САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Рег. №: 33а-15012/2020 Судья: Петрова Н.Ю.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Санкт-Петербург 01 сентября 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего |
Стаховой Т.М. |
судей |
Есениной Т.В., Поповой Е.И. |
при секретаре |
Зобиной Н.А. |
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2797/2020 по апелляционной жалобе Шарацкой В. А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей <...>, <...>, <...>, на решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 26 февраля 2020 года, принятое по административному иску Шарацкой В. А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей <...>, <...>, <...> к администрации Приморского района Санкт-Петербурга о признании незаконными решения об отказе в постановке на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма и в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий.
Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М., объяснения административного истца Шарацкой В.А., действующего также в интересах несовершеннолетних детей, представителя административного ответчика – Сметаниной Л.В., Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шарацкая В.А., действуя в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей, обратились в суд с административным исковым заявлением, в котором (после уточнения требований) просила признать незаконными решения администрации Приморского района Санкт-Петербурга от 15 октября 2019 года № ОБ-4528-24145/19-0-1 и от 07 ноября 2019 года № 15-7292/19-0-0 об отказе в принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
По мнению административного истца, расчет обеспеченности общей жилой площадью каждого члена семьи Шарацкой В.А. выполнен администрацией района с нарушением требований Жилищного кодекса Российской Федерации и законом Санкт-Петербурга, поскольку при расчете не учтены права собственников <...>. и <...>., которые в квартире <адрес> не прописаны, но являются собственниками по 3/16 долей в общей долевой собственности, каждый. Следовательно, расчет жилищной обеспеченности административного истца и ее детей надлежало производить исходя из числа собственников долей жилого помещения и прописанных лиц – 8 человек, а не только по числу лиц, зарегистрированных в квартире – 6 человек.
Также истец считает квартиру фактически коммунальной, в связи с этим полагает, что к возникшим правоотношениям применима учетная норма жилой площади, установленная п.1 ст.3 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года №407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге» для проживающих в коммунальных квартирах - 15 кв.м. общей площади жилого помещения.
В качестве способа восстановления нарушенных прав административный истец просила суд обязать администрацию Приморского района Санкт-Петербурга поставить Шарацкую В.А. и трех детей на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях со дня обращения с заявлением о постановке – с 23 сентября 2019 года (Л.д.221).
В суде апелляционной инстанции административный истец разъяснила свои требования, указав, что считает себя и детей нуждающимися в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и нуждающимися в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий. Именно для достижения указанных целей обращалась в администрацию района с заявлениями 23 сентября 2019 года, 24 сентября 2019 года.
Решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 26 февраля 2020 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просила отменить решение, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и неверное применение норм материального права.
В суде апелляционной инстанции Шарацкая В.А. на удовлетворении апелляционной жалобы настаивала.
Представитель администрации района, полагая решение суда законным и обоснованным, против удовлетворения апелляционной жалобы возражала.
Судебная коллегия, выслушав объяснения участников судебного разбирательства, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующим выводам.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что на основании договора передачи квартиры в собственность граждан Российской Федерации № 44525/65414 от 14 июня 2005 года на квартиру по адресу: <адрес>, зарегистрировано право общей долевой собственности <...(истец)>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...> с размером доли в праве у каждого – 1/8 (л.д. 80-81).
После заключения брака между <...> и <...(истец)> <дата>, последняя приобрела фамилию Шарацкая (л.д. 70).
Шарацкая (до заключения брака – <...>) В.А. и <...> имеют троих несовершеннолетних детей - <...1>, <дата> года рождения, <...2>, <дата> года рождения, <...3>, <дата> года рождения (л.д. 71-73).
На дату возникновения спорных правоотношений, собственниками долей квартиры являлись 6 человек:
- <...> (1/8 доли +1/16 доли=3/16 доли)
- <...> (1/8 доли+1/16 доли=3/16 доли)
- <...> (1/8 доли)
- <...> (1/8 доли +1/16 доли=3/16 доли)
- <...(истец)> (1/8 доли)
- <...1> (1/8 доли).
Как следует из справки формы 9 о регистрации от 09 октября 2019 года, в квартире зарегистрированы по месту жительства 6 человек: Шарацкая В.А. и ее несовершеннолетние дети <...1>., <...2>., <...3>., а также <...>., <...> (л.д. 63-64).
При этом еще два человека, имеющих право пользования указанной квартирой - собственники долей квартиры <...> и <...>., в квартире не зарегистрированы.
Согласно справке формы 7 о характеристике жилого помещения на квартиру по адресу: <адрес> данная квартира является четырехкомнатной отдельной квартирой, имеет общую площадь 73,30 кв.м (л.д. 123).
23 сентября 2019 года Шарацкая В.А. на личном приеме заместителя главы Администрации Приморского района Санкт-Петербурга обратилась по вопросу постановки на очередь по улучшению жилищных условий (л.д. 90-91).
24 сентября 2019 года Шарацкая В.А. подала в администрацию района заявление, в котором просила принять ее и детей на учет граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий (Л.д.61-62).
Вопреки содержания обращения Шарацкой В.А., в оспариваемом письме Администрации Приморского района Санкт-Петербурга от 15 октября 2019 года № ОБ-4528-24145/19-0-1 Шарацкой В.А. со ссылкой на ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и закон Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года №407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге» разъяснено, что квартира по адресу: <адрес>, не является коммунальной. Для проживающих в отдельных квартирах учетная норма на одного человека в Санкт-Петербурге составляет 9 кв.м. общей площади жилого помещения. Поскольку Шарацкая В.А. в составе из 6 человек зарегистрирована в указанной отдельной четырехкомнатной квартире общей площадью 73,30 кв.м., то жилищная обеспеченность каждого члена семьи составляет 12,21 кв.м., что более учетной нормы. В связи с этим оснований для принятия ее и детей на учет нуждающихся в жилых помещениях, не имеется (Л.д.88-89).
Письмом от 07 ноября 2019 года № 15-7292/19-0-0 администрация Приморского района Санкт-Петербурга уведомила Шарацкую В.А. об отказе в принятии на учет в нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий по тому основанию, что жилищная обеспеченность Шарацкой В.А. и детей составляет по 12,21 кв.м. на каждого, что более учетной нормы в 10 кв.м., установленной ч.2 ст. 7 Закона Санкт-Петербурга от 28 июля 2004 года №409-61 «О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан» (Л.д.43).
Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении административного иска в полном объеме, суд первой инстанции указал на обеспеченность административного истца и детей общей площадью жилого помещения на каждого более учетной нормы, установленной Законом Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года №407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге» для принятия на учет граждан, нуждающихся в обеспечении жилым помещениям на основании договора социального найма – 9 кв.м. на каждого, и более учетной нормы, установленной Законом Санкт-Петербурга от 28 июля 2004 года №409-61 «О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан» в 10 кв.м., для принятия на учет граждан, нуждающихся в оказании содействия в улучшении жилищных условий.
Выводы суда нельзя признать правильными в части отсутствия у Шарацкой В.А. и детей оснований принятия на учет граждан, нуждающихся в оказании содействия в улучшении жилищных условий в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 28 июля 2004 года №409-61 «О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан».
Так, в соответствии с ч.1 ст.1 Закона Санкт-Петербурга от 28 июля 2004 года № 409-61 «О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан» под содействием Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан (далее - содействие в улучшении жилищных условий) в целях настоящего Закона Санкт-Петербурга понимается использование имеющихся в распоряжении Санкт-Петербурга финансовых и материальных ресурсов при обеспечении граждан жилыми помещениями, за исключением предоставления жилых помещений жилищного фонда социального использования и специализированного жилищного фонда, а также мер по обеспечению условий для осуществления гражданами права на жилище при реализации федеральных целевых программ.
Согласно ч.2 ст.1 указанного Закона, содействие в улучшении жилищных условий оказывается двум категориям гражданам Российской Федерации: принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или принятым на учет нуждающихся в содействии в улучшении жилищных условий в соответствии с настоящим Законом Санкт-Петербурга.
Пунктом 3 ч.1 ст.3 Закона Санкт-Петербурга от 28 июля 2004 года № 409-61 «О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан» установлено, что граждане Российской Федерации, проживающие в Санкт-Петербурге на законном основании в общей сложности не менее десяти лет, обратившиеся с заявлением об оказании содействия в улучшении жилищных условий в уполномоченный орган, признаются нуждающимися в содействии в улучшении жилищных условий в следующих случаях:
если они имеют трех и более несовершеннолетних детей и обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетного норматива жилищной обеспеченности, применяемого в целях принятия на учет граждан, нуждающихся в содействии в улучшении жилищных условий (далее - учетный норматив жилищной обеспеченности), в соответствии со статьей 7 настоящего Закона Санкт-Петербурга.
Частью 2 ст. 7 приведенного Закона Санкт-Петербурга учетный норматив жилищной обеспеченности устанавливается в размере 10 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного проживающего.
В соответствии с ч.3 ст.4 Закона Санкт-Петербурга от 28 июля 2004 года № 409-61 «О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан» жилищная обеспеченность одного проживающего определяется, как сумма общей площади жилья, принадлежащего заявителю и совместно проживающим с ним членам его семьи на праве собственности, и общей площади жилья, которое заявитель и совместно проживающие с ним члены его семьи используют для постоянного проживания по иным основаниям, исходя из количества совместно проживающих.
При этом в число проживающих не включаются временные жильцы и лица, в отношении которых заявитель или совместно проживающие с ним члены семьи являются наймодателями, арендодателями, ссудодателями жилых помещений.
Из приведенных положений Закона Санкт-Петербурга следует, что жилищную обеспеченность Шарацкой В.А. и детей для целей применения Закона Санкт-Петербурга от 28 июля 2004 года № 409-61 «О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан» следует рассчитывать из площади квартиры по адресу: <адрес>, которая составляет 73.30 кв.м., и количества лиц, являющихся собственниками долей квартиры, а значит имеющих право пользоваться данной жилой площадью вне зависимости от наличия (или отсутствия) регистрации по месту жительства в указанной квартире, а также членов их семьи, зарегистрированных в данной квартире по месту жительства – всего 8 человек: собственники <...> и <...> (которые не имеют регистрации в квартире по месту жительства), зарегистрированные в квартире собственники: <...>., <...>., Шарацкая В.А., несовершеннолетняя <...1>., а также зарегистрированные по месту жительства несовершеннолетние дети <...2> и <...3>., являющиеся членами семьи административного истца, но не имеющие доли в праве общей долевой собственности на квартиру.
Таким образом, жилищная обеспеченность Шарацкой В.А. и каждого ребенка составляет 9.16 кв.м. (73.30 кв.м./8 человек=9.16 кв.м.), что соответствует учетной норме, установленной ч.2 ст.7 Закона Санкт-Петербурга от 28 июля 2004 года № 409-61 «О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан».
Свидетельство № 3203 от 25 сентября 2014 года, выданное Администрацией Приморского района Санкт-Петербурга, удостоверен факт того, что Шарацкая В.А. является матерью троих несовершеннолетних детей, семья признана многодетной (Л.д.74).
С учетом изложенного, отказ администрации района от 15 октября 2019 года и от 07 ноября 2019 года о признании Шарацкой В.А. и троих несовершеннолетних детей нуждающимися в содействии в улучшении жилищных условий в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 28 июля 2004 года № 409-61 «О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан», является незаконным.
Вывод суда первой инстанции и администрации об отсутствии у Шарацкой В.А. и несовершеннолетних детей права принятия на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений на основании договора социального найма, является правильным.
Так, п.2 ч.1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно ч.4 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом (ч.5 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Частью 1 ст. 3 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге», определено, что учетная норма площади жилого помещения на одного человека в Санкт-Петербурге составляет: 9 квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах и жилых домах; 15 квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в коммунальных квартирах.
Утверждение административного истца о том, что квартиру по адресу: <адрес>, следует расценивать, как коммунальную, правильно отвергнуто судом первой инстанции.
Несмотря на то, что Жилищный кодекс Российской Федерации не содержит понятия коммунальной квартиры, по смыслу положений ч. 1 ст. 59 Жилищного кодекса Российской Федерации под коммунальной квартирой понимается квартира, в которой проживают несколько нанимателей и (или) собственников, которые обладают самостоятельными правами в отношении занимаемых ими комнат.
Согласно ст.21 Закона Санкт-Петербурга от 05 мая 2006 года № 221-32 «О жилищной политике Санкт-Петербурга» коммунальная квартира - квартира, состоящая из нескольких жилых помещений (комнат), принадлежащих двум и более пользователям и (или) собственникам, не являющимся членами одной семьи, на основании отдельных договоров, сделок, иных действий, предусмотренных законодательством.
Таким образом, коммунальная квартира - это квартира, в которой отдельные комнаты заняты либо несколькими нанимателями, либо несколькими собственниками, не являющимися членами одной семьи, по отдельным договорам найма или по договорам о собственности (приватизация, купля-продажа, дарение и т.п.).
Как следует из материалов дела, квартира по адресу: <адрес>, приобретена собственниками на основании одного договора передачи квартиры в собственность граждан Российской Федерации № 44525/65414 от 14 июня 2005 года, как единый объект жилого фонда, и в связи с этим не является коммунальной.
Следовательно, к административному истцу и детям подлежит применению учетная норма 9 кв.м. общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах и жилых домах.
Согласно вышеприведенному расчету жилищная обеспеченность Шарацкой В.А. и несовершеннолетних детей составляет по 9.16 кв.м., что превышает учетную норму 9 кв.м., установленную приведенным Законом Санкт-Петербурга для проживающих в отдельных квартирах и жилых домах. В связи с этим суд правильно указал, что оснований для признания административного истца и детей нуждающимися в предоставлении жилого помещения на основании договора социального найма, не имеется.
Таким образом, поскольку при разрешении возникшего спора судом неправильно применены номы Закона Санкт-Петербурга от 28 июля 2004 года № 409-61 «О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан», что повлекло принятие незаконного решения, то решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 26 февраля 2020 года подлежит отмене с принятием по делу нового решения о частичном удовлетворении административного иска.
Руководствуясь п.2 ст. 309 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░ 26 ░░░░░░░ 2020 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░ 15 ░░░░░░░ 2019 ░░░░ ░ ░░ 07 ░░░░░░ 2019 ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ <...>, <...>, <...> ░░ ░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░ 28 ░░░░ 2004 ░░░░ № 409-61 «░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ <...>, <...>, <...> ░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ 23 ░░░░░░░░ 2019 ░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ <...>, <...>, <...> ░░ ░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░: