Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 мая 2015 года. г.Дербент
Дербентский районный суд Республики Дагестан в составе:
Председательствующего судьи Алекперова А.С.
С участием представителя истца Тагировой Ш.Х.
Главы администрации МО СП «<адрес>» <адрес> Зохрабова М.З.
При секретаре Дунайской Т.А.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Дербенте гражданское дело по иску прокурора <адрес> ФИО4 о признании незаконным бездействие администрации СП «<адрес>» <адрес>, выразившееся в непринятии мер по принятию нормативных правовых актов в сфере использования автомобильных дорог и дорожной деятельности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г.Дербента ФИО4 обратился в суд с иском к администрации СП «<адрес>» <адрес> о признании незаконным бездействие, выразившееся в непринятии мер по принятию нормативных правовых актов в сфере использования автомобильных дорог и дорожной деятельности,
Свои доводы истец обосновывает тем, что в ходе проверки исполнения органами местного самоуправления законодательства об автомобильных дорогах выявлены многочисленные нарушения требований Законов о владении, пользовании и распоряжении земельными участками, занятыми автомобильными дорогами местного значения, расположенными на территории сельского поселения «<адрес>» <адрес>.
В соответствии со с п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.3 ч.1 ст. 14 названного Федерального закона, к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3,9,1.0,12,14,17,19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21,23,28,30,33 части первой данной статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью первой названной статьи вопросов местного значения городских поселений.
В соответствии с п.5 ч.1 ст. 13 закона Республики Дагестан от 9.12.2004 №43 «О местном самоуправления в Республике Дагестан», к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной территории поселения.
Согласно ч.1 ст.2 вышеуказанного Закона Республики Дагестан под понятием «поселение» понимается - городское или сельское поселение;
Согласно ч.1 ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В силу ч.8 ст.6 указанного Федерального закона, к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В связи с тем, что администрация сельского поселения «<адрес>» <адрес> не предпринимала меры по обеспечению кадастрового учета земельных участков под автомобильными дорогами, регистрации прав сельского поселения на эти дороги, ведению учета автомобильных дорог общего и необщего пользования в границах сельского поселения, в 2014 году прокуратурой города был предъявлен иск к администрации сельского поселения о признании ее бездействия и понуждении к совершению действий по обращению бесхозных автомобильных дорог в муниципальную собственность.
Иск прокурора в этой части был удовлетворен.
Вместе с тем, в соответствии с п.2 ст.13 указанного Федерального закона, к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения; установление порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения; установление размера платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения; установление стоимости и перечня услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
Согласно ч.2 ст.17 указанного Федерального закона, Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
В соответствии с п.2 ст.18 указанного Федерального закона, порядок ремонта автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Согласно ч.5 ст.25 указанного Федерального закона, Порядок установления и использования полос отвода автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения может устанавливаться соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
В соответствии с ч.9 ст.26 этого же Федерального закона, Порядок установления и использования придорожных полос автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения может устанавливаться соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
В нарушение вышеуказанных требований закона, администрацией сельского поселения «<адрес>» нормативные правовые акты, регулирующие вышеуказанные требования закона не приняты.
Не исполнение администрацией сельского поселения «<адрес>» <адрес> вышеуказанных требований законов, отрицательно сказывается на реализации государственной политики в области дорожного движения и может привести к нарушению права неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения.
Согласно ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации, одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействий), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно п.1 ч.1 ст.22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Представитель истца - заместитель прокурора г.Дербента ФИО5 иск поддержала по указанным в нём мотивам и пояснила, что устранение отмеченных в иске недостатков служит интересам населения, как самого села Великент, так и жителей всего <адрес>. Данное заявление подано прокурором в интересах государства и в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в рамках полномочий, предоставленных федеральным законом, для предупреждения причинения вреда.
Ответчик, в лице главы администрации МО СП «<адрес>» <адрес> Зохрабов М.З. иск признала частично и показал, что многие функции сельских администраций переданы главе администрации района. А вопросы, связанные с автодорогами требуют больших финансовых затрат. Поскольку у них бюджет совсем скудный и дотационный, им трудно найти финансовую поддержку для устранения упомянутых в иске недостатков.
У администрации села нет финансовых возможностей решить все эти вопросы. Когда они обращаются в администрацию МО «<адрес>» по вопросам финансирования, всегда получают один ответ – отсутствуют средства.
Далее Зохрабов М.З. показал, что в автопарковке надобности в селе нет, так как в их селе нет каких-либо организаций и учреждений, куда бы приезжали люди на автотранспорте. А сельчане свои автомашины держат в своих дворах.
Возможные недостатки они сами устранят, а недостатки, на устранение которых необходимы большие денежные вложения, они устранить в ближайшее время не смогут.
Выслушав мнение сторон, исследовав письменные материалы дела, суд считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со с п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.5 ч.1 ст. 13 закона Республики Дагестан от 9.12.2004 №43 «О местном самоуправления в Республике Дагестан», к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной территории поселения.
В ходе рассмотрения настоящего гражданского дела установлено, что указанные в иске недостатки в деятельности администрации <адрес> имеются и это обстоятельство не отрицается и ответчиком Зохрабовым М.З.
Как пояснил ответчик в лице главы администрации <адрес> Зохрабов М.З., работы, связанные с автодорогами требуют больших материальных затрат, а поскольку у них таких денег нет, то решение вопросов, указанных в иске полностью зависит от выделения им на эти цели денег.
Таким образом, исследованные выше доказательства по делу дают основание суду для удовлетворения иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 УПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора г.Дербента удовлетворить.
Признать бездействие администрации сельского поселения «<адрес>» <адрес>, выразившегося в непринятии мер по решению вопросов местного значения в области автомобильных дорог и дорожной деятельности, незаконным.
Возложить на администрацию сельского поселения «<адрес> обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:
-разработать основные направления инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения;
-установить Порядок создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения;
-установить размер платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения;
-установить стоимость и перечень услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования местного значения;
-установить нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
-установить Порядок содержания автомобильных дорог местного значения;
-установить Порядок ремонта автомобильных дорог местного значения;
-установить порядок установления и использования полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог местного значения;
-установить Порядок установления и использования полос отвода автомобильных дорог местного значения;
-установить Порядок установления и использования придорожных полос автомобильных дорог местного значения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Дагестан в течение 30-ти суток со дня его вынесения.
Председательствующий
Решение набрано на компьютере в совещательной комнате.