Судья Лазуревская В.Ф. Дело № 33-8554
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 июня 2011 года
Судебная коллегия по гражданским делам
Ростовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Чеботаревой М.В.
судей Порутчикова И.В., Маримова В.П.
при секретаре Пономаревой О.М.
с участием прокурора Корниенко Г.Ф.
заслушав в судебном заседании по докладу судьи Порутчикова И.В.
дело по кассационным жалобам Главы администрации Орловского района Ростовской области, Министерства здравоохранения Ростовской области на решение Орловского суда Ростовской области от 12.05.2011г.,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Орловского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Орловского района, муниципальному учреждению здравоохранения «Центральная районная больница» Орловского района, министерству здравоохранения Ростовской области о понуждении к совершению действий.
В обоснование требований ссылался на то, что по результатам проведенной прокуратурой Орловского района совместно с инспектором ОНД по Орловскому району проверки исполнения законодательства о пожарной безопасности в деятельности МУЗ «ЦРБ» выявлены нарушения правил пожарной безопасности. Указывал, что выявленные нарушения препятствуют своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, а также своевременной эвакуации и спасению людей в случае пожара, что ставит под угрозу жизнь и здоровье людей, находящихся в зоне действия пожара. Ссылался на положения Устава МУЗ «ЦРБ», ст.120 ГК РФ, в соответствии с которыми при недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник соответствующего имущества.
После уточнения требований истец окончательно просил обязать ответчиков в течение одного года после вступления в законную силу решения суда в полном объеме исполнить комплекс мер пожарной безопасности, а именно обязать Администрацию Орловского района, министерство здравоохранения Ростовской области выделить денежные средства в необходимой сумме для устранения нарушений антитеррористической безопасности в сфере пожарной безопасности, а МУЗ «ЦРБ» Орловского района Ростовской области обязать устранить нарушения пожарной безопасности.
Решением Орловского суда Ростовской области от 12.05.2011г. заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Главы Орловского района Ростовской области ставится вопрос об отмене решения суда в части обязании Администрации Орловского района и министерства здравоохранения Ростовской области выделить денежные средства. Кассатор указывает, что финансовое обеспечение расходов на выполнение работ по капительному ремонту осуществляется для муниципальных учреждений здравоохранения за счет средств местных бюджетов и средств областного бюджета. Ссылается на то, что Орловский район является высокодотационным районом, в связи с чем расходы муниципального образования позволяют покрыть только текущие расходы, расходы капитального характера производятся за счет средств областного бюджета на условиях софинансирования. Указывал на длительность процедуры получения денежных средств на проведение выборочного капитального ремонта.
С решением суда также не согласилось министерство здравоохранения Ростовской области, обратившись с кассационной жалобой, в которой просит изменить судебный акт в части обязания выделить денежные средства для устранения нарушений пожарной безопасности. Кассатор считает, что содержание объекта муниципальной собственности и расходы по соблюдению требований пожарной безопасности относятся к расходным обязательствам администрации муниципального образования. Указывает, что суд пришел к ошибочному выводу о том, что из областного бюджета в рамках софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного самоуправления, выделяются средства на противопожарные мероприятия.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав главного врача МУЗ ЦРБ, представителей Министерства Здравоохранения РО, МУЗ ЦРБ, прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст.37 Федерального закона №69-ФЗ от 21.12.2004г. «О пожарной безопасности» в обязанности организаций в области пожарной безопасности входит соблюдение требований пожарной безопасности, разработка и осуществление мер по обеспечению пожарной безопасности, содержание в исправном состоянии системы и средств противопожарной защиты.
Согласно ст.20 данного закона к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Во исполнение требований данного закона приказом МЧС России от 18.06.2003г. №313 утверждены Правила пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03). Согласно п. 10 указанных Правил собственники имущества, лица уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны: обеспечивать выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
В соответствии со ст.34 Федерального закона «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
Принимая решение об удовлетворении требований прокурора, суд первой инстанции руководствовался вышеприведенными нормами, и исходил из того, что выявленные нарушения пожарной безопасности подтверждены имеющимися в деле доказательствами и ответчиками не оспариваются.
Выводы суда о наличии оснований для возложения на МУЗ «ЦБР» Орловского района обязанности по совершению действий, направленных на устранение выявленных нарушений требований пожарной безопасности, основаны на законе, являются правильными.
Вместе с тем, судебная коллегия находит заслуживающими внимания доводы кассационных жалоб о том, что решение суда в части возложения обязанности на Администрацию Орловского района и министерство здравоохранения Ростовской области выделить денежные средства в необходимой сумме для устранения нарушений пожарной безопасности, постановлено без учета норм действующего законодательства.
В соответствии со ст.15 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета относится к вопросам местного значения муниципального района.
Согласно ч.3 ст.52 данного закона формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
Перечень бюджетных полномочий муниципального образования закреплен в ст.9 Бюджетного кодекса РФ.
В соответствии со ст.10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
В ст.12 Конституции РФ установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления.
Поскольку решение вопросов формирования, утверждения, исполнения бюджета муниципального района отнесено к исключительной компетенции соответствующих органов местного самоуправления, вмешательство в их деятельность исключается, суд не вправе обязать орган местного самоуправления выделить денежные средства в определенный срок на определенные цели.
При таких обстоятельствах решение суда в части обязании Администрации Орловского района выделить денежные средства в необходимой сумме для устранения нарушений пожарной безопасности является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий.
Кроме того, при разрешении спора, судом также не было учтено, что МУЗ «ЦРБ» Орловского района является муниципальным учреждением, в оперативное управление которого передано муниципальное имущество.
При этом п.3 ст.15 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района отнесены вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
Исходя из изложенного, суд необоснованно возложил на министерство здравоохранения Ростовской области обязанность выделить денежные средства на устранение нарушений пожарной безопасности.
При таком положении решение суда об удовлетворении требований прокурора в указанной части не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене.
Учитывая, что обстоятельства дела установлены, отменяя решение, судебная коллегия считает возможным, не передавая дела на новое рассмотрение вынести новое решение, которым в удовлетворении заявления прокурора Орловского района Ростовской области к администрации Орловского района, министерству здравоохранения Ростовской области об обязании выделить денежные средства отказать.
Руководствуясь ст.362 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Орловского суда Ростовской области от 12.05.2011 года в обжалуемой части отменить.
В этой части вынести новое решение, которым в удовлетворении заявления прокурора Орловского района Ростовской области к администрации Орловского района, министерству здравоохранения Ростовской области об обязании выделить денежные средства отказать.
Председательствующий:
Судьи: