Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
уникальный идентификатор дела№RS0№-41производство № |
13 сентября 2023 года г. Севастополь
Гагаринский районный суд города Севастополя под председательством судьи МОЦНОГО Н.В.,
при секретаре судебного заседания ГАЕВСКОЙ Т.И.,
с участием:
представителя истца Бочкаревой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Семендяева Александра Ивановича к Департаменту по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя о признании права на приобретение земельного участка;
третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмера спора, - Департамент архитектуры и градостроительства г. Севастополя, ТСН СТ «Техника»,
у с т а н о в и л:
В мае 2023 года Семендяев А.И. обратился в суд с иском к Департаменты по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя в котором просил:
- признать незаконным отказ Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, оформленный письмом от ДД.ММ.ГГГГ № ГУ-исх3918/23, об отказе в предоставлении государственной услуги утверждения схемы расположения земельного участка.
- признать право на приобретение в собственность бесплатно земельного участка №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> в координатах характерных точек согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории № КУВИ-001/2022-83316298 от ДД.ММ.ГГГГ.
- возложить обязанность на Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и о предварительном согласовании предоставления указанного земельного участка №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, Семендяеву А.И. в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
В обоснование иска указано, что Семендяев А.И. является членом СТ «Техника» с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из протокола № общего собрания членов СТ «Техника» и справкой. Истцу предоставлен в пользование земельный участок №, площадью <данные изъяты> кв.м., в границах землепользования СТ «Техника». СТ «Техника» в срок, установленный федеральным законодательством, не привело свои учредительные документы в соответствие с федеральным законодательством и законодательством города Севастополя. Согласно государственного акта серия II-KM № от ДД.ММ.ГГГГ СТ «Техника» предоставлен на праве постоянного пользования земельный участок площадью 4, 053 га. При этом, Департаментом по имущественным и земельным отношениям отказано в утверждении схемы расположения находящегося в пользовании истца земельного участка с указанием на прекращение деятельности СТ «Техника». Семендяев А.И. считает, что данное обстоятельство не может ограничивать его в правах на получение земельного участка, предоставленного для ведения садоводства и расположенного в пределах землепользования садоводческого товарищества.
Истец Семендяев А.И. о времени и месте рассмотрения дела извещался в установленном порядке, в судебное заседание не прибыл, воспользовался правом ведения дела в суде через представителя.
Представитель истца Бочкарева Н.А., действующая также в интересах ТСН СТ «Техника», требования иска поддержала по указанным выше основаниям, просила удовлетворить.
Ответчик Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, третье лица Департамент архитектуры и градостроительства г. Севастополя о времени и месте рассмотрения дела извещались в установленном ст. 113 ГПК РФ порядке, явку представителей в суд не обеспечили о причинах неявки не известили, что в силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Заслушав пояснения представителя истца, исследовав доводы искового заявления и материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Частью 1 ст. 36 Конституции РФ закреплено право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю.
В соответствии с п. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно п. 1 ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
Пунктом 9.1 ст. 3 Федерального закона № 137-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлено, что, если земельный участок предоставлен гражданину до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, такой земельный участок считается предоставленным гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В случае если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Согласно п. 2.7 ст. 3 указанного Федерального закона № 137-ФЗ до ДД.ММ.ГГГГ члены некоммерческих организаций имеют право независимо от даты вступления в членство приобрести находящийся в государственной или муниципальной собственности садовый или огородный земельный участок без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
- земельный участок не предоставлен члену указанной некоммерческой организации;
- земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация;
- по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации;
- земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
В случае если указанные в абзацах втором и пятом настоящего пункта земельные участки являются зарезервированными для государственных или муниципальных нужд либо ограниченными в обороте, они предоставляются члену некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, в аренду или аренду с множественностью лиц на стороне арендатора собственникам земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд. При этом размер арендной платы определяется в размере, не превышающем размера земельного налога, установленного в отношении такого земельного участка.
В соответствии с п. 2.8 ст. 3 Федерального закона № 137-ФЗ в случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка гражданину в собственность или в аренду осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагаются:
- схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная заявителем. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости;
- протокол общего собрания членов некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, о распределении земельных участков между членами такой некоммерческой организации или иной документ, устанавливающий распределение земельных участков в этой некоммерческой организации, либо выписка из указанного протокола или указанного документа.
В случае если ранее ни один из членов некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанные в абзаце первом настоящего пункта органы самостоятельно запрашивают:
- сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, предоставленный указанной некоммерческой организации, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном Правительством Российской Федерации осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав на недвижимое имущество, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (в иных случаях такие сведения запрашиваются у заявителя);
- сведения об указанной некоммерческой организации, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц.
В силу п. 2.10 ст. 3 Федерального закона № 137-ФЗ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, в течение четырнадцати дней с даты получения указанных в пункте 2.8 или 2.9 настоящей статьи заявления и документов обязан принять решение о предварительном согласовании предоставления или решение о предоставлении в собственность или аренду указанного в пункте 2.7 настоящей статьи земельного участка либо об отказе в предварительном согласовании его предоставления или об отказе в его предоставлении.
В соответствии с ч. 1 ст. 12.1 Федерального конституционного закона РФ №-ФКЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Согласно ч. 1 ст. 12.1 Закона г. Севастополя №-ЗС от ДД.ММ.ГГГГ «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» до ДД.ММ.ГГГГ члены садоводческого, огороднического либо дачного товарищества (далее - товарищество) или обслуживающего кооператива, зарегистрированных по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в установленном законодательством Украины порядке, имеют право приобрести земельный участок, находящийся у них в пользовании, без проведения торгов в собственность бесплатно при наличии совокупности следующих условий:
1) земельный участок был предоставлен для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства товариществу или обслуживающему кооперативу в соответствии с законодательством Украины в постоянное пользование;
2) товарищество или обслуживающий кооператив в срок, установленный федеральным законодательством, не привели свои учредительные документы в соответствие с федеральным законодательством и законодательством города Севастополя;
3) заявитель являлся членом товарищества или обслуживающего кооператива по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и по решению общего собрания членов товарищества или обслуживающего кооператива о распределении земельных участков либо на другом законном основании земельный участок распределен ему;
4) земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о его резервировании для государственных или муниципальных нужд.
Предоставление земельных участков в собственность в соответствии с настоящей статьей осуществляется гражданам Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Севастополя (ч. 2 приведенной статьи)
Подпунктом 6 п. 2.6.1 Административного регламента предоставления государственной услуги «Предоставление в собственность земельных участков некоммерческим организациям, созданным гражданами для ведения садоводства, огородничества и членам данных некоммерческих организаций», утвержденного распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя №-РДЗ от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем: копия документа, подтверждающего личность гражданина; копия документа, подтверждающего членство в садоводческом товариществе или обслуживающем кооперативе по состоянию на март 2015 г.; копия правоустанавливающего документа на земельный участок, который был предоставлен в постоянное пользование садоводческому, огородническому товариществу или обслуживающему кооперативу до ДД.ММ.ГГГГ; копия устава садоводческого, огороднического товарищества или обслуживающего кооператива, свидетельства данного юридического лица в соответствии с законодательством Украины; схема (план) расположения земельных участков, закрепленных за членами садоводческого, огороднического товарищества или обслуживающего кооператива; копия решения общего собрания членов товарищества или обслуживающего кооператива или иного документа о распределении земельного участка заинтересованному лицу с указанием площади земельного участка; схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (в 4 экземплярах).
Подпунктом 2 п. 2.8.1 вышеуказанного Административного регламента предусмотрено, что основанием для возврата заявления и приложенных к нему документов является несоответствие представленных документов перечню документов, указанных в подразделе 2.6 настоящего административного регламента.
Установлено, что истец являлся членом СТ «Техника» с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из протокола № общего собрания членов СТ «Техника» и справкой. Семендяеву А.И. предоставлен в пользование земельный участок №, площадью <данные изъяты> кв.м., в границах землепользования СТ «Техника».
СТ «Техника» в срок, установленный федеральным законодательством, не привело свои учредительные документы в соответствие с федеральным законодательством и законодательством города Севастополя.
Согласно государственного акта серия II-KM № от ДД.ММ.ГГГГ СТ «Техника» предоставлен на праве постоянного пользования земельный участок площадью 4, 053 Га.
ДД.ММ.ГГГГ Семендяев А.И. обратился в Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя с заявлением о предоставлении государственной услуги о предоставлении в собственность земельного участка №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: г<адрес>, предоставив необходимые документы и схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории с координатами характерных точек испрашиваемого земельного участка.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя отказал в предоставлении государственной услуги на основании пп. 19 п. 2.9 Административного регламента «Предоставление в собственность земельных участков некоммерческим организациям, созданным гражданами для ведения садоводства, огородничества, и членам данных некоммерческих организаций», утвержденного распоряжением Департамента от 19.01.2017№-РДЗ, указав, что ТСН СТ «Техника» не является правопреемником СТ «Техника», и соответственно, не является надлежащим землепользователем и не правомочно выдавать своим членам согласие на формирование земельных участков.
Обстоятельство не приведения СТ «Техника» своих учредительных документов в соответствие с законодательством Российской Федерации, само по себе, не может служить препятствием для члена этого товарищества в реализации права на получение земельного участка в собственность. При этом, отсутствие в настоящее время правоустанавливающего документа на землепользование товарищества в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации не может служить отказом в реализации права члена данного товарищества на предоставление ему земельного участка бесплатно в собственность, поскольку такое основание в Федеральном законе № 137-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» отсутствует. Вышеуказанные нормы закона не ставят передачу члену данного некоммерческого объединения земельного участка в собственность бесплатно в зависимость от основания предоставления земельного участка товариществу (временное или постоянное пользование).
Приведенные положения Федерального закона № 137-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ предусматривают право на бесплатное приобретение в собственность земельного участка, предоставленного в пользование гражданину в соответствии с проектом организации территории товарищества, при условии, что испрашиваемый земельный участок находится в границах землепользования товарищества и распределен гражданину как члену этого товарищества, а само товарищество создано до вступления в силу Федерального закона № 137-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 7 Федерального закона № 210-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя предоставление документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
На основании п.п. 2 п. 1 ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности могут возникать из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения данных прав и обязанностей.
Согласно ст. 12 ГК РФ, предусматривающей способы защиты гражданских прав, защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания права.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Оценив в совокупности представленные суду письменные доказательства и принимая во внимание, что, используемый истцом земельный участок в установленном законом порядке включен в территорию садоводческого товарищества, а истец являлся его членом, суд приходит к выводу, что у Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя имеются предусмотренные законом основания для совершения действий, необходимых для оформления права истца на бесплатную передачу в собственность спорного земельного участка.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования Семендяевым А.И. о возникновении у него права на находящийся в пользовании земельный участок и понуждению Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя к совершению действий по оформлению соответствующих прав истца на землю являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Из решения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, оформленного письмом от ДД.ММ.ГГГГ № ГУ-исх3918/23, не следует, что представленная Семендяевым А.И. схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории не соответствует предъявляемым к ней требованиям.
В тоже время, требования истца о признании незаконным действий ответчика по отказу в удовлетворении заявления ФИО1 в рамках заявленного иска о правах на земельный участок и предмета исследования являются излишне заявленными, поскольку не направлены на защиту нарушенного права, их удовлетворение не приведет к восстановлению права истца на получение земельного участка в собственность. Кроме того, предметом рассмотрения предоставленных заявителем документов для предоставления государственной услуги являлись, документы, выданные не действующим в настоящее время садоводческим товариществом.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковое заявление Семендяева Александра Ивановича к Департаменту по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя о признании права на приобретение земельного участка – удовлетворить частично.
Признать за Семендяевым Александром Ивановичем право на приобретение в собственность бесплатно земельного участка №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> в координатах характерных точек согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории № КУВИ-001/2022-83316298 от 31.05.2022г.
Возложить обязанность на Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и о предварительном согласовании предоставления земельного участка №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: г<адрес>, Семендяеву Александру Ивановичу в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
В удовлетворении остальной части требований иска Семендяева Александра Ивановича – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в порядке, установленном статьей 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.
Мотивированный текст решения изготовлен 18.09.2023 года.
Председательствующий по делу
судья /подпись/ Н.В. Моцный
Решение не вступило в законную силу
-----------------------------------------¬
¦"КОПИЯ ВЕРНА" ¦
¦подпись судьи _____________________ ¦
¦Наименование должности ¦
¦уполномоченного работника аппарата суда ¦
¦помощник судьи ФИО4 ¦
¦ (инициалы,фамилия) ¦
¦"__" _____________ 20__ г. ¦
L-----------------------------------------