Дело № г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> «18» декабря 2015 года
Октябрьский районный суд <адрес> в составе:
судьи Налаевой Х.Б.,
при секретаре судебного заседания ФИО3,
с участием представителя Департамента жилищной политики Мэрии
<адрес> по доверенности ФИО4,
ответчицы ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента жилищной политики Мэрии <адрес> к ФИО2 о признании недействительным договора купли-продажи квартиры, аннулировании сведений о регистрации права на нее, встречному иску ФИО2 к Департаменту жилищной политики Мэрии <адрес> об устранении препятствий по владению, пользовании и распоряжению жилым помещением, с признанием права собственности на него,
У С Т А Н О В И Л :
Департамент жилищной политики Мэрии <адрес> обратился в суд с иском к ФИО2 о признании недействительным договора купли-продажи жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, кВ.22, с аннулированием записи о регистрации права на него.
Ответчица ФИО2 обратилась со встречным иском к Департаменту жилищной политики Мэрии <адрес> об устранении препятствий по владению, пользовании и распоряжению спорным жилым помещением, с признанием права собственности на него.
В судебном заседании представитель Департамента жилищной политики Мэрии <адрес> ФИО4 исковые требования поддержал и пояснил следующее: за указанное жилое помещение 24.12.2002 года в соответствии с Постановлением Правительства РФ за № от ДД.ММ.ГГГГ была выплачена компенсация через УФМС РФ по <адрес> на имя ФИО1. В связи с этим квартира подлежит распределению среди нуждающихся лиц. Представленная суду копия решения суда об установлении факта владения спорным жилым помещением не дает ответчице права на него. При таких обстоятельствах просит исковые требования истца удовлетворить.
Ответчица ФИО2 в судебном заседании с иском не согласилась и просила в его удовлетворении отказать, с применением срока исковой давности. Одновременно она просит удовлетворить ее встречный иск, так как она является добросовестным приобретателем. Она приобрела указанную квартиру в 1996 году у прежнего собственника ФИО1 с надлежащим оформлением договора купли-продажи и регистрацией его в органах БТИ. Во время военных событий квартира была частично разрушена, но документы сохранились. Поэтому она обращалась в ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по ЧР по вопросу их перерегистрации. Перерегистрация ею была произведена в 2001 году, а техническую документацию сотрудники БТИ <адрес> оформили в 2003 году. С момента приобретения и до настоящего времени она проживает в квартире вместе со своей семьей. Она оплачивает коммунальные услуги, производит в ней текущий и капитальный ремонт. Другого жилья не имеет. Когда договор купли-продажи при неизвестных обстоятельствах ею был утерян, она обращалась в Октябрьский районный суд <адрес> с заявлением об установлении факта владения. На основании решения суда от ДД.ММ.ГГГГ судом был установлен факт владения квартирой на праве собственности. После вступления решения в законную силу, документ был зарегистрирован в Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЧР. И только в настоящее время ей стало известно о том, что производство по данному гражданскому делу не сохранилось, а прежний владелец ФИО1 через УФМС РФ по <адрес> неправомерно сдала ее квартиру государству, получив денежную компенсацию, предусмотренную Постановлением Правительства РФ за № от ДД.ММ.ГГГГ.
Поэтому она просит признать за ней право собственности на жилье, для последующей регистрации права на нее, а также устранить препятствия по владению, пользовании и распоряжению жилым помещением, обязав Мэрию <адрес> не включать ее в список на распределение среди нуждающихся в жилье граждан.
При заявлении требований о применении исковой давности представитель Департамента жилищной политики Мэрии <адрес> по доверенности ФИО4 просил срок исковой давности не применять, так как истцом он не пропущен по следующим основаниям: только в 2015 году им стало известно о том, что у ответчицы договор купли-продажи утрачен при неизвестных обстоятельствах, а производство по гражданскому делу об установлении факта владению квартирой не сохранилось.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения сторон, суд приходит к следующему выводу:
Согласно ст.2 ГПК РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных прав или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, объектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношении.
Ч.1 ст.11 ГК РФ гласит, что защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд, или третейский суд.
В соответствии со ст.12 ГК РФ защита нарушенного права или оспоренных гражданских прав осуществляется путем признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения и др.
В судебном заседании установлено, что оспариваемое жилое помещение на протяжении длительного времени (около двадцати лет) находится в собственности ФИО2 Она занимается вопросами его капитального и текущего ремонта, оплачивает коммунальные услуги, проживает в нем со своей семьей, и другого жилья не имеет.
В своих пояснениях она указала, что приобрела квартиру на основании договора купли-продажи у прежнего владельца ФИО1, которая в последствие неправомерно сдала ее государству.
Данное обстоятельство подтверждено сведениями, представленными истцом, в том числе: справкой за № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой квартира по адресу: <адрес>, сдана государству ФИО1 В соответствии с Постановлением Правительства РФ за № от ДД.ММ.ГГГГ ей ДД.ММ.ГГГГ выплачена денежная компенсация в размере 130 000 (сто тридцать тысяч) руб.; справкой из ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по ЧР за № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой ФИО2 является собственником указанного жилого помещения на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ (н.р.2172), и сотрудниками БТИ проведена техническая инвентаризация ДД.ММ.ГГГГ (инвентарный №); копией паспорта на имя ФИО2, согласно которому она значится зарегистрированной по данному адресу с ДД.ММ.ГГГГ. Сведения о том, что она снята с указанной регистрации, в паспорте отсутствуют.
Суд приходит к выводу о том, что жилье действительно находится в собственности добросовестного собственника ФИО2, а прежний его собственник ФИО1, произведя его отчуждение в пользу ФИО2, неправомерно получила за него компенсацию, в связи с чем оно не может быть включено в государственную (муниципальную) собственности, и не может быть предметом распределения среди лиц, нуждающихся в жилье, состоящих на соответствующем учете.
Согласно Постановлению Правительства РФ за № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден порядок выплаты компенсации за утраченное жилье и/ или имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно.
Согласно п.9 указанного порядка, граждане, имеющие на право получения компенсации при подаче заявления в территориальные органы миграционной службы по месту своей регистрации представляют подлинники документов, подтверждающих право владения или пользования жильем (выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета,, договор купли-продажи, ордер и др.).
На основании Приказа Федеральной миграционной службы Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № допускается изъятие из заявительского дела подлинников документов, подтверждающих право собственности или пользования жильем, по письменному заявлению лица, подавшего документы, до момента перечисления компенсационных выплат на лицевой счет заявителя. При рассмотрении настоящего дела установлено, что ФИО1 сдала жилье государству и получила за него компенсацию после того, как жилье перешло в собственность ФИО2
Суд не ставит под сомнения представленные сторонами по делу документы, за исключением копии решения Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой установлен факт владения ФИО2 указанной квартирой, признав его недопустимым доказательством, так как производство по делу в архиве суда не сохранилось, и вопрос о его восстановлении никем не ставился.
Несмотря на это, ФИО2 суду представлено достаточно доказательств, указывающих на то, что она является добросовестным приобретателем спорного жилого помещения.
К такому выводу суд приходит с учетом требований ст.55 ГПК РФ, согласно которым при вынесении решения выводы суда не должны быть основаны на предположениях и домыслах, доказательствами обоснованности предмета и основания спора могут быть лишь достоверные сведения, непосредственно исследованные в судебном заседании, и полученные в соответствии с законом (представленные сторонами либо истребованные и полученные судом в порядке, предусмотренном ст.57 ГПК РФ).
Относительно применения сроков исковой давности, заявленные ФИО2 к требованиям истца по первому иску, суд приходит к следующему:
-согласно ст.195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности (ст.199 ГК РФ).
Часть 2 ст.199 ГК РФ гласит, что исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Из п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ за № «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации», усматривается, что заявление стороны в споре о применении
срока исковой давности является основанием к отказу в иске при условии, что оно сделано на любой стадии процесса до вынесения решения судом первой инстанции и пропуск указанного срока подтвержден материалами дела.
Следовательно, пропуск срока исковой давности является факультативным (самостоятельным) основанием к отказу в иске, предусмотренный и материальными, и процессуальными нормами гражданского законодательства.
С учетом того, что отзыв на исковое заявление с требованием о применении срока исковой давности, ответчицей по первому иску был представлен только после начала рассмотрения дела по существу в открытом судебном заседании, а также учитывая позицию сторон, полагавших необходимым исследовать все представленные доказательства, суд не ограничился исследованием только обстоятельств пропуска срока без уважительных причин.
Законодатель указывает, что срок исковой давности на права собственника не распространяются, и собственник имеет право владения, пользовании и распоряжения своим имуществом по своему усмотрению.
Со стороны Департамента жилищной политики Мэрии <адрес> суду представлено не достаточно доказательств, указывающих на то, что срок исковой давности ими не пропущен. Исковое заявление ими представлено в суд ДД.ММ.ГГГГ, тогда как ответчица представила доказательства того, что добросовестно владеет спорным жилым помещением на протяжении более девятнадцати лет.
Суд дал этим обстоятельствам соответствующую оценку в совокупности с другими материалами дела, и у суда нет оснований не доверять представленным доказательствам.
Согласно ст.301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Пункт 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой прав собственности и других вещных прав», гласит, что «в соответствии со ст.301 ГК РФ лицо, обратившее в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика. Право собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП или другие доказательства. Такие обстоятельства в судебном заседании установлены.
Анализируя представленные сторонами по делу доказательства, в их совокупности, суд установил, что в отношении требований истца необходимо применить срок исковой давности, и в его удовлетворении отказать, а встречный иск удовлетворить в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении иска Департамента жилищной политики Мэрии <адрес> к ФИО2 о признании недействительным договора купли-продажи жилого помещения, и аннулировании сведений о регистрации права отказать, с применением сроков исковой давности.
Признать за ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности в отношении приватизированной 2-х комнатной квартиры, жилой площадью 27,3 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, с аннулированием сведений о регистрации ее права, произведенные на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ (н.р.2172) и решения Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об установлении факта владения, с возложением на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЧР обязанности зарегистрировать ее право, с включением в ЕГРП; на ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по ЧР возложить обязанность оформить на ее имя техническую документацию.
Устранить препятствия по владению, пользованию и распоряжению ФИО2 2-х комнатной приватизированной квартирой, расположенной по адресу: <адрес>, возложив на Мэрию <адрес> не включать ее в список на распределение среди нуждающихся в жилье лиц.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда ЧР через Октябрьский районный суд <адрес> в течение 30 дней со дня принятия.
Судья (подпись) Х.Б.Налаева
Копия верна:
Судья
Секретарь