дело №2-1603/2024
56RS0026-01-2024-002162-81
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 июля 2024 г. г.Орск
Октябрьский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе председательствующего судьи Кумпеева Ч.Х.,
при секретаре судебного заседания Мустафиной С.Ж.,
с участием старшего помощника прокурора Советского района г.Орска Оренбургской области Крючковой А.С.,
истца Шмидт А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Советского района г. Орска Оренбургской области, действующего в интересах Шмидт Анатолия Владимировича, к государственному автономному учреждению социального обслуживания населения Оренбургской области «Комплексный центр социального обслуживания населения», Министерству социального развития Оренбургской области, администрации г.Орска о признании права на получение финансовой помощи в связи с полной утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации,
установил:
прокурор Советского района г. Орска Оренбургской области, действующий в интересах Шмидт Анатолия Владимировича, обратился в суд с исковым заявлением к государственному автономному учреждению социального обслуживания населения Оренбургской области «Комплексный центр социального обслуживания населения», Министерству социального развития Оренбургской области, администрации г.Орска о признании права на получение финансовой помощи в связи с полной утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации. В обоснование заявленных требований прокурором указано, что Шмидт А.В. зарегистрирован жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, который в апреле 2024 года был затоплен, попал в зону эвакуации в пределах зоны чрезвычайной ситуации. Все имущество, которое находилось в жилом доме, было повреждено. Заключением комиссии от 12 апреля 2024 г. определен перечень и установлена утрата имущества первой необходимости, находящегося в жилом доме по адресу: <адрес>, в связи с чем истец обратился с заявлением о получении единовременной финансовой помощи в размере 100 000 рублей.
Принято решение о выплате помощи в связи с утратой предметов первой необходимости в размере 50 000 рублей. Данное решение принято Министерством на основании заключения об установлении факта проживания в жилом помещении, находящимся в зоне чрезвычайной ситуации и факта утраты заявителем имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации. Согласно указанному заключению, установлен факт частичной утраты имущества по адресу: <адрес> Вместе с тем, в данной части решения Министерства социального развития Оренбургской области о выплате финансовой помощи в размере 50 000 рублей является незаконным, поскольку заключением комиссии установлен факт полной утраты заявителем имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации по адресу: <адрес>
Ссылаясь на то, что с учётом положений пункта 7 постановления Правительства Оренбургской области от 22 июня 2022 г. № 609-пп, ФИО3 имеет право на выплату в размере 100 000 руб., прокурор просит суд: признать за Шмидт Анатолием Владимировичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на получение финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в размере 100 000 рублей, предусмотренной постановлением Правительства Оренбургской области от 22 июня 2022 №609-пп «Об утверждении Положения об оказании гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера»; обязать Министерство социального развития Оренбургской области в течение 10 дней с даты вступления решения суда в законную силу произвести выплату Шмидт Анатолию Владимировичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, единовременной материальной помощи в связи с утратой предметов первой необходимости в размере 100 000 рублей в соответствие с постановлением Правительства Оренбургской области от 22 июня 2022 г. № 609-пп с учетом ранее назначенной единовременной материальной помощи в размере 50 000 рублей; на основании статей 204, 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обратить решение суда к немедленному исполнению.
Определением судьи Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 24 июня 2024 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: комиссия по установлению фактов проживания граждан в жилых помещениях, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации; Правительство Оренбургской области; ГКУ Центр Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения».
В судебном заседании помощник прокурора Советского района г.Орска Оренбургской области Крючкова А.С., истец Шмидт А.В. заявленные требования поддержали, просили удовлетворить в полном объеме.
Представители комиссии по установлению фактов проживания граждан в жилых помещениях, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, Правительства Оренбургской области, ГКУ Центр Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения», администрации г.Орска, Министерства социального развития Оренбургской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом. До начала судебного разбирательства от Министерства социального развития Оренбургской области поступили письменные возражения, в котором представитель Министерства просит рассмотреть исковые требования без их участия. В представленных письменных возражениях представитель государственного автономного учреждения социального обслуживания населения Оренбургской области «Комплексный центр социального обслуживания населения» в удовлетворении заявленных требований просила отказать, рассмотреть настоящее дело без их участия.
Суд, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определил рассмотреть дело в его отсутствие.
Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом «з» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ (далее – Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ) определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно статье 2 названного Закона правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется названным Законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Как указано в пункте «в» статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ Президент Российской Федерации определяет в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации и федеральными законами основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подпункт «а» пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи закона).
Указом губернатора Оренбургской области от 4 апреля 2024 г. № 103-ук «О введении на территории Оренбургской области режима чрезвычайной ситуации регионального характера» на территории Оренбургской области с 4 апреля 2024 г. введен режим чрезвычайной ситуации регионального характера, определены границы зоны чрезвычайной ситуации согласно приложению.
Решением Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 7 апреля 2024 г. №2 чрезвычайная ситуация, сложившаяся в результате прохождения весеннего паводка на территории Оренбургской области в 2024 году, отнесена к чрезвычайной ситуации федерального характера.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 22 июня 2022 г. № 609-пп утверждено Положение об оказании гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее – Положение).
В соответствии с пунктом 1 Положения финансовая помощь гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, в связи с утратой ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайных ситуаций (далее – финансовая помощь) оказывается гражданам в связи с утратой ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального, регионального и межмуниципального характера.
Согласно пункту 3 Положения право на получение финансовой помощи имеют граждане Российской Федерации, а также постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане (на основе принципа взаимности в соответствии с международными договорами Российской Федерации) и лица без гражданства, проживающие на дату введения режима чрезвычайной ситуации в жилых помещениях, расположенных на территории Оренбургской области и попавших в зону чрезвычайной ситуации (далее - граждане), полностью или частично утратившие находящееся в указанных жилых помещениях имущество первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации.
В соответствии с пунктом 5 Положения установление факта проживания гражданина в жилом помещении, находящемся в зоне чрезвычайной ситуации, и факта утраты гражданином имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации осуществляется комиссиями, образованными органами местного самоуправления городских округов, муниципальных районов Оренбургской области.
Из пункта 15 Положения следует, что министерство социального развития Оренбургской области в течение 6 рабочих дней со дня регистрации заявления об оказании финансовой помощи рассматривает поступившие заявление и документы и принимает решение об оказании финансовой помощи либо отказе в оказании финансовой помощи, за исключением случая приостановления рассмотрения заявления по основанию, предусмотренному пунктом 15-1 настоящего Положения.
Согласно пункту 16 Положения основанием для отказа в оказании финансовой помощи, в том числе, является не подтверждение факта проживания заявителя в жилом помещении, указанном в заявлении об оказании финансовой помощи.
Из материалов дела судом установлено, что Шмидт Анатолий Владимирович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>
В результате паводковой ситуации указанный жилой дом оказался в зоне затопления, был затоплен, что подтверждается заключением об установлении факта проживания в жилом помещении, находящемся в зоне чрезвычайной ситуации, и факта нарушения условий жизнедеятельности в результате чрезвычайной ситуации.
Согласно заключению об установлении факта проживания в жилом помещении, находящимся в зоне чрезвычайной ситуации, и факта утраты заявителем имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации от 12 апреля 2024 г. следует, что по адресу: <адрес> проживают ФИО3, Шмидт Анатолий Владимирович, факт утраты имущества первой необходимости установлен.
В силу пункта 7 Положения, финансовая помощь гражданину в связи с частичной или полной утратой ими имущества первой необходимости оказывается из расчета:
50 тыс. рублей на человека – за частично утраченное имущество первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации части находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости (не менее 3 предметов имущества первой необходимости) в состояние, непригодное для дальнейшего использования;
100 тыс. рублей на человека - за полностью утраченное имущество первой необходимости – приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации всего находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости в состояние, непригодное для дальнейшего использования.
Под имуществом первой необходимости понимается минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, включающий в себя:
а) предметы для хранения и приготовления пищи: холодильник, газовая плита (электроплита) и шкаф для посуды;
б) предметы мебели для приема пищи: стол и стул (табуретка);
в) предметы мебели для сна: кровать (диван);
г) предметы средств информирования граждан: телевизор радио);
д) предметы средств водоснабжения и отопления (в случае отсутствия централизованного водоснабжения и отопления): насос для подачи воды, водонагреватель и отопительный котел (переносная печь).
Постановлением администрации города Орска Оренбургской области от 4 апреля 2024 г. № 1075-п утверждена комиссия по установлению фактов проживания граждан в жилых помещениях, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, нарушения условий их жизнедеятельности и утраты имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера на территории муниципального образования «Город Орск» (далее – Комиссия).
В соответствии с приложением № 2 к указанному постановлению, Комиссия устанавливает факт утраты заявителем имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации хотя бы трех предметов имущества первой необходимости.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что Комиссией осмотрено жилое помещение по адресу: <адрес>. По результатам осмотра Комиссией составлено заключение от 12 апреля 2024 г., утвержденное главой г. Орска, которым установлен факт полной утраты имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, о чем свидетельствует список утраченного имущества первой необходимости, за исключением предметов средств информирования граждан – телевизор (радио).
Таким образом, Шмидт А.В., являясь лицом, пострадавшим в период паводка вследствие затопления дома, имеет право на получение выплаты в связи с утратой предметов первой необходимости в размере 100 000 рублей, поскольку установлен факт полной утраты имущества.
Вопреки позиции Министерства социального развития Оренбургской области, изложенной в возражениях на исковое заявление, требования истца о признании права на получение финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в размере 100 000 рублей являются обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку факт полной утраты имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, достоверно установлен судом.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении требования истца в части требований к Министерству социального развития Оренбургской области.
В части требований к администрации г. Орска, ГАУСОН «КЦСОН» в г. Орске, суд считает необходимым истцу отказать.
В соответствии со ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
С учетом характера заявления, введенного на территории Оренбургской области режим чрезвычайной ситуации, суд полагает возможным обратить решение к немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования прокурора Советского района г. Орска Оренбургской области, действующего в интересах ФИО3, к Министерству социального развития Оренбургской области о признании права на получение финансовой помощи в связи с полной утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации – удовлетворить.
Признать за Шмидт Анатолием Владимировичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на получение помощи в связи с утратой предметов первой необходимости в размере 100 000 рублей, предусмотренной постановлением Правительства Оренбургской области от 22 июня 2022 г. № 609-пп «Об утверждении Положения об оказании гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Обязать Министерство социального развития Оренбургской области произвести выплату Шмидт Анатолию Владимировичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, единовременной материальной помощи в связи с утратой предметов первой необходимости, с учетом ранее назначенной единовременной материальной помощи в размере 50 000 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований и в удовлетворении исковых требований к администрации г.Орска, государственному автономному учреждению социального обслуживания населения Оренбургской области «Комплексный центр социального обслуживания населения» в г. Орске – отказать.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение суда может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Октябрьский районный суд г. Орска Оренбургской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 16 июля 2024 г.
Председательствующий (подпись) Ч.Х. Кумпеев