РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
9 июня 2022 года г. Астрахань
Кировский районный суд города Астрахани в составе:
председательствующего судьи Рахматулиной Е.А.,
при секретаре Вилявиной Г.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1873/2022 по иску Чечерина ФИО6 к ПАО «Россети Юг» -«Астраханьэнерго» о признании приказа об отстранении незаконным, восстановлении в должности и взыскании сумм,
установил:
истец Чечерин В.В. обратился в суд с иском к ПАО «Россети Юг» - Астраханьэнерго» и с учетом уточнений в порядке ст. 39 ГПК РФ просил признать незаконным приказ № 488-к от 17.12.2021 года, восстановить его в прежней должности водителя автомобиля 4 разряда филиала ПАО «Россети Юг» -«Астраханьэнерго», включить время незаконного отстранения с 20.12.2021 года в трудовой стаж, взыскать с ответчика неполученный заработок за незаконное отстранение от работы с 20.12.2021 года с учетом премий в размере <данные изъяты> руб. по 09.06.2022 года, компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб.
Требования мотивированы тем, что с 10.12.2009 года истец состоит в трудовых отношениях с ответчиком в должности водителя автомобиля 4 разряда. В октябре 2021 года истца предупредили об обязанности сотрудников пройти вакцинацию против новой коронавирусной инфекции COVID-19 – 1 вакцинация до 10.11.2021 года, 2 вакцинация до 10.12.2021 года, с последующей информацией о вакцинировании в трехдневный срок либо предоставлении справки о медицинском отводе, а в случае отказа от вакцинации и не предоставлении справки – отстранение от работы.
17.12.2021 года ответчиком издан приказ № 488-к «Об отстранении от работы», согласно которому истец был отстранен от работы без начисления заработной платы.
Считает данный приказ незаконным, поскольку должность истца не относится к перечню работ, выполнение которых связано с высоким риском заболеваний инфекционными болезнями, у ответчика отсутствуют документы, подтверждающие факт заболевания Чечерина В.В. новой коронавирусной инфекцией COVID-19 в течение последнего года, приказ нарушает общепризнанные принципы и нормы международного права. Кроме того, работодатель не имеет права требовать предоставления документов, подтверждающих прохождение вакцинации, наличие медицинского отвода, противопоказания, либо справки о перенесенном заболевании, поскольку они являются медицинскими документами.
В судебном заседании Чечерин В.В., его представитель Круглова А.Е. иск с учетом уточнений поддержали, просили удовлетворить.
Представитель ПАО «Россети Юг» - «Астраханьэнерго» Ульд Юбба М.А. просил в иске отказать.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Конституция Российской Федерации (ст.ст. 2,7,41) гласит, что жизнь и здоровье человека – высшее благо, без которого утрачивают свое значение многие другие блага и ценности, а потому забота об их сохранении и укреплении образует одну из основополагающих конституционных обязанностей государства.
В связи с этим Российская Федерация возлагает на себя ответственность за обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе путем принятия законов, направленных на предотвращение и устранение рисков для жизни и здоровья граждан, возникающих в связи с эпидемическими заболеваниями. При этом выбор правовых средств, направленных на защиту жизни и здоровья граждан в целях предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с эпидемическими заболеваниями, относится, по общему правилу, к дискреции законодателя, который, осуществляя защиту прав и свобод человека и гражданина и устанавливая соответствующее правовое регулирование, обязан предусмотреть эффективные гарантии соблюдения иных прав и свобод граждан, адекватные целям сохранения жизни граждан и их здоровья.
Вместе с тем необходимость защиты жизни и здоровья граждан при возникновении чрезвычайных ситуаций или угрозе их возникновения и осуществления мер по борьбе с эпидемиями и ликвидацией их последствий предполагает принятие таких правовых актов, которые не исключают возможности и ограничения прав и свобод человека, в той мере, в какой это соответствует поставленным целям при соблюдении требований соразмерности и пропорциональности.
Введение режима повышенной готовности регламентировано п. «б» ч. 6 ст. 4.1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 № 68-ФЗ. Принятыми на этой основе нормативными актами органов власти в качестве ограничительных мер изоляционного характера предусмотрены обсервация, недопуск работника на рабочее место и (или) территорию организации.
Государственный санитарно-эпидемиологический надзор, согласно ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», подразумевает деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания.
Как следует из п. 6 ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, главные государственные санитарные врачи и их заместители наделяются полномочиями выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.
Из Порядка проведения профилактических прививок в соответствии с Календарем профилактических прививок, утвержденным Приказом Минздрава России от 21.03.2014 года № 125н на основании ст.ст. 10,11 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» следует, что при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, включая новую коронавирусную инфекцию, главные государственные санитарные врачи субъектов федерации (их заместители) вправе выносить мотивированные постановления о дополнительных противоэпидемических мероприятий, в том числе о проведении профилактических прививок.
Из смысла приведенных норм следует, что прививки против новой коронавирусной инфекции COVID-19 отнесены к профилактическим прививкам по эпидемическим показаниям, то есть проводятся гражданам, когда существует реальная угроза возникновения и распространения инфекционного заболевания.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Чечерин В.В. на основании трудового договора № 2231 от 10.12.2009 года состоит в трудовых отношениях с ПАО «Россети Юг» - Астраханьэнерго» в должности водителем автомобиля 4 разряда, в его трудовые обязанности входит в том числе, соблюдение требований руководящих документов, соблюдение правил и норм охраны труда, промышленной и пожарной безопасности, действующего законодательства и локальных актов общества; перевозка пассажиров – работников оперативно-выездной бригады филиала.
20.10.2021 года работодателем издан приказ № 415 «О проведении обязательной вакцинации от COVID-19, согласно которому приказано заместителям директора филиала ПАО «Россети Юг» - Астраханьэнерго», руководителям прямого подчинения директора филиала, начальникам районов электрических сетей обеспечить проведение профилактических прививок против COVID-19 всем работникам подчиненного подразделения, не имеющим противопоказаний к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции COVID-19 и не болевшим в течение шести месяцев коронавирусной инфекции COVID-19 первым компонентом или однокомпонентной вакциной. Срок 10.11.2021 года. Обеспечить проведение профилактических прививок против COVID-19 всем работникам подчиненного подразделения, не имеющим противопоказаний к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции COVID-19 и не болевшим в течение шести месяцев коронавирусной инфекцией COVID-19 вторым компонентом (при необходимости). Срок 10.12.2021 года. Обеспечить предоставление сертификатов о вакцинации от COVID-19 на электронные адреса специалистов отдела управления персоналом, курирующих структурное подразделение по вопросам кадрового делопроизводства. Срок 09.11.2021 года. Обеспечить предоставление лицами, переболевшими COVID-19 (не более 6 месяцев назад) подтверждающих документов (сведений о перенесенном заболевании) на электронные адреса специалистов отдела управления персоналом, курирующих структурное подразделение по вопросам кадрового делопроизводства. Срок 09.11.2021 года. Обеспечить предоставление лицами, имеющими медицинские противопоказания к вакцинации, справок о противопоказаниях на электронные адреса специалистов отдела управления персоналом, курирующих структурное подразделение по вопросам кадрового делопроизводства. Срок 09.11.2021 года. С данным приказом Чечерин В.В. ознакомлен под роспись 22.10.2021 года.
Основанием для издания данного приказа послужило постановление главного Государственного врача по Астраханской области от 14.10.2021 года № 39 «О проведении профилактических прививок против коронавирусной инфекции отдельным категориям граждан Астраханской области», согласно которому в целях усиления мероприятий по предупреждению заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) населения Астраханской области и в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 51 Федерального закона Российской Федерации от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ст. 10 Федерального закона Российской Федерации от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.03.2014 N 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям" (в редакции от 03.02.2021), Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 4 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", постановлено определить подлежащими обязательной вакцинации по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) следующие группы риска (лица в возрасте от 18 лет и старше), осуществляющие деятельность в сфере, в том жилищно-коммунального хозяйства и энергетики (пункт 1). Руководителям организаций, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим виды деятельности на территории Астраханской области, указанные в пункте 1 настоящего постановления в срок до 10.11.2021 организовать проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 10.12.2021 - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, работникам, не имеющим противопоказаний к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с п.п. 3.4, 3.5, 3.21, 3.22, 3.26. 3.35 временных Методических рекомендаций "Порядок проведения вакцинации взрослого населения против COVID-19" и не болевшим в течение шести месяцев коронавирусной инфекцией (COVID-19).
Федеральным законом от 26.03.2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» установлено, что электроэнергетика – отрасль экономики Российской Федерации, включающая в себе комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, сбыта и потребления электрической энергии с использованием производственных и иных имущественных объектов (в том числе входящих в Единую энергетическую систему России), принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики или иным лицам. Электроэнергетика является основой функционирования экономики и жизнеобеспечения.
ПАО «Россети Юг» является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Астраханской области, относящейся к сфере энергетики.
В соответствии с ч. 2 ст. 21 Трудового Кодекса Российской Федерации работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором; соблюдать правила внутреннего трудового распорядка; соблюдать трудовую дисциплину; выполнять установленные нормы труда; соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда; бережно относиться к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников; незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя (в том числе, имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества).
Перечень оснований для отстранения работника от работы приведен в ст. 76 Трудового Кодекса Российской Федерации, согласно абз. 7 ч. 1 данной нормы трудового права работодатель обязан отстранить работника от работы по требованию органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Ч. 2 ст. 76 Трудового Кодекса Российской Федерации установлено, что работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (абз. 7).
Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (абз. 8).
В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами (абз. 9).
Поскольку выполнение трудовых обязанностей Чечериным В.В. связано с контактами с неограниченным кругом лиц, соответственно в период эпидемиологического неблагополучия связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок. Таким образом, поскольку решение об обязательности вакцинации по эпидемическим показаниям принято и оформлено актом главного санитарного врача субъекта, то для работника предприятий электроэнергетики, выполнение должностных обязанностей которых связана с неограниченным кругом лиц, вакцинация становится обязательной.
На основании приказа от 17.12.2021 года № 488-к Чечерин В.В. отстранен от работы без сохранения заработной платы в связи с непрохождением вакцинации от новой коронавирусной инфекции COVID-19 на период с 20.12.2021 года и до окончания периода эпиднеблагополучия либо прохождения вакцинации работников филиала, не представивших сведения о прохождении вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и не имеющих противопоказаний для вакцинации (сведения о противопоказаниях не представлены), а также документов о перенесенном заболевании COVID-19.
Доводы истца о том, что его должность и выполняемая работа в Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 № 825, не включена, основаны на неверном толковании и применении положений действующего законодательства, в том числе учитывая, что действовавший в спорный период приказ Минздрава России от 21.03.2014 № 125н, которым утвержден календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, приказом Минздрава России от 09.12.2020 № 1307н дополнен позицией о прививке против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2 в отношении категории граждан приоритета 2-го уровня, в которую входят работники организаций транспорта и энергетики. Указанная позиция сохранена и в приказе Минздрава России от 06.12.2021 года № 1122н.
При этом доводы Чечерина В.В. о том, что у ответчика отсутствуют документы, подтверждающие факт заболевания Чечерина В.В. новой коронавирусной инфекцией COVID-19 в течение последнего года, не могут служить основанием для отмены обжалуемого приказа.
Суд находит несостоятельным доводы истца о том, что работодатель не имеет права требовать предоставления документов, подтверждающих прохождение вакцинации, наличие медицинского отвода, противопоказания, либо справки о перенесенном заболевании, поскольку они являются медицинскими документами, по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 86 ТК РФ обработка персональных данных работника может осуществляться работодателем исключительно в целях обеспечения соблюдения законов и иных нормативных правовых актов, содействия работникам в трудоустройстве, получении образования и продвижении по службе, обеспечения личной безопасности работников, контроля количества и качества выполняемой работы и обеспечения сохранности имущества. Работодатель должен соблюдать следующие требования: не сообщать персональные данные работника третьей стороне без письменного согласия работника, за исключением случаев, когда это необходимо в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью работника, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами (ст. 88 ТК РФ).
В таких условиях запрос работодателем у работника документов, подтверждающих прохождение вакцинации, наличие медицинского отвода, противопоказания, либо справки о перенесенном заболевании, не противоречит закону.
Учитывая, что нарушений трудовых прав истца по заявленным в иске основаниям судом не установлено, то требования Чечерина В.В. о признании приказа об отстранении от работы незаконным, восстановлении его в прежней должности водителя автомобиля 4 разряда филиала ПАО «Россети Юг» -«Астраханьэнерго», включении времени незаконного отстранения с 20.12.2021 года в трудовой стаж, взыскании неполученного заработка за незаконное отстранение от работы с 20.12.2021 года с учетом премий в размере 169 834 руб. по 09.06.2022 года, компенсации морального вреда в размере 100 000 руб. удовлетворению не подлежат в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Чечерина ФИО7 к ПАО «Россети Юг» - «Астраханьэнерго» о признании приказа об отстранении незаконным, восстановлении в должности и взыскании сумм оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Астраханский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 16.06.2022 года.
Судья: