Решение по делу № 2-1189/2022 от 27.01.2022

2-1189/2022

44RS0001-01-2022-000619-95

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 июня 2022 года              г. Кострома, ул. Долматова, 14

Свердловский районный суд г. Костромы в составе:

председательствующего судьи Ковунева А.В.,

при секретаре К.К.Н., с участием представителя ответчика и третьего лица УФСИН по Костромской области С.А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области к ФКУ «Исправительная колония » УФСИН по Костромской области о понуждении к проведению работ по сохранению объектов культурного наследия,

у с т а н о в и л:

Инспекция по охране объектов культурного наследия Костромской области обратились в Свердловский районный суд г.Костромы с указанными требованиями, в обоснование которого указывают, что в соответствии с постановлением главы администрации Костромской области от <дата> «Об объявлении находящихся на территории <адрес> объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории и культуры» объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес> является объектом культурного наследия регионального значения «Усадьба «Васильевское» Карцевых (Чумаковых), XIX в.» (далее -Усадьба). В состав Усадьбы входит - Главный дом, 1820-е гг., Флигель (северный), 1820-е гг., Флигель (южный), 1820-е гг., Парк, 2-я пол. XIX в.» (далее - Объекты). Объекты зарегистрированы в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, так: приказом Министерства культуры Российской Федерации от <дата> -р объект культурного наследия «Усадьба «Васильевское» Карцевых (Чумаковых)», XIX в., зарегистрирован за номером - ; приказом Министерства культуры Российской Федерации от <дата> -р объект культурного наследия «Главный дом», 1820-е гг., -зарегистрирован за номером - ; приказом Министерства культуры Российской Федерации от <дата> -р объект культурного наследия «Флигель (северный)», 1820-е гг., зарегистрирован за номером - ; приказом Министерства культуры Российской Федерации от <дата>, -р объект культурного наследия «Флигель (южный)», 1820-е гг., зарегистрирован за номером - ; приказом Министерства культуры Российской Федерации от <дата> -р объект культурного наследия «Парк», 2-я пол. XIX в., зарегистрирован за номером - . В соответствии с выписками из Единого государственного реестра недвижимости от <дата> вышеуказанные Объекты принадлежат на праве собственности МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях и переданы в оперативное управление ФКУ «Исправительная колония Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Костромской области», дата регистрации права - <дата>. На каждый из Объектов, входящий в состав Усадьбы, разработаны и утверждены учетные документы - паспорта Объектов и учетные карточки ^ч (документы датированы 1990 г.). Приказами инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области от <дата> утверждены охранные обязательства собственника или иного законного владельца Объекта (далее -Охранные обязательства). Вышеуказанные охранные обязательства направлены в адрес Ответчика заказным письмом с уведомлением о вручении, что подтверждается сопроводительным письмом Инспекции от <дата> , квитанцией об отправке от <дата> (РПО ). В соответствии с отчетом об отслеживании заказного почтового отправления письмо получено адресатом <дата>. Охранные обязательства содержат планы работ по сохранению объектов культурного наследия. Также приказом от <дата> объект и план по сохранению работ был дополнен объектом "Усадьба Васильевское" Карцевых (Чумаковых) ХIX в.: Главный дом", 1820-е гг. <дата> Инспекцией выданы задания на проведение работ по сохранению Объектов Однако до настоящего времени работы по сохранению вышеуказанных Объектов не организовано. Разрешений на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия Инспекцией не выдавалось, проектная документация не согласовывалась. Заявлений о предоставлении соответствующей государственной услуги в Инспекцию не поступало. Приемка каких-либо работ на вышеуказанных Объектах не осуществлялась. В связи с тем, что в адрес Инспекции неоднократно поступали обращения гражданина, а также в связи с истечением срока исполнения - п. 1 Плана работ по сохранению Объекта (приложение к приказу Инспекции от <дата> ) (срок до <дата>), п. 1 Плана работ по сохранению Объекта (приложение к приказу Инспекции от <дата> ) (срок до <дата>) Инспекция вынуждена обратиться в суд с настоящим исковым заявлением. На основании изложенного просят: Обязать Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Костромской области» произвести работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Усадьба «Васильевское» Карцевых (Чумаковых), XIX в.: Главный дом, 1820-е гг., Флигель (северный), 1820-е гг., Флигель (южный), 1820-е гг.», расположенного по адресу: <адрес>, а именно: организовать разработку и согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия по -результатам обследования, проведенного организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия в срок до <дата>; организовать выполнение работ по сохранению Объектов, а также сдачу работ по акту приемки выполненных работ в срок до <дата>.

В ходе рассмотрения гражданского дела исковые требования были уточнены и истец просил: организовать разработку и согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия «Главный дом», 1820-е гг., «Флигель (северный)», 1820-е гг., «Флигель (южный)», 1820-е гг., входящих в состав объекта культурного наследия «Усадьба «Васильевское» Карцевых (Чумаковых), XIX в., по результатам обследования, проведенного организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия в срок до <дата>;- организовать выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия регионального значения «Главный дом», 1820-е гг., «Флигель (северный)», 1820-е гг., «Флигель (южный)», 1820 е гг., входящих в состав объекта культурного наследия «Усадьба «Васильевское» Карцевых (Чумаковых), XIX в., в соответствии с согласованной проектной документацией, а также сдать работ по акту приемки выполненных работ в срок до <дата>.

В судебном заседании истец не участвовал, извещался надлежащим образом, ранее в судебном заседании исковые требования поддерживал по доводам и основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика и третьего лица от УФСИН России по Костромской области С.А.В. в судебном заседании исковые требования не признал, поскольку полагал, что уголовно-исполнительная система не обладает полномочиями по сохранению объектов культурного наследия. Также пояснил, что флигелями ФКУ "ИК-8" УФСИН России по КО не пользуется. Что касается сроков – полагали, что они являются очень короткими, поскольку это большой объем процедур. Также пояснил, что ФСИН России планирует свой бюджет в течение нескольких лет и денежные средства на данный комплекс процедур не выделялся.

Третье лицо МТУ Росимущество во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях просили рассматривать гражданское дело в своё отсутствие, в отзыве на исковое заявление полагали требованиями истца законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.

Министерство финансов Российской Федерации в лице УФК по Костромской области в судебное заседание не явились, просили рассматривать гражданское дело в своё отсутствие, в отзыве на исковое заявление полагали, что обязанность по содержанию объектов культурного наследия лежит на ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области, как на учреждении, которому объект культурного наследия передан на праве оперативного управления.

Третье лицо ФСИН России извещались надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности

Согласно ч.3 ст. 44 Конституции РФ каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

В соответствии с п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

В силу пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия являются особым видом имущества, к которому требования гражданского законодательства применяются с учетом особенностей, установленных указанным законом.

В соответствии с п. 1 ст. 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ), Объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Согласно п. 1 ст. 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ, работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

Из содержания п.1 ст.47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ следует, что при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен, обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия; не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.

Положения п.11 ст.47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ гласят, что если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора. В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, охранное обязательство подлежит выполнению унитарным предприятием или учреждением.

Согласно п.8 ст.45 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ приемка работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия осуществляется собственником или иным законным владельцем указанного объекта культурного наследия либо лицом, выступающим заказчиком работ по сохранению данного объекта культурного наследия, при участии соответствующего органа охраны объектов культурного наследия, выдавшего разрешение на проведение указанных работ.

Судом установлено, что объект недвижимости – нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый а также Главный дом, 1820-е гг., Флигель (северный), Флигель (южный) является собственностью Российской Федерации, и на праве оперативного управления находятся в ведении ФКУ ИК-8 УФСИН России по <адрес>, что подтверждается выпиской ЕГРН от <дата>.

Постановлением главы администрации Костромской области от <дата> «Об объявлении находящихся на территории Костромской области объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории и культуры» указанный объект объявлен объектом культурного наследия регионального значения «Усадьба «Васильевское» Карцевых (Чумаковых), XIX в.», Главный дом, 1820-е гг., Флигель (северный), 1820-е гг., Флигель (южный), 1820-е гг., Парк, 2-я пол. XIX в.»

Согласно приказу Министерства культуры Российской Федерации от <дата> -р «Усадьба «Васильевское» Карцевых (Чумаковых)», XIX в., зарегистрирована в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации за номером – .

Также, согласно приказу Министерства культуры Российской Федерации от <дата> -р объект культурного наследия «Главный дом», 1820-е гг., зарегистрирована в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации - ;

- приказом Министерства культуры Российской Федерации от <дата> -р объект культурного наследия «Флигель (северный)», 1820-е гг., зарегистрирована в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации - ;

- приказом Министерства культуры Российской Федерации от <дата>, -р объект культурного наследия «Флигель (южный)», 1820-е гг., зарегистрирована в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации - ;

- приказом Министерства культуры Российской Федерации от <дата> -р объект культурного наследия «Парк», 2-я пол. XIX в., зарегистрирована в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации - .

Из материалов дела следует, что Инспекцией по охране объектов культурного наследия Костромской области приказом от <дата> утверждены охранные обязательства собственника или иного законного владельца в отношении вышеперечисленных объектов, которые включают в себя требования по сохранению объектов культурного наследия, а именно консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, либо сочетание указанных мер. (п.13).

Согласно данным охранным обязательствам необходимо было в отношении объектов «Усадьба Васильевское» Карцевых (Чумаковых), XIX в.: Главный дом», 1820-е гг.«Усадьба Васильевское» Карцевых (Чумаковых), XIX в.: Флигель (северный)», 1820-е гг. «Усадьба Васильевское» Карцевых (Чумаковых), XIX в.: Флигель (южный)», 1820-е гг. произвести ряд мероприятий, а именно:

- организовать разработку и согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия по результатам обследования объекта культурного наследия, выполненного организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по сохранению объекта культурного наследия в срок до <дата>;

-установить информационную надпись на объект культурного наследия в соответствии с согласованным инспекцией по охране объектов культурного наследия Костромской области проектом (макетом) в срок до <дата>.

Кроме того, в отношении объектов «Усадьба Васильевское» Карцевых (Чумаковых), XIX в.: Главный дом», 1820-е гг.«Усадьба Васильевское» Карцевых (Чумаковых), XIX в.: Флигель (северный)», 1820-е гг. также необходимо:

- организовать выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с согласованной проектной документацией, а также сдачу работ по акту приемки выполненных работ в срок до <дата>.

Приказом Инспекции от <дата> «О внесении изменений в приказ инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области от <дата> » и установленные сроки по разработке и согласованию проектной документации были увеличены до <дата>, срок по выполнению работ по сохранению объекта культурного наследия был увеличен до <дата>. Иные сроки остались без изменений.

Согласно материалам дела заявителем были выданы задания на проведения работ по сохранению указанных Объектов , .

Судом установлено, что ответчиками предложенные мероприятия не выполнены. Заданий и разрешений на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия истцом не выдавалось, проектная документация не согласовывалась, заявлений о предоставлении соответствующих государственных услуг не поступало.

Вместе с тем спорные объекты культурного наследия требуют принятия мер по их сохранению. Что лицами, участвующими деле, соответственно не оспаривалось

В силу ч. 1 ст. 40 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские; изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

Таким образом, исходя из совокупности норм права, закрепленных в Гражданском кодексе Российской Федерации и в Федеральном законе № 73-Ф3 правомочия пользователя обременены его обязанностью провести работы по сохранению объекта культурного наследия.

Разрешая заявленные исковые требования суд учитывает, что в течение длительного времени ответчиками не предпринимаются какие-либо меры к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, в связи с чем заявленные требования обоснованны и подлежат удовлетворению, в том числе в части заявленного срока проведения работ.

Доводы представителя ответчика и третьего лица ФКУ ИК-8 УФСИН России по КО и УФСИН России по Костромской области о том, что уголовно-исполнительная система не обладает полномочиями по сохранению объектов культурного наследия, противоречит положения законодательства, а именно ст.296 ГК РФ, а также п.11 ст.47.6 Федерального закона от <дата> № 73-ФЗ, закрепляющих обязательство за учреждением, в чем праве хозяйственного ведения либо оперативного управления находится объект культурного наследия, включенный в реестр осуществлять работы по сохранению данного объекта культурного наследия.

Кроме того, доводы ответчика о том, что исправительная колония флигелями не пользуются, также не могут быть приняты в обоснование доводов для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку указанные Флигель (северный) и Флигель (южный) находятся на территории исправительного учреждения, и так же находятся вв ведении ответчика на праве оперативного управления, что объективно подтверждается материалами дела, доказательств в обоснование данного довода также в материалы дела не представлены. Равны образом не является таким основанием ссылка ответчика на то обстоятельство, что указанный объем процедур требует больших денежных затрат, на которые денежные средства не выделялись, а обозначенные сроки также являются короткими, поскольку с 2019 года зная о выданных заданиях Инспекции Учреждение не предпринимало никаких мер выполнению запланированных работ, доказательств обратного материалы дела не содержат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области удовлетворить.

Обязать ФКУ «Исправительная колония № 8 УФСИН России по Костромской области» организовать разработку и согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия «Главный дом», 1820-е гг., «Флигель (северный)», 1820-е гг., «Флигель (южный)», 1820-е гг., входящих в состав объекта культурного наследия «Усадьба «Васильевское» Карцевых (Чумаковых), XIX в., по результатам обследования, проведенного организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия в срок до <дата>, а также организовать выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия регионального значения «Главный дом», 1820-е гг., «Флигель (северный)», 1820-е гг., «Флигель (южный)», 1820 е гг., входящих в состав объекта культурного наследия «Усадьба «Васильевское» Карцевых (Чумаковых), XIX в., в соответствии с согласованной проектной документацией, а также сдать работы по акту приемки выполненных работ в срок до <дата>.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд города Костромы в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Судья А.В.Ковунев

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 16.06.2022 года.

2-1189/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Инспекция по охране обьектов культурного наследия КО
Ответчики
ФКУ "ИК-8" УФСИН России по КО
Другие
УФК по Костромской области
ФСИН России
УФСИН России по Костромской области
МТУ Росимущество во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях
Суд
Свердловский районный суд г. Кострома
Судья
Ковунев Андрей Викторович
Дело на странице суда
sverdlovsky.kst.sudrf.ru
27.01.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.01.2022Передача материалов судье
27.01.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.01.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
25.02.2022Предварительное судебное заседание
29.03.2022Предварительное судебное заседание
22.04.2022Предварительное судебное заседание
25.04.2022Предварительное судебное заседание
09.06.2022Судебное заседание
16.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее