 29.07.2019 утверждено Техническое задание на выполнение проектно – изыскательных работ по объекту «Ликвидация накопленного вреда окружающей среде на несанкционированной свалке в г.Тюкалинске, расположенной по адресу: <...> с кадастровым номером <...>.

В бюджете Тюкалинского муниципального района отсутствует достаточное количество денежных средств на проведение мероприятий по своевременному исполнению решения суда. Так, в подпрограмме «Муниципальное управление, управление общественными финансами имуществом Тюкалинского муниципального района Омской области 2014-2020 годы» муниципальной программы «Развитие экономического потенциала Тюкалинского муниципального района Омской области в период 2014-2020 годы» на 2018 было предусмотрено и израсходовано 500 000 руб., в том числе на содержание казенного имущества, включающее сооружение (площадка накопления отходов) с кадастровым номером <...>, на 2019 и 2020 годы запланированы аналогичные суммы. Указанные обстоятельства не позволяют своевременно исполнить решение суда.

Судом постановлено изложенное выше определение.

В частной жалобе Администрация Тюкалинского муниципального района Омской области просит определение отменить, принять новое. Не согласна с выводом суда о том, что Администрацией не представлено доказательств наличия обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного решения. Указывает, что площадка для временного накопления ТКО выделена и поставлена на кадастровый учет. Необходимый пакет документов о включении ее в реестр в соответствии с законодательством РФ передан в Министерство природных, ресурсов и экологии Омской области по вопросам взаимодействия при реализации законодательства об отходах производства и потребления. В дальнейшем Министерство должно передать площадку региональному оператору по вывозу мусора в Омской области (ООО «Магнит») для обустройства. Таким образом, данный пункт плана, исполнен со стороны органа местного самоуправления, в остальной части его исполнение не зависит от Администрации. Данный момент судом не исследован, пункт 2 Плана отмечен как не выполненный.

Пункт 9 плана прописан без указания сроков, на момент рассмотрения дела в суде заявка на торги была размещена, таким образом, данный пункт выполнен.

Проведение планировки территории (пункт 12 Плана) по независящим от органов местного самоуправления обстоятельств невозможно выполнить без проведения инженерно-геодезических изысканий и рекультивации земельного участка. Данное мероприятие будет выполнено в дальнейшем при исполнении Государственной программы Омской области «Охрана окружающей среды Омской области».

Остальные пункты плана выполнены в полном объеме.

Суд в определении не дал правовой оценки представленному Администраций расчету, из которого видно, что для полной ликвидации свалки необходимы значительные денежные средства.

Администрацией Тюкалинского муниципального района были приняты меры по частичному финансированию затрат, связанных с ликвидацией свалки, а также были поданы документы на участие в государственной программе Омской области «Охрана окружающей среды Омской области», в целях организации работ по ликвидации накопленного вреда (несанкционированных свалок в границах городов).

Судом не исследовал вопрос о том, какое из министерств (Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области либо Министерство строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области) будет вторым административным ответчиком после проведенных реорганизаций для исполнения решения суда.

В возражениях на апелляционную жалобу Тюкалинская межрайонная прокуратура просит определение оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

В соответствии с ч. 2, 2.1 ст. 315 КАС Российской Федерации частная жалоба рассмотрена судьей единолично, без проведения судебного заседания.

Изучив письменные материалы, обсудив доводы частной жалобы, проверив законность и обоснованность определения судьи, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены определения судьи.

Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Центрального районного суда г. Омска от 18.09.2017 на Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, Администрацию Тюкалинского муниципального района Омской области ликвидировать несанкционированную свалку отходов, расположенную на земельном участке с кадастровым номером <...>, площадью 188604 кв. м., местоположением: <...> в срок до 31 ноября 2018 года.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 06.12.2017 решение Центрального районного суда г. Омска от 18.09.2017 оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.

Определением Центрального районного суда г. Омска от 10.08.2018 Администрации Тюкалинского муниципального района Омской области была предоставлена отсрочка исполнения указанного решения до 01.09.2019 (л.д. 246-247 т.2).

При этом предоставляя отсрочку исполнения решения, суд установил, что заявителем были проведены следующие мероприятия: создана рабочая группа по ликвидации свалки отходов, расположенных на земельном участке с кадастровым номером <...>; подготовлен План мероприятий по исполнению решения суда; запрошена и получена информация от ООО «УК «Называевск» и ООО «ЭкоТЕХНОЛОГИИ» о невозможности размещения отходов находящихся на земельном участке с кадастровым номером <...>; подготовлены и направлены обращения в Минприроды Омской области и Минстрой Омской области по вопросам взаимодействия при исполнении решения суда; 09.07.2018 в Минприроды Омской области направлена информация для включения свалки в г. Тюкалинске в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде; заявителем были представлены договоры на оказание услуг по очистке земельного участка в части ликвидации существующей несанкционированной свалки.

13.08.2019 Администрация Тюкалинского муниципального района Омской области обратилась в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения на срок до 30.10.2021.

В рамках производства по настоящему заявлению, суд первой инстанции установил, что План мероприятий по исполнению решения суда, представленный в рамках предыдущего производства по заявлению о предоставлении отсрочки (л.д. 140 т.2), исполнен Администрацией частично: выделены новые земельные участки для размещения площадки временного накопления твердых коммунальных отходов и для предварительной обработки, которые поставлены 05.06.2019 и 06.06.2019 на кадастровый учет (№ <...>, № <...>), категория земель земли населенных пунктов; в феврале 2018 произведен расчет затрат на ликвидацию несанкционированной свалки (39 млн. руб. для транспортировки в р.п. Черлак, 22 млн. руб. для транспортировки в г. Называевск), <...> составлен акт обследования несанкционированной свалки, согласно которому площадь свалки составляет 25665 кв.м., 30.05.2019 составлен акт обследования несанкционированной свалки, согласно которому площадь свалки очищена в размере 12,18 га; представлены обращения администрации в Министерство природных ресурсов Омской области и Министерство строительства Омской области в период с января 2018 по май 2018 о предоставлении денежных средств для исполнения решения суда и ответы названных министерств от 05 и 19 июня 2018 о разъяснении порядка включения в программу по обращению с отходами; представлены обращения администрации в период 2018 к коммерческим организациям о возможности принимать дополнительный объем твердых коммунальных отходов и отрицательные ответы, представлены так же сведения о прекращении экономической деятельности на земельном участке с кадастровым номером 55:38:013501:64 (распоряжение от 24.01.2019), сведения о финансировании затрат в 2018-2019 на ликвидацию свалки в сумме 500 000 руб., проведены работы на основании договоров оказания услуг об очистке земельного участка трактором (от 01.09.2018 на сумму 70 тыс. руб., от 18.10.2018 на сумму 75 тыс. руб., от 03.12.2018 на сумму 41 тыс. руб., от 09.01.2019 на сумму 98 тыс. руб., от 01.04.2019 на сумму 99 тыс. руб., от 01.07.2019 на сумму 63 тыс. руб.), составлены акты и фото отчеты о выполненной работе, информация о проделанной работе предоставлена в прокуратуру.

Вместе с тем Администрацией Тюкалинского муниципального района Омской области не исполнены пункты Плана мероприятий по исполнению решения суда на 2018 год, предусматривающие обустройство в срок до 01.05.2018 новой площадки для временного накопления твердых коммунальных отходов (п. 2), проведение торгов по выбору подрядчика на выполнение работ по ликвидации свалки (п. 9), заключение в срок до 01.04.2018 договора на размещение отходов на полигоне ТБО (п. 10), проведение в срок до 01.09.2018 планировки территории (п. 12).

В рамках производства по настоящему заявлению Администрацией представлен план мероприятий по исполнению решения суда на 2019-2021 годы, согласно которому предусматривается бюджетное финансирование, подача заявки для включения объекта в реестр объектов накопленного вреда окружающей среды для участия в программе рекультивации, подписание соглашения о предоставлении субсидии из областного бюджета, определение подрядчика, выполнение изыскательских работ с поэтапными мероприятиями по ликвидации указанной несанкционированной свалки и сроков их исполнения, выполнение работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среды.

В соответствии со ст. 189 КАС Российской Федерации суд, рассмотревший административное дело, в соответствии с заявлениями лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

В силу ч. 1 ст. 358 КАС Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.

По смыслу закона основания для отсрочки или рассрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу статей 15 (часть 4), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, возможная же рассрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства (Определение Конституционного Суда РФ от 18.04.2006 года № 104-О).

При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.

Отказывая в удовлетворении заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, суд исходил из того, что заявителем не представлено доказательств невозможности исполнения решения суда, равно как и гарантий того, что при предоставленной отсрочке исполнения решения и по окончании срока ее действия, решение суда будет исполнено.

Отсутствие таких доказательств, как обоснованно указал суд первой инстанции, свидетельствует об отсутствии законных оснований для предоставления отсрочки исполнения решения суда.

При рассмотрении вопроса об отсрочке исполнения решения судом были учтены не только интересы должника, но и интересы неопределенного круга лиц, которые затрагиваются в связи с неисполнением решения суда и нарушаются на протяжении длительного времени.

Доводы частной жалобы о том, что мероприятия, предусмотренные пунктами 2, 9, 10, 11 Плана мероприятий на 2018 год не были исполнены по независящим от Администрации причинам, выводов суда об отсутствии исключительных оснований для предоставления отсрочки исполнения решения суда не опровергают.

Дальнейшее неисполнение решения суда по указанным должником основаниям повлечет необоснованное затягивание исполнения вступившего в законную силу решения суда и будет противоречить общим целям правосудия и исполнительного производства, требованиям о необходимости соблюдения требований об исполнении судебных решений в разумные сроки.

Вопрос о том, какое из министерств (Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области либо Министерство строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области) будет вторым административным ответчиком, в круг вопросов, разрешаемых при рассмотрении заявления о представлении отсрочки, не входит.

Нарушений норм процессуального права, которые могут быть основанием к отмене определения, судом не допущено.

Руководствуясь статьями 315, 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

    

определение Центрального районного суда г. Омска от 12 сентября 2019 года оставить без изменения, частную жалобу – без удовлетворения.

Судья

33а-7694/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Тюкалинская межрайонная Прокуратура Омской области
Ответчики
Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области
Администрация Тюкалинского муниципального района Омской области
Другие
Управление Росприроднадзора по Омской области
Администрация Тюкалинского городского поселения
Суд
Омский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.oms.sudrf.ru
07.11.2019Передача дела судье
27.11.2019Судебное заседание
02.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.12.2019Передано в экспедицию
27.11.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее