ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
20 марта 2024 года г. Называевск Омской области, ул. Красная, 56
Судья Называевского городского суда Омской области Булгакова Ю.В., при помощнике судьи Никитенко В.В. и секретаре Бершауэр Л.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 14 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица
администрации города Называевска Омской области, ИНН 5523004922, ОГРН 1055525022101, юридический адрес: 646104, Омская область, г. Называевск, ул. Кирова, 42,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором дорожного надзора ОГАИ ОМВД России по Называевскому району в отношении администрации города Называевска Омской области был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому ДД.ММ.ГГГГ в 15 часов 50 минут на участке автодороги в <адрес> от <адрес> до <адрес>, находящейся на балансе администрации города Называевска Омской области, выявлено нарушение правил содержания обозначенной автомобильной дороги в безопасном для дорожного движения состоянии: допущено образование снежно-ледяного наката, в связи с чем произошло нарушение продольного и поперечного профиля покрытия проезжей части и образование на участке полосы движения 100 м продольной колеи глубиной 8 см длиной 40 м и продольной колеи глубиной 9,5 см длиной 40 м, что является нарушением ГОСТа Р50597-2017, статей 3, 12, 21 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», статей 13, 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 «О правилах дорожного движения».
Представитель юридического лица - администрации города Называевска Омской области и представитель ОГИБДД ОМВД России по Омской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были надлежаще уведомлены, судом их участие в деле обязательным не признано.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, а также на юридических лиц.
В силу ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон № 196-ФЗ) обеспечение безопасности дорожного движения - это деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Согласно п. 1 ст. 12 данного закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
В соответствии с пп. 6, 12 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 257-ФЗ) содержание дорог относится к дорожной деятельности и определено как комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (п. 2 ст. 12 Закона № 196-ФЗ).
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (ч. 3 ст. 15 Закона № 257-ФЗ).
Исходя из п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Положениями пп. 6, 11 ч. 1 ст. 13 Закона № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности отнесено в числе прочего осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 «О правилах дорожного движения» установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог и других дорожных сооружений, обязаны содержать их в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
В соответствии с п. 9 ч.1 ст. 4 Устава муниципального образования городского поселения - города Называевска Называевского муниципального района Омской области осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города, а также иные полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с федеральным законодательством (л.д. 30).
Согласно п. 8.1 ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст (далее - ГОСТ Р 50597-2017), на покрытии проезжей части дорог и улиц не допускаются наличие снега и зимней скользкости (таблица В.1 приложения В) после окончания работ по их устранению, осуществляемых в сроки по таблице 8.1.
В таблице В.1 приложения В «Виды снежно-ледяных образований на покрытии проезжей части, обочин и тротуаров» зимней скользкостью признается в том числе уплотненный снег, снежный накат, то есть слой снега, образующийся в результате его уплотнения на дорожном покрытии транспортными средствами, на посадочных площадках остановок маршрутных транспортных средств, на тротуарах - пешеходами или механизированной уборкой.
Пункт 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 предусматривает, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3, а именно колея более 2 см и длиной более 9 м на участке полосы движения длиной 100 м должна быть устранена в срок от 5 до 14 суток.
В силу п. 8.1 ГОСТ Р 50597-2017 на покрытии проезжей части дорог и улиц не допускаются наличие снега и зимней скользкости в виде снежного наката (таблица В.1 приложения В).
Согласно пунктам 8.10, 8.12 ГОСТ Р 50597-2017 допускается наличие уплотненного снежного покрова, (далее - УСП) толщиной от 3 до 8 см в период зимнего содержания дорог интенсивностью движения не более 1500 авт/сут. На дорогах с УСП должно быть установлено ограничение максимальной скорости до 60 км/ч с помощью дорожных знаков 3.24 по ГОСТ Р 52289, также рекомендуется устанавливать знаки 1.15 «Скользкая дорога». УСП не должен иметь дефектов и рыхлого снега, влияющих на безопасность дорожного движения, устранение которых осуществляют в сроки, приведенные таблице 8.6. Из таблицы 8.6 - размеры дефектов УСП и сроки их устранения следует, что видами дефектов, влияющих на безопасность дорожного движения, являются глубина колеи более 3 см.
Как усматривается из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ в ходе осуществления уполномоченным должностным лицом дорожного надзора за дорожным движением в городе Называевске Омской области на асфальтобетонном покрытии проезжей частей на <адрес> от <адрес> до <адрес> обнаружены дефекты в виде колеи и ледяного наката, предельные размеры которых превышают допустимые, а именно: на участке полосы движения 100 м продольной колеи глубиной 8 см длиной 40 м и продольной колеи глубиной 9,5 см длиной 40 м и снежно-ледяных образований в виде зимней скользкости - снежно-ледяного наката, о чем составлен протокол инструментального обследования и фототаблица к нему (л.д. 5-10), то есть, администрация города Называевска Омской области не выполнила требования по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании улично-дорожной сети города, допустив нарушение пп. 8.1, 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017.
Таким образом, оценивая в совокупности доказательства по делу, суд приходит к выводу о том, что в действиях юридического лица администрации города Называевска Омской области содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог.
В соответствии с ч.2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Суд пришел к выводу о том, что у юридического лица - администрация города Называевска имелась возможность для выполнения требований ГОСТ Р 50597-2017 к содержанию участка автодороги в <адрес> между домами № и №.
Установленный факт правонарушения свидетельствует о том, что юридическим лицом - администрацией города Называевскане были приняты своевременные и все зависящие от неё меры к исполнению обязанностей по содержанию автодороги в виде, обеспечивающем безопасность дорожного движения. Доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствующих выполнению требований вышеприведенных нормативных актов, суду не представлено. Недостаточное финансирование, само по себе не свидетельствует об отсутствии вины учреждения и не является обстоятельством, исключающими ответственность по делу об административном правонарушении.
Доводы представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, приведенные в письменном объяснении ее представителя Мальцева Е.А. от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.4) о том, что администрацией г. Называевска Омской области ДД.ММ.ГГГГ заключен муниципальный контракт № Ф.2023.2112 с ООО «Управляющая компания «Называевск», в соответствии с котором обязанность по содержанию дорог общего пользования в г. Называевске Омской области возложена на указанную подрядную организацию, не могут быть приняты во внимание, поскольку заключение муниципального контракта не освобождает администрацию г. Называевска Омской области как орган местного самоуправления от исполнения обязанности по обеспечению безопасности дорожного движения, предусмотренной Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
С учетом изложенного, оснований для освобождения юридического лица от административной ответственности суд не находит.
Вместе с тем, суд, исходя из положений п. 3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, принимая во снимание отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административное наказание, считает возможным назначить администрации города Называевска наказание в виде административного штрафа в минимальном размере.
При этом суд исходит из следующего.
Размер штрафа для юридических лиц, установленный санкцией ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлен в пределах от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Из правовых позиций, изложенных в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 17 января 2013 года № 1-П и от 25 февраля 2014 года № 4-П, следует, что неадекватность установленных законодателем санкций за совершение административных правонарушений, может быть преодолена судьей при назначении административного наказания при наличии установленного фактора высокой обременительности для юридического лица суммы административного штрафа, предусмотренного санкцией за совершение вмененного ему административного правонарушения.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, рассматривающий дело об административном правонарушении либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
В силу части 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 указанной статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II данного Кодекса.
Принимая во внимание тот факт, что администрация города Называевска является бюджетным учреждением, каких-либо вредных последствий вследствие выявленных нарушений не наступило, наложение административного штрафа в установленных санкцией статьи рамках может негативно сказаться на выполнении администрацией города Называевскасвоих функций, суд приходит к выводу о том, что назначение администрации города Называевска штрафа в пределах санкции статьи не соответствует задачам законодательства об административных правонарушениях - защите законных экономических интересов юридических лиц, общества и государства, установленным в ст. 1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также критериям соразмерности и справедливости совершенного административного правонарушения, степени вины администрации города Называевска, её имущественному положению, полагает возможным назначить административное наказание в виде штрафа в минимальном размере, и снизить размер минимального административного штрафа, установленный санкцией ч. 14 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляющий 200000 рублей, до его половины, что составит 100000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.29.9, ст.29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать юридическое лицо - администрацию города Называевска Омской области виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 100000 (сто тысяч) рублей.
Штраф необходимо перечислить на счет 03100643000000015200, банк получателя: отделение Омск Банка России // УФК по Омской области г. Омск, БИК 015209001, получатель - УФК по Омской области (Омское ЛУ МВД России, л/с 04521309150), ИНН администратора платежа 5503026780, КПП администратора платежа 550301001, ОКТМО 52636000, код бюджетной классификации 18811601123010001140, УИН 18810455240200000229, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении указанного срока постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате будет направлено судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством, и составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении лица, не уплатившего административный штраф в установленный законом срок.
Постановление может быть обжаловано в Омский областной суд через Называевский городской суд Омской области в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Постановление в полном объеме изготовлено 22.03.2024.
Судья Ю.В. Булгакова