УИД: 59RS0029-01-2023-000147-56
Дело №2-348/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 марта 2024 года г. Оханск
Нытвенский районный суд Пермского края (постоянное судебное присутствие в г. Оханске) в составе:
председательствующего судьи Нориной Л.В.,
при ведении протокола помощником судьи Драчевой Н.Н.
с участием представителя истца Прокурора Оханского района Лузиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора Оханского района Пермского края в интересах Митрофанова Василия Ивановича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю об обеспечении техническими средствами реабилитации, компенсации морального вреда.
у с т а н о в и л :
прокурор Оханского района в интересах ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. обратился в суд с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю о понуждении к обеспечению инвалида техническими средствами реабилитации, который, как было установлено в ходе прокурорской проверки, не был обеспечен техническими средствами реабилитации (далее ТСР) в соответствии с индивидуальной программой инвалида №.15.59/2023 от ДД.ММ.ГГГГ, что не позволяло ему пройти необходимую комплексную реабилитацию.
Прокурор просил обязать ответчика обеспечить ФИО1 индивидуальными техническими средствами реабилитации: <данные изъяты> а также взыскать компенсацию морального вреда в размере 15 000 руб., причиненного несвоевременным обеспечением ТСР.
ФИО1 в судебное заседание не явился, ранее направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, требования поддерживает, средствами реабилитации в полном объеме не обеспечен до настоящего времени.
Представитель истца в судебном заседании настаивал на удовлетворении требований в части обеспечения ФИО1 тростью белой тактильной цельной, а также взыскания компенсации морального вреда в размере 15 000 руб. В оставшейся части заявлен отказ от иска, в связи с добровольным исполнением требований.
Ответчик Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю представителя в судебное заседание не направил, извещен, направил возражения на иск. В которых указал, что вышеуказанными ТCP ФИО1 был обеспечен: медицинским термометром 06.02.2024; на получение специального устройства для чтения «говорящих книг» на флэш- картах 05.02.2024 выдано направление. В настоящее время отделение Фонда приступило к размещению и проведению процедур закупок на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в 2024 году. Таким образом, направление на получение технических средств реабилитации будет выслано почтой на домашний адрес ФИО1 после поступления ассигнований федерального бюджета, выделенных отделению СФР, согласования Центральным аппаратом Социального фонда России закупочной процедуры, проведения отделением СФР процедуры закупки и заключения государственного контракта. Вместе с тем, ФИО1 не был лишен возможности обеспечения TCP иными предусмотренными законом способами: путем получения компенсации в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия). Однако данным правом не воспользовался. В настоящее время отделением Фонда на сегодняшний день ведется работа по обеспечению ФИО1 техническими средствами реабилитации – тростью белой тактильной цельной.
С требованием о взыскании с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю компенсации морального вреда в пользу ФИО1 в сумме 15000 руб. не согласны, поскольку нормами закона № 181-ФЗ не предусмотрено взыскание морального вреда в случае не предоставления в натуре технических средств реабилитации. Истцом не предоставлено доказательств наступления негативных последствий для ФИО1, не указано какие конкретно действия (бездействия) отделения Фонда не соответствуют закону (неправомерны) и причинили ФИО1 нравственные страдания, или явились посягательством на принадлежащие ему нематериальные блага и имеется ли причинно-следственная связь между действиями (бездействием) Фонда и наступившими негативными последствиями, форму и степень вины и полноту мер, принятых им для снижения (исключения) вреда.
Выслушав мнение сторон, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований на основании следующего.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ), определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ).
Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 названного выше Федерального закона, - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.
Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).
В силу ч. 14 ст. 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства (месту пребывания, фактического проживания) уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Во исполнение указанной нормы Закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).
Также Приказом ФСС РФ от 16.05.2019 N 256 утвержден Административный регламент Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и (или) услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, а также по выплате компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами технические средства реабилитации (ветеранами протезы (кроме зубных протезов), протезно-ортопедические изделия) и (или) оплаченные услуги и ежегодной денежной компенсации расходов инвалидов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников"
В соответствии с Порядком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 N 240 обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - программа реабилитации).
Заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган). (п. 4).
Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и уведомляет инвалида (ветерана) в форме документа на бумажном носителе или в электронной форме выбранным им способом, указанным в таком заявлении, в том числе через личный кабинет единого портала, о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, одновременно с уведомлением уполномоченный орган: высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями) (далее - организация, в которую выдано направление). В направлении уполномоченным органом указывается срок его действия, который устанавливается в пределах срока действия государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) и составляет не менее половины срока действия указанного контракта.
При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней со дня подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.
Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в организацию, в которую выдано направление, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней (п. 5).
Аналогичные по своему содержанию нормы содержатся в Административном регламенте, утвержденном Приказом ФСС РФ от 16.05.2019 N 256.
Судом установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., является инвалидом первой группы, что подтверждается справкой МСЭ - 2021 № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17).
Индивидуальной программой реабилитации (далее - ИПР) № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 рекомендованы технические средства реабилитации: <данные изъяты> Срок, в течение которого рекомендовано проведение реабилитационных или абилитационных мероприятий с ДД.ММ.ГГГГ - бессрочно (л.д.18-30).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в фонда пенсионного и социального страхования отделения по Пермскому краю с заявлением о предоставлении государственной услуги по обеспечению его техническими средствами реабилитации, рекомендованными ему ИПР (л.д.31-33).
Согласно уведомлению о постановке на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 поставлен на учет в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю для обеспечения ИТСР (л.д. 34).
Согласно объяснению заявителя от 30.11.2023 действиями Отделения, выражающимися в несвоевременном обеспечении ФИО1 необходимыми TCP, ему причинен моральный вред, а также вред здоровью (л.д.11-12).
Принимая во внимание установленные обстоятельства, а также отказ прокурора от части требований, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора об обязании ответчика обеспечить ФИО1 техническим средством реабилитации – тростью белой тактильной цельной.
Разрешая требование истца о компенсации морального вреда, суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации право на жизнь и здоровье относится к числу неотчуждаемых личных неимущественных прав и другим нематериальным благам, принадлежащих гражданину от рождения или в силу закона.
Из разъяснений, изложенных в абзаце 3 пункта 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года № 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда", следует, что моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающих имущественные права гражданина, исходя из норм статьи 1069 и пункта 2 статьи 1099 ГК РФ, рассматриваемых во взаимосвязи, компенсации не подлежит. Вместе с тем моральный вред подлежит компенсации, если оспоренные действия (бездействие) повлекли последствия в виде нарушения личных неимущественных прав граждан. Например, несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на получение мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий, осуществляемое в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда, если указанные нарушения лишают гражданина возможности сохранять жизненный уровень, необходимый для поддержания его жизнедеятельности и здоровья, обеспечения достоинства личности.
Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности, условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами, учреждениями нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.
Согласно общим положениям, содержащимся в п. 1 ст. 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации, основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 и ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Денежная компенсация морального вреда, причиненного гражданину действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом предусмотрена ст. 151 ГК РФ.
В силу ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Как следует из материалов дела, заявление о предоставлении госуслуги по обеспечению техническими средствами реабилитации, рекомендованными ИПР, ФИО1 было подано 14.08.2023.
На дату судебного заседания заявитель техническими средствами реабилитации в полном объеме не обеспечен.
При этом, из объяснений ФИО2, действующей в интересах ФИО1, следует, что несвоевременное предоставление ТСР доставляет ему неудобства, ограничивает его жизнедеятельность, создает препятствие для его социальной адаптации. Он фактически лишен возможности находиться в общества, ограничен в возможности свободно общаться с родственниками и друзьями, не чествует себя «равным» с другими людьми. Его состояние здоровья ухудшилось, началась бессонница, головные боли, начало болеть сердце.
С учетом изложенного, суд находит, что в результате вышеназванных виновных противоправных действий (бездействия) ответчика – Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю, нарушающих личные неимущественные права ФИО1 на поддержание здоровья, получение средств реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, ФИО1 причинен моральный вред, который подлежит возмещению на основании указанных выше норм.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд исходит из частичного отказа от требований, длительного неисполнения (более 5 месяцев) ответчиком обязанности по предоставлению не требующих индивидуального изготовления технических средств реабилитации, перенесенных нравственным и физические страдания относительно непредставления средств реабилитации, что привело к ухудшению состояния здоровья. Принимая во внимание, вышеизложенное, с учетом требования разумности и справедливости, суд определяет компенсацию морального вреда в размере 1500 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
исковые требования Прокурора Оханского района в интересах ФИО1, <данные изъяты>, к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> удовлетворить в части.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю обеспечить ФИО1, <данные изъяты>, индивидуальным техническим средством реабилитации тростью белой тактильной цельной (6-02-01).
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю компенсацию морального вреда в пользу ФИО1, <данные изъяты>, в размере 1 500 (одной тысячи пятисот) рублей. В удовлетворении остальной части требований о взыскании компенсации морального вреда - отказать.
Принять отказ Прокурора Оханского района от требований в части обеспечения ФИО1 техническими средствами реабилитации: медицинским термометром с речевым выходом (15-01-01); специальным устройством для чтения «говорящих книг» на флэш-картах (13-01-01).
Производство по делу в указанной части прекратить.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца в <адрес>вой суд, через Нытвенский районный суд со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья подпись Норина Л.В.
Копия верна. Судья Норина Л.В.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.