Решение по делу № 33-4592/2023 от 25.05.2023

Республика Коми г.Сыктывкар УИД 11RS0005-01-2022-007043-60

Дело № 2-450/2023 г.

                                     (№ 33-4592/2023 г.)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Нагорновой О.Н.

судей Константиновой Н.В., Костенко Е.Л.

при секретаре Розовой А.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании 1 июня 2023 г. дело по апелляционным жалобам Кузнецова Владимира Александровича, Министерства здравоохранения Республики Коми на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 14 февраля 2023 г. по иску Кузнецовой Наталии Альбертовны в интересах Кузнецова Владимира Александровича к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Коми "Ухтинская городская поликлиника", Министерству здравоохранения Республики Коми, Государственному казенному учреждению Республики Коми "Центр обеспечения деятельности Министерства здравоохранения Республики Коми" о взыскании компенсации морального вреда.

Заслушав доклад судьи Костенко Е.Л., объяснения представителя ГБУЗ РК "Ухтинская городская поликлиника" Тихомировой А.С. с использованием систем видеоконференц-связи, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Кузнецов В.А. через представителя Кузнецову Н.А. обратился в суд с иском о взыскании с Министерства здравоохранения Республики Коми компенсации морального вреда в размере 50000 руб. в связи с длительным необеспечением лекарственным препаратом "Х", взыскании с ГБУЗ РК "Ухтинская городская поликлиника" компенсации морального вреда в размере 50000 руб. в связи с необеспечением платным рецептом на препарат "Х", нарушением тактики лечения, искажением медицинского заключения, направленного в ФГБУ "...".

Судом принято решение, по которому исковые требования Кузнецовой Н.А., действующей в интересах Кузнецова В.А., удовлетворены частично.

Взыскана с Министерства здравоохранения Республики Коми в пользу Кузнецова В.А. компенсация морального вреда в размере 15000 руб.

В удовлетворении исковых требований Кузнецовой Н.А., действующей в интересах Кузнецова В.А., к ГБУЗ РК "Ухтинская городская поликлиника", ГКУ РК "Центр обеспечения деятельности Министерства здравоохранения Республики Коми" о взыскании компенсации морального вреда отказано.

В апелляционной жалобе и дополнениях к ней Кузнецов В.А. и его представитель не согласны с вынесенным решением суда, указывая, что А.А.А. даны неправдивые показания относительно обращения за выпиской платного рецепта, также полагали взысканный размер компенсации морального вреда заниженным и несправедливым.

В апелляционной жалобе представитель Министерства здравоохранения Республики Коми просит об отмене решения суда в связи с его незаконностью и необоснованностью, полагая, что оснований для взыскания компенсации морального вреда не имелось.

В отзыве на апелляционную жалобу истца представитель ГБУЗ "Центр обеспечения деятельности Министерства здравоохранения РК" поддерживает доводы апелляционной жалобы Министерства здравоохранения Республики Коми, просит об отмене решения суда о взыскании с Министерства здравоохранения Республики Коми компенсации морального вреда.

В отзыве на апелляционную жалобу истца ГБУЗ РК "Ухтинская городская поликлиника" полагает решение суда в части отказа в удовлетворении требований к учреждению обоснованным, а жалобу истца не подлежащей удовлетворению.

В порядке требований ст.327 Гражданского процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, извещались судом апелляционной инстанции, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке лиц, участвующих в деле.

Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционных жалоб, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия оснований к отмене или изменению решения суда не усматривает.

В силу положений ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29).

В соответствии с п. 3, 5, 14 ч.1 ст.16 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в том числе, организация работы по обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

Согласно п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный Перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, принимать соответствующие меры.

Судом установлено, что Кузнецов В.А. является инвалидом первой группы бессрочно, о чем свидетельствует справка бюро <Номер обезличен> филиала ... от <Дата обезличена> серии <Номер обезличен>.

Решением Ухтинского городского суда Республики Коми от <Дата обезличена> по делу <Номер обезличен>, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от <Дата обезличена>, на Министерство здравоохранения Республики Коми возложена обязанность по обеспечению за счет бюджета Республики Коми Кузнецова В.А. лекарственными препаратами под торговыми наименованиями ... по бесплатным рецептам до сохранения необходимости в лекарственной терапии данными лекарственными препаратами.

В связи с наличием ... протоколом <Номер обезличен> врачебной комиссии ГУ РК "..." от <Дата обезличена> установлена нуждаемость Кузнецова В.А. в обеспечении препаратом под торговым наименованием "Х" - пожизненно непрерывно постоянно.

<Дата обезличена> врачебной комиссией ГУ РК "Кардиологический диспансер" в связи с наличием анкилозирующего спондилита, а также сопутствующих заболеваний ХОБЛ тяжелой кардиоваскулярной патологии, а также поливалентной аллергии было принято решение о нуждаемости Кузнецова В.А. в обеспечении ... на постоянный прием.

<Дата обезличена> ГБУЗ РК "Ухтинская городская поликлиника" принято решение, отраженное в протоколе <Номер обезличен>, назначить лекарственный препарат "Х" и направить соответствующую заявку в Минздрав Республики Коми для обеспечения Кузнецова В.А. указанным препаратом по 1 таблетке 2-3 раза в день до наступления медикаментозной ремиссии.

<Дата обезличена> ГБУЗ РК "Ухтинская городская поликлиника" принято решение, отраженное в протоколе <Номер обезличен>, направить повторный запрос в Министерство здравоохранения Республики Коми с вопросом обеспечения лекарственным препаратом "Х".

Препарат "Х" был назначен Кузнецову В.А. в ФГБУ "..." в <Дата обезличена> а также на заседаниях врачебной комиссии ГУ РК "Кардиологический диспансер" (протоколы ВК от <Дата обезличена> и от <Дата обезличена>).

Указанным лекарственным препаратом истец был обеспечен до 1 сентября <Дата обезличена>

Протоколом врачебной комиссии ГУ РК "Кардиологический диспансер" от <Дата обезличена> <Номер обезличен> с учетом наличия у пациента Кузнецова В.А. ... принято решение о продолжении использования препарата "Х" в качестве базисного средства. В случае отсутствия данного препарата возможен кратковременный прием препарата "М" - для купирования острого болевого синдрома.

Согласно выписке из истории болезни <Номер обезличен>, Кузнецов В.А. в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> находился в отделении ревматологии ГУ РК "Клинический кардиологический диспансер" на дообследовании, по результатам которого ему было рекомендован прием ... по 1 таб. 3 раза в день длительно. В данный период пациент принимал свой препарат "Х" (в виду отсутствия препарата в стационаре и у поставщиков).

Таким образом, по состоянию на <Дата обезличена> у Кузнецова В.А. сохранялась необходимость в лекарственной терапии препаратом "Х", период приема - длительно.

<Дата обезличена> врачом ГБУЗ РК "Ухтинская городская поликлиника" Кузнецовой О.А. был выдан рецепт серии <Номер обезличен> на бесплатное получение лекарственного препарата ... в количестве 15 упаковок.

<Дата обезличена> Министерством здравоохранения Республики Коми с ГУП РК "Государственные аптеки Республик Коми" как с единственным поставщиком заключен государственный контракт, в рамках которого <Дата обезличена> по вышеуказанному рецепту Кузнецов В.А. был обеспечен лекарственным препаратом "Х" в количестве 15 упаковок.

В период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> рецепт находился на отсроченном обслуживании по причине отсутствия лекарственного препарата в ГУП РК "ГАРК".

Как следует из ответа Территориального органа Росздравнадзора по Республике Коми от <Дата обезличена> <Номер обезличен> на обращение Кузнецова В.А. по вопросу льготного лекарственного обеспечения, отсутствие лекарственного препарата вызвано ненадлежащим исполнением Минздравом Республики Коми полномочий по организации лекарственного обеспечения.

Оценив представленные в материалах дела доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения заявленных требований, поскольку Кузнецов В.А., имея нуждаемость в получении лекарственного препарата под торговым наименованием "Х", указанным препаратом Министерством здравоохранения Республики Коми, как органом, в функции которого включена организация лекарственного обеспечения граждан, в необходимом количестве обеспечен не был, несмотря на потребность пациента в приеме указанного препарата ежедневно по 1 таб. 3 раза в день, в период с 1 сентября <Дата обезличена> по 20 октября <Дата обезличена>, что привело к нарушению конституционных прав истца на охрану здоровья и достойную жизнь, а также причинило моральные страдания.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют представленным сторонами доказательствам, оценка которым дана судом в соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.В соответствии со статьей 12 Гражданского процессуального кодекса РФ правосудие в Российской Федерации по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, при этом в соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей и гарантирует каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", согласно статье 4 которого охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (часть 2 статьи 19 Федерального закона об основах охраны здоровья граждан).

Статьей 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определены способы обеспечения охраны здоровья граждан, в частности организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1).

Пунктом 1 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Коми, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 5 июля 2012 г. № 283, установлено, что Министерство здравоохранения Республики Коми является органом исполнительной власти Республики Коми, исполняющим, в том числе функции по формированию и реализации государственной политики в сфере охраны здоровья граждан на территории Республики Коми, фармацевтической деятельности, предоставлению государственных услуг в сфере охраны здоровья.

Министерство исполняет функции организатора по обеспечению лекарственными препаратами льготной категории граждан посредством осуществления закупок в соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и отпуск через уполномоченную фармацевтическую организацию - ГУП РК "Государственные аптеки Республики Коми".

Учитывая, что Министерство здравоохранения Республики Коми являясь органом исполнительной власти, отвечающим за своевременное и в полном объеме обеспечение населения лекарственными препаратами, не приняло надлежащих и своевременных мер для обеспечения истца препаратом "Х", который, в свою очередь, по своему лекарственному воздействию является препаратом, приводящим к улучшению состояния здоровья истца, а отсутствие лечения необходимым препаратом приводит к негативным последствиям, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о нарушении конституционных прав Кузнецова В.А. на получение лекарств, необходимых для поддержания жизни и здоровья, в связи с чем удовлетворил требования о взыскании компенсации морального вреда.

Доводы апелляционной жалобы Министерства здравоохранения Республики Коми о том, что судом не установлены основания для компенсации морального вреда, являются несостоятельными.

Лекарственные препараты были выписаны Кузнецову В.А. в связи с имеющимся у него заболеванием. Данные обстоятельства свидетельствуют о нарушении его личных неимущественных прав и не нуждаются в дополнительном доказывании.

Поскольку гарантированное Кузнецову В.А. федеральным и региональным законодательством право на льготное лекарственное обеспечение было нарушено, суд обоснованно возложил на ответчика обязанность по компенсации морального вреда.

Согласно статье 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда; при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя, степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен моральный вред

В силу пункта 2 статьи 1101 Гражданского кодекса РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшем) физических и нравственных страдании, а также степени вины причинителя вреда, в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Определяя размер компенсации морального вреда, суд, руководствовался вышеуказанными нормами права, исходил из разумности и справедливости, характера причиненных истцу, имеющему право на бесплатное медицинское обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с федеральными законами, физических и нравственных страданий, и взыскал с Министерства здравоохранения Республики Коми компенсацию в размере 15000 руб.

Оснований для изменения суммы компенсации морального вреда в большую сторону, как о том ставится вопрос в апелляционной жалобе истца и его представителя, судебная коллегия не усматривает.

Судебная коллегия считает, что всем собранным по делу доказательствам суд дал правильную оценку. Суждение суда основано на объяснениях сторон, представленных доказательствах, правильно оцененных судом.

Судебная коллегия, соглашаясь с размером компенсации морального вреда, принимает во внимание, что по состоянию на <Дата обезличена> истцу был выписан рецепт на бесплатное получение лекарственного препарата "А" на 15 дней. Препарат был получен истцом <Дата обезличена> Далее от пациента обращений за выпиской рецептов на бесплатное получение лекарственного препарата "А" не поступало.

В письме с рекомендациями ФГБУ "..." от <Дата обезличена> указано на возможность применения Кузнецову В.А. препарата по международному непатентованному наименованию "А", в случае отсутствия возможности обеспечения лекарственным препаратом "Х".

Кроме того, Кузнецов В.А., находясь в стационаре по <Дата обезличена>, принимал свой препарат "Х" (в виду отсутствия препарата в стационаре и у поставщиков).

Таким образом, у истца полностью отсутствовал лекарственный препарат под торговым наименованием "Х" только в период времени с 1 по 20 октября <Дата обезличена>

Ссылки в жалобе на иную судебную практику не могут быть приняты судом апелляционной инстанции во внимание, поскольку обжалуемое в настоящем деле решение принято с учетом фактических обстоятельств по данному делу.

Суд первой инстанции не нашел оснований для удовлетворения требований истца о взыскании с ГБУЗ РК "Ухтинская городская поликлиника" компенсации морального вреда в связи с необеспечением платным рецептом на препарат "Х", нарушением тактики лечения, искажением медицинского заключения, направленного в ФГБУ "...", поскольку доводы, приводимые стороной истца в обоснование данных требований, не нашли своего подтверждения.

Отказ суда в удовлетворении доводов стороны истца в этой части, изложен в решении суда, оснований не согласиться с которым судебная коллегия не усматривает.

Доводы апелляционной жалобы истца о том, что А.А.А. даны неправдивые показания относительно обращения за выпиской платного рецепта, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, по данному факту судом первой инстанции она была допрошена в качестве свидетеля.

Свидетель А.А.А. была уведомлена судом об уголовной ответственности по ст. 307, ст. 308 УК РФ за отказ от дачи показаний и за дачу ложных показаний, о чем судом отобрана подписка свидетеля, в связи с чем ее показания о том, что ни Кузнецов В.А., ни его представитель Кузнецова Н.А. к врачу ГБУЗ РК "Ухтинская городская поликлиника" А.А.А., за получением платного рецепта на препарат "Х" не обращались, были приняты судом первой инстанции в качестве надлежащих.

Суд в силу положений ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Представленные сторонами доказательства оценены судом в соответствии с требованиями указанной процессуальной нормы, оснований для иной оценки исследованных судом доказательств судебная коллегия не усматривает.

Позиция представителя Кузнецова В.А. о том, что обращение за выпиской платного рецепта получения препарата "Х" подтверждается телефонными соединениями и длительностью разговора, подлежит отклонению, так как такое соединение с абонентом и длительность разговора не подтверждают саму суть телефонного разговора (то есть о чем состоялся этот разговор).

Апелляционные жалобы не содержат доводов, которые в соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ могли бы являться основанием для отмены или изменения решения суда.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

    

решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 14 февраля 2023 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы Кузнецова Владимира Александровича, Министерства здравоохранения Республики Коми - без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 2 июня 2023 г.

Председательствующий     

                        

Судьи

33-4592/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Кузнецов Владимир Александрович
Ответчики
ГБУЗ Центр обеспечения деятельности Министерство здравоохранения РК
ГБУЗ Ухтинская городская поликлиника
Министерство Здравоохранения РК
Другие
ГУП РК Государственные аптеки РК
Кунецова Наталия Альбертовна
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Костенко Е Л
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
01.06.2023Судебное заседание
05.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.06.2023Передано в экспедицию
01.06.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее