Решение по делу № 2а-345/2020 от 21.09.2020

а-345/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.<адрес>                                                                               27 октября 2020 года

<адрес>

Старожиловский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Прошкина Ю.В.,

при секретаре Мелёшкиной О.А.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам и пеням за 2018 год,

установил:

    Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы по <адрес> обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с ФИО1 задолженности по налогам и пеням за 2018 год. В обоснование заявленных требований административный истец указал, что согласно сведениям, представленным регистрирующими органами, ФИО1 имеет в собственности: легковой автомобиль <данные изъяты> года выпуска, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ; земельный участок, адрес: <адрес>, <адрес>, кадастровый , площадью 44 кв.м., дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ; земельный участок, адрес: <адрес> Рязанская область, Старожиловский район, д.Хрущево, ул.Сельская, 61, кадастровый номер: 62:21:0020220:93, площадью 4956 кв.м., дата регистрации права 28.09.2007 года; квартира, расположенная по адресу: <адрес> <адрес>, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ; жилой дом, , расположенного по адресу: <адрес> <адрес>, <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м., дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ.

    Общая сумма налога на имущество, транспортного и земельного налога за 2018 год составила <данные изъяты> копеек.

    Административному должнику направлено налоговое уведомление с указанием расчета суммы налога, подлежащего уплате в бюджет. В связи с неуплатой налога и возникновения у него недоимки, административному должнику направлено требование об уплате налога и пеней. Срок исполнения по требованию ДД.ММ.ГГГГ. В связи с неуплатой административным ответчиком налога в установленные НК РФ сроки, на основании ст.75 НК РФ, начислены пени в размере 26 рублей 68 копеек.

        ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка N 51 судебного района Старожиловского районного суда на основании заявления МРИ ФНС России по <адрес> вынесен судебный приказ о взыскании задолженности по налогам и пеней с ФИО1,, который в связи с возражениями административного ответчика был отменен определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ.

Административный истец просит: восстановить пропущенный срок на подачу заявления о выдаче судебного приказа; взыскать с ФИО1 задолженность за 2018 год по налогам: на имущество физических лиц в размере 233 рубля и пени в размере 0,85 рублей; земельный налог в размере 235 рублей и пени в размере 0,86 рублей; транспортный налог с физических лиц в размере 6840 рублей и пени в размере 24,97 рублей. Взыскать с административного ответчика расходы по уплате госпошлины.

В судебное заседание представитель административного истца не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без участия представителя Инспекции.

Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, извещался судом о времени и месте рассмотрения дела посредством направления судебного извещения по месту регистрации, от получения судебного извещения уклонился, каких-либо возражений по существу заявленных налоговым органом требований суду не представил.

В соответствии с ч.7 ст.150, ст.291 КАС РФ, суд рассмотрел дело в порядке упрощенного (письменного) производства.

Исследовав и оценив представленные доказательства, суд считает административные исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

Пунктом 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом (п. 6 ст. 45 НК РФ).

Согласно ст.356 НК РФ, транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой.

Согласно ст.357 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии с п.1 ст.358 НК РФ, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п.1 ст.387 НК РФ, земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В силу п.1 ст.388 НК РФ, налогоплательщиками признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Согласно п.1 ст.389 НК РФ, объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

Согласно п.1 ст.399 НК РФ, налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В соответствии со ст.400, налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

В соответствии с п.1 ст.401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

Согласно п.1 ст.402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных п.2 настоящей статьи. Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Пунктом 2 ст.402 НК РФ предусмотрено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение по единой дате начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в п.3 настоящей статьи.

Согласно п.3 ст.402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п.7 ст.378.2 НК РФ, а также объектов налогообложения, предусмотренных абз.2 п.10 ст.378.2 НК РФ, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

В соответствии со ст.404 НК РФ определение налоговой базы, исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения, производится в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до ДД.ММ.ГГГГ. Налоговым периодом в соответствии со ст.405 НК РФ признается год.

Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом (п. 4 ст. 397 НК РФ).

Из содержания ст. 52 НК РФ следует, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, налоговый орган не позднее 30 дней до наступления срока платежа направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Из п. 4 ст. 57 НК РФ следует, что в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Согласно пункту 6 ст. 58 НК РФ, налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

Согласно п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

В силу п. 4 ст. 52 и п. 6 ст. 69 НК РФ налоговое уведомление, требование об уплате налога может быть направлено физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) по почте заказным письмом. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (п. 4 ст. 69 НК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2 ст. 48 НК РФ).

В соответствии с абз.2 п.3 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз.3 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ).

Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Частью 5 статьи 180 КАС РФ установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

По смыслу указанных выше правовых норм одним из необходимых условий для удовлетворения административного иска о взыскании обязательных платежей и санкций является соблюдение административным истцом срока обращения в суд.

Судом установлено, что ФИО1 на праве собственности принадлежат: легковой автомобиль <данные изъяты> , 2012 года выпуска, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ; земельный участок, адрес: <адрес>, кадастровый , площадью 44 кв.м., дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ; земельный участок, адрес: <адрес>, кадастровый , площадью 4956 кв.м., дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ; квартира, кадастровый , расположенная по адресу: <адрес> дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ; жилой дом, , расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ.

На основании сведений регистрирующих органов, периодов владения ими административным ответчиком, конкретных налоговых ставок, административному ответчику налоговым органом исчислен налог за 2018 год по налогам: на имущество физических лиц в размере 233 рубля и пени в размере 0,85 рублей; земельный налог в размере 235 рублей и пени в размере 0,86 рублей; транспортный налог с физических лиц в размере 6840 рублей и пени в размере 24,97 рублей.

В адрес административного ответчика налоговым органом направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17).

Налоговым органом ФИО1 направлено требование об уплате налога, пени по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ с указанием на числящуюся задолженность по уплате налога в сумме 7308 рублей, пени в размере 26 рублей 68 копеек. Предложено оплатить налог в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14-15).

В добровольном порядке административный ответчик не исполнил обязанность по уплате налога и пени.

В связи с неисполнением требований в добровольном порядке, налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка судебного района Старожиловского районного суда <адрес> с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности по налогу и пени.

    ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка N 51 судебного района Старожиловского районного суда на основании заявления МРИ ФНС России по <адрес> вынесен судебный приказ о взыскании задолженности по налогам и пеней с ФИО1,, который в связи с возражениями административного ответчика был отменен определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.25).

Следовательно, срок обращения в суд с административным исковым заявлением истекал ДД.ММ.ГГГГ.

Настоящий административный иск направлен в суд ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается датой, указанной на административном исковом заявлении (л.д.3) и, следовательно, срок исковой давности административным истцом пропущен.

Суд находит, что у налогового органа имелось достаточно времени (шесть месяцев) с ДД.ММ.ГГГГ для оформления административного искового заявления в установленном законом порядке. Тем более, что Инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем, ей должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.

Каких-либо доказательств, подтверждающих объективную невозможность направления административного искового заявления в максимально короткий срок с момента вынесения определения мирового судьи, материалы дела не содержат.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.

Указанные административным истцом причины пропуска срока, а именно, что срок пропущен незначительно, только на два дня, и на момент направления заявления в суд, указанная сумма задолженности по страховым взносам не уплачена, не являются уважительными.

Объективных причин, препятствующих своевременному обращению истца за судебной защитой, не установлено.

Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска, а не от длительности периода просрочки. Однако никаких обстоятельств уважительности причин пропуска срока налоговым органом не приведено.

Следует учитывать, что своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.

Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, налоговым органом не представлено, в связи, с чем не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.

В соответствии с частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

В силу данного обстоятельства, заявленный административным истцом иск удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ,

решил:

В удовлетворении исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Рязанской области к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам и пеням за 2018 год, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Рязанского областного суда через Старожиловский районный суд Рязанской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья                                                                            Ю.В.Прошкин

2а-345/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
МИФНС №7 по Рязанской области
Ответчики
Горбачев Николай Сергеевич
Суд
Старожиловский районный суд Рязанской области
Судья
Прошкин Ю.В.
Дело на странице суда
starozhilovsky.riz.sudrf.ru
21.09.2020Регистрация административного искового заявления
21.09.2020Передача материалов судье
23.09.2020Решение вопроса о принятии к производству
23.09.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.09.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
08.10.2020Предварительное судебное заседание
26.10.2020Судебное заседание
26.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.11.2020Дело оформлено
11.11.2020Дело передано в архив
26.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее