Дело № 2-5777/2020
24RS0056-01-2020-005124-41
Копия
Заочное РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 ноября 2020 г. Красноярск
Центральный районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Леонтьевой И.В.,
при секретаре Егоровой Я.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края к Томилову Александру Николаевичу о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края, обратилось в суд с иском к Томилову Александру Николаевичу о возложении обязанности.
Свои требования мотивировали тем, что Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края установлены факты негативного влияния на окружающую среду на территории Емельяновского района, связанные с несанкционированным складированием отходов производства и потребления.
Министерством 18.07.2019 проведено рейдовое мероприятие на территории Емельяновского района, в районе д. Сухая Балка, на территории земельных участков с кадастровыми номерами №, №, по результатам которого установлено, что на данной территории расположены несанкционированные свалки отходов производства и потребления в виде обломков шифера, веток деревьев, бутылок, стекла, покрышек, линолеума, бой кирпича, строительные отходы.
Определены следующие координаты места нахождения свалок:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Несанкционированное складирование отходов строительства, бытовых отходов осуществляется на земельных участках, принадлежащих гр. Томилову А.Н., что подтверждается выпиской из ЕГРП.
Адрес места жительства ответчика определен согласно представленной информации письмом ГУ МВД России по Красноярскому краю.
Выявленные несанкционированные свалки отходов расположены на земельных участках, не имеющих водонепроницаемого покрытия, не отрицается, что свалки подвержены разрастанию, дальнейшему захламлению, какое-либо бетонное покрытие, ограждение, препятствующее возгоранию содержащихся отходов также на территории расположения несанкционированной свалки, отсутствует.
Каких-либо мероприятий, направленных на ликвидацию выявленных министерством несанкционированных свалок, ответчиком не осуществлено.
В связи с этим, министерство полагает необходимым обязать ответчика осуществить мероприятия, направленные на ликвидацию несанкционированных свалок.
Просит обязать со дня вступления решения суда в законную силу Томилова Александра Николаевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт серия 04 14 №, выдан ДД.ММ.ГГГГ отделением УФМС России по <адрес> в <адрес>, зарегистрирован по месту жительству с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: 660017, <адрес>, ликвидировать несанкционированную свалку отходов, расположенную на территории земельных участков с кадастровыми номерами №, координаты:
№
№
№
№
№.
В судебное заседание представитель истца Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края, в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания гражданского дела извещен судом надлежащим образом, направил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя.
Ответчик Томилов А.Н. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания гражданского дела извещен судом надлежащим образом, ходатайств не поступало.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Иследовав представленные суду доказательства, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Выявленные несанкционированные свалки отходов расположены на земельных участках, не имеющих водонепроницаемого покрытия, не отрицается, что свалки подвержены разрастанию, дальнейшему захламлению, какое-либо бетонное покрытие, ограждение, препятствующее возгоранию содержащихся отходов также на территории расположения несанкционированной свалки, отсутствует.
Каких-либо мероприятий, направленных на ликвидацию выявленных министерством несанкционированных свалок, ответчиком не осуществлено.
В связи с этим, министерство полагает необходимым обязать ответчика осуществить мероприятия, направленные на ликвидацию несанкционированных свалок.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:
соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.
В соответствии со статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ):
отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 1 статьи 51 Закона № 7-ФЗ установлено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Частью 2 статьи 51 Закона № 7-ФЗ запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Согласно части 1 статьи 13 ЗК РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Статьей 42 ЗК РФ предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:
использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;
осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;
своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;
своевременно производить платежи за землю;
соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно- гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы;
выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Таким образом, обязанность по осуществлению мероприятий, связанных с охраной земельных участков, возлагается на граждан, имеющих право собственности на такие земельные участки и (или) осуществляющих право пользования такими участками.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Заявление в защиту законных интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина в этих случаях может быть подано независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя.
Согласно статье 1 Закона № 7-ФЗ охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность).
Положение о министерстве утверждено постановлением Правительства Красноярского края от 28.11.2017 № 715-п (далее - Положение).
Согласно пункту 2.1 Положения министерство осуществляет обеспечение создания условий, направленных на охрану, оздоровление и улучшение состояния окружающей среды, сохранение биологического разнообразия, природных комплексов и объектов, имеющих особое природоохранное, научное, культурное и рекреационное значение, удовлетворение потребности края в природных ресурсах.
В соответствии с пунктом 2.2 Положения министерство осуществляет обеспечение рационального природопользования, в том числе восстановление возобновляемых природных ресурсов, полного и многократного использования отходов производства и потребления.
Пункт 2.5 Положения предусматривает, что министерство осуществляет обеспечение соблюдения законодательства в областях охраны окружающей среды, охраны атмосферного воздуха, обеспечения радиационной безопасности, водного законодательства, законодательства об экологической экспертизе, законодательства об особо охраняемых природных территориях, законодательства о недрах, в областях охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, в том числе охотничьих ресурсов, обеспечения санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, организациями и гражданами.
В ходе судебного заседания было установлено, что согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости земельный участок, с кадастровым номером №, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, Шуваевский сельсовет, <адрес>, уч. 31/8. Категория земель: земли населенных пунктов. Виды разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства. Правообладатель ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Из акта № от ДД.ММ.ГГГГ и приложенному к нему фотоотчета по выявлению и пресечению нарушений отдельных требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края следует, что на земельном участке с кадастровым номером 24:11:0330106:1426 выявлена несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов.
Свалка состоит из отходов, не имеющих отличительных особенностей для идентификации нарушителя. То есть лицо, осуществившее захламление территорий установить не представляется возможным. Площадь захламления составляет ориентировочно 1750 м2, ориентировочный объем составляет примерно 450 м3. Географические координаты места расположения отходов: N56,147441 Е 92,908997.
На земельном участке с кадастровым номером № выявлена несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов, состоящая из пяти навалов. Свалка состоит из отходов, не имеющих отличительных особенностей. <адрес> захламления составляет ориентировочно 1791 м2, ориентировочный объем составляет примерно 380 м3. Географические координаты места расположения отходов: N №
На земельном участке с кадастровым номером № выявлена санкционированная свалка твердых коммунальных отходов, состоящая из двух навалов.
Свалка состоит из отходов, не имеющих отличительных особенностей. Общая площадь захламления составляет ориентировочно 303 м2, ориентировочный объем составляет примерно 30 м3. Географические координаты места расположения отходов: N №.
На кадастровом квартале с номером № выявлена несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов, состоящая из двух навалов. Свалка состоит из отходов, не имеющих отличительных особенностей. <адрес> захламления составляет ориентировочно 1344 м2, ориентировочный объем составляет примерно 270 м3. Географические координаты места расположения отходов: N 56.145003 Е 92.908406.
На основании данного нарушения Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края выписан протокол № об административном правонарушении от 18.10.2019г.
После чего 31.10.2019г. вынесено постановление №/Э Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края о назначении административного наказания, где признан виновным в административном правонарушении, предусмотренного ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Сжигание отходов без специализированных установок не допускается.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что накопление отходов производства на почве, сжигание отходов производства вне специализированных установках на почве нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированное Конституцией Российской Федерации, поскольку право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду является неотчуждаемым, непосредственно действующим, защищается законодательством и обеспечивается правосудием.
Таким образом, в судебном заседании нашел свое подтверждение факт складирования на земельном участке, принадлежащем ответчику отходов, что нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду, и, следовательно, требования истца подлежат удовлетворению.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам данной категории, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, министерство освобождено.
Руководствуясь ст. ст. 194, 233-237 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края удовлетворить.
Обязать, Томилова Александра Николаевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт серия 04 14 №, выдан ДД.ММ.ГГГГ отделением УФМС России по <адрес> в <адрес>, зарегистрирован по месту жительству с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: 660017, <адрес>, ликвидировать несанкционированную свалку отходов, расположенную на территории земельных участков с кадастровыми номерами №, координаты:
№
№
№
№
№.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Центральный районный суд г.Красноярска.
Председательствующий подпись И.В. Леонтьева
Копия верна
Судья И.В.Леонтьева.