24RS0002-01-2019-002898-59
Дело № 2-2839 (2019)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 июля 2019 года г. Ачинск
Ачинский городской суд Красноярского края,
в составе: председательствующего судьи Дорофеевой Н.А.,
с участием представителя истца Ачинского городского прокурора – помощника прокурора Чиркова Д.С.,
представителя ответчика МБОУ «Школа №15» Стахинюк Е.В., действующей на основании приказа №65-л от 23.07.2018г., Устава (т.1 л.д. 35),
представителя третьего лица Управления образования Администрации г. Ачинска Винниковой Н.М., действующей по доверенности от 16.07.2018 г., сроком на три года (т. 1 л.д. 51),
при секретаре Слепуха Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя школа №15»об обязании устранить нарушения,
У С Т А Н О В И Л:
Ачинский городской прокурор района Красноярского края обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Школа №15» с требованиями об обязании устранить нарушения. Требования мотивировал тем, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о террористической защищенности учреждений образования на территории г. Ачинска, в ходе которой установлено, что школа имеет 1 категорию объекта, и недостатки в обеспечении антитеррористической защищенности, не оборудовано автономной системой экстренного оповещения, не осуществляется охрана объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны; не разработан план взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами МВД РФ, территориальными органами Росгвардии по вопросам противодействия терроризму и экстремизму; не обеспечен особый порядок доступа на объект (территорию); не разработаны организационно-распорядительные документы по особому порядку доступа на объект (территорию); потенциально опасные участки и критические элементы объекта (территории) не оборудованы системой охранного телевидения, обеспечивающей при необходимости передачу визуальной информации о состоянии периметра потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории) и их территории; контрольно-пропускные системы пункты и въезды на объект (территорию) не оборудованы телевизионными системами видеонаблюдения, обеспечивающими круглосуточную видеофиксацию, с соответствием зон обзора видеокамер целям идентификации и (или) различения (распознавания); въезды и выезды на объект (территорию) не оснащены воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении, а также при необходимости средствами снижения скорости и (или) противотуманными устройствами, система видеонаблюдения не обеспечивает архивирование и хранение данных в течение одного месяца. Имеющееся нарушение требований норм антитеррористического законодательства не позволяет обеспечить своевременное выявление, предупреждение и пресечение действий лиц, направленных на совершение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории учреждения.
Истец просит суд, возложить на МБОУ «Школа №15» обязанности устранить нарушения требований законодательства об антитеррористической защищенности объекта образования, расположенном по адресу: <адрес>, а именно:
-оборудовать образовательное учреждение автономной системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации;
-обеспечить охрану объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;
-оборудовать входы в помещения средствами контроля доступа;
-разработать план взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по вопросам противодействия терроризму и экстремизму;
-обеспечить особый порядок доступа на объект (территорию);
-разработать организационно-распорядительные документы по особому порядку доступа на объект (территорию);
-оборудовать потенциально опасные участки и критические элементы объекта (территории) системой охранного телевидения, обеспечивающей при необходимости передачу визуальной информации о состоянии периметра потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории) и их территории;
-оборудовать контрольно-пропускные пункты и въезды на объект (территорию) телевизионными системами видеонаблюдения, обеспечивающими круглосуточную видеофиксацию, с соответствием зон обзора видеокамер целям идентификации и (или) различения (распознавания);
-оборудовать въезды и выезды на объект (территорию) воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении, а также при необходимости средствами снижения скорости и (или) противотаранными устройствами;
-обеспечить систему видеонаблюдения возможностью архивирования и хранения данных в течение одного месяца (л.д. 2-6).
Определением Ачинского городского суда от 23.07.2019г. производство по делу прекращено в части исковых требований Ачинского городского прокурора об обязании МБОУ «Школа №15»:
-обеспечить особый порядок доступа на объект (территорию);
-разработать организационно-распорядительные документы по особому порядку доступа на объект (территорию);
-оборудовать въезды и выезды на объект (территорию) воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении, а также при необходимости средствами снижения скорости и (или) противотаранными устройствами;
-разработать план взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами МВД РФ, территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по вопросам противодействия терроризму и экстремизму.
В судебном заседании помощник Ачинского городского прокурора Чирков Д.С. исковые требования поддержал с учетом частичного отказа от иска в части требований, настаивал на удовлетворении оставшихся исковых требований с установлением срока для устранения выявленных нарушений 1 год.
Представитель ответчика – МБОУ «Школа №15» Стахинюк Е.В., действующая на основании приказа №65-л от 23.07.2018 г. (т.1 л.д. 35), в судебном заседании по исковым требованиям с учетом отказа прокурора от части исковых требований не возражала, просила предоставить годичный срок для устранения нарушений, поскольку в текущем году в бюджет не заложены расходы на данные мероприятия. Аналогичная позиция изложена в письменном отзыве на иск (т. 1 л.д. 70-73).
Представитель третьего лица Управления образования Администрации г. Ачинска Винникова Н.М., действующая по доверенности от 16.07.2018 г., сроком на три года (т. 1 л.д. 51), по исковым требованиям с учетом отказа прокурора от части исковых требований не возражала, указала на отсутствие денежных средства на выполнение указанных в иске мероприятий, в связи с чем просила предоставить разумный срок для устранения нарушений – 1 год. Аналогичная позиция изложена в письменном отзыве на иск (т.1 л.д. 49-50).
Выслушав стороны, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд полагает необходимым исковые требования удовлетворить по следующим основаниям.
В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии с п. п. 1 и 7 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
В силу ст. 5 федерального закона «О противодействии терроризму» Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Как указано в ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
На основании п.1 ч.13 ст.30 ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.10.2017 N 1235 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" установлены обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов.
В соответствии с пунктом 4 настоящих требований ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов(территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
В силу пункта 15 Требований, в отношении каждого объекта (территории) в соответствии с актом его обследования и категорирования должностным лицом, осуществляющим непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории), с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов, а также прогнозного объема расходов на выполнение соответствующих мероприятий и источников финансирования определяется перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории). Срок завершения указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ не должен превышать 12 месяцев со дня утверждения акта обследования и категорирования объекта (территории).
Согласно пункту 17 указанных требований, антитеррористическая защищенность объектов (территорий) независимо от их категории опасности обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных в том числе, на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях пропускного и внутри объектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершение террористических актов на объектах (территориях); на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения; на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории) и иных документах, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий).
При этом воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством, в том числе, обеспечения охраны объектов (территорий) путем привлечения сотрудников охранных организаций и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны.
Согласно пункту 19 Требований выявление потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях) режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта обеспечивается, в том числе, путем: поддержания в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны, оснащения бесперебойной и устойчивой связью объектов (территорий); сбора, обобщения и анализа выявленных фактов скрытого наблюдения, фото- и видеосъемки объектов (территорий) неизвестными лицами, провокаций сотрудников организаций, обеспечивающих охрану объектов (территорий), на неправомерные действия, проникновения посторонних лиц на объекты (территории), беспричинного размещения посторонними лицами перед зданиями (строениями и сооружениями) или вблизи объектов (территорий) вещей и транспортных средств; поддержания постоянного взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) по вопросам противодействия терроризму и экстремизму.
В соответствии с пунктом 20 Требований пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством: организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов на объектах (территориях); своевременного выявления фактов нарушения пропускного режима, попыток вноса (ввоза) и проноса (провоза) запрещенных предметов (взрывчатых, отравляющих веществ, оружия, боеприпасов, наркотических и других опасных предметов и веществ) на объекты (территории); организации санкционированного допуска на объекты (территории) посетителей и автотранспортных средств; поддержания в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны, обеспечения бесперебойной и устойчивой связи на объектах (территориях); исключения фактов бесконтрольного пребывания на объектах (территориях) посторонних лиц и нахождения транспортных средств на объектах (территориях) или в непосредственной близости от них; организации круглосуточной охраны, обеспечения ежедневного обхода и осмотра потенциально опасных объектов (территорий), а также периодической проверки (обхода и осмотра) зданий (сооружений) и территории со складскими и подсобными помещениями; осуществления контроля состояния помещений, используемых для проведения мероприятий с массовым пребыванием людей; организации взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по вопросам противодействия терроризму и экстремизму.
Согласно подпункту «л» пункта 22 Требований, в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории опасности осуществляются оборудование объектов (территорий) системами экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации.
На основании подпунктов «а, б, в» пункта 23 Требований, в отношении объектов (территорий) второй категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 22 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: а) обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; б) оборудование объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны (системой видеонаблюдения, контроля и управления доступом, охранной сигнализацией); в) разработка планов взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по вопросам противодействия терроризму и экстремизму.
Исходя из пункта 24 Требований в отношении объектов (территорий) первой категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктами 22 и 23 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: а) обеспечение особого порядка доступа на объект (территорию); б) разработка организационно-распорядительных документов органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), по особому порядку доступа на объект (территорию); в) оборудование потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории) системой охранного телевидения, обеспечивающей при необходимости передачу визуальной информации о состоянии периметра потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории) и их территории; г) оборудование контрольно-пропускных пунктов и въездов на объект (территорию) телевизионными системами видеонаблюдения, обеспечивающими круглосуточную видеофиксацию, с соответствием зон обзора видеокамер целям идентификации и (или) различения (распознавания); д) оснащение въездов на объект (территорию) воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении, а также при необходимости средствами снижения скорости и (или) противотаранными устройствами.
Согласно пункту 27 Требований, система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца.
Пункт 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относит участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 указанного выше Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансовому обеспечению деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Как следует из материалов дела, учредителем МБОУ «Школа №15» является муниципальное образование город Ачинск. Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя образовательной организации- управление образования Администрации г. Ачинска (п.1.7 Устава МБОУ Школа №15» (т.1 л.д. 76).
При проведении проверки Ачинской городской прокуратурой Красноярского края исполнения законодательства об антитеррористической защищенности учреждения образования, установлено, что в здании МБОУ «Школа №15» отсутствуют: автономная система экстренного оповещения; охрана объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны; средства контроля доступа на водах в помещения; план взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами МВД РФ, территориальными органами Росгвардии по вопросам противодействия терроризму и экстремизму; особый порядок доступа на объект (территорию); особый порядок доступа на объект (территорию); организационно-распорядительные документы по особому порядку доступа на объект (территорию); система охранного телевидения, обеспечивающая при необходимости передачу визуальной информации о состоянии периметра потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории) и их территории; система видеонаблюдения контрольно-пропускных пунктов и въездов на объект (территорию) телевизионные системы, обеспечивающие круглосуточную видеофиксацию, с соответствием зон обзора видеокамер целям идентификации и (или) различения (распознавания); ворота, обеспечивающие жесткую фиксацию их створок в закрытом положении, а также при необходимости средствами снижения скорости и (или) противотаранными устройствами на въезде и выезды на объект (территорию); возможность архивирования и хранения данных в течение одного месяца в системе видеонаблюдения. Данные нарушения не позволяет обеспечить своевременное выявление, предупреждение и пресечение действий лиц, направленных на совершение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории учреждения. Это нарушает права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала общеобразовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение на безопасное нахождение в образовательном учреждении. В связи с чем, в образовательное учреждение внесено представление об устранении нарушений законодательства и недопустимости их в дальнейшем. В ответе на представление директор МБОУ «Школа №15» сообщает, что нарушения не устранены, в связи с отсутствием денежных средств, так как при формировании бюджета на 2019 год на данные мероприятия бюджетных ассигнований не выделено (т. 1 л.д. 7-9, т. 1 оборот л.д. 9-10).
Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Материалами дела установлено, что 20 августа 2018 года учреждением утвержден паспорт безопасности образовательного учреждения.
В феврале 2019 года в Учреждении проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии терроризму в МБОУ «Школа №15» и выявлены нарушения установленные прокуратурой (т. 1 л.д. 11, 12-15).
В ходе рассмотрения дела установлено, что ответчиком уже обеспечен особый порядок доступа на объект (территорию); разработаны организационно-распорядительные документы по особому порядку доступа на объект (территорию); разработать план взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами МВД РФ, территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по вопросам противодействия терроризму и экстремизму; въезды и выезды на объект (территорию) оборудованы воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении, а также при необходимости средствами снижения скорости и (или) противотаранными устройствами (т. 1 л.д. 33-34, 40-45, 52-69, 199-222, 223-250, т. 2 л.д. 3-5).
Таким образом, в ходе судебного заседания нашел свое подтверждение факт нарушения МБОУ «Школа №15» требований Постановления Правительства РФ от 07.10.2017 №1235 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов территорий», при этом на момент рассмотрения дела все нарушения не устранены. Как следствие, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования законны и обоснованы, подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым удовлетворить требования, возложив обязанность на МБОУ «Школа №15» в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать образовательное учреждение автономной системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации; обеспечить охрану объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание вневедомственной охраны; оборудовать входы в помещения средствами контроля доступа; оборудовать территорию на которой расположены элементы системы энергоснабжения системой охранного телевидения, обеспечивающей при необходимости передачу визуальной информации о состоянии предмета потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории) и их территории; оборудовать контрольно-пропускные пункты и въезды на объект (территорию) телевизионными системами видеонаблюдения, обеспечивающими круглосуточную видеофиксацию, с соответствием зон обзора видеокамер целям идентификации и (или) различения (распознавания); обеспечить систему видеонаблюдения возможностью архивирования и хранения данных в течение одного месяца.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Ачинского городского прокурора удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №15» в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу:
- оборудовать образовательное учреждение Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №15» автономной системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации;
- обеспечить охрану объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;
- оборудовать входы в помещения средствами контроля доступа;
-оборудовать потенциально опасные участки и критические элементы объекта (территории) системой охранного телевидения, обеспечивающей при необходимости передачу визуальной информации о состоянии периметра потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории) и их территории;
- оборудовать контрольно-пропускные пункты и въезды на объект (территорию) телевизионными системами видеонаблюдения, обеспечивающими круглосуточную видеофиксацию, с соответствием зон обзора видеокамер целям идентификации и (или) различения (распознавания);
- обеспечить систему видеонаблюдения возможностью архивирования и хранения данных.
Решение может быть обжаловано сторонами в Красноярский краевой суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Ачинский городской суд.
Судья Дорофеева Н.А.