№
64RS0№-95
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 июня 2023 года город Саратов
Октябрьский районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Мониной О.И.,
при секретаре судебного заседания Курбанове Р.Д.,
с участием представителя истцов Грачевой С.П.,
представителя ответчика Воробьевой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Баженовой Татьяны Георгиевны, Федоровой Факии Сабирджановны к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области о признании незаконными решений об отказе в перерасчете пенсии, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии,
установил:
Истцы обратились в суд с иском к Государственному учреждению - отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области (далее по тексту ГУ ОПФР по Саратовской области) о признании решения незаконным, возложении обязанности произвести перерасчет размера пенсии и взыскании судебных расходов, в обосновании требований указали, что 09.06.2017 года истцу Баженовой Т.Г. была назначена пенсия по старости в размере 12592 руб. 14 коп., 28.08.2017 года истцу Федоровой Ф.С. была назначена пенсия по старости в размере 14912 руб. 83 коп. 23 марта 2022 года Баженова Т.Г. получила выписку о сведениях по состоянию индивидуального лицевого счета застрахованного лица, при ознакомлении с которой обнаружила, что данные о среднемесячном заработке за 1999-2001 годы, указанные в выписке от 23.03.2022 года, не соответствуют действительности, так как решением суда по делу № 2-109/2004 от 28.04.2004 года было установлено, что МУП ПУ «Водоканал» занижал заработную плату в период с 1999 - 2001 год и было вынесено решение по вышеуказанному делу, где суд обязал МУП ПУ «Водоканал» произвести перерасчет заработной платы за 1999,2000, 2001 год. Согласно перерасчету заработной платы в период с 1999 по 2001 года МУП ПУ «Водоканал» было до начислено и выплачено Баженовой Т.Г. заработная плата, в соответствии с решением суда, в размере 37461,75 руб. Однако, как видно из выписки от 23.03.2022 года о сведениях о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица, данные доначисления не отражены. 18 июня 2022 года истец Федорова Ф.С. получила выписку о сведениях о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица, при ознакомлении с которой обнаружила, что сведений о среднемесячном заработке за 1999 год в выписке не имеется, среднемесячный заработок за 2000-2001 года составил 869 руб. 56 коп. Данные о среднемесячном заработке за 1999-2001 годы, указанные в выписке от 18.06.2022 года, не соответствуют действительности, так как решением суда по делу № 2-109/2004 от 28.04.2004 года было установлено, что МУП ПУ «Водоканал» занижал заработную плату в период с 1999 - 2001 год и было вынесено решение по вышеуказанному делу, где суд обязал МУП ПУ «Водоканал» произвести перерасчет заработной платы за 1999,2000, 2001 год. Согласно перерасчету заработной платы в период с 1999 по 2001 года МУП ПУ «Водоканал» было до начислено и выплачено Федоровой Ф.С. заработная плата, в соответствии с решением суда, в размере 33926,49 руб. Однако, как видно из выписки от 18.06.2022 года о сведениях о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица, данные доначисления не отражены. Истцы обратились в ГУ ОПФ РФ по Саратовской области (через Энгельсское отделение) с письменными заявлениями о перерасчете пенсии, приложив решение суда и справку о перерасчете заработной платы (копии заявлений прилагаем). Однако, в перерасчете пенсии было отказано. По мнению ответчика - Отделения Фонда Пенсионного и Социального Страхования Российской Федерации по Саратовской области (правопреемнику ГУ ОПФРФ по Саратовской области) оснований для перерасчета пенсии по сведениям, содержащимся в представленных документах, исходя из которых истец Баженова С.Г. и истец Федорова Ф.С. просили произвести расчет размера пенсии не имеется, так как они не подтверждены сведениями индивидуального (персонифицированного) учета. Считают отказ ответчика - в перерасчете размера пенсии истцам Баженовой и Федоровой необоснованным, в связи с чем обратились в суд с настоящим иском и просят признать решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области (ИНН 6452024495), выразившиеся в отказе перерасчета размера страховой пенсии Баженовой Татьяне Георгиевне (СНИЛС 059-244-194 75) незаконным, обязать Отделение Фонда пенсионного и социального Страхования Российской Федерации по Саратовской области (ИНН 6452024495) произвести перерасчет размера пенсии Баженовой Татьяне Георгиевне (СНИЛС 059-244-194 75) в сторону увеличения с 01.08.2022 года с учетом заработной платы за 2000-2001 годы, подтвержденной решением суда Мирового судьи судебного участка № 1 города Энгельса Саратовской области по делу № 2-109/2004 от 28.04.2004 и архивной справкой МУП «Энгельс-Водоканал» № 1851 от 10.06.2022, взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального Страхования Российской Федерации Саратовской области (ИНН 6452024495) в пользу Баженовой Татьяне Георгиевне (СНИЛС 059-244-194 75) судебные расходы на предоставление юридических услуг в размере 25000 руб. и почтовые расходы в размере по сумме почтовых квитанций, признать решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области (ИНН 6452024495), выразившиеся в отказе перерасчета размера страховой пенсии Федоровой Ф.С. (СНИЛС 050-211-502 78) незаконным, обязать Отделение Фонда пенсионного и социального Страхования Российской Федерации по Саратовской области (ИНН 6452024495) произвести перерасчет размера пенсии Федоровой Ф.С. (СНИЛС 050-211-502 78) в сторону увеличения с 01.08.2022 года с учетом заработной платы за 2000-2001 годы, подтвержденной решением суда Мирового судьи судебного участка № 1 города Энгельса Саратовской области по делу № 2-109/2004 от 28.04.2004 и архивной справкой МУП «Энгельс-Водоканал» № 1851 от 10.06.2022, взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального Страхования Российской Федерации Саратовской области (ИНН 6452024495) в пользу Федоровой Ф.С. (СНИЛС 050-211-502 78) судебные расходы на предоставление юридических услуг в размере 25000 руб. и почтовые расходы в размере по сумме почтовых квитанций.
Представитель истцов Грачева С.П. поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила требования удовлетворить.
Представитель ответчика Воробьева Е.Ю. поддержала возражения на исковое заявление, просила в иске отказать (л.д.80-92).
Истцы и третье лицо в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела, в представленных заявлениях просили дело рассмотреть без их участия.
Суд, с учетом мнения явившихся представителей сторон, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, по имеющимся в деле доказательствам, в силу ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав пояснения представителей истцов и ответчика, исследовав материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статья 19 Конституции РФ, закрепляет равенство всех перед законом и судом.
Согласно ст. 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется, каждый вправе защищать свои права всеми способами, не запрещенными законом.
Как следует из ч. 1 ст. 46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В силу ч.3 ст. 123 Конституции РФ, ч. 1 ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Положения ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривают правовой механизм оценки приобретенных до 01 января 2002 г. пенсионных прав застрахованных лиц и регулируют порядок исчисления размера трудовых пенсий.
Из п. 2 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» следует, что расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
При этом варианты определения расчетного размера трудовой пенсии, предусмотренные пунктами 3 и 4 статьи 30 названного федерального закона, предполагают использование в соответствующих целях либо среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо среднемесячного заработка застрахованного лица за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке работодателями или государственными (муниципальными) органами (абзац седьмой пункта 3 и абзац четвертый пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
Таким образом, размер страховой пенсии по старости при обращении гражданина за назначением страховой пенсии по старости должен определяется пенсионным органом с учетом заработка (дохода), который фактически получал гражданин в период своей трудовой (иной общественно полезной) деятельности, предшествующий назначению пенсии. Право выбора наиболее выгодного периода работы, из которого для определения размера пенсии подлежит учету среднемесячный заработок, принадлежит гражданину.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, установленный положениями п. 3 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» порядок исчисления расчетного размера трудовой пенсии при оценке приобретенных до 01 января 2002 г. пенсионных прав застрахованных лиц в части, касающейся определения размера среднемесячного заработка застрахованного лица, в равной мере распространяется на всех лиц, у которых право на назначение трудовой (с 01 января 2015 г. - страховой) пенсии по старости возникло после указанной даты, обеспечивает индивидуализацию размера трудовой (страховой) пенсии по старости, обусловленную правовой природой и целевым назначением данной выплаты, исключает возможность произвольного установления пенсионного обеспечения и, по существу, воспроизводит действовавший ранее порядок определения среднемесячного заработка в целях исчисления размера трудовых пенсий по старости, закрепленный ст. 102 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (определения от 04 апреля 2017 г. № 696-О, от 28 ноября 2019 г. № 3181-О).
Действующий с 01 января 2015 г. порядок установления страховых пенсий определен ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.
Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Требования к формату документов выплатного дела в электронной форме устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации (ч. 6 ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ).
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов (ч. 7 ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (ч. 8 ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (ч. 9 ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
Согласно ч. 3 ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с ч. 6 ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. № 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Правила № 884н).
Пунктом 22 Правил № 884н установлено, что территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в документах сведений, а также их соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица; запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе.
Пунктом 23 Правил № 884н определено, что решения и распоряжения об установлении или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Исходя из приведенных нормативных положений назначение и выплата страховой пенсии по старости осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, который разъясняет гражданам законодательство Российской Федерации по вопросам, отнесенным к его компетенции; принимает заявление о назначении страховой пенсии по старости со всеми документами и дает оценку правильности их оформления; дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно, предоставляет возможность предоставить недостающие документы; в случае непредставления заявителем по собственной инициативе необходимых для назначения страховой пенсии документов пенсионный орган осуществляет их запрос в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных им организациях, в распоряжении которых находятся такие документы; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи представленных документов; принимает решения о назначении страховой пенсии по старости или об отказе в ее назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов.
Согласно ст. 30.3 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), подлежит перерасчету, в том числе в случае предоставления дополнительных документов, подтверждающих среднемесячный заработок застрахованного лица, который не был учтен при осуществлении указанному лицу оценки пенсионных прав в соответствии со статьей 30 настоящего Закона при установлении ему трудовой пенсии.
В ходе рассмотрения дела установлено и не оспаривалось сторонами, что 09.06.2017 года истцу Баженовой Т.Г. была назначена пенсия по старости в размере 12592 руб. 14 коп., 28.08.2017 года истцу Федоровой Ф.С., была назначена пенсия по старости в размере 14912 руб. 83 коп.
Решением суда по делу № 2-109/2004 от 28.04.2004 года было установлено, что МУП ПУ «Водоканал» занижал заработную плату в период с 1999 - 2001 год и было вынесено решение по вышеуказанному делу, где суд обязал МУП ПУ «Водоканал» произвести перерасчет заработной платы за 1999,2000, 2001 год. Согласно перерасчету заработной платы в период с 1999 по 2001 года МУП ПУ «Водоканал» было до начислено и выплачено Федоровой Ф.С. заработная плата, в соответствии с решением суда, в размере 33926,49 рублей.
Как видно из выписки от 18.06.2022 года о сведениях о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица, данные доначисления не отражены. На основании данных обстоятельств, 05.07.2022 года истец Баженова Т.Г. и истец Федорова Ф.С. обратились в ГУ ОПФ РФ по Саратовской области (через Энгельсское отделение) с письменными заявлениями о перерасчете пенсии, приложив решение суда и справку о перерасчете заработной платы, однако в перерасчете было отказано.
Из ответов ГУ ОПФ РФ в Саратовской области следует, что пенсионный орган отказал в перерасчете размера пенсии истцов на основании решения мирового судьи судебного участка № 1 г. Энгельса Саратовской области от 28 апреля 2004 г., поскольку доначисленные суммы заработной платы не отражены в сведения индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно решению суда Мирового судьи судебного участка № 1 города Энгельса Саратовской области по делу № 2-109/2004 от 28.04.2004 года, истец Баженова Т.Г. получила от ответчика, в порядке добровольного исполнения решения суда, перерасчет заработной платы в размере 37461,75 рублей следующим образом:3907,00 рубля на сберегательный счет № 58401, открытый в ЗАО «Экономбанк», что подтверждается сберкнижкой, 33 554 рубля 75 копеек в кассе МУП Водоканал наличными денежными средствами.
Согласно решению суда Мирового судьи судебного участка № 1 города Энгельса Саратовской области по делу № 2-109/2004 от 28.04.2004 года, истец Федорова Ф.С. получила от ответчика, в порядке добровольного исполнения решения суда, перерасчет заработной платы в размере 33926,49 рублей следующим образом:3540,00 рубля на сберегательный счет № 58691, открытый в ЗАО «Экономбанк», что подтверждается сберкнижкой, 30 386 рубля 49 копеек в кассе МУП Водоканал наличными денежными средствами.
Решениями мирового судьи судебного участка № 1 г.Энгельса Саратовской области от 28.04.2004 года, вступившими в законную силу, на МУП «ПУ «Водоканал» возложена обязанность произвести перерасчет заработной платы в том числе и истцам за 1999, 2000, 2001 годы с учетом разряда и ставки рабочего первого разряда, определяемой по сообщению Госстроя РФ и п. 5.1 Отраслевого тарифного соглашения по организациям жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Как следует из архивных справок № 1851 от 10.06.2022 года и № 2170 от 04.07.2022, представленных в материалы дела в период за 2000-2001 годы заработная плата истцам Баженовой Т.Г. и Федоровой Ф.С. во исполнение решения суда Мирового судьи судебного участка № 1 города Энгельса Саратовской области по делу № 2-109/2004 от 28.04.2004 года была пересчитана в сторону увеличения, а значит и размер отчислений в пенсионный фонд был (или должен был быть) увеличен.
По сведениям ГУ - УПФ РФ корректирующие сведения за 1999 – 2001 годы страхователем МУП ПУ «Водоканал» не представлялись. МУП ПУ «Водоканал» снят с учета в налоговом органе (ликвидирован вследствие банкротства) 24 ноября 2005 года.
В архивных справках, выданных МУП «Энгельс-Водоканал» на основании договора на оказание услуг по архивному хранению документации, размер заработной платы Баженовой Т.Г. и Федоровой Ф.С. за 2000 – 2001 годы указан без учета произведенных доначислений, данные обстоятельства также подтверждаются расчетными листами представленными в материалы дела за рассматриваемый период времени, в отношении истцов.
С учетом установленных обстоятельств по делу, а также с учетом требований действующего законодательства, поскольку работодателем МУП «УП «Водоканал» недоначислялась часть заработной платы Баженовой Т.Г., Федоровой Ф.С. за период 2000 – 2001 годов, то суммы недоначисленной заработной платы не отражены в выписке из индивидуального лицевого счета истцов за указанный период и не вошли в состав заработка за 2000 – 2001 годы, определяемого в целях оценки пенсионных прав, что повлияло на размер страховой пенсии.
Проанализировав представленные сторонами доказательства в их совокупности и во взаимосвязи с доводами и возражениями участвующих в деле лиц по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что недоначислением и невыплатой заработной платы в полном объеме в период 2000 – 2001 года, непредоставлением корректирующих сведений в пенсионный орган работодатель нарушил пенсионные права истца, и учитывая, что необходимость перерасчетазаработной платы Баженовой Т.Г., Федоровой Ф.С. за период 2000- 2001 годов подтверждена вступившим в законную силу судебными решениями, в справками МУП «УП «Водоканал», отвечающие необходимым условиям, предусмотренным законом, содержатся сведения о размере заработной платы с учетом доначислений, требования истцов к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области являются обоснованными.
В соответствии с п. 1 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при назначении трудовой пенсии по старости осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01 января 2002 г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по приведенной в данной статье формуле.
Согласно п. 2 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном п. 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном п. 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном п. 6 настоящей статьи.
В случае отсутствия данных о волеизъявлении пенсионера оценка пенсионных прав производится пенсионным органом по более выгодному для застрахованного лица варианту.
При этом варианты определения расчетного размера трудовой пенсии, предусмотренные п.п. 3 и 4 ст. 30 названного федерального закона, предполагают использование в соответствующих целях либо среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо среднемесячного заработка застрахованного лица за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке работодателями или государственными (муниципальными) органами (абз. 7 п. 3 и абз. 4 п. 4 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
Согласно письму Министерства труда и социального развития Российской Федерации №-ЮЛ и Пенсионного фонда Российской Федерации № ЛЧ-06-27/9704 от 27 ноября 2001 г., если невозможно документально подтвердить среднемесячный заработок в связи с утратой работодателем первичных документов о заработке, то могут быть представлены документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии, в том числе документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки, которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
Исходя из приведенных норм закона, с учетом того, что размеры заработных плат с учетом доначислений Баженовой Т.Г., Федоровой Ф.С. за период 2000-2001 годов подтверждены вступившим в законную силу судебным постановлением и справками МУП «ПУ «Водоканал», отвечающим необходимым условиям, суд считает возможным возложить на пенсионный орган обязанность произвести перерасчет пенсии истцов по сведениям, содержащимся в указанных документах.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 и 5 настоящей статьи, производится: с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
В виду изложенного, суд руководствуясь положениями п. 2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», приходит к выводу, что перерасчета размера пенсии Баженовой Т.Г., Федоровой Ф.С.подлежит начиная с 01 января 2022 г. и
В силу положений ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе, расходы на оплату услуг представителей, другие признанные судом необходимыми расходы.
В соответствии с ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Согласно договоров: № 12/06 на возмездное оказание юридических услуг от 29.06.2022 г. заключенного между Федоровой Ф.С., № 13/06 на возмездное оказание юридических услуг от 30.06.2022 г. заключенного между Баженовой Т.Г., и Грачевой С.П., стороны пришли к соглашение об оплате услуг представителя в размере 25 000 руб., согласно расписок приложенных к договорам сторонами оплаты за услуги представителя в размере 25 000 руб. каждой, были произведены в полном объеме (л.д.46, 68). Данные расходы заявлены истцами ко взысканию с ответчика.
Как следует из п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 г. № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек.
В соответствии с п.п. 12, 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от
21 января 2016 г. № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (ч. 1 ст. 100 ГПК РФ). Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства. Разумность судебных издержек на оплату услуг представителя не может быть обоснована известностью представителя лица, участвующего в деле.
Учитывая объем правовой помощи, оказанной истцам, категорию и сложность рассматриваемого спора, продолжительность судебного разбирательства, возражений ответчика относительно размера заявленного ко взысканию оплаты услуг представителя, суд полагает заявленную сумму расходов на оплату услуг представителя, не отвечающей критерию разумности, и с учетом положений ч. 1 ст. 100 ГПК РФ считает необходимым взыскать с ответчика по 5 000 руб. в пользу каждого из истцов, а также почтовые расходы в размере 75 руб. 30 коп. в пользу каждого из истцов по отправке почтовой корреспонденции.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Баженовой Т.Г., Федоровой Ф.С., удовлетворить.
Признать незаконными отказы отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области (ИНН 6452024495, ОГРН 1026403348014), выразившиеся в отказе в перерасчете размера страховой пенсии Баженовой Т.Г. (СНИЛС 059-244-194 75) и Федоровой Ф.С. (СНИЛС №).
Обязать отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области (ИНН 6452024495, ОГРН 1026403348014) произвести перерасчет размера пенсии Баженовой Татьяне Георгиевне (СНИЛС №) в сторону увеличения с 01.08.2022 года, с учетом заработной платы за 2000-2001 годы, подтвержденной решением мирового судьи судебного участка №1 г. Энгельса Саратовской области по делу №2-109/2004 от 28.04.2004 г. и архивной справкой МУП «Энгельс-Водоканал» №1851 от 10.06.2022 г.
Обязать отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области (ИНН 6452024495, ОГРН 1026403348014) произвести перерасчет размера пенсии Федоровой Факие Сабирджановне (СНИЛС №) в сторону увеличения с 01.08.2022 года, с учетом заработной платы за 2000-2001 годы, подтвержденной решением мирового судьи судебного участка №1 г. Энгельса Саратовской области по делу №2-109/2004 от 28.04.2004 г. и архивной справкой МУП «Энгельс-Водоканал» №1851 от 10.06.2022 г.
Взыскать с отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области (ИНН 6452024495, ОГРН 1026403348014) в пользу Баженовой Татьяне Георгиевне (СНИЛС №) расходы по оплате услуг представителя в размере 5000 руб., почтовые расходы в размере 75 руб. 30 коп.
Взыскать с отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области (ИНН 6452024495, ОГРН 1026403348014) в пользу Федоровой Факие Сабирджановне (СНИЛС №)расходы по оплате услуг представителя в размере 5000 руб., почтовые расходы в размере 75 руб. 30 коп.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Октябрьский районный суд г. Саратова в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 27 июня 2023 г.
Судья /подпись/ О.И. Монина