Судья: Серденко С.И. Дело <данные изъяты>
<данные изъяты>
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
<данные изъяты>,
<данные изъяты> 4 июля 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Артемьевой Ю.А.,
судей Ляхович М.Б., Тарханова А.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания
Гаджиевым М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Игревского В. В.ча, Игревского А. В., Игревского К. В., Игревскую М. В., Игревскую А. И., Игревского А. В., Левтеевой Е. В., Игревского А. В., Игревской Ю. В. к администрации городского округа <данные изъяты> об обязании определить границы земельного участка,
по апелляционной жалобе Игревского В. В.ча и Игревского А. В. на решение Ступинского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты>,
заслушав доклад судьи Тарханова А.Г.,
объяснения Игревского В.В., Игревского А.В.,
УСТАНОВИЛА:
истцы обратились с иском к администрации городского округа <данные изъяты> об обязании определить границы земельного участка, расположенного по адресу: <данные изъяты>, сельское поселение Семеновское, <данные изъяты> <данные изъяты> площадью 1200 кв.м.
В обоснование заявленных требований ссылались на то, что постановлением Главы администрации Семеновского сельского <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> Игревскому В.И. выделен земельный участок 0,12 га в <данные изъяты> сельсовета.
<данные изъяты> выдано свидетельство МО-3308/2227 о праве собственности на землю.
<данные изъяты> Игревский В.И. скончался.
Нотариусом <данные изъяты> истцам выданы свидетельства о праве собственности на земельный участок <данные изъяты>
<данные изъяты> произведено государственное оформление права долевой собственности на денный земельный участок.
В налоговых уведомлениях значится адрес земельного участка: <данные изъяты>
Истцы не нашли земельный участок по указанному выше адресу. Фактически по данному адресу расположен земельный участок с почтовым адресом: <данные изъяты> (<данные изъяты>
<данные изъяты> заключен Договор на оказание услуг по межеванию
<данные изъяты>-у с ООО «Эксперт-Кадастр».
В конце марта 2021 года указанный договор расторгнут по инициативе ООО «Эксперт-Кадастр» из-за невозможности найти земельный участок с <данные изъяты>
<данные изъяты> за <данные изъяты> из администрации <данные изъяты> поступил ответ что вопросам ситуационных планов земельных участков администрация не занимается, необходимо обращаться в ФГБУ «Центр геодезии, картографии и инфраструктуры пространственных данных» Росреестра России.
ФГБУ «Центр геодезии, картографии и инфраструктуры пространственных данных» Росреестра России <данные изъяты> (исх <данные изъяты>) сообщили, что на дату подготовки ответа в федеральном фонде пространственных данных испрашиваемый материал отсутствует.
<данные изъяты> архивный отдел администрации городского округа <данные изъяты> сообщил, что запрашиваемых материалов по ситуационному плату земельного участка <данные изъяты> материалах архива не имеется.
ИФНС по <данные изъяты> но <данные изъяты> за <данные изъяты>@ сообщила, что земельный участок <данные изъяты> поставлен на учет по адресу: <данные изъяты> по документу, полученному из <данные изъяты>. На основе актуализированных сведений о характеристиках объектов налогооблажения ИФНС были внесены изменения в базу данных инспекции (исправлен адрес земельного участка <данные изъяты> расположенный по адресу: <данные изъяты>
<данные изъяты> Главе администрации городского округа <данные изъяты> направлено письмо с просьбой выделить равноценный земельный участок площадью 1200 кв.м на землях для ведения личного подсобного хозяйства в натуре в <данные изъяты> для проведения межевания участка.
Решением Главы администрации городского округа <данные изъяты> от <данные изъяты> за <данные изъяты> отказано в предоставлении в натуре искомого земельного участка. В связи с невозможностью предоставления в натуре земельного участка с
<данные изъяты> со ссылкой на административный регламент муниципальной услуги «Согласование местоположения границ земельных участков являющихся смежными земельными участками, находящимися в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена». В указанном регламенте истцы не нашли оснований для невозможности предоставления муниципальной услуги.
Истцы владельцы земельного участка <данные изъяты> выделенного Семеновским сельсоветом, существовавшего в натуре и предоставленного Игревскому В.И. в 1993 году, расположенного
<данные изъяты>, имея в собственности земельный участок уплачивают земельный налог на землю.
В настоящее время земельный участок <данные изъяты> в <данные изъяты> отсутствует или его невозможно найти.
Принадлежащий истцам на праве собственности земельный участок поставлен на кадастровый учет. При постановке на кадастровый учет местоположение границ не установлено. В соответствии с требованиями земельного законодательства РФ.
Уточнение местоположения границ земельного участка допускается при отсутствии в ЕГРН сведений о координатах характерных точек границ земельного участка.
В своем ответе от <данные изъяты> администрация городского округа <данные изъяты> рекомендовала установить границы земельного участка в судебном порядке.
Истец Игревская Л.В., Игревский А.В., Левтеева Е.В., Игревский А.В., Игревская Ю.В. в судебное заседание суда первой инстанции не явились, о рассмотрении дела извещены.
Истец Игревский А.В., Игревский В.В., действующий также по доверенности от Игревской Л.В., Игревского А.В., Левтеевой Е.В., Игревского А.В., в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования поддержали, просили удовлетворить.
Представитель ответчика администрации городского округа <данные изъяты> в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования не признал, просил в иске отказать. Представил письменные возражения.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <данные изъяты> представителя в судебном заседании суда первой инстанции не направили, о рассмотрении дела извещены.
Решением Ступинского городского суда <данные изъяты>
от <данные изъяты> по гражданскому делу по иску Игревского В. В.ча, Игревского А. В., Игревской Л. В., Игревского А. В., Левтеевой Е. В., Игревского А. В., Игревской Ю. В. к администрации городского округа <данные изъяты> об обязании определить границы земельного участка исковые требования оставлены без удовлетворения.
С апелляционной жалобой обратились Игревский В.В., Игревский А.В., в которой просят об отмене постановленного решения.
В заседание судебной коллегии явились Игревский В.В.,
Игревский А.В., которые доводы апелляционной жалобы поддержали.
Иные лица в заседание судебной коллегии не явились, извещены надлежащим образом, представили письменные заявления о рассмотрении дела в их отсутствии.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от <данные изъяты> произведена замена Игревской Л. В. на правопреемников Игревского К. В., Игревскую М. В., Игревскую А. И., которые также представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст.ст. 167, 327 ГПК РФ.
В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ст. 327.1 ГПК РФ, обсудив доводы жалобы, выслушав пояснения участников процесса, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Суд первой инстанции, разрешая спор по существу, принял предусмотренные законом меры для всестороннего и объективного исследования обстоятельств дела, полно и всесторонне проверил доводы истца, положенные в обоснование заявленных исковых требований, возражения ответчика, правомерно руководствовался положениями закона, регулирующими спорные правоотношения, и пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным. Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от <данные изъяты> N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 4 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Решение суда указанным требованиям закона отвечает.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется способами, установленными ГК РФ и иными законами, в частности, путем признания права.
В силу ч.2 ст. 15 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственности граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки территории городского округа <данные изъяты>, утвержденными Решением Совета депутатов городского округа <данные изъяты>, утвержденными Решением Совета депутатов городского округа Ступино <данные изъяты> от <данные изъяты> минимальный размер земельного участка с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства» составляет 400 кв.м.
В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Статьей 14 Федерального закона от <данные изъяты> N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; межевой план (при государственном кадастровом учете образуемых земельных участков, государственном кадастровом учете в связи с образованием части земельного участка (за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 44 настоящего Федерального закона), государственном кадастровом учете в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади в случаях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 43 настоящего Федерального закона);
Государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, сведения о котором, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков или в содержащемся в Едином государственном реестре недвижимости описании местоположения границ которого выявлена ошибка, указанная в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона (далее - уточнение границ земельного участка).
Внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений, полученных в результате выполнения комплексных кадастровых работ, осуществляется на основании заявления о внесении сведений о земельных участках и о местоположении на них зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, форма которого устанавливается органом нормативно-правового регулирования, и карты-плана территории (ст. 43).
Внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав (ст.13 ФЗ от <данные изъяты> № 218-ФЗ) в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации;
Государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется при условии наличия в Едином государственном реестре недвижимости сведений об объекте недвижимого имущества, право на который регистрируется, в связи с переходом права на объект недвижимости.
Федеральным законом от <данные изъяты> N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (ст.22)
На основании статьи 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.
Статьей 209 ГК РФ предусмотрено, что собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии со статьей 304 ГК РФ, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно пункту 2 части 1, пункту 4 части 2 статьи 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
По смыслу указанных норм, способы защиты права подлежат применению в случае, когда имеет место нарушение или оспаривание прав и законных интересов лица, требующего их применения.
В силу статьи 8 Федерального закона от <данные изъяты> N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в кадастр недвижимости в качестве основного сведения об объекте недвижимости вносятся, в том числе, характеристики, которые определяются и изменяются в результате уточнения местоположения границ земельных участков. Описание местоположения границ земельного участка вносится в кадастр недвижимости также как основное сведение об объекте недвижимости.
Согласно подпункту 3 части 2 статьи 22 Федерального закона от <данные изъяты> N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков, должны содержаться в межевом плане.
При этом в силу части 3 указанной статьи в случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
В соответствии с частью 8 статьи 22 Федерального закона от <данные изъяты> N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Согласно пункту 9 статьи 22 Федерального закона от <данные изъяты> N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.
Как следует из пункта 10 статьи 22 Федерального закона от <данные изъяты> N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Согласно статье 43 Федерального закона от <данные изъяты> N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
В соответствии со ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Местоположение границ земельного участка и его координаты определяются исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, а в случае отсутствия таких сведений в документах границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка. Проведение кадастровых работ по уточнению границ земельного участка и подготовке соответствующего межевого плана возложено законодательством на кадастровых инженеров. В то время как органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение только земельными участками, находящимися в муниципальной собственности либо собственность на которые не разграничена (пункт 2 статьи 3.3 Федерального закона от <данные изъяты> N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, постановлением Главы администрации Семеновского сельского <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> Игревскому В.И. выделен земельный участок 0,12 га в <данные изъяты> сельсовета (л.д.36).
<данные изъяты> выдано свидетельство МО-3308/2227 о праве собственности на землю (л.д.37).
Согласно ответа архивного отдела администрации городского округа <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> в документах администрации сельского поселения <данные изъяты>, земельнокадастровой книге <данные изъяты> за 1992-1997 г. значится Игревский В.И., всего земли 1200 кв.м (л.д.113)
<данные изъяты> Игревский В.И. скончался.
Нотариусом <данные изъяты> истцам выдано свидетельство о праве собственности на земельный участок <данные изъяты> (л.д.39,41).
<данные изъяты> произведено государственная регистрация права долевой собственности истцов на данный земельный участок (л.д.43).
В налоговых уведомлениях значился адрес земельного участка: <данные изъяты>,
<данные изъяты> (л.д.59).
Согласно ответа ИФНС по <данные изъяты> московской области
от <данные изъяты> за <данные изъяты>@ сообщила, что на основе актуализированных сведений о характеристиках объектов налогооблажения ИФНС были внесены изменения в базу данных инспекции (исправлен адрес земельного участка <данные изъяты> расположенный по адресу: <данные изъяты>
Из ответа Межрайонной ИФНМ <данные изъяты> по <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> следует, что право собственности на земельный участок <данные изъяты> оформлено в 1993 г., в 2003 г. сведения об индентификационных характеристиках земельных участков вносились в базу данных инспекции вручную по сведениям поступившим из сельских советов сельских округов, в т.ч. из похозяйственных книг. Сведения о присвоении адреса земельному участку с кадастровым номером <данные изъяты> поступили из Семеновского сельского совета, на блажном носителе в 2003 <данные изъяты> в связи с истечением срока хранения не сохранились.
На местности данный земельный участок не сформирован.
<данные изъяты> заключен Договор на оказание услуг по межеванию
<данные изъяты>-у с ООО «Эксперт-Кадастр».
В конце марта 2021 года указанный договор расторгнут по инициативе ООО «Эксперт-Кадастр» из-за невозможности найти земельный участок с <данные изъяты>
<данные изъяты> за <данные изъяты> из администрации <данные изъяты> поступил ответ, что вопросам ситуационных планов земельных участков администрация не занимается, необходимо обращаться в ФГБУ «Центр геодезии, картографии и инфраструктуры пространственных данных» Росреестра России (л.д.28).
ФГБУ «Центр геодезии, картографии и инфраструктуры пространственных данных» Росреестра России <данные изъяты> (исх <данные изъяты>) сообщили, что на дату подготовки ответа в федеральном фонде пространственных данных испрашиваемый материал отсутствует.
Глава администрации городского округа <данные изъяты> <данные изъяты> на обращение по вопросу выделения земельного участка в натуре в <данные изъяты> г.о. <данные изъяты> сообщил что границы земельного участка на местности не определены, необходимо повести межевание земельного участка, обратиться в администрацию городского округа Ступино с целью получения согласования местоположения границ формируемого земельного участка, но согласование границ будет невозможно. Рекомендуют установить границы в судебном порядке.
В настоящее время местоположение земельного участка не установлено, границы не сформированы, межевание земельного участка не проведено.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что истцами выбран ненадлежащий способ защиты своих прав, поскольку не доказан факт нарушения действиями ответчика их прав, а обращение в суд с требованиями о возложении на ответчика обязанности определить границы спорного земельного участка противоречит нормам материального права.
Из представленных в материалы дела доказательств определить местоположение границ спорного земельного участка и их координаты не представляется возможным.
О наличии границ земельного участка, существующих на местности пятнадцать и более лет, позволяющих определить местоположение границ земельного участка, истцам также не известно, по их пояснениям, они на данном земельном участке никогда не были.
Сведений о том, что после предоставления спорного земельного участка наследодателю, он пользовался им по назначению, земельный участок был выделен в натуре, материалы дела не содержат.
В полномочия органов местного самоуправления определение границ земельного участка не входит.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они подробно мотивированы, соответствуют требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела, оснований, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, для признания их ошибочными и отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, тогда как основания для переоценки доказательств отсутствуют. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции. Иная точка зрения на то, как должно быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены состоявшегося по настоящему делу судебного акта.
Мотивы, по которым суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истцов, а также оценка доказательств, подтверждающих эти выводы, приведены в мотивировочной части решения суда, и считать их неправильными у судебной коллегии оснований не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ступинского городского суда <данные изъяты>
от <данные изъяты> оставить без изменения, апелляционную жалобу Игревского В. В.ча и Игревского А. В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи