Судья: Якушева Е.В. гр.дело №
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 июня 2015 года г.Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сивохина Д.А. (докладчик),
судей Шабаевой Е.И. и Лазаревой М.А.,
при секретаре Гратер Л.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам представителей администрации г.о. Самара и Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара на решение Октябрьского районного суда г.Самары от 31 марта 2015 года, которым постановлено:
«Заявление Цопановой ФИО1 о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении земельного участка в собственность, обязании рассмотреть заявление по существу - удовлетворить частично.
Признать незаконным уведомление Министерства имущественных отношений Самарской области №12-1/2561/14 от 21.11.2014 года об отказе в предоставлении в собственность за выкуп Цопановой ФИО1 земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> площадью 428 кв.м. под жилой дом с приусадебным участком.
Обязать Министерство имущественных отношений по Самарской области передать заявление Цопановой ФИО1 от 09.10.2014 года №12-1/2561/14 о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> площадью 428 кв.м. под жилой дом с приусадебным участком, для рассмотрения в Администрацию городского округа Самара в течение месяца с даты предоставления Цопановой ФИО1 заявления с приложением.
Обязать Администрацию городского округа Самара рассмотреть заявление Цопановой ФИО1 от 09.10.2014 года №12-1/2561/14 о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> площадью 428 кв.м. под жилой дом с приусадебным участком, по существу».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.В., судебная коллегия
установила:
Цопанова Т.В. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения Министерства имущественных отношений Самарской области (МИО Самарской области, Министерство) об отказе в предоставлении в собственность за выкуп земельного участка.
Требования мотивированны тем, что на основании заочного решения Советского районного суда г.Самары от 05 сентября 2013 года она является собственником части жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
9 октября 2014 года Цопанова Т.В. обратилась в МИО по Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка, площадью 428 кв.м, по вышеуказанному адресу. Уведомлением от 21 ноября 2014 года за исх. №12-1/2561/14 Цопановой Т.В. отказано в предоставлении земельного участка, поскольку согласно заключению Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара (ДСА г.о.Самара), часть испрашиваемого земельного участка отнесена к территории общего пользования.
Считает данный отказ незаконным, поскольку ею были представлены все необходимые документы, испрашиваемый земельный участок огорожен забором с момента постройки дома, границы не менялись, что подтверждается сведениями из технического паспорта и топографическим планом участка. На её запросы о том, какая часть относится к территории общего пользования Департаментом было отказано в предоставлении информации. На топографическом плане красные линии не нанесены. Просила признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении в собственность земельного участка общей площадью 428 кв.м., расположенного по адресу: г<адрес> и обязать Министерство имущественных отношений Самарской области рассмотреть заявление Цопановой Т.В. по существу и принять решение в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Определением суда от 19 марта 2015 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Администрация г.о.Самара, Департамент управления имуществом г.о.Самара.
В судебном заседании Цопанова Т.В. поддержала заявление по указанным в нем основаниям, просила удовлетворить его в полном объеме. Представитель МИО Самарской области в суд не явился, извещен надлежащим образом. Представители администрации г.о.Самара представитель ДСА г.о.Самара, Департамента управления имуществом г.о.Самара (ДУИ г.о. Самара) просили отказать в удовлетворении заявления.
Судом постановлено указанное выше решение (л.д.69-71).
В апелляционных жалобах администрация г.о. Самара и ДСА г.о.Самара просят решение суда отменить, в удовлетворении заявления отказать (л.д. 76-102).
В заседании судебной коллегии надлежаще извещенные лица, участвующие в деле, не присутствовали.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 254 ГПК РФ предоставляет гражданину, организации право оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы; к таким действиям (бездействию) относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК РФ).
По данной категории дел обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно ч. 1 ст. 249 ГПК РФ и с учетом положений п. 20 Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие), а на заявителя в силу ч. 1 ст. 247 ГПК РФ возложена обязанность доказать нарушение его прав и свобод.
Частью 1 ст. 258 ГПК РФ предусмотрено, что суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 года N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самаре" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством, с 1 июля 2006 года возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно п.2.4 Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N74, Министерство в рамках осуществления межведомственного информационного взаимодействия в течение 14 рабочих дней с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка направляет межведомственные запросы в органы и организации в целях получения документов и информации, необходимых для принятия решения о предоставлении земельного участка, в соответствии с приложением N 2 к настоящему Порядку.При выявлении в процессе рассмотрения заявления препятствий для предоставления земельного участка, предусмотренных действующим законодательством, министерство в течение 14 дней принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка и направляет его в адрес заявителя с указанием причин невозможности предоставления земельного участка.
Согласно ст. 3 ч. 3 Закона Самарской области от 29.12.2014 N 134-ГД (с изм. от 27.01.2015) "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области, определении полномочий органов государственной власти Самарской области по предметам ведения субъектов Российской Федерации, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской области и внесении изменения в статью 1 Закона Самарской области "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области", полномочия, предусмотренные пунктом 9 части 1 настоящей статьи, в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в городском округе Самара, полномочия, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом "О рекламе" и иными нормативными правовыми актами органами государственной власти (органами местного самоуправления), уполномоченными на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в сфере размещения наружной рекламы, предусмотренные пунктами 11, 12 части 1 настоящей статьи, осуществляют Правительство Самарской области или органы исполнительной власти Самарской области, определяемые Правительством Самарской области.
Из материалов дела следует, что 09 октября 2014 года Цопанова Т.В. обратилась в МИО Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка, площадью 428 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, занимаемого принадлежащим ей жилым домом.
Согласно сообщению Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от 15 октября 2014 года N САМВ-153303, испрашиваемый земельный участок находится в зоне многоэтажной жилой застройки 5-16 этажей (Ж-4), часть объекта принадлежит территории общего пользования (л.д. 10).
Уведомлением МИО Самарской области от 21 ноября 2014 года в предоставлении указанного земельного участка заявителю отказано в связи с тем, что согласно поступившему из департамента строительства и архитектуры г.о. Самара сообщению от 15 октября 2014 года N САМВ-153303, часть объекта принадлежит территории общего пользования (л.д. 11).
Согласно п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Согласно ст. 1 ч. 12 ГрК РФ, к территории общего пользования относятся территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Судом установлено, подтверждено представленными в дело документами, и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что на испрашиваемом земельном участке расположен, принадлежащей заявителю на праве собственности жилой дом, доказательств того, что на оспариваемом земельном участке находятся объекты общего пользования, суду представлено не было.
Таким образом, приведенная в сообщении ДСА г.о.Самара информация, противоречащая содержанию заявления Цопановой Т.В. о предоставлении земельного участка от 09 октября 2014 года, Министерством не проверена, в силу чего отказ Министерства в предоставлении земельного участка, занимаемого жилым домом, по мотиву принадлежности его к территории общего пользования нарушает права и законные интересы заявителя и является необоснованным.
Принимая во внимание обстоятельства дела и приведенные нормы права, суд первой инстанции пришел к правильному и обоснованному выводу о том, что отказ министерства имущественных отношений в предоставлении заявителю земельного участка является необоснованным и преждевременным.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии администрации г.о. Самара с выводом суда первой инстанции о незаконности оспариваемого отказа признаются судебной коллегией несостоятельными по следующим основаниям.
Установлено, что ранее Цопановой Т.В. на основании договора дарения от 25 февраля 2013 года принадлежала 2/5 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом по адресу: <адрес>. Право к заявителю перешло от её матери ФИО7, которая приобрела право на жилой дом по договору купли-продажи от 14 декабря 2012 года от ФИО8, в свою очередь получившего данный дом по наследству после смерти ФИО9, купившей часть указанного жилого дома в 1985 году у ФИО10 обладающей правом на основании договора дарения от 22 октября 1973 года. Из перечисленных сделок видно, что жилой дом располагался с 1970-х годов на земельном участке 1147,9 кв.м. Решением Советского районного суда г.Самары от 05 сентября 2013 года прекращено право общей долевой собственности на указанный жилой дом, Цопановой Т.В. выделена часть жилого дома по указанному адресу.
Доводы апелляционной жалобы ДСА г.о. Самара о том, что земельным участком, на котором расположен жилой дом Цопановой Т.В., беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, опровергаются материалами дела.
Ссылки в апелляционной жалобе на отсутствие оснований для предоставления Цопановой Т.В. в собственность спорного земельного участка в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок расположен охранной зоне: водопровода, ЛЭП, что исключает возможность его предоставления в собственность, отклоняются судом апелляционной инстанции как не имеющие отношения к предмету спора, поскольку сам по себе вопрос о предоставлении земельного участка в собственность заявителя в рамках данного дела не разрешался, а заявление Цопановой Т.В. по существу рассмотрено не было.
Таким образом, право заявителя на приобретение занимаемого земельного участка под домом, принадлежащем ей на праве собственности, нарушаться не должно, требования Цопановой Т.В. являются обоснованными.
В силу положений статьи 258 ГПК РФ права заявителя подлежали восстановлению путем возложения на министерство имущественных отношений Самарской области обязанности по рассмотрению заявления о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка <адрес> площадью 428 кв.м. под жилой дом с приусадебным участком.
Суд, правомерно сославшись в решении на Закон Самарской области от 29.12.2014 N 134-ГД (с изм. от 27.01.2015) "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области, определении полномочий органов государственной власти Самарской области по предметам ведения субъектов Российской Федерации, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской области и внесении изменения в статью 1 Закона Самарской области "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области", указал на то, что полномочия министерства имущественных отношений по решению спорного вопроса исключены, возложил на МИО Самарской область обязанность передать заявление Цопановой Т.В. со всеми прилагаемыми к нему документами в администрацию г.о. Самара и обязал администрацию г.о. Самара рассмотреть заявление Цопановой Т.В. от 09 октября 2014 года о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> площадью 428 кв.м. под жилой дом с приусадебным участком, по существу.
Нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 330 ГПК РФ привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Октябрьского районного суда г.Самары от 26 марта 2015 года оставить без изменения, апелляционные жалобы представителей администрации г.о. Самара и Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара - без удовлетворения
Председательствующий:
Судьи: