Дело № 2-1601\2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
5 мая 2015 года г. Клин, Московской области
Клинский городской суд Московской области, в составе председательствующего:
судьи Кореневой Н.Ф.
при секретаре Саргсян А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Казарина Д. Н. к филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области, о признании решения о приостановлении осуществления кадастрового учета необоснованным,
УСТАНОВИЛ:
Казарин Д.Н. обратился в суд с вышепоименованным заявлением, указав следующие доводы в его обоснование.
К кадастровому инженеру обратился Саушкин А.Е. по вопросу межевания границ земельного участка с кадастровым номером № /площадь/., расположенного по адресу: /адрес/. Кадастровым инженером Казариным Д.Н. было проведено уточнение границ земельного участка, границы были согласованы, составлен межевой план от /дата/.
При проведении межевых работ по вышеуказанному земельному участку с кадастровым номером № были выявлены несоответствия по границам с земельным участком с кадастровым номером №. Как указывает кадастровый инженер Казарин Д.Н., в сложившейся ситуации, собственник земельного участка с кадастровым номером № подписал акт согласования, тем самым подтвердив свое согласие на исправление допущенной кадастровой ошибки.
/дата/ межевой план, составленный кадастровым инженером Казариным Д.Н., был сдан в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области, Клинский отдел.
На основании решения филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области Клинский отдел № от /дата/ приостановлено осуществление кадастрового учета данного земельного участка, поскольку в ходе проверки межевого плана специалист отдела кадастрового учета № выявил несоответствии.
Кадастровый инженер Казарин Д.Н. с данным решением кадастровой палаты не согласен, считает его необоснованным и просит обязать филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области произвести учет изменения земельных участков с кадастровым номером № и с кадастровым номером № в связи с исправлением допущенной кадастровой ошибки в соответствии с межевым планом от /дата/
В судебном заседании Казарин Д.Н. и его представитель Белова Е.А., поддержали заявление по основаниям, указанным в нем, ссылаясь на межевой план, просили иск удовлетворить.
Представитель ФГБУ «ФКП «Росреестра», Лопатникова Н.Н., иск не признала, пояснив, что решение было принято правомерно, не была представлена картографическая основа государственного кадастра недвижимости. Кроме того, специалистом было выявлено, что имеются противоречия в сведениях, содержащихся в межевом плане, со сведениями государственного кадастра недвижимости в части сведений о прохождении границы со смежным земельным участком в кадастровым номером № (точка н1 не лежит на границе смежного земельного участка с кадастровым номером №, сведения о котором содержатся в ГКН и данная точка не является характерной точкой границ данного земельного участка). Решение о приостановлении осуществления кадастрового учета спорного земельного участка было принято правомерно. Считает, что на них не может быть возложена обязанность произвести учет изменений земельного участка.
Выслушав стороны, проверив материалы дела, с учетом представленных сторонами доказательств, оценив их в совокупности на основании ст.67 ГПК РФ, суд полагает, что иск не подлежит удовлетворению.
Прежде всего суд отмечает, что непонятно, какое же решение заявитель обжалует, кадастровая палата /дата/ вынесла решение о приостановлении осуществления кадастрового учета №, тогда как кадастровый инженер Казарин Д.Н. просит признать необоснованным решение о приостановлении осуществления кадастрового учета от /дата/ №, данный номер не совпадет также с номером заявления, поданного в кадастровую палату
Рассматривая данное дело, суд исходит из того, что обжалуется решение филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области, отдел кадастрового учета № от /дата/ №.
Как следует из материалов дела и установлено судом, кадастровый инженер Казарин Д.Н. провел кадастровые работы по уточнению границ земельного участка с кадастровым номером № /площадь/., расположенного по адресу: /адрес/, принадлежащего Саушкину А.Е.. Границы данного земельного участка были согласованы со смежными землепользователями. /дата/ был составлен межевой план, который /дата/ был сдан в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области, Клинский отдел, для осуществления кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером №.
/дата/ Кадастровая палата вынесла решение № о приостановлении осуществления кадастрового учета земельного участка со ссылкой на п.1 ч.2 ст.26, ч.3 ст.25, ч.9 ст.38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", во взаимосвязи с письмом Миниэкономразвития РФ от 17.04.2012года №Д23и-1123.
Основанием для отказа явилось то, что: - имеются противоречия в сведениях, содержащихся в межевом плане, со сведениями государственного кадастра недвижимости в части сведений о прохождении границы со смежным земельным участком в кадастровым номером № (точка н1 не лежит на границе смежного земельного участка с кадастровым номером №, сведения о котором содержатся в ГКН и данная точка не является характерной точкой границ данного земельного участка; - согласно актуальным сведениям ГКН граница земельного участка с кадастровым номером № установлена в соответствии с действующим законодательством. В соответствии с ч.3 ст.25 ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", во взаимосвязи с письмом Миниэкономразвития РФ от 17.04.2012года №Д23и-1123, при уточнении местоположения границы земельного участка необходимо руководствоваться документами, указанными в ч.9 ст.38 Закона (соответствующие документы необходимо включать в состав приложения межевого плана) Кроме того, в решении указано, что при уточнении местоположения границ необходимо руководствоваться сведениями о фактическом местоположении границ земельных участков, содержащимися, в том числе, в картах и планах, являющихся картографической основой ГКН. В разделе «Заключение кадастрового инженера» отсутствует достаточное обоснование для внесения исправлений в местоположение границ ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером №
Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Основанием для принятия решения суда о признании незаконным ненормативного правового акта, решения или действия государственного органа является одновременное несоответствие этого ненормативного правового акта, решения или действия закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Совокупность указанных обстоятельств по делу отсутствует.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - ФЗ N 221-ФЗ) кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 ч. 2. ст. 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
В соответствии с п. 3 ст. 20 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" с заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве.
Основания для приостановления осуществления кадастрового учета предусмотрены ч. 2 ст. 26 указанного выше Федерального закона.
По смыслу ст. 258 ГПК РФ суд принимает решение о признании оспариваемого решения, действий (бездействия) недействительным при одновременном наличии двух условий: противоречии их закону и нарушении прав и законных интересов заявителя.
Оспариваемое решение о приостановлении осуществления кадастрового учета в целях устранения выявленных недостатков представленных документов прав и интересов заявителя не нарушило. Суд полагает, что в данном случае предусмотренные законом основания для приостановления осуществления кадастрового учета изменений объекта недвижимости, присутствуют и приостановление изменений учета было принято правильно, правомерно, поскольку в представленном межевом плане отсутствовали картографические основы, подтверждающие местоположение границ земельного участка Саушкина А.Е. и этот довод заслуживает внимания.
В силу положений п. 1 ст. 22 Закона о кадастре необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением. При этом, в п.п. 2 п. 1 указанной статьи указано, что необходимым для кадастрового учета документом является межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со ст. 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ). Согласно нормам Закона о кадастре согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками, принадлежащими на праве собственности
Поскольку интерес Саушкина А.Е. заключается в определении местоположения границ принадлежащего ему земельного участка, соответственно, он и обязан представить документы, необходимые для кадастрового учета принадлежащего ему земельного участка.
П. 4 ст. 69 Земельного кодекса РФ, предусмотрено, что при проведении землеустроительных работ должен быть обеспечен учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты этими действиями. В силу пункта 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.06.2002 г. N 396 "Об утверждении Положения о проведении территориального землеустройства" при определении границ объекта землеустройства на местности и их согласовании обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты межеванием.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, непредставления необходимых для кадастрового учета документов, за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Федеральным законом такие документы или сведения, содержащиеся в них, могут запрашиваться в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Статьей 22 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" определен закрытый состав документов, необходимых для кадастрового учета.
Порядок рассмотрения заявления, связанного с кадастровым учетом, урегулирован следующими нормами права.
В силу ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в дальнейшем - Закона N 221-ФЗ) орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления кадастрового учета (далее - решение о приостановлении), если такое приостановление допускается в соответствии с правилами настоящей статьи.
Пунктом 5 части 2 названного Закона установлено, что осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.
Выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка проводится на основании документов, перечисленных в части 9 статьи 38 Закона N 221-ФЗ.
В соответствии с п. 70.1 Требований (в редакции, действовавшей до 30 июня 2014 года) при отсутствии указанных документов местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности масштаба 1:5 000 и крупнее, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности 15 и более лет. При этом указанные документы или их копии в состав Приложения не включаются. В разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера" в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка.
Согласно п. 53 указанных Требований предельные минимальный и максимальный размеры, соответствующие виду разрешенного использования земельного участка, в реквизитах "4" разделов "Сведения об образуемых земельных участках и их частях" и "Сведения об уточняемых земельных участках и их частях" указываются на основании документов, устанавливающих такие размеры в соответствии с действующим законодательством. Сведения о реквизитах таких документов и ссылка на источник их официального опубликования приводятся в разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера".
Раздел "Заключение кадастрового инженера" включается в состав межевого плана в следующих случаях:
1) в ходе кадастровых работ выявлены несоответствия кадастровых сведений о местоположении ранее установленных границ смежных земельных участков, границ муниципальных образований, населенных пунктов или территориальных зон их фактическому местоположению, наличие которых является препятствием для постановки образуемых земельных участков на государственный кадастровый учет или для кадастрового учета изменений в отношении существующих земельных участков;
2) в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка;
3) в иных случаях, в том числе если по усмотрению лица, выполняющего кадастровые работы, необходимо дополнительно обосновать результаты кадастровых работ (например, необходимо обосновать размеры образуемых земельных участков).
Раздел "Заключение кадастрового инженера" оформляется кадастровым инженером в виде связного текста (п. 66 названных Требований).
Документами, на основании которых кадастровый инженер производит обоснование границ земельного участка, согласно Письму Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" от 18 марта 2013 г. N 10-0772-КЛ "О направлении информации" могут являться решение о предварительном согласовании мест размещения объектов, решения о предоставлении земельных участков, иные документы о правах на земельные участки. Помимо карт (планов) для подтверждения фактического местоположения границ земельного участка кадастровый инженер может использовать документы, хранящиеся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства, материалы и данные из федерального, территориальных и ведомственных картографо-геодезических фондов, материалы инвентаризации, ситуационные планы, подготавливаемые бюро технической инвентаризации, генеральные планы (планы застройки) территорий садоводческих, огородных и дачных объединений граждан, утвержденные в установленном порядке, и иные документы. В случае, если орган кадастрового учета располагает информацией о наличии документов, перечисленных в части 9 статьи 38 Закона о кадастре, в отношении уточняемого земельного участка, а кадастровым инженером местоположение уточняемых границ земельного участка определялось с использованием карт (планов), либо документов, указанных в Письме, по мнению Учреждения, орган кадастрового учета вправе принять решение об отказе в осуществлении кадастрового учета по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 2 статьи 27 Закона о кадастре.
В соответствии с Письмом Министерства экономического развития РФ от 8 октября 2013 г. N ОГ-Д23-5470 "О подготовке межевого плана и проведении процедуры согласования местоположения границ земельного участка" документы, необходимые для подготовки межевого плана, в том числе с целью установления границ смежных земельных участков, возможно получать:
- из федерального картографо-геодезического фонда в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 2 декабря 2011 г. N 706 "Об утверждении порядка передачи федеральными органами исполнительной власти материалов и данных для включения в федеральный, территориальные и ведомственные картографо-геодезические фонды, порядка подачи заявлений о предоставлении в пользование материалов и данных из федерального, территориальных и ведомственных картографо-геодезических фондов, формы заявления о предоставлении в пользование материалов и данных из федерального, территориальных и ведомственных картографо-геодезических фондов и состава прилагаемых к нему документов, порядка и формы предоставления материалов и данных из федерального, территориальных, ведомственных картографо-геодезических фондов, перечня материалов и данных, подлежащих включению в федеральный картографо-геодезический фонд";
- из государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, в соответствии с положениями Приказа Минэкономразвития России от 14 ноября 2006 г. N 376 "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по предоставлению государственной услуги "Ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства".
Также необходимо отметить, что перечень документов, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании или подтверждающих фактическое местоположение границ земельного участка на местности 15 и более лет, указанный в Требованиях, не является исчерпывающим.
Согласно Письму Министерства экономического развития РФ от 17 апреля 2012 г. N Д23и-1123 "По вопросам уточнения местоположения границ и площади земельных участков" кадастровый инженер, выполняя кадастровые работы по уточнению местоположения границ земельного участка, должен руководствоваться документами, указанными в части 9 статьи 38 Закона о кадастре (соответствующие документы необходимо включать в состав приложения межевого плана).
Суд соглашается с доводами представителя кадастровой палаты, что в нарушение названных законоположений в разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера" отсутствует связный текст, который бы объяснял, по каким причинам земельный участок заявителя не может быть определен в тех границах, в которых он был изначально предоставлен и почему необходимо исправлять координаты земельного участка с кадастровым номером 50:03:0020118:9083, границы которого были ранее установлены в соответствии с действующим законодательством.
Отмеченные недостатки не могли быть устранены кадастровой палатой, поскольку обязанность вносить исправления в межевой план, в соответствии с действующим законодательством, на ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области" не возложена.
В такой ситуации суд не может согласиться с доводами жалобы о том, что у ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области" не имелось правовых оснований для отказа во внесении изменений в кадастровый учет относительно изменения площади земельного участка.
Суд полагает, что оспариваемое решение о приостановлении государственной регистрации вынесено кадастровой палатой Московской области в пределах предоставленных ей полномочий, соответствует положениям действующего законодательства, не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Суд полагает, что не представлено достаточных доказательств того, что решение о приостановлении осуществления кадастрового учета нарушает права кадастрового инженера Казарина Д.Н., создает препятствия к осуществлению прав и свобод собственника земельного участка Саушкина А.Е..
При указанных обстоятельствах, поскольку судом не установлено оснований для вывода о неправомерности оспариваемого заявителем решения ФГБУ «ФКП Росреестра по Московской области», а также для вывода о том, что оспариваемым решением нарушены права и свободы заявителя, оснований для удовлетворения заявления не имеется.
Руководствуясь ст.ст.194, 197-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Казарина Д. Н. к филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области о признании необоснованным решения о приостановлении осуществления кадастрового учета ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области от /дата/ № об обязании ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области произвести учет изменения земельного участка с кадастровым номером № и земельного участка с кадастровым номером №, в связи с исправлением допущенной кадастровой ошибки, в соответствии с межевым планом от /дата/, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Клинский городской суд в течении одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено /дата/.
Судья Н.Ф. Коренева