Дело № 2а-827/2017
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
«10» октября 2017 года г. Красноперекопск
Красноперекопский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Никишенко Т.Н.
при секретаре Литвин Е.Ю.,
с участием:
административного истца Османовой А.Б.,
представителя административного ответчика Матюшенко Т.А.,
при ведении аудиопротоколирования, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Османовой Александры Борисовны к Министерству внутренних дел по Республики Крым о признании отказа Министерству Внутренних дел по Республики Крым в выдаче справки о реабилитации незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Османова Александра Борисовна обратилась в суд с административным иском к Министерству Внутренних дел по Республики Крым о признании отказа в выдаче справки о реабилитации незаконным.
Требования мотивированы тем, что Османова Александра Борисовна родилась 18 декабря 1942 года в <адрес> Крымской АССР.
В 1944 году вместе с матерью – ФИО1 1912 года рождения и бабушкой – ФИО2, 1878 года рождения, была выселена с Крыма, однако по дороге мать умерла в поезде, отец был на фронте.
С 1944 года она с бабушкой проживала в семье ФИО3, 1927 года рождения, который является ее родным дядей и который удочерил ее ДД.ММ.ГГГГ.
При обращении в ИЦ МВД по <адрес> с заявлением о признании ее реабилитированной и выдаче справки о реабилитации, в удовлетворении заявления Османовой А.Б. отказано, ввиду, того, что согласно архивной справке № –О-4 от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ИУ МВД Республики Таджикистан в отношении ФИО3 1927 года рождения, уроженца д.<адрес>, который находился на спецпоселении в <адрес>, Таджикской ССР по ДД.ММ.ГГГГ. Согласно выданному свидетельству об усыновлении (удочерении) Османова А.Б. удочерена ФИО3. ДД.ММ.ГГГГ, когда последний уже был снят с учета спецпоселения. Не согласившись с данным отказом, она обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать действия МВД по <адрес> неправомерными и обязать МВД по <адрес> выдать справку о реабилитации.
В судебном заседании административный истец исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просила их удовлетворить. Указала, что факт рождения ее в 1942 году в <адрес> Крымской АССР свидетельствует о том, что она и ее семья была подвергнута политическим репрессиям и подлежит реабилитации.
Представитель административного ответчика - Министерства внутренних дел по Республики Крым Матюшенко Т.А. по доверенности с исковыми требованиями не согласилась, предоставила письменные возражения и просила отказать в удовлетворении административного искового заявления.
Заслушав административного истца, представителя административного ответчика, опросив свидетеля ФИО4 исследовав материалы дела, суд считает необходимым административный иск удовлетворить в полном объеме исходя из следующего.
В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее — орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч.1 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, признанные судом общеизвестными, не нуждаются в доказывании.
Общеизвестные факты - факты, известные широкому кругу лиц, а также суду, который наделен правом признания их таковыми.
В 1944 году на основании решений государственных органов в числе разных национальностей (крымские татары, болгары, греки и др.) были насильственно переселены из Крыма.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от ДД.ММ.ГГГГ "О снятии ограничений по спецпоселению с крымских татар, балкарцев, турок - граждан СССР, курдов, хемшилов и членов их семей, выселенных в период Великой Отечественной войны" было постановлено:
1. Снять с учета спецпоселений и освободить из-под административного надзора органов Министерства внутренних дел СССР крымских татар, балкарцев, турок - граждан СССР, курдов, хемшилов и членов их семей, выселенных на спецпоселение в период Великой Отечественной войны.
2. Установить, что снятие ограничений по спецпоселению с лиц, перечисленных в статье первой настоящего Указа, не влечет за собой возвращение им имущества, конфискованного при выселении, и что они не имеют права возвращаться в места, откуда были выселены.
Материалами дела установлено, что Нетшаева Александра Бектимировна родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Крымской АССР, РСФСР, родителями заявителя являются: мать - ФИО1 крымская татарка, отец – ФИО5, крымский татарин, что подтверждается свидетельством о рождении I-АЯ №, выданным ДД.ММ.ГГГГ <адрес> отделом записи актов гражданского состояния Департамента записи актов гражданского состояния Министерства юстиции Республики Крым (л.д. 6).
Факт рождения заявителя ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Крымской АССР сам по себе свидетельствует о том, что после ее рождении в отношении нее и ее семьи были применены ограничения прав и свобод по политическим мотивам.
Из пояснений административного истца, пояснений свидетеля ФИО4 в судебном заседании следует, что в 1944 году мать Османовой А.Б. – ФИО1 умерла в поезде. С 1944 года Османова А.Б. стала проживать с бабушкой ФИО2 в семье брата матери – ФИО3
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 и ФИО6 удочерили Нетшаеву Александру Бектимировну, родившуюся ДД.ММ.ГГГГ, с присвоением ей фамилии Исмаилова, имени – Александра, отчества – Борисовна, что подтверждается свидетельством об усыновлении (удочерении) от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8).
ДД.ММ.ГГГГ Исмаилова А.Б., ДД.ММ.ГГГГ г.р., и ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрировали брак в бюро ЗАГС <адрес>, после регистрации брака присвоена фамилия – Османова (л.д. 7).
Согласно архивной справки от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО3 1927 года рождения, уроженец д.<адрес>, и ФИО2, 1878 года рождения, уроженка тех же мест, ФИО8 1928 года рождения, в соответствии с постановлением ГОКО СССР № от ДД.ММ.ГГГГ, как контингент из Крыма, в 1944 году были выселены с места рождения и направлены в спецпоселение в <адрес>, а ФИО8 – рудник <адрес> Узбекской ССР. Освобождены со спецпоселения: ФИО3ФИО2, ФИО8 – ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с приказом МВД СССР № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9).
Согласно ст. 1.1 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" (с последующими изменениями и дополнениями) подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации признаются: дети, находившиеся вместе с репрессированными по политическим мотива родителями или лицами, их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении; дети, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей или одного из них, необоснованно репрессированных по политическим мотивам.
Согласно ст. 7 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" органы внутренних дел по заявлениям заинтересованных лиц или общественных организаций устанавливают факт применения ссылки, высылки, направления на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы и иных ограничений прав и свобод, установленных в административном порядке, составляют заключение и выдают справку о реабилитации или сообщают об отказе в выдаче такой справки. Решение органов внутренних дел об отказе в выдаче справки о реабилитации может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном для обжалования неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан.
Предоставление государственной услуги по выдаче справок о реабилитации жертв политических репрессий регламентировано Административным регламентом, утвержденным приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Административный регламент).
Действие Административного регламента распространяется на лиц, которые по политическим мотивам были подвергнуты в административном порядке ссылке, высылке, направлению на спецпоселение, привлечению к принудительному труду в условиях ограничения свободы, в том числе в "рабочих колоннах НКВД", а также иным ограничениям прав и свобод (далее - репрессированные); детей, находившихся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами, их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении, а также детей, оставшихся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей или одного из них, необоснованно репрессированных по политическим мотивам (пп. 2, 2.1, 2.2).
В соответствии с п. 2.3 Административного регламента Министерства внутренних дел по республикам, главные управления, управления Министерства внутренних дел РФ по иным субъектам Российской Федерации, которые в соответствии с Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" (далее - Закон о реабилитации жертв политических репрессий) на основании архивных документов устанавливают факт применения политической репрессии в административном порядке, составляют заключение и выдают справку о реабилитации либо сообщают об отказе в выдаче такой справки, а также выносят заключение о признании реабилитированным, заключение об отказе в признании реабилитированным (о соответствии либо противоречии законодательству Российской Федерации документов о реабилитации или признании лиц пострадавшими от политических репрессий, выданных в государствах - бывших союзных республиках СССР) по запросам соответствующих ведомств.
В соответствии с пунктом 48 и подпунктом 48.1 Административного регламента ИЦ, принявший заявление к исполнению, проводит проверку факта применения политической репрессии к конкретному лицу по учетам и архивным материалам территориальных органов МВД России на региональном уровне, государственных и иных органов, осуществляющих архивное хранение, а также соответствующих органов государств - бывших союзных республик СССР.
Справка о реабилитации жертв политических репрессий выдается лицам, указанным в подпункте 2.1 Административного регламента, при документальном подтверждении факта принятия решения о применении репрессий по политическим мотивам в административном порядке в отношении конкретного лица.
В соответствии с подпунктом 48.2 Административного регламента справка оформляется также лицам, указанным в пункте 2.2 Административного регламента, в случае: документального подтверждения факта рождения (свидетельство о рождении) заявителя в период нахождения его родителей или одного из них в ссылке, высылке, на спецпоселении.
В соответствии с подп. 22.2 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о реабилитации жертв политических репрессий, утвержденного приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1165, одним из оснований для отказа в реабилитации - предоставлении государственной услуги по выдаче справки о реабилитации жертв политических репрессий является отсутствие архивных документальных материалов, подтверждающих факт применения репрессии в административном порядке.
При обращении в ИЦ МВД по <адрес> с заявлением о признании ее реабилитированной и выдаче справки о реабилитации, в удовлетворении заявления Османовой А.Б. отказано, ввиду, того, что согласно архивной справке № –О-4 от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ИУ МВД Республики Таджикистан в отношении ФИО3, 1927 года рождения, уроженца д.<адрес>, который находился на спецпоселении в <адрес>, Таджикской ССР по ДД.ММ.ГГГГ. Согласно выданному свидетельству об усыновлении (удочерении) Османова А.Б. удочерена ФИО3. ДД.ММ.ГГГГ, когда последний был снят с учета спецпоселения (л.д. 10).
Решение органов внутренних дел об отказе в выдаче справки о реабилитации может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном для обжалования неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан (статья 7 Закона о реабилитации).
При изложенных выше обстоятельствах, суд приходит к выводу, что несмотря на отсутствие архивных документальных материалов, подтверждающих факт нахождения Османовой (Исмаиловой) А.Б., 1942 года рождения, на спецпоселении, указанный факт нашел полное подтверждение при рассмотрении данного дела, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что Османова А.Б., будучи несовершеннолетней и оставшись без попечения родителей, находилась вместе с репрессированными по политическим мотивам родственниками на спецпоселении, в связи с чем, в силу ст. 1.1 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1761-1 Османова А.Б. считается подвергнутой политическим репрессиям и подлежит реабилитации.
Из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ n 79-о «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Сорокина Митрофана Степановича на нарушение его конституционных прав решениями судов общей юрисдикции, органов прокуратуры и должностных лиц органов внутренних дел», также следует, что действовавшее в период применения репрессий законодательство формально не требовало вынесения решений о применении репрессий в отношении детей, не достигших 16-летнего возраста. Однако по существу эти дети репрессировались, фактически подвергаясь мерам принуждения. То обстоятельство, что к моменту необоснованного применения репрессий к родителям они не достигли возраста, позволяющего юридически привлечь их к ответственности, не имеет значения для оценки их правового положения и не может служить основанием для ограничения их прав и свобод в процессе реабилитации. Такие дети, насильственно или вынужденно помещенные в места заключения, ссылки, высылки, спецпоселения, т.е. в условия явного лишения прав и свобод, в силу статьи 1 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" должны быть признаны репрессированными по политическим мотивам со всеми вытекающими отсюда последствиями (Постановление от ДД.ММ.ГГГГ по делу о проверке конституционности статей 2.1 и 16 Закона РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ "О реабилитации жертв политических репрессий", Определение от ДД.ММ.ГГГГ N 103-О по жалобе гражданина М.Л. Пинхасика).
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, принимается судом по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
С учетом изложенного, решение Министерства внутренних дел по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выдаче справки о реабилитации нельзя признать правомерным, в связи с чем, суд полагает необходимым исковые требования Османовой А.Б. удовлетворить, возложив на Министерство внутренних дел по <адрес> обязанность выдать Османовой А.Б. справку о реабилитации.
Руководствуясь ст.ст.218,227 КАС Российской Федерации, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Османовой Александры Борисовны - удовлетворить.
Признать отказ Министерства внутренних дел по Республики Крым в выдаче справки о реабилитации от ДД.ММ.ГГГГ №/О-77 незаконным.
Обязать Министерство внутренних дел по <адрес> выдать Османовой Александре Борисовне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения – <адрес>, справку о реабилитации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Крым через Красноперекопский районный суд Республики Крым в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Т.Н. Никишенко