Дело № 2 -61/ 2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 марта 2017 года с. Ижма
Ижемский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Засыпкиной Т.И.,
прокурора Мештбаева А.К.,
при секретаре Орловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ижемского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Вертепская основная общеобразовательная школа», Администрации муниципального образования муниципального района «Ижемский» об обязании произвести расчет нормативного запаса топлива для котельной и обеспечении котельной аварийным запасом расходных материалов и запасных частей,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ижемского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Вертепская основная общеобразовательная школа», Администрации муниципального образования муниципального района «Ижемский», утверждая, прокуратурой района на основании поручения прокуратуры Республики Коми от 26.01.2017 проведена проверка наличия нормативного запаса топлива в муниципальной котельной МБОУ «Вертепская ООШ», по результатам которой установлено следующее.
В соответствии с положениями частей 1, 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность основного общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Аналогичные положения закреплены в статье 5 Федерального закона от 29.12.2013 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 273-ФЗ).
Одним из принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования, свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания (пункт 2, 7 части 1 статьи 3 Федерального закона № 273-ФЗ).
В Российской Федерации образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование) (часть 2 статьи 10 Федерального закона № 273-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 273-ФЗ и п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 131-ФЗ) обязанность организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях лежит на органе местного самоуправления.
В соответствии со ст. 49 Устава МО МР «Ижемский» (принят Советом МО МР «Ижемский район» 14.12.2005) муниципальное образование муниципальный район "Ижемский" может создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Учредителем муниципальных предприятий и организаций от имени муниципального района выступает администрация муниципального района.
Согласно п. 14 ч. 1 ст. 8 Устава МО МР «Ижемский» к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях.
Федеральным законом от 27.05.2014 № 136-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон № 131-ФЗ, которыми перечень вопросов местного значения поселений определен раздельно для городских и сельских поселений. При этом перечень вопросов местного значения сельских поселений в связи со спецификой и особенностями обеспечения жизнедеятельности населения на сельских территориях сужен относительно перечня вопросов местного значения городских поселений.
С учетом требований части 4 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ, части 2 статьи 1 Закона Республики Коми от 09.12.2014 № 148-РЗ «О некоторых вопросах местного значения муниципальных образований сельских поселений в Республике Коми» меры по организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, с 01.01.2015 осуществляются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
Таким образом, решение вопроса об организации теплоснабжения на территории МО МР «Ижемский» в том числе в образовательных организациях относится к компетенции администрации МО МР «Ижемский».
На территории сельского поселения «Краснобор» расположено и осуществляет деятельность Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Вертепская основная общеобразовательная школа» (далее – МБОУ «Вертепская ООШ»), учредителем которой является МО МР «Ижемский» в лице администрации МО МР «Ижемский».
МБОУ ««Вертепская ООШ» имеет лицензию с регистрационным № 1130-О от 25.12.2015 на право ведения образовательной деятельности в соответствии с приложениями.
Согласно ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 8 ч. 1, ч. 2, п. 3, ч.4 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Согласно 6.2 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" температура воздуха в зависимости от климатических условий в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять 18 - 24 °C ; в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских - 17 - 20 °C; спальне, игровых комнатах, помещениях подразделений дошкольного образования и пришкольного интерната - 20 - 24 °C; медицинских кабинетах, раздевальных комнатах спортивного зала - 20 - 22 °C, душевых - 24 - 25 °C, санитарных узлах и комнатах личной гигиены должна составлять 19 - 21 °C, душевых - 25 °C.
Для решения вопроса об организации теплоснабжении МБОУ «Вертепская ООШ» администрацией МР «Ижемский» на основании договора оперативного управления № 4 от 28.03.2014 г. данному образовательному учреждению передана твердотопливная котельная, расположенная по адресу: д. Вертеп, ул. Школьная д. 56.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон) указанный закон устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона одним из принципов организации отношений в сфере теплоснабжения является обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов.
Согласно ч.2 ст.20 Закона проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива.
Пунктами 1 и 4 ч. 1 и ч. 1.1 ст. 6 Закона установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся:
- организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;
- выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду.
Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 данной статьи, на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.Согласно п.4.1.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок», утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 № 115, эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами.
В соответствии с пп.4 п.13 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных Приказом Минэнерго России от 12.03.2013 года № 103, в целях оценки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены в отношении данных организаций наличие нормативных запасов топлива на источниках тепловой энергии.
Приказом Минэнерго России от 10.08.2012 № 377 утвержден Порядок определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) (далее - Порядок).
Согласно п. 1 Порядка им устанавливаются правила расчета нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, и основные требования к нормированию запасов топлива (уголь, мазут, торф, дизельное топливо, печное топливо) при производстве тепловой энергии организациями, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм.
В соответствии с п. 2 Порядка норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (далее ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее – ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее – НЭЗТ).
Согласно п.3 Порядка ННЗТ определяется для котельных в размере, обеспечивающем поддержание плюсовых температур в главном корпусе, вспомогательных зданиях и сооружениях в режиме «выживания» с минимальной расчетной тепловой нагрузкой по условиям самого холодного месяца года.
В соответствии с п.11 Порядка НЭЗТ необходим для надежной и стабильной работы котельных и обеспечивает плановую выработку тепловой энергии в случае введения ограничений поставок основного вида топлива.
Согласно п. 6 Порядка ННЗТ рассчитывается один раз в три года.
В соответствии с п.12 Порядка расчет НЭЗТ производится ежегодно для каждой котельной, сжигающей или имеющей в качестве резервного твердое или жидкое топливо (уголь, мазут, торф, дизельное топливо, печное топливо). Расчеты производятся на 1 октября планируемого года.
Согласно п.15 Порядка ОНЗТ определяется не позднее 1 октября года, предшествующего планируемому.
В соответствии с п. 13 Порядка расчеты ННЗТ и НЭЗТ производятся по котельным организаций электроэнергетики и отопительным (производственно-отопительным) котельным организаций, не относящихся к организациям электроэнергетики в соответствии с установленной Порядком методикой.
Согласно ответа на требование из администрации МР «Ижемский» для котельной МБОУ «Вертепская ООШ» расчеты ННЗТ и НЭЗТ не производились и не утверждались, в связи с этим норматив запаса топлива указанной котельной не определен.
В соответствии с пп. 2.7.1, 2.7.2 и 2.7.3 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок», утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 № 115 при эксплуатации тепловых энергоустановок необходимо обеспечить их техническое обслуживание, ремонт, модернизацию и реконструкцию. Сроки планово-предупредительного ремонта тепловых энергоустановок устанавливаются в соответствии с требованиями заводов-изготовителей или разрабатываются проектной организацией. Перечень оборудования тепловых энергоустановок, подлежащего планово-предупредительному ремонту, разрабатывается ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок и утверждается руководителем организации.
Объем технического обслуживания и ремонта определяется необходимостью поддержания исправного, работоспособного состояния и периодического восстановления тепловых энергоустановок с учетом их фактического технического состояния.
Система технического обслуживания и ремонта носит планово-предупредительный характер. На все виды тепловых энергоустановок необходимо составлять годовые (сезонные и месячные) планы (графики) ремонтов. Годовые планы ремонтов утверждает руководитель организации.
При планировании технического обслуживания и ремонта проводится расчет трудоемкости ремонта, его продолжительности (время простоя в ремонте), потребности в персонале, а также в материалах, комплектующих изделиях и запасных частях.
В организации составляется перечень аварийного запаса расходных материалов и запасных частей, утверждаемый техническим руководителем организации, ведется точный учет наличия запасных частей и запасного оборудования и материалов, который пополняется по мере их расходования при ремонтах.
Согласно информации из управления образования администрации МР «Ижемский», для котельной МБОУ «Вертепская ООШ», перечень аварийного запаса расходных материалов и запасных частей не разработан и не утвержден.
Отсутствие разработанных и утвержденных нормативов неснижаемого нормативного запаса топлива и нормативного эксплуатационного запаса топлива может привести к отсутствию топлива на котельной образовательного учреждения в период отопительного сезона и как следствие срыву образовательного процесса и созданию угрозы жизни, и здоровью несовершеннолетних, а также неопределенного круга лиц, которые могут находиться в образовательном учреждении. К аналогичным последствиям может привести отсутствие перечня аварийного запаса расходных материалов и запасных частей на котельной.
В порядке ст. 45 ГПК РФ, ст. 27, 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», просит суд:
1. Обязать МБОУ «Вертепская ООШ» и администрацию МО МР «Ижемский» произвести расчет неснижаемого нормативного запаса топлива и нормативного эксплуатационного запаса топлива для котельной МБОУ «Вертепская ООШ» и утвердить указанные расчеты.
2. Обязать МБОУ «Вертепская ООШ» и администрацию МО МР «Ижемский» разработать и утвердить перечень аварийного запаса расходных материалов и запасных частей для котельной МБОУ «Вертепская ООШ».
3. Обязать МБОУ «Вертепская ООШ» и администрацию МО МР «Ижемский» обеспечить котельную МБОУ «Вертепская ООШ» аварийным запасом расходных материалов и запасных частей.
В последствии прокурор Ижемского района в порядке ст. 39 ГПК РФ исковые требования изменил, просил суд: 1. Обязать МБОУ «Вертепская ООШ» и администрацию МО МР «Ижемский» в срок до 01.09.2017 года произвести расчет неснижаемого нормативного запаса топлива и нормативного эксплуатационного запаса топлива для котельной МБОУ «Вертепская ООШ»; утвердить указанные расчеты.
2. Обязать МБОУ «Вертепская ООШ» разработать и утвердить перечень аварийного запаса расходных материалов и запасных частей для котельной МБОУ «Вертепская ООШ».
3. Обязать МБОУ «Вертепская ООШ» обеспечить котельную МБОУ «Вертепская ООШ» аварийным запасом расходных материалов и запасных частей, в соответствии с перечнем аварийного запаса расходных материалов и запасных частей для указанной котельной.
В судебном заседании помощник прокурора Ижемского района Мештбаев А.К. уточненные исковые требования поддержал в полном объеме. Просил суд: 1. Обязать МБОУ «Вертепская ООШ» и администрацию МО МР «Ижемский» в срок до 01.09.2017 года произвести расчет неснижаемого нормативного запаса топлива и нормативного эксплуатационного запаса топлива для котельной МБОУ «Вертепская ООШ»; утвердить указанные расчеты.
2. Обязать МБОУ «Вертепская ООШ» разработать и утвердить перечень аварийного запаса расходных материалов и запасных частей для котельной МБОУ «Вертепская ООШ».
3. Обязать МБОУ «Вертепская ООШ» обеспечить котельную МБОУ «Вертепская ООШ» аварийным запасом расходных материалов и запасных частей, в соответствии с перечнем аварийного запаса расходных материалов и запасных частей для указанной котельной.
Представитель ответчика МБОУ «Вертепская ООШ» в судебное заседание не явился, директором образовательного учреждения ФИО4 направлено в суд заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие ответчика, а также заявление, где указывает, что уточненные исковые требования ответчиком признаются в полном объеме, последствия признания иска, понятны.
Письменное заявление ответчика МБОУ «Вертепская ООШ» приобщено к материалам гражданского дела, о чем отражено в протоколе судебного заседания.
Представитель ответчика- администрации муниципального образования муниципального района « Ижемский» по доверенности ФИО1 уточненные исковые требования признала в полном объеме.
Заявление представителя администрации муниципального образования муниципального района « Ижемский» о признании иска занесено в протокол судебного заседания и подписано представителем ответчика ФИО1
В связи с признанием иска представителю ответчика администрации муниципального образования муниципального района «Ижемский» разъяснены последствия признания иска, предусмотренные ст. 173 ч.3 ГПК РФ.
Представитель администрации муниципального образования муниципального района «Ижемский» ФИО1 на признании иска настаивает.
Прокурор ФИО3 с признанием иска представителями ответчиков согласен, считает возможным принять признание иска.
Признание иска представителем ответчика не противоречит закону и не нарушает прав других лиц, в связи с чем, суд счел возможным принять признание иска представителями ответчиков и вынести решение об удовлетворении исковых требований.
Поскольку прокурор, а также органы местного самоуправления в силу п.п.9, 19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ освобождены от уплаты государственной пошлины, издержки, понесенные судом в соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ, подлежат взысканию с МБОУ «Вертепская ООШ».
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Ижемского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
1. Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Вертепская основная общеобразовательная школа» и Администрацию муниципального образования муниципального района «Ижемский» в срок до 01.09.2017 года произвести расчет неснижаемого нормативного запаса топлива и нормативного эксплуатационного запаса топлива для котельной МБОУ «Вертепская ООШ»; утвердить указанные расчеты.
2. Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Вертепская основная общеобразовательная школа» разработать и утвердить перечень аварийного запаса расходных материалов и запасных частей для котельной МБОУ «Вертепская ООШ».
3. Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Вертепская основная общеобразовательная школа» обеспечить котельную МБОУ «Вертепская ООШ» аварийным запасом расходных материалов и запасных частей, в соответствии с перечнем аварийного запаса расходных материалов и запасных частей для указанной котельной.
Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Вертепская основная общеобразовательная школа» государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение одного месяца со дня вынесения, через Ижемский районный суд Республики Коми.
Судья: Т.И. Засыпкина