Дело №2-831(1)/2015
РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации2 июня 2015 года г. Вольск
Вольский районный суд Саратовской области в составе
председательствующего судьи Черняевой Л.В.
с участием истицы Косыревой М.Г., представителя ответчика -Государственного казенного учреждения Саратовской области «Центр занятости населения города Вольска» Баринова А.И.,
при секретаре Фоминой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вольске дело по иску Косыревой М. Г. к Государственному казенному учреждению <адрес> «Центр занятости населения <адрес>» о возложении обязанности признания безработным,
установил:
истица обратилась в суд с иском к Государственному казенному учреждению <адрес> «Центр занятости населения <адрес>» (далее по тексту - ГКУ СО «ЦЗН <адрес>») об обязании признать её безработной, указав, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику в целях поиска подходящей работы, при этом представила необходимые документы в соответствии со ст. 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации». В удовлетворении её заявления ответчик отказал в связи с отсутствием у неё регистрации по месту жительства и наличием лишь регистрации по месту пребывания. Получить регистрацию по месту жительства она не может, поскольку длительное время отбывала наказание в местах лишения свободы, не имеет собственного жилья, родителей с наличием такового, зарегистрирована по месту пребывания у дальней родственницы. Истица считает отказ в регистрации её безработной незаконным, нарушающим её права на получение государственных услуг в сфере занятости населения, включая пособие по безработице, финансовую помощь на организацию собственного дела, переобучение, повышение квалификации и др., в связи с чем просит удовлетворить заявленные требования.
В судебном заседании истица заявленные требования поддержала, дала суду объяснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчикаБаринов А.И. не возражал против удовлетворения иска, пояснив, что понятие места жительства и связанные с ним права и обязанности гражданина определяются комплексом норм, закрепленных в статье 20 ГК РФ, Законе РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и других нормативных правовых актах. Согласно статье 20 ГК РФ под местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Законом № 5242-1 установлено, что в целях данного Закона под местом пребывания и жительства подразумевается место пребывания и место жительства. Согласно ст. 2 Закона № 5242-1 место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Регистрация и снятие граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ осуществляются в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713 (далее - Правила). Граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета и соблюдать Правила (абзац второй пункта 4 Правил). Регистрация граждан по месту жительства осуществляется органами регистрационного учета. Перечень документов, определенных пунктом 2 статьи 3 Закона о занятости населения, необходимых центру занятости населения для принятия решения о признании зарегистрированного гражданина безработным, является исчерпывающим и, следовательно, не подлежит расширительному толкованию. Кроме того, данная статья не содержит исключений, предусматривающих возможность признания зарегистрированного гражданина безработным при наличии иных обстоятельств. Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, определенными в ее статье 7 (часть 1), предусматривает установление государственных гарантий реализации гражданами конституционных прав на труд, охрану труда и здоровья, социальную защиту от безработицы (статья 7, часть 2; статья 37, часть 3; статья 39, часть 2). Законом РФ N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" определены правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы. В силу абз. 1 ч. 1 ст. 3 указанного Закона безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Согласно ч. 2 ст. 3 указанного Закона решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации. Порядок регистрации безработных граждан установлен Правительством Российской Федерации. В силу п. 4 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 891, постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении указанными гражданами следующих документов: паспорта или документа, его заменяющего; трудовой книжки или документа, ее заменяющего; документа, удостоверяющего профессиональную квалификацию; справки о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы; для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальной программы реабилитации инвалида. Согласно ст. 20 Гражданского кодекса РФ и п. 3 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства РФ N713, местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Местом пребывания является место, где гражданин временно проживает: гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, больница, туристская база, иное подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина. Наличие временной регистрации по месту жительства само по себе не может являться основанием для отказа в признании лица безработным. В силу статьи 3 Закона Российской Федерации от N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и законами Российской Федерации. Конституционный Суд РФ в Определении от N 199-0 указал, что понятие места жительства и связанные с ним права и обязанности гражданина определяются комплексом норм, закрепленных в ст. 20 ГК РФ, Законе РФ "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ" и других нормативных актах. Место жительства гражданина может быть установлено судом на основании различных юридических фактов, необязательно связанных с регистрацией его компетентными органами. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан. Из анализа указанных норм следует, что регистрация по месту жительства не входит в понятие места жительства и является лишь одним из обстоятельств, отражающих факт проживания гражданина в определенном месте. При этом перечень случаев, при которых граждане не могут быть признаны безработными, изложенный в ст. 3 названного Закона является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Он не содержит такого основания, позволяющего не признать гражданина безработным, как наличие временной регистрации по месту пребывания. Условия назначения пособия по безработице, сроки выплаты и его размер регулируются ч. 2 ст. 30, ст. 31 и ч. 1 ст. 34 Закона. В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) - паспорта и документа об образовании. В соответствии со ст. 31 Закона пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными. На день обращения в орган занятости по вопросу признания безработной истица имела временную регистрацию по месту пребывания в <адрес> срок действия регистрации по месту пребывания - по ДД.ММ.ГГГГ. В связи с изложенными обстоятельствами возможно удовлетворение заявленных истицей требований.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения истицы и представителя ответчика, суд приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в ГКУ СО «ЦЗН <адрес>» с заявлением о признании её безработной. В тот же день ответчик отказал ей признании безработной в связи с отсутствием регистрации по месту жительства.
В соответствии с п. 1 ст. 37 Конституции РФ труд свободен, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
В силу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" регистрация безработных граждан осуществляется органами службы занятости по месту жительства.
Согласно статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Как указал Конституционный Суд РФ в определение от 05.10.2000 N 199-О, конституционные права и свободы гарантируются гражданам независимо от места жительства, включая наличие или отсутствие у них жилого помещения для постоянного или временного проживания (места жительства, места пребывания), тем более что государство не связано обязанностью во всех случаях обеспечивать граждан жилыми помещениями.
Кроме того, понятие места жительства и связанные с ним права и обязанности гражданина определяются комплексом норм, закрепленных в статье 20 ГК Российской Федерации, Законе Российской Федерации от 25 июня 1993 года "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и других нормативных актах. Место жительства гражданина может быть установлено судом на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами. Согласно статье 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан.
На основании ч. 3 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" безработными не могут быть признаны граждане:
не достигшие 16-летнего возраста;
которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначены страховая пенсия по старости (в том числе досрочно) и (или) накопительная пенсия, либо пенсия, предусмотренная пунктом 2 статьи 32 настоящего Закона, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;
отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие квалификации - в случае двух отказов от профессионального обучения или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по одной и той же профессии, специальности) дважды;
не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;
осужденные по решению суда к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы;
представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными;
перечисленные в статье 2 настоящего Закона.
Пунктом 4 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 891 от 07 сентября 2012 года, предусмотрено, что постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении указанными гражданами следующих документов: паспорт или документ, его заменяющий; трудовая книжка или документ, ее заменяющий; документ, удостоверяющий профессиональную квалификацию; справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы; для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальная программа реабилитации инвалида, выданная в установленном порядке и содержащая заключение о рекомендуемом характере и условиях труда. Постановка на регистрационный учет безработных граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении указанными гражданами следующих документов: паспорт; документ об образовании; для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальная программа реабилитации (пункт 5 Правил).
Изложенные нормы права указывают, что отсутствие регистрации по месту жительства не препятствует постановке гражданина на учет в качестве безработного.
Следовательно, отказ ГКУ СО «ЦЗН <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № в признании истицы безработной является незаконным.
Поскольку иных оснований для отказа истице в признании безработной не имеется, то ГКУ «ЦЗН <адрес>» обязан признать Косыреву М.Г. безработной со дня её обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ года.
При таких обстоятельствах суд считает, что требования истицы законны и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░> «░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░>» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░> «░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░>» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░