дело №2а-4324/2020
42RS0009-01-2020-008602-87
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Кемерово Кемеровской области
в составе судьи Марковой Н.В.
при секретаре Парамзиной К.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово
26 ноября 2020 года
дело по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу к Кемеровской областной общественной организации «Защита прав потребителей» о ликвидации в качестве юридического лица с исключением из Единого государственного реестра юридических лиц,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец - Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области обратился в суд с административным исковым заявлением к Кемеровской областной общественной организации «Защита прав потребителей» о ликвидации в качестве юридического лица с исключением из Единого государственного реестра юридических лиц.
Требования мотивированы тем, что Кемеровская областная общественная организация «Защита прав потребителей» (в дальнейшем Организация) зарегистрирована **.**.**** Управлением Федеральной налоговой службы по Кемеровской области на основании решения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области.
В период с **.**.**** по **.**.**** уполномоченным органом (Управлением) проводилась плановая документарная проверка на предмет соответствия деятельности организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, уставным целям, за период с **.**.**** по **.**.****, по итогам которой **.**.**** составлен акт проверки.
Административный истец указывает, что Организацией неоднократно нарушены требования ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях», что свидетельствует о фактическом прекращении деятельности Отделения в качестве юридического лица.
На основании изложенного, административный истец просит суд признать Кемеровскую областную общественную организацию «Защита прав потребителей» прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц.
В судебное заседание представитель административного истца – Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области, в суд не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие стороны административного истца, о чем содержится ходатайство в тексте искового заявления.
Представитель административного ответчика – КООО «Защита прав потребителей» в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, что подтверждается телефонограммой от 12.11.2020 (л.д. 48).
Представитель заинтересованного лица – Управление Федеральной налоговой службы по Кемеровской области, в суд не явился, о слушании дела извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении судебного извещения 17.11.2020 (л.д. 49).
На основании ч. 4 ст. 263 КАС РФ, суд полагал возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, извещенных о слушании дела надлежащим образом. Основания для отложения слушания по делу судом не установлены.
Изучив письменные материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.262 КАС РФ, административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации, либо об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения, средства массовой информации или аудиовизуального сервиса, а также иными лицами, наделенными федеральным законом правом на обращение в суд с таким заявлением.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Кемеровская областная общественная организация «Защита прав потребителей» зарегистрирована **.**.**** Управлением Федеральной налоговой службы по Кемеровской области на основании решения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области от **.**.**** (распоряжение ###), учетный ### (л.д. 17); распоряжением от **.**.**** ### внесены изменения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о некоммерческой организации, не связанных с внесением изменений в ее учредительные документы (л.д. 16).
Запись о некоммерческой организации внесена в Единый государственный реестр юридических лиц **.**.**** за основным государственным регистрационным номером 1104200001883 (л.д. 17).
Заявление в суд о ликвидации некоммерческой организации вносится уполномоченным органом или его территориальным органом, в настоящее время уполномоченным органом по отношению к Организации является Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу.
Согласно пп. 3 п. 3 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
В период с **.**.**** по **.**.**** уполномоченным органом (Управлением) проводилась плановая документарная проверка на предмет соответствия деятельности Организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, уставным целям, за период с **.**.**** по **.**.****, по итогам которой **.**.**** составлен акт проверки (л.д. 27-30).
По результатам проведенной проверки Управлением Организации было вынесено предупреждение от **.**.**** ### о необходимости устранения в срок до **.**.**** выявленных нарушений законодательства Российской Федерации, однако, в установленный срок документы, свидетельствующие об устранении Организацией нарушений или о каких-либо принятых мерах по их устранению в Управление не представлены, нарушения не устранены, предупреждение Управления Организацией не было исполнено; ходатайство о продлении срока устранения нарушений, указанных в предупреждении от **.**.**** ###, в Управление не поступало.
Наряду с иными нарушениями законодательства Российской Федерации в деятельности Организации по результатам проведенной проверки были выявлены неоднократные нарушения ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях», на необходимость устранения которых, в том числе указывалось Управлением в предупреждении от **.**.**** ###.
Согласно абз. 4 ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения (в данном случае - Управление) о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.
Однако, в нарушение абз. 4 ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» Организацией информация о продолжении деятельности в установленном законом объеме не представлялась более года (последний раз Организация представляла информацию о продолжении деятельности **.**.****).
На необходимость устранения данного нарушения Управлением указывалось в вынесенном предупреждении от **.**.**** ###, однако, в установленный в нем срок и до настоящего времени нарушение не устранено, предупреждение не исполнено, указанный отчетный документ в Управление не представлен.
В нарушение абз. 5, 7 ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» Организацией для проведения проверки не были представлены документы, перечень которых указан в распоряжении Управления от **.**.**** ### «О проведении плановой документарной проверки юридического лица».
Уведомление о проведении проверки от **.**.**** ### с приложением копии распоряжения Управления от **.**.**** ### содержащего перечень документов, необходимых для проверки, было направлено Организации Управлением заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении по адресу (месту нахождения) Организации, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц.
Указанное уведомление с копией распоряжения, направленное Организации было возвращено обратно в Управление, в связи с его неполучением адресатом по истечению срока хранения, о чем имеется отметка Почты России на конверте (л.д. 25).
В силу п. 3 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1), доставленных по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.
Таким образом, о проведении проверки и необходимости предоставления документов к проверке Организация была извещена надлежащим образом.
Кроме того, указанные уведомление с копией распоряжения одновременно были направлены по электронной почте Организации - ..., сведения о которой имеются в материалах учетного дела Организации. Также, о необходимости предоставления указанного в распоряжении перечня документов к проверке, Управлением **.**.**** посредством телефонной связи дополнительно был проинформирован руководитель Организации - Председатель Правления Штукерт Максим Павлович (о чем Управлением составлена телефонограмма от **.**.****). В ходе телефонного разговора Штукерт М.П. также пояснил, что уведомление о проведении проверки от **.**.**** ### с приложением копии распоряжения Управления от **.**.**** ### им было получено по адресу электронной почты, о перечне документов, подлежащих представлению к проверке, указанных в распоряжении Управления, он проинформирован, данные документы представит в ближайшее время (л.д. 26).
Однако, необходимые документы для проведения проверки в установленный Управлением срок (до **.**.****), вплоть до окончания проверки (**.**.****), а также до настоящего времени в целях исполнения предупреждения Управления от **.**.**** ### Организацией не были представлены.
В соответствии с абз. 9 ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в п. 1 ст. 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в течение трех дней с момента таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган.
Согласно подпункту «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
Однако, в нарушение абз. 9 ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» и пп. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в трехдневный срок и до настоящего времени в Управление не представлены действительные сведения об адресе (месте нахождения) Организации, по которому с ней осуществляется связь, а также документы, необходимые для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц в связи с изменением сведений об адресе.
Нарушение вышеуказанных норм федеральных законов подтверждается возвратом почтовой корреспонденции, направленной Управлением Организации по адресу, сведения о котором указаны в едином государственном реестре юридических лиц, заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, в связи с неполучением ее адресатом (уведомление о проведении проверки от **.**.**** ###; сопроводительное письмо о направлении акта проверки от **.**.**** ###; предупреждение от **.**.**** ###), с отметками Почты России на конвертах об истечении срока хранения. Это свидетельствует о том, что связь по официальному адресу (месту нахождения) Организации, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц: ..., не осуществляется.
На необходимость устранения данного нарушения Организации было указано в предупреждении от **.**.**** ###, однако, в установленный в нем срок и до настоящего времени, предупреждение не исполнено, необходимые документы для внесения изменений в сведения единого государственного реестра юридических лиц об адресе Организации не представлены, нарушение не устранено.
Согласно пп. «л» п. 1 ст. 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения о фамилии, имени, отчестве и должности лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.
Согласно п. 4.12.1 устава Организации одним из лиц, действующих без доверенности от имени Организации, является первый заместитель Председателя Правления.
Однако, в нарушение пп. «л» п. 1 ст. 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и абз. 9 ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» в трехдневный срок и до настоящего времени в Управление не представлены сведения и документы об одном из лиц, имеющих право без доверенности действовать от имени Организации - первом заместителе Председателя Правления, необходимые для внесения указанных сведений в Единый государственный реестр юридических лиц.
На необходимость устранения данного нарушения Организации было указано в предупреждении от **.**.**** ###, однако, в установленный в нем срок и до настоящего времени предупреждение не исполнено, нарушение не устранено.
Согласно подпункту «е» п. 1 ст. 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в едином государственном реестре юридических лиц содержатся подлинник или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия учредительного документа юридического лица.
По результатам проведенной проверки было установлено, что отдельные положения учредительного документа (устава) Организации не соответствуют нормам действующего законодательства Российской Федерации, а именно: пункт 1.3 устава относительно круглой печати Организации противоречит п. 4 ст. 3 Федерального закона «О некоммерческих организациях», согласно которому некоммерческая организация имеет печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке, тогда как в указанном пункте устава закреплена возможность иметь круглую печать без указания на соблюдение указанных ограничений; положения п. 1.6, абз. 3 п. 6.1, п. 7.1, 7.2 устава относительно предпринимательской деятельности Организации и доходов от нее, противоречат п. 2 ст. 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях», предоставляющему возможность некоммерческой организации осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии ее указания в уставе (устав не содержит конкретных видов предпринимательской деятельности Организации); пункт 4.1 устава, согласно которому Общее собрание членов является высшим органом; п. 4.4 устава, согласно которому Правление является постоянно руководящим коллегиальным выборным органом; п. 4.6.1 устава, согласно которому Правление является исполнительным руководящим постоянно действующим коллегиальным органом управления Организации, противоречат абз. 3 ст. 8 Федерального закона «Об общественных объединениях», в соответствии с которым в общественной организации Общее собрание является высшим руководящим органом; выборный коллегиальный орган (в данном случае - Правление) является постоянно действующим руководящим органом.
Кроме того, устав Организации необходимо было привести в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О некоммерческих организациях», в том числе относительно указания в уставе полного перечня вопросов исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организации (в данном случае - Общего собрания членов), а также прав и обязанностей членов Организации.
Таким образом, Организации надлежало устранить выявленные нарушения, касающиеся несоответствия норм устава действующему законодательству, в установленный срок внести изменения в устав, в трехдневный срок с момента внесенных изменений представить в Управление необходимые документы для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительный документ (устав), и для внесения в единый государственный реестр устава Организации в новой редакции, что в нарушение абз. 9 ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях», пп. «е» п. 1 ст. 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» Организацией не было исполнено.
Также, Организацией не устранены следующие нарушения, выявленные при проведении проверки.
В нарушение абз. 2 ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях», в соответствии с которой общественное объединение обязано соблюдать нормы, предусмотренные его уставом, Организацией не соблюдаются следующие нормы устава: в нарушение п. 2.1 устава деятельность Организации по реализации уставных целей не ведется, что подтверждается отсутствием информации об ее осуществлении в рамках Организации, отсутствием подтвержденной документально деятельности руководящих и контрольно-ревизионного органов Организации; в нарушение п. 4.2 устава не осуществляется деятельность высшего руководящего органа Организации - Общего собрания членов, что подтверждается отсутствием документов (протоколов) заседания данного органа, а также отсутствием документов, подтверждающих наличие членов и отражающих ведение учета членов Организации. Отсутствие деятельности высшего органа управления является также нарушением п. 2 ст. 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях», согласно которому, основная функция высшего органа управления некоммерческой организацией - обеспечение соблюдения некоммерческой организацией целей, в интересах которых она была создана; Общее собрание членов Организации указанную функцию не выполняет, что подтверждается отсутствием документов о проведении его заседаний по решению вопросов, относящихся к компетенции указанного высшего органа управления Организации; в нарушение п. 4.6 устава не осуществляется деятельность Правления Организации, о чем свидетельствует факт непредставления документов о наличии его деятельности в соответствии с компетенцией, закрепленной в уставе Организации, что также является нарушением абз. 4 ст. 8 Федерального закона «Об общественных объединениях», согласно которому постоянно действующий руководящий орган общественной организации осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом; в нарушение п. 8.1, 8.3 устава не осуществляется деятельность Ревизора Организации, что подтверждается отсутствием документов, свидетельствующих о деятельности данного контрольно-ревизионного органа Организации.
Акт проверки и предупреждение о необходимости устранения выявленных нарушений были направлены Организации заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении по адресу, сведения о котором содержатся в Единой государственном реестре юридических лиц (а также дополнительно по имеющемуся в материалах учетного дела адресу места жительства руководителя Организации - Председателя Правления М.П. Штукерта), однако, направленная надлежащим образом указанная корреспонденция Управления была возвращена почтой с обоих адресов обратно в Управление в связи с ее неполучением адресатом, при этом на конверте возвращенной почтовой корреспонденции, направленной по юридическому адресу Организации, имеется отметка Почты России об истечении срока хранения. Таким образом, Организация была извещена Управлением о необходимости устранения выявленных нарушений надлежащим образом.
Таким образом, несмотря на принятые Управлением предупредительные меры (вынесенное в адрес руководящего органа Организации предупреждение) для того, чтобы Организация устранила выявленные нарушения законодательства Российской Федерации, однако, какие-либо меры для их устранения Организацией не приняты, нарушения не устранены. Организация проигнорировала предпринятые Управлением меры, что свидетельствует о сознательном нежелании Организации устранять выявленные нарушения (что делает их неустранимыми) и исполнять вынесенное Управлением предупреждение.
Кроме того, в результате мониторинга сведений в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» о деятельности Организации, а также по результатам проведения проверки установлено, что информация о деятельности Организации не размещалась, наличие информации в СМИ не установлено, документы, свидетельствующие об осуществлении фактической деятельности Организации по достижению уставных целей, о наличии деятельности органов управления и контроля Организации, отсутствуют; указанные факты свидетельствуют о фактическом прекращении деятельности Организации.
Таким образом, Организацией неоднократно нарушены требования ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях».
Неоднократность нарушений Организацией ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» выражается в следующем: в непредставлении ежегодной информации о продолжении деятельности Организации с указанием необходимых сведений, предусмотренных законом, более года; В неоказании содействия Управлению и в непредставлении документов для проведения проверки, указанных в распоряжении Управления от **.**.**** ###; в непредставлении достоверных сведений о действительном адресе (месте нахождения) Организации и документов, необходимых для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц в сведения об адресе Организации; в непредставлении сведений об одном из лиц, в соответствии с ее уставом имеющих право без доверенности действовать от имени Организации - первом заместителе Председателя Правления; в непредставлении устава Организации в новой редакции, приведенного в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации, для внесения его в единый государственный реестр юридических лиц.
Факт непредставления вышеуказанных сведений также свидетельствует о фактическом прекращении деятельности Отделения в качестве юридического лица.
В силу ст. 21 Федерального закона «О некоммерческих организациях» ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация - прекратившей существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу ч. 3 ст. 49 ГК РФ правоспособность юридического лица прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.
На основании изложенного, с учетом представленных суду доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что имеются достаточные правовые основания для удовлетворения административного искового заявления Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области о ликвидации Кемеровской областной общественной организации «Защита прав потребителей», с исключением её из Единого государственного реестра юридических лиц.
Согласно части 3 статьи 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда об удовлетворении административного иска о ликвидации общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, о прекращении деятельности средств массовой информации по основаниям, предусмотренным федеральным законом, регулирующим отношения в сфере противодействия экстремистской деятельности, подлежит немедленному исполнению в части прекращения деятельности общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации или в части прекращения поиска, получения, производства и распространения массовой информации средством массовой информации.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.175-180, 262-265 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░» (░░░░ ###, ░░░░░░░ ###).
░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░» (### ###) ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 07 ░░░░░░░ 2020 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░