ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело № 33а-4520/2020 (2а-5096/2019)
город Уфа 18 марта 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Масагутова Б.Ф.
судей Гаиткуловой Ф.С.
Каримовой Ф.М.
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Романовой А.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Киричок Алены Николаевны, действующей в своих интересах и в интересах ... Киричка Дмитрия Сергеевича, несовершеннолетней Герасимовой Евы Евгеньевны, к администрации Октябрьского района городского округа г.Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным распоряжения № 643 от 14 июня 2019 года об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях
по апелляционной жалобе административного ответчика администрации Октябрьского района городского округа г.Уфа Республики Башкортостан на решение Октябрьского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 24 октября 2019 года.
Заслушав доклад судьи Масагутова Б.Ф., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Киричок А.Н., действующая также в интересах Герасимовой Е.Е., Киричка Д.С., обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации Октябрьского района городского округа г.Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным распоряжения № 643 от 14 июня 2019 года об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях. В обоснование своих требований указала, что проживает вместе с недееспособным сыном и несовершеннолетней дочерью в жилом помещении, общей площадью ... кв.м, по адресу: адрес. Право собственности на данное жилое помещение на основании свидетельства о государственной регистрации права принадлежит отцу Киричок А.Н. – Киричку Евгению Николаевичу (1/3 доли) и сыну Киричок А.Н. – Киричку Дмитрию Сергеевичу (2/3 долей). С 28 февраля 2019 года с согласия собственников жилого помещения в нем также зарегистрирован Герасимов Евгений Николаевич, который согласно свидетельству о рождении от 03 марта 2017 года является родным отцом дочери Киричок А.Н. – Герасимовой Евы Евгеньевны. Указала на то, что обратилась в администрацию Октябрьского района городского округа г.Уфа Республики Башкортостан с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Распоряжением администрации Октябрьского района городского округа г.Уфа Республики Башкортостан № 643 от 14 июня 2019 года административному истцу отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях в связи с намеренным ухудшением жилищных условий, поскольку Киричок А.Н. зарегистрировала по месту жительства своего родственника Герасимова Е.Н. Считает, что данный отказ в постановке на учет нуждающихся в получении жилья препятствует реализации жилищных прав и нарушает права и законные интересы административного истца.
Решением Октябрьского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 24 октября 2019 года постановлено:
административные исковое заявление Киричок Алены Николаевны действующей также в интересах Герасимовой Евы Евгеньевны, Киричок Дмитрия Сергеевича, к Администрации Октябрьского района ГО г. Уфа РБ о признании незаконным распоряжения № 643 от 14.06.2019 года об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях – удовлетворить.
Признать незаконным действие Администрации Октябрьского района г.Уфы в виде распоряжения Администрации Октябрьского района г.Уфы №643 от 14.06.2019 об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях Киричок Алены Николаевны, проживающей по адресу: адрес
Обязать Администрацию Октябрьского района г. Уфы поставить Киричок Алену Николаевну, проживающую по адресу: адрес, на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях в Администрации Октябрьского района ГО г.Уфа.
Не согласившись с решением суда, представитель административного ответчика администрации Октябрьского района городского округа г.Уфа Республики Башкортостан подала апелляционную жалобу. Свои доводы обосновала тем, что ранее Киричок А.Н. проживала в жилом помещении общей площадью ... кв.м вместе с дочерью и сыном уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения на каждого превышает учетную норму, и они не нуждались в жилом помещении в соответствии с действующим жилищным законодательством. Вселив родственника Герасимова Е.Н., Киричок А.Н. намеренно ухудшила жилищные условия своей семьи, тем самым, совершила действия в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по месту жительства.
Административный истец в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке был извещен надлежащим образом. Судебная коллегия на основании части 2 статьи 306, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствии лиц, участвующих в деле, извещенных о дне, времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя административного истца Киричок А.Н. – Диль (Абдееву) Г.Г., представителя административного ответчика администрации Октябрьского района городского округа г.Уфа Республики Башкортостан Хазиеву А.Р., судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как указано в частях 8, 9, 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при проверке законности этих решений, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявших оспариваемые решения либо совершивших оспариваемые действия (бездействия).
Согласно части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В соответствии с частью 4 статьи 50 Жилищного Кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан площадью жилого помещения, в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
На основании пункта 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В силу частей 3, 4, 5 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром.
Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр срок принятия решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет исчисляется со дня передачи многофункциональным центром такого заявления в орган, осуществляющий принятие на учет.
Согласно статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Как следует из материалов дела, Киричок А.Н. с 21 июня 2018 года зарегистрирована по месту жительства по адресу: адрес
Из справки о регистрации № 8929 от 14 октября 2019 года следует, что по указанному адресу также зарегистрированы: Киричок Николай Васильевич (отец Киричок А.Н.), Киричок Дмитрий Сергеевич (сын Киричок А.Н.), Герасимова Ева Евгеньевна (дочь Киричок А.Н.), Герасимов Евгений Николаевич (родственник Киричок А.Н.).
В свидетельстве о рождении №..., выданном дата, Герасимов Е.Н. указан как отец Герасимовой Е.Е.
Решением Совета городского округа г.Уфа Республики Башкортостан от 08 июня 2006 года № 12/22 установлена учетная норма, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения, в размере менее 12 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости общая площадь квартиры, в которой проживает Киричок А.Н., составляет ... кв. м, обеспеченность каждого члена семьи составляет 11,70 кв.м.
В соответствии с уведомлением Управления Росреестра по Республике Башкортостан сведениями о правах Герасимов Е.Н. на объекты недвижимости не располагает.
Как установлено судом, собственниками квартиры, в которой проживает Киричок А.Н., являются ее отец Киричок Н.В. и сын Киричок Д.С.
Таким образом, из представленных в суд документов следует, что административный истец проживает в квартире, в которой кроме нее проживает трое человек, уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения на каждого составляет по 11,70 кв. м, другого жилого помещения административный истец не имеет.
Изложенное в соответствии с действующим законодательством дало суду основание считать, что административный истец обеспечена общей площадью жилого помещения менее учетной нормы.
Распоряжением администрации Октябрьского района городского округа г.Уфа Республики Башкортостан № 643 от 14 июня 2019 года Киричок А.Н. отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях в связи с тем, что она совершила действия, в результате которых она приобрела нуждаемость в жилых помещениях в целях принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях по месту жительства.
Разрешая спор, суд правильно пришел к выводу о признании незаконным распоряжения администрации Октябрьского района городского округа г.Уфа Республики Башкортостан № 643 от 14 июня 2019 года об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях Киричок А.Н., проживающей по адресу: адрес
При этом суд обоснованно исходил из того, что административным ответчиком в нарушение статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не представлены доказательства обоснованности своих доводов об ухудшении административным истцом жилищных условий с намерением приобретения права постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Доводы апелляционной жалобы о том, что административный истец намеренно ухудшила жилищные условия с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вселив родственника Герасимова Е.Н., судебная коллегия находит несостоятельными, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Герасимов Е.Н. является отцом дочери Киричок А.Н. – Герасимовой Е.Е.
В соответствии с пунктом 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
Согласно части 2, 3 статьи 31 Семейного кодекса Российской Федерации вопросы материнства, отцовства, воспитания, образования детей и другие вопросы жизни семьи решаются супругами совместно исходя из принципа равенства супругов.
Супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей.
В силу статьи 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ" вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из следующего: а) членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации, далее - СК РФ). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки; б) членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 ГПК РФ).
При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 14.07.2011 г. N 945-О, по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущего привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются (определения от 19 апреля 2007 года N 258-О-О и от 25 ноября 2010 года N 1543-О-О).
По смыслу приведенных положений, вселение в жилые помещения супругов, детей, родителей, иждивенцев, а также их регистрация сами по себе не являются действиями по намеренному ухудшению жилищных условий.
Учитывая, что Герасимов Е.Н. является отцом дочери Киричок А.Н. – Герасимовой Е.Е., проживающей в указанной квартире, в действиях Киричок А.Н. не усматривается намеренное ухудшение жилищных условий, совершенных исключительно с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
С учетом изложенного, суд правильно пришел к выводу, что Киричок А.Н. имеет право на принятие на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, в связи с чем у администрации Октябрьского района городского округа г.Уфа Республики Башкортостан отсутствовали правовые основания для отказа Киричок А.Н. в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях.
Таким образом, суд правомерно признал распоряжение администрации Октябрьского района городского округа г.Уфа Республики Башкортостан № 643 от 14 июня 2019 года об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях незаконным.
Другие доводы апелляционной жалобы сводятся по существу к позиции ответчика в суде первой инстанции, основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение по делу, применил нормы материального и процессуального права, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 24 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика администрации Октябрьского района городского округа г.Уфа Республики Башкортостан – без удовлетворения.
Председательствующий Масагутов Б.Ф.
Судьи Гаиткулова Ф.С.
Каримова Ф.М.
Справка: судья Шаймиев А.Х.