Решение по делу № 2-412/2021 от 19.04.2021

№2-412/2021

10RS0013-01-2021-000568-58

    Р Е Ш Е Н И Е

                                       Именем Российской Федерации

12 июля 2021 года                                                                                             город Петрозаводск

Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи                                                                                Т.В.Барановой,                 

при секретаре                                                                                                            А.Б.Галашовой,

рассмотрев материалы гражданского дела по исковому заявлению Управления по охране объектов культурного наследия Республики Карелия к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия, Румянцевой Н.Г,, Румянцеву М.Ю., действующих в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетних Р.В.М., Р.В.М., Р.З.М., о признании незаконными и отмене распоряжений, о признании права собственности на земельный участок отсутствующим,

у с т а н о в и л:

Управление по охране объектов культурного наследия Республики Карелия (далее также по тексту истец, Управление) обратилось в суд с вышеуказанными исковыми требованиями по тем основаниям, что распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 20.02.2019 №379-м/20р утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории общей площадью 1 500 кв.м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: ... В последующем распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 05.06.2019 №1101-м/20р вышеуказанный земельный участок был бесплатно предоставлен в общую долевую собственность многодетной семьи, а именно Румянцевой Н.Г., Румянцеву М.Ю., Р.В.М.., Р.В.М. Р.З.М.. Вместе с тем в границах территории указанного земельного участка с кадастровым номером находится выявленный объект культурного (археологического) наследия «Стоянка Верхний Бесовец I» (VI тыс. до н.э.). Указанный выявленный объект культурного (археологического) наследия находится под государственной охраной в соответствии с приказом Министерства культуры Республики Карелия от 02.03.2011 №96. Приказом Управления от 09.12.2020 №655 утверждены границы территории выявленного объекта культурного наследия «Стоянка Верхний Бесовец I». В рамках процедуры предоставления земельного участка многодетной семье Управление на запрос Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия сообщало о наличии на испрашиваемой территории выявленного объекта культурного (археологического) наследия, а также о наличии установленных требований, запретов и ограничений, связанных с нахождением на данной территории такого объекта. Вместе с тем Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия при формировании и выделении земельного участка под индивидуальное жилищное строительство многодетной семье указанные сведения, а также требования действующего законодательства были проигнорированы. Ссылаясь на указанные обстоятельства, на положения Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", Управление просило признать незаконными и отменить распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 20.02.2019 379-м/20р, от 05.06.2019 №1101-м/20р, признать право собственности на земельный участок с кадастровым номером отсутствующим.

В порядке подготовки дела к судебному разбирательству определением суда от 17.05.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных исковых требований относительно предмета спора, привлечены Румянцев М.Ю., филиал ФГБУ «ФКП Росреестра по Республике Карелия», Управление Росреестра по Республике Карелия.

Определением суда от 03.06.2021 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Румянцева Н.Г. и Румянцев М.Ю., действующие в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Р.З.М. Р.В.М.., Р.В.М. Указанным определением суда к участию в деле качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных исковых требований относительно предмета спора, привлечены ООО «ГЕО_10», кадастровый инженер Кузнецов М.В. Для дачи заключения по гражданскому делу привлечена Администрация Прионежского муниципального района Республики Карелия (орган опеки и попечительства).

Представители истца, действующие по доверенности, в судебном заседании поддержали заявленные исковые требования по доводам и основания, изложенным в отзыве.

Представитель ответчика Румянцевой Н.Г. - Евстратов И.В., действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности, в судебном заседании, с заявленными исковыми требованиями не согласился, поддержал возражения, подробно изложенные в письменном отзыве на исковое заявление. Заявил о применении к спорным правоотношениям последствий пропуска срока исковой давности.

Представитель ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в судебное заседание не явился, уведомлены о слушании дела надлежащим образом, представили письменный отзыв, в котором выразили свое несогласие с исковыми требованиями, указали, что на момент принятия решения о предоставлении многодетной семье спорного земельного участка Генеральный план и Правила землепользования и застройки Шуйского сельского поселения, ЕГРН не содержали сведения о границах охранной зоны объекта культурного наследования, полагали оспариваемые распоряжения законными и обоснованными.

Представитель администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия (органа опеки и попечительства) в судебном заседании полагала, что удовлетворение заявленных исковых требований повлечет за собой нарушение прав несовершеннолетних.

Ответчики Румянцева Н.Г. и Румянцев М.Ю., действующие в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Р.З.М., Р.В.М. Р.В.М. в судебное заседание не явились, уведомлены о слушании дела надлежащим образом.

Представители третьего лица филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по Республике Карелия» в судебное заседание не явились, представили письменный отзыв на исковое заявление, в котором просили рассмотреть гражданское дело в свое отсутствие.

Представители третьего лица Управления Росреестра по Республике Карелия в судебное заседание не явились, уведомлены о слушании дела надлежащим образом.

В силу ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела не является препятствием к разбирательству дела, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Заслушав участников судебного разбирательства, исследовав письменные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующим выводам.

Положениями Земельного кодекса Российской Федерации установлен запрет на предоставление в частную собственность земельных участков, отнесенных к землям, ограниченным в обороте, с правом федерального законодателя на установление исключений из этого правила.

К ограниченным в обороте отнесены находящиеся в публичной собственности земельные участки, занятые объектами археологического наследия (пункты 2, 3, подпункт 4 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации).

Одним из принципов земельного законодательства, закрепленных в статье 1 Земельного кодекса Российской Федерации, является приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель, в том числе земель, занятых объектами культурного наследия, для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

В соответствии со статьей 33 Федерального закона № 73-ФЗ целью государственной охраны объектов культурного наследия является предотвращение их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а их защита от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий. Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя (в том числе) согласование решений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о предоставлении земель и изменении их правового режима.

Согласно статье 3 Федерального закона № 73-ФЗ под объектом археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Объектами археологического наследия являются, в том числе городища, древние погребения, отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои.

Территория, непосредственно занятая объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с Законом об объектах культурного наследия, признается территорией объекта культурного наследия. Границы территории объекта археологического наследия определяются на основании археологических полевых работ (пункты 1, 3 статьи 3.1 Закона об объектах культурного наследия).

Статьей 5 Федерального закона № 73-ФЗ предусмотрено, что земельные участки в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и поименованным Федеральным законом.

В силу пункта 2 статьи 49 Федерального закона № 73-ФЗ объект археологического наследия и земельный участок, в пределах которых он располагается, находятся в гражданском обороте раздельно.

Земельные участки, занятые объектами археологического наследия, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничены в обороте в соответствии с подпунктом 4 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 6 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.

В соответствии с Положением об Управлении по охране объектов культурного наследия Республики Карелия, утвержденным Постановлением Правительства Республики Карелия от 14.04.2017 №123-П, Управление является органом исполнительной власти Республики Карелия, проводящим государственную политику и осуществляющим функции в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия).

Согласно подп. 26 п. 10 Положения Управление осуществляет региональный государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия.

Таким образом, в целях обеспечения государственной охраны объектов культурного наследия, истец имеет право заявлять требования, удовлетворение которых влечет обеспечение сохранности выявленных объектов культурного наследия.

Как установлено судом и следует из материалов гражданского дела, 26.10.2018 Румянцева Н.Г. обратилась в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия в соответствии с Законом Республики Карелия от 06.03.2017 №2101-ЗРК «О некоторых вопросах предоставления отдельным категория граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Республики Карелия» с заявлением о предоставлении ее многодетной семье в собственность бесплатно земельного участка в целях индивидуального жилищного строительства, площадью 1 500 кв.м., расположенного в кадастровом квартале , приложив схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 22.02.2019 №379-м/20р утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале , площадью 1 500 кв.м., местоположение определено как: Российская Федерация, Республика Карелия, Прионежский муниципальный район, Шуйское сельское поселения, д. Верхний Бесовец. Земельный участок расположен в территориальной зоне - «зона застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1)», вид разрешенного использования образуемого земельного участка - «индивидуальнее жилые дома», категория земель - «земли населенных пунктов».

Выполнив работы по формированию земельного участка и его постановке на государственный кадастровый учет, Румянцева Н.Г.27.05.2019 обратилась в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно ее многодетной семье земельного участка с кадастровым номером , расположенного в ..., площадью 1 500 кв.м.

Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 05.06.2019 №1101-м/20р в собственность Румянцевой Н.Г., Румянцеву М.Ю., Р.В.М.., Р.З.М.., Р.В.М. предоставлен бесплатно в общую долевую собственность по 1/5 доли каждому земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 1 500 кв.м.

В настоящее время ЕГРН содержит сведения о земельном участке с кадастровым номером , местоположение определено как: ..., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - индивидуальные жилые дома, территориальная зона (Ж-1) - зона застройки индивидуальными жилыми домами, площадью 1 500 кв.м. Право собственности на вышеуказанный земельный участок зарегистрировано 09.09.2019 в размере 1/5 доли за Румянцевой Н.Г., Румянцеву М.Ю., Р.В.М.., Р.З.М.., Р.В.М.

Граница земельного участка с кадастровым номером определена в соответствии с требованиями действующего законодательства, а именно в сведения ЕГРН содержатся значения координат характерных точек границ, определяющих его местоположение.

Из материалов гражданского дела усматривается, что после издания вышеуказанных оспариваемых распоряжений Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия обращалось в Управление с запросом от 10.07.2019 №16573/12.4-21 о предоставлении информации о наличии (отсутствии) объектов культурного наследия и ограничениях, установленных в соответствии с Законом об объектов культурного наследования по земельному участку, расположенному в кадастровом квартале ..., площадью 1 500 кв.м., приложив схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленной Румянцевой Н.Г.

Рассмотрев указанный запрос, письмом от 26.07.2019 №354/2-18/УОКН-и Управление сообщило Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о том, что в непосредственной близости к испрашиваемому земельному участку располагается выявленный объект культурного наследия «Стоянка Верхний Бесовец I», 150 м. к западу от д. Верхний Бесовец, в 465 м. южнее железнодорожного моста через р. Шуя.

Судом установлено, что приказом Министерства культуры Республики Карелия от 02.03.2011 №96 «Об учете выявленных объектов культурного наследия в Республике Карелия» в списки выявленных объектов культурного наследия в Республике Карелия включен объект археологического наследия «Стоянка Верхний Бесовец I», местонахождение объекта: в 150 м. к западу от д. Верхний Бесовец, в 465 м. южнее железнодорожного моста через р. Шуя.

Приказом Управления по охране объектов культурного наследия Республики Карелия от 09.12.2020 №655 утверждены границы территории выявленного объекта культурного наследия «Стоянка Верхний Бесовец I», расположенного в Республике Карелия, Прионежском муниципальном районе, в районе д. Верхний Бесовец. Указанным приказом утверждены координаты поворотных (характерных) точек границ территории выявленного объекта культурного наследия «Стоянка Верхний Бесовец I» в системе координат МСК-10, а также приведено описание границ указанного объекта культурного наследия. При этом общий периметр границы территории выявленного объекта культурного наследия «Стоянка Верхний Бесовец I» составляет 187,9 м., площадь - 2 088 кв.м.

Требования к осуществлению деятельности в границах территории этого объекта культурного наследия установлены в приложении №2 к приказу №655 от 09.12.2020. Одним из требований в частности, является запрет строительства объектов капитального строительства, проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ на территории памятника истории и культуры.

Указанный запрет также закреплен в пп.1 п.1 ст. 5.1 Федерального закона № 73-ФЗ, согласно положениям которого на территории объектов культурного (археологического) наследия запрещается строительство объектов капитального строительства, проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ, направленных на сохранение объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранение природной среды объекта культурного наследия.

Несмотря на то, что границы спорного памятника истории и культуры определены в системе МСК-10, в настоящее время в ЕГРН отсутствуют сведения о территории выявленного объекта культурного наследия «Стоянка Верхний Бесовец I».

Согласно пункту 5 статьи 16.1 Федерального закона N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, в отношении которого в региональный орган охраны объектов культурного наследия поступило заявление о его включении в реестр, является выявленным объектом культурного наследия со дня принятия региональным органом охраны объектов культурного наследия решения о включении такого объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия. Выявленный объект культурного наследия подлежит государственной охране в соответствии с настоящим Федеральным законом до принятия решения о включении его в реестр либо об отказе во включении его в реестр.

Сведения о границах территории объекта культурного наследия, об ограничениях использования объекта недвижимого имущества, находящегося в границах территории объекта культурного наследия, вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". При этом отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений, указанных в настоящем пункте, не является основанием для несоблюдения требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, установленных земельным законодательством Российской Федерации и статьей 5.1 настоящего Федерального закона (абзац 2 части 7 статьи 3.1 Федерального закона N 73-ФЗ).

Согласно акту государственной историко-культурной экспертизы, обосновывающей принятие решения о включении в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации выявленного объекта археологического наследия «Стоянка Верхний Бесовец I», подготовленного аттестованным экспертом по проведению государственной историко-культурной экспертизы Л.Н.В.. 04.04.2021, объект археологического наследия «Стоянка Верхний Бесовец I» обладает историко-культурной ценностью и особенностями (предметом охраны), которые являются основанием для включения его в реестр, соответствует критериям объекта культурного наследная, установленным Федеральным законом №73-ФЗ.

Из письма Министерства культуры Российской Федерации от 01.06.2021 №9446-12-02 следует, что Департамент государственной охраны культурного наследия Министерства культуры Российской Федерации рассмотрел обращение Управления по вопросу рассмотрения актов государственных историко-культурных экспертиз в целях обоснования включения (положительное заключение) в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации выявленных объектов культурного наследия, в том числе объекта «Стоянка Верхний Бесовец I». В соответствии с выводами актов экспертиз Департаментом будут подготовлены проекты приказов о включении указанных в данном письме объектов в реестр.

По результатам пространственного анализа, проведенного по запросу суда филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра по Республике Карелия», выявлено пересечение границы территории выявленного объекта культурного наследия «Стоянка Верхний Бесовец I» с границами земельных участков с кадастровыми номерами и , сведения о которых в настоящее время содержатся в ЕГРН.

Таким образом, несмотря на то, что в ЕГРН отсутствуют сведения о территории выявленного объекта культурного наследия «Стоянка Верхний Бесовец I», указанный выявленный объект культурного наследия подлежит государственной охране, в границах территории данного объекта культурного наследия следует соблюдать требования к осуществлению деятельности, установленных земельным законодательством Российской Федерации и статьей 5.1 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ, при этом земельные участки, занятые указанным объектом археологического наследия, являются в силу норм действующего законодательства ограниченными в обороте и не могут быть предоставлены в собственность.

При таких обстоятельствах исследовав и оценив представленные в дело доказательства, установив, что весь земельный участок с кадастровым номером находится в границах объекта археологического наследия «Стоянка Верхний Бесовец I», а также учитывая, что при предоставлении данного земельного участка в собственность многодетной семьи не были проведены мероприятия, обеспечивающие раздельный оборот земельного участка и выявленного объекта археологического наследия, суд приходит к выводу о наличии оснований для признании незаконными и отмены распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 20.02.2019 №379-м/20р «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории», а также распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 05.06.2019 №1101-м/20р «О предоставлении земельного участка в собственность бесплатно».

При этом признавая вышеуказанные распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия незаконными, суд учитывает, что предоставление спорного земельного участка на праве собственности для целей строительства невозможно, право многодетной семьи на получение в собственность спорного земельного участка для индивидуального жилищного строительства фактически было реализовано формально, без права использования такой территории, что недопустимо.

Согласно правовой позиции, сформулированной в абзаце 4 пункта 52 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22), в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

Учитывая, что судом установлены основания для признания незаконными и отмены вышеуказанных распоряжений Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, принимая во внимание вышеизложенное, суд полагает, что право собственности Румянцевой Надежды Гусейновны, Румянцева Михаила Юрьевича, Румянцевой Василисы Михайловны, Румянцевой Варвары Михайловны, Румянцева Захара Михайлович на земельный участок с кадастровым номером подлежит признанию отсутствующим.

При этом многодетная семья Румянцевых не лишена права в установленном законом порядке обратиться в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия в рамках реализации права, предусмотренного Законом Республики Карелия от 06.03.2017 N 2101-ЗРК "О некоторых вопросах предоставления многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Республики Карелия", с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно иного земельного участка в целях индивидуального жилищного строительства.

Доводы стороны ответчика о пропуске срока исковой давности для обращения в суд с данными требованиями, по мнению суда, являются необоснованными.

В силу п. 2 ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

В соответствии с п. 1 ст. 181 ГК РФ срок исковой давности по требованиям о применении последствии недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной составляет три года (п. 3 ст. 166 ГК РФ)

Течение срока исковой давности по указанным требованиям начинается со дня, когда началось исполнение ничтожной сделки, а в случае предъявления иска лицом, не являющимся стороной сделки, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о начале ее исполнения. При этом срок исковой давности для лица, не являющегося стороной сделки, во всяком случае не может превышать десять лет со дня начала исполнения сделки.

В пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» разъяснено, что по смыслу пункта 1 статьи 200 ГК РФ при обращении в суд органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций или граждан с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц в случаях, когда такое право им предоставлено законом (часть 1 статьи 45 и часть 1 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), начало течения срока исковой давности определяется исходя из того, когда о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, узнало или должно было узнать лицо, в интересах которого подано такое заявление.

Учитывая, что право собственности ответчиков на спорный участок было зарегистрировано 09.09.2019, а исковое заявление подано в суд 15.04.2021, суд приходит к выводу о том, что срок исковой давности в рассматриваемом случае не пропущен.

В силу положений статей 12 и 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ст.123 Конституции Российской Федерации) суд по данному делу обеспечил равенство прав участников процесса представлению, исследованию и заявлению ходатайств.

При рассмотрении дела суд исходил из представленных сторонами доказательств, иных доказательств сторонами не представлено.

Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

                                                         р е ш и л:

исковое заявление Управления по охране объектов культурного наследия Республики Карелия к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия, Румянцевой Н.Г,, Румянцеву М.Ю., действующих в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетних Р.В.М., Р.В.М., Р.З.М., о признании незаконными и отмене распоряжений, о признании права собственности на земельный участок отсутствующим удовлетворить.

Признать незаконным распоряжение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 20.02.2019 №379-м/20р «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории».

Признать незаконным распоряжение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 05.06.2019 №1101-м/20р «О предоставлении земельного участка в собственность бесплатно».

Признать право собственности Румянцевой Н.Г,, Румянцева М.Ю., Р.В.М., Р.В.М., Р.З.М. на земельный участок с кадастровым номером отсутствующим.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения суда через Прионежский районный суд Республики Карелия.

Судья                                                               Т.В. Баранова            

Мотивированное решение составлено 16.07.2021.

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

№2-412/2021

10RS0013-01-2021-000568-58

    Р Е Ш Е Н И Е

                                       Именем Российской Федерации

12 июля 2021 года                                                                                             город Петрозаводск

Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи                                                                                Т.В.Барановой,                 

при секретаре                                                                                                            А.Б.Галашовой,

рассмотрев материалы гражданского дела по исковому заявлению Управления по охране объектов культурного наследия Республики Карелия к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия, Румянцевой Н.Г,, Румянцеву М.Ю., действующих в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетних Р.В.М., Р.В.М., Р.З.М., о признании незаконными и отмене распоряжений, о признании права собственности на земельный участок отсутствующим,

у с т а н о в и л:

Управление по охране объектов культурного наследия Республики Карелия (далее также по тексту истец, Управление) обратилось в суд с вышеуказанными исковыми требованиями по тем основаниям, что распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 20.02.2019 №379-м/20р утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории общей площадью 1 500 кв.м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: ... В последующем распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 05.06.2019 №1101-м/20р вышеуказанный земельный участок был бесплатно предоставлен в общую долевую собственность многодетной семьи, а именно Румянцевой Н.Г., Румянцеву М.Ю., Р.В.М.., Р.В.М. Р.З.М.. Вместе с тем в границах территории указанного земельного участка с кадастровым номером находится выявленный объект культурного (археологического) наследия «Стоянка Верхний Бесовец I» (VI тыс. до н.э.). Указанный выявленный объект культурного (археологического) наследия находится под государственной охраной в соответствии с приказом Министерства культуры Республики Карелия от 02.03.2011 №96. Приказом Управления от 09.12.2020 №655 утверждены границы территории выявленного объекта культурного наследия «Стоянка Верхний Бесовец I». В рамках процедуры предоставления земельного участка многодетной семье Управление на запрос Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия сообщало о наличии на испрашиваемой территории выявленного объекта культурного (археологического) наследия, а также о наличии установленных требований, запретов и ограничений, связанных с нахождением на данной территории такого объекта. Вместе с тем Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия при формировании и выделении земельного участка под индивидуальное жилищное строительство многодетной семье указанные сведения, а также требования действующего законодательства были проигнорированы. Ссылаясь на указанные обстоятельства, на положения Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", Управление просило признать незаконными и отменить распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 20.02.2019 379-м/20р, от 05.06.2019 №1101-м/20р, признать право собственности на земельный участок с кадастровым номером отсутствующим.

В порядке подготовки дела к судебному разбирательству определением суда от 17.05.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных исковых требований относительно предмета спора, привлечены Румянцев М.Ю., филиал ФГБУ «ФКП Росреестра по Республике Карелия», Управление Росреестра по Республике Карелия.

Определением суда от 03.06.2021 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Румянцева Н.Г. и Румянцев М.Ю., действующие в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Р.З.М. Р.В.М.., Р.В.М. Указанным определением суда к участию в деле качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных исковых требований относительно предмета спора, привлечены ООО «ГЕО_10», кадастровый инженер Кузнецов М.В. Для дачи заключения по гражданскому делу привлечена Администрация Прионежского муниципального района Республики Карелия (орган опеки и попечительства).

Представители истца, действующие по доверенности, в судебном заседании поддержали заявленные исковые требования по доводам и основания, изложенным в отзыве.

Представитель ответчика Румянцевой Н.Г. - Евстратов И.В., действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности, в судебном заседании, с заявленными исковыми требованиями не согласился, поддержал возражения, подробно изложенные в письменном отзыве на исковое заявление. Заявил о применении к спорным правоотношениям последствий пропуска срока исковой давности.

Представитель ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в судебное заседание не явился, уведомлены о слушании дела надлежащим образом, представили письменный отзыв, в котором выразили свое несогласие с исковыми требованиями, указали, что на момент принятия решения о предоставлении многодетной семье спорного земельного участка Генеральный план и Правила землепользования и застройки Шуйского сельского поселения, ЕГРН не содержали сведения о границах охранной зоны объекта культурного наследования, полагали оспариваемые распоряжения законными и обоснованными.

Представитель администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия (органа опеки и попечительства) в судебном заседании полагала, что удовлетворение заявленных исковых требований повлечет за собой нарушение прав несовершеннолетних.

Ответчики Румянцева Н.Г. и Румянцев М.Ю., действующие в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Р.З.М., Р.В.М. Р.В.М. в судебное заседание не явились, уведомлены о слушании дела надлежащим образом.

Представители третьего лица филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по Республике Карелия» в судебное заседание не явились, представили письменный отзыв на исковое заявление, в котором просили рассмотреть гражданское дело в свое отсутствие.

Представители третьего лица Управления Росреестра по Республике Карелия в судебное заседание не явились, уведомлены о слушании дела надлежащим образом.

В силу ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела не является препятствием к разбирательству дела, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Заслушав участников судебного разбирательства, исследовав письменные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующим выводам.

Положениями Земельного кодекса Российской Федерации установлен запрет на предоставление в частную собственность земельных участков, отнесенных к землям, ограниченным в обороте, с правом федерального законодателя на установление исключений из этого правила.

К ограниченным в обороте отнесены находящиеся в публичной собственности земельные участки, занятые объектами археологического наследия (пункты 2, 3, подпункт 4 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации).

Одним из принципов земельного законодательства, закрепленных в статье 1 Земельного кодекса Российской Федерации, является приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель, в том числе земель, занятых объектами культурного наследия, для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

В соответствии со статьей 33 Федерального закона № 73-ФЗ целью государственной охраны объектов культурного наследия является предотвращение их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а их защита от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий. Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя (в том числе) согласование решений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о предоставлении земель и изменении их правового режима.

Согласно статье 3 Федерального закона № 73-ФЗ под объектом археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Объектами археологического наследия являются, в том числе городища, древние погребения, отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои.

Территория, непосредственно занятая объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с Законом об объектах культурного наследия, признается территорией объекта культурного наследия. Границы территории объекта археологического наследия определяются на основании археологических полевых работ (пункты 1, 3 статьи 3.1 Закона об объектах культурного наследия).

Статьей 5 Федерального закона № 73-ФЗ предусмотрено, что земельные участки в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и поименованным Федеральным законом.

В силу пункта 2 статьи 49 Федерального закона № 73-ФЗ объект археологического наследия и земельный участок, в пределах которых он располагается, находятся в гражданском обороте раздельно.

Земельные участки, занятые объектами археологического наследия, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничены в обороте в соответствии с подпунктом 4 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 6 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.

В соответствии с Положением об Управлении по охране объектов культурного наследия Республики Карелия, утвержденным Постановлением Правительства Республики Карелия от 14.04.2017 №123-П, Управление является органом исполнительной власти Республики Карелия, проводящим государственную политику и осуществляющим функции в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия).

Согласно подп. 26 п. 10 Положения Управление осуществляет региональный государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия.

Таким образом, в целях обеспечения государственной охраны объектов культурного наследия, истец имеет право заявлять требования, удовлетворение которых влечет обеспечение сохранности выявленных объектов культурного наследия.

Как установлено судом и следует из материалов гражданского дела, 26.10.2018 Румянцева Н.Г. обратилась в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия в соответствии с Законом Республики Карелия от 06.03.2017 №2101-ЗРК «О некоторых вопросах предоставления отдельным категория граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Республики Карелия» с заявлением о предоставлении ее многодетной семье в собственность бесплатно земельного участка в целях индивидуального жилищного строительства, площадью 1 500 кв.м., расположенного в кадастровом квартале , приложив схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 22.02.2019 №379-м/20р утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале , площадью 1 500 кв.м., местоположение определено как: Российская Федерация, Республика Карелия, Прионежский муниципальный район, Шуйское сельское поселения, д. Верхний Бесовец. Земельный участок расположен в территориальной зоне - «зона застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1)», вид разрешенного использования образуемого земельного участка - «индивидуальнее жилые дома», категория земель - «земли населенных пунктов».

Выполнив работы по формированию земельного участка и его постановке на государственный кадастровый учет, Румянцева Н.Г.27.05.2019 обратилась в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно ее многодетной семье земельного участка с кадастровым номером , расположенного в ..., площадью 1 500 кв.м.

Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 05.06.2019 №1101-м/20р в собственность Румянцевой Н.Г., Румянцеву М.Ю., Р.В.М.., Р.З.М.., Р.В.М. предоставлен бесплатно в общую долевую собственность по 1/5 доли каждому земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 1 500 кв.м.

В настоящее время ЕГРН содержит сведения о земельном участке с кадастровым номером , местоположение определено как: ..., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - индивидуальные жилые дома, территориальная зона (Ж-1) - зона застройки индивидуальными жилыми домами, площадью 1 500 кв.м. Право собственности на вышеуказанный земельный участок зарегистрировано 09.09.2019 в размере 1/5 доли за Румянцевой Н.Г., Румянцеву М.Ю., Р.В.М.., Р.З.М.., Р.В.М.

Граница земельного участка с кадастровым номером определена в соответствии с требованиями действующего законодательства, а именно в сведения ЕГРН содержатся значения координат характерных точек границ, определяющих его местоположение.

Из материалов гражданского дела усматривается, что после издания вышеуказанных оспариваемых распоряжений Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия обращалось в Управление с запросом от 10.07.2019 №16573/12.4-21 о предоставлении информации о наличии (отсутствии) объектов культурного наследия и ограничениях, установленных в соответствии с Законом об объектов культурного наследования по земельному участку, расположенному в кадастровом квартале ..., площадью 1 500 кв.м., приложив схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленной Румянцевой Н.Г.

Рассмотрев указанный запрос, письмом от 26.07.2019 №354/2-18/УОКН-и Управление сообщило Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о том, что в непосредственной близости к испрашиваемому земельному участку располагается выявленный объект культурного наследия «Стоянка Верхний Бесовец I», 150 м. к западу от д. Верхний Бесовец, в 465 м. южнее железнодорожного моста через р. Шуя.

Судом установлено, что приказом Министерства культуры Республики Карелия от 02.03.2011 №96 «Об учете выявленных объектов культурного наследия в Республике Карелия» в списки выявленных объектов культурного наследия в Республике Карелия включен объект археологического наследия «Стоянка Верхний Бесовец I», местонахождение объекта: в 150 м. к западу от д. Верхний Бесовец, в 465 м. южнее железнодорожного моста через р. Шуя.

Приказом Управления по охране объектов культурного наследия Республики Карелия от 09.12.2020 №655 утверждены границы территории выявленного объекта культурного наследия «Стоянка Верхний Бесовец I», расположенного в Республике Карелия, Прионежском муниципальном районе, в районе д. Верхний Бесовец. Указанным приказом утверждены координаты поворотных (характерных) точек границ территории выявленного объекта культурного наследия «Стоянка Верхний Бесовец I» в системе координат МСК-10, а также приведено описание границ указанного объекта культурного наследия. При этом общий периметр границы территории выявленного объекта культурного наследия «Стоянка Верхний Бесовец I» составляет 187,9 м., площадь - 2 088 кв.м.

Требования к осуществлению деятельности в границах территории этого объекта культурного наследия установлены в приложении №2 к приказу №655 от 09.12.2020. Одним из требований в частности, является запрет строительства объектов капитального строительства, проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ на территории памятника истории и культуры.

Указанный запрет также закреплен в пп.1 п.1 ст. 5.1 Федерального закона № 73-ФЗ, согласно положениям которого на территории объектов культурного (археологического) наследия запрещается строительство объектов капитального строительства, проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ, направленных на сохранение объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранение природной среды объекта культурного наследия.

Несмотря на то, что границы спорного памятника истории и культуры определены в системе МСК-10, в настоящее время в ЕГРН отсутствуют сведения о территории выявленного объекта культурного наследия «Стоянка Верхний Бесовец I».

Согласно пункту 5 статьи 16.1 Федерального закона N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, в отношении которого в региональный орган охраны объектов культурного наследия поступило заявление о его включении в реестр, является выявленным объектом культурного наследия со дня принятия региональным органом охраны объектов культурного наследия решения о включении такого объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия. Выявленный объект культурного наследия подлежит государственной охране в соответствии с настоящим Федеральным законом до принятия решения о включении его в реестр либо об отказе во включении его в реестр.

Сведения о границах территории объекта культурного наследия, об ограничениях использования объекта недвижимого имущества, находящегося в границах территории объекта культурного наследия, вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". При этом отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений, указанных в настоящем пункте, не является основанием для несоблюдения требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, установленных земельным законодательством Российской Федерации и статьей 5.1 настоящего Федерального закона (абзац 2 части 7 статьи 3.1 Федерального закона N 73-ФЗ).

Согласно акту государственной историко-культурной экспертизы, обосновывающей принятие решения о включении в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации выявленного объекта археологического наследия «Стоянка Верхний Бесовец I», подготовленного аттестованным экспертом по проведению государственной историко-культурной экспертизы Л.Н.В.. 04.04.2021, объект археологического наследия «Стоянка Верхний Бесовец I» обладает историко-культурной ценностью и особенностями (предметом охраны), которые являются основанием для включения его в реестр, соответствует критериям объекта культурного наследная, установленным Федеральным законом №73-ФЗ.

Из письма Министерства культуры Российской Федерации от 01.06.2021 №9446-12-02 следует, что Департамент государственной охраны культурного наследия Министерства культуры Российской Федерации рассмотрел обращение Управления по вопросу рассмотрения актов государственных историко-культурных экспертиз в целях обоснования включения (положительное заключение) в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации выявленных объектов культурного наследия, в том числе объекта «Стоянка Верхний Бесовец I». В соответствии с выводами актов экспертиз Департаментом будут подготовлены проекты приказов о включении указанных в данном письме объектов в реестр.

По результатам пространственного анализа, проведенного по запросу суда филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра по Республике Карелия», выявлено пересечение границы территории выявленного объекта культурного наследия «Стоянка Верхний Бесовец I» с границами земельных участков с кадастровыми номерами и , сведения о которых в настоящее время содержатся в ЕГРН.

Таким образом, несмотря на то, что в ЕГРН отсутствуют сведения о территории выявленного объекта культурного наследия «Стоянка Верхний Бесовец I», указанный выявленный объект культурного наследия подлежит государственной охране, в границах территории данного объекта культурного наследия следует соблюдать требования к осуществлению деятельности, установленных земельным законодательством Российской Федерации и статьей 5.1 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ, при этом земельные участки, занятые указанным объектом археологического наследия, являются в силу норм действующего законодательства ограниченными в обороте и не могут быть предоставлены в собственность.

При таких обстоятельствах исследовав и оценив представленные в дело доказательства, установив, что весь земельный участок с кадастровым номером находится в границах объекта археологического наследия «Стоянка Верхний Бесовец I», а также учитывая, что при предоставлении данного земельного участка в собственность многодетной семьи не были проведены мероприятия, обеспечивающие раздельный оборот земельного участка и выявленного объекта археологического наследия, суд приходит к выводу о наличии оснований для признании незаконными и отмены распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 20.02.2019 №379-м/20р «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории», а также распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 05.06.2019 №1101-м/20р «О предоставлении земельного участка в собственность бесплатно».

При этом признавая вышеуказанные распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия незаконными, суд учитывает, что предоставление спорного земельного участка на праве собственности для целей строительства невозможно, право многодетной семьи на получение в собственность спорного земельного участка для индивидуального жилищного строительства фактически было реализовано формально, без права использования такой территории, что недопустимо.

Согласно правовой позиции, сформулированной в абзаце 4 пункта 52 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22), в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

Учитывая, что судом установлены основания для признания незаконными и отмены вышеуказанных распоряжений Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, принимая во внимание вышеизложенное, суд полагает, что право собственности Румянцевой Надежды Гусейновны, Румянцева Михаила Юрьевича, Румянцевой Василисы Михайловны, Румянцевой Варвары Михайловны, Румянцева Захара Михайлович на земельный участок с кадастровым номером подлежит признанию отсутствующим.

При этом многодетная семья Румянцевых не лишена права в установленном законом порядке обратиться в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия в рамках реализации права, предусмотренного Законом Республики Карелия от 06.03.2017 N 2101-ЗРК "О некоторых вопросах предоставления многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Республики Карелия", с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно иного земельного участка в целях индивидуального жилищного строительства.

Доводы стороны ответчика о пропуске срока исковой давности для обращения в суд с данными требованиями, по мнению суда, являются необоснованными.

В силу п. 2 ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

В соответствии с п. 1 ст. 181 ГК РФ срок исковой давности по требованиям о применении последствии недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной составляет три года (п. 3 ст. 166 ГК РФ)

Течение срока исковой давности по указанным требованиям начинается со дня, когда началось исполнение ничтожной сделки, а в случае предъявления иска лицом, не являющимся стороной сделки, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о начале ее исполнения. При этом срок исковой давности для лица, не являющегося стороной сделки, во всяком случае не может превышать десять лет со дня начала исполнения сделки.

В пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» разъяснено, что по смыслу пункта 1 статьи 200 ГК РФ при обращении в суд органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций или граждан с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц в случаях, когда такое право им предоставлено законом (часть 1 статьи 45 и часть 1 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), начало течения срока исковой давности определяется исходя из того, когда о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, узнало или должно было узнать лицо, в интересах которого подано такое заявление.

Учитывая, что право собственности ответчиков на спорный участок было зарегистрировано 09.09.2019, а исковое заявление подано в суд 15.04.2021, суд приходит к выводу о том, что срок исковой давности в рассматриваемом случае не пропущен.

В силу положений статей 12 и 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ст.123 Конституции Российской Федерации) суд по данному делу обеспечил равенство прав участников процесса представлению, исследованию и заявлению ходатайств.

При рассмотрении дела суд исходил из представленных сторонами доказательств, иных доказательств сторонами не представлено.

Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

                                                         р е ш и л:

исковое заявление Управления по охране объектов культурного наследия Республики Карелия к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия, Румянцевой Н.Г,, Румянцеву М.Ю., действующих в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетних Р.В.М., Р.В.М., Р.З.М., о признании незаконными и отмене распоряжений, о признании права собственности на земельный участок отсутствующим удовлетворить.

Признать незаконным распоряжение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 20.02.2019 №379-м/20р «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории».

Признать незаконным распоряжение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 05.06.2019 №1101-м/20р «О предоставлении земельного участка в собственность бесплатно».

Признать право собственности Румянцевой Н.Г,, Румянцева М.Ю., Р.В.М., Р.В.М., Р.З.М. на земельный участок с кадастровым номером отсутствующим.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения суда через Прионежский районный суд Республики Карелия.

Судья                                                               Т.В. Баранова            

Мотивированное решение составлено 16.07.2021.

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

2-412/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Управление по охране объектов культурного наследия Республики Карелия
Ответчики
Румянцев Михаил Юрьевич
Румянцева Надежда Гусейновна
Министерство имущественных и земельных отношений РК
Другие
ООО "ГЕО_10"
Кузнецов Михаил Владимирович
Администрация Прионежского муниципального района Республики Карелия (орган опеки и попечительства)
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра по РК"
Управление Росреестра по РК
Суд
Прионежский районный суд Республики Карелия
Судья
Баранова Татьяна Владимировна
Дело на странице суда
prionezhsky.kar.sudrf.ru
19.04.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.04.2021Передача материалов судье
23.04.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.05.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
17.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.05.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
03.06.2021Предварительное судебное заседание
28.06.2021Судебное заседание
12.07.2021Судебное заседание
16.07.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.12.2021Дело оформлено
07.12.2021Дело передано в архив
12.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее