Решение по делу № 2-3340/2015 от 16.10.2015

дело г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ. <адрес>

<адрес> городской суд <адрес> области в составе:

председательствующего судьи Коханчик Д.В.,

при секретаре судебного заседания Немцевой С.О.,

с участием истца Стукун А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению

Стукун А. А. к ГКУ АО «Управление социальной защиты населения по <адрес> району» о возложении обязанности осуществить выплату компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору и взыскании судебных расходов,

У С Т А Н О В И Л :

Стукун А.А. обратился с настоящим иском, в котором просит суд с учетом уточненных требований возложить на ГКУ АО – Управление социальной защиты населения по <адрес> району (далее ГКУ АО УСЗН по <адрес> району) обязанность осуществить выплату компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ. за период с ДД.ММ.ГГГГ. в сумме <данные изъяты>, а также взыскать с ответчика судебные расходы, понесенные на оплату государственной пошлины в размере <данные изъяты>.

    Определением от ДД.ММ.ГГГГ. производство по делу в части исковых требований к ГКУ АО УСЗН по <адрес> району о признании незаконным бездействия прекращено в виду отказа истца от заявленных требований.

Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ. между ним и ОАО «Сбербанк России» был заключен кредитный договор на приобретение объекта недвижимости в <адрес> на сумму <данные изъяты>. В соответствии с условиями подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в <адрес> области на ДД.ММ.ГГГГ.г.» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения <адрес> области на ДД.ММ.ГГГГ.г., утв.Постановлением Правительства <адрес> области от ДД.ММ.ГГГГ. , постановлением Правительства <адрес> области от ДД.ММ.ГГГГ. «Об утверждении Положения о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретения жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действия (бездействия) застройщиков» он ДД.ММ.ГГГГ. обратился в ГКУ АО УСЗН по <адрес> району с заявлением о компенсации части расходов по уплате процентов по вышеуказанному кредитному договору.

ДД.ММ.ГГГГ. ГКУ АО УСЗН по <адрес> району было принято решение о принятии расходов к компенсации расходов по уплате процентов по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ. В установленные законодательством сроки он подтверждал свое намерение и право участвовать в программах, представляя необходимые документы. Однако впоследствии такие выплаты больше не производились, в связи с чем образовалась задолженность.

В судебном заседании истец Стукун А.А. поддержал заявленные требования по основаниям, приведенным в иске, с учетом их уточнения в части периода компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору, на их удовлетворении настаивал.

Представитель ответчика ГКУ АО УСЗН по <адрес> району Скибина А.Ю. в судебное заседание не явилась, однако представила отзыв, согласно которому возражает против удовлетворения исковых требований, так как финансовое обеспечение реализации государственных программ в части расходных обязательств <адрес> области осуществляется за счет бюджетных ассигнований областного бюджета. Обязательства по социальному обеспечению населения возникли не в результате принятия публичных нормативных обязательств и указанные обязательства подлежат исполнению в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий год. Сроки предоставления социальных выплат не определены, они предусмотрены в пределах средств, предусмотренных программой. Причиной непредоставления социальной выплаты является отсутствие необходимого финансирования. Начисление социальных выплат по заявлениям граждан, делались своевременно, заявки на финансирование предоставлялись в министерство своевременно. Однако финансирование на социальные выплаты, предусмотренные Положением , в необходимых объемах не осуществлялось, в связи с чем граждане не получили социальных выплат. ГКУ АО УСЗН доходов, помимо бюджетных средств не имеет, поэтому не сможет компенсировать гражданам понесенные ими расходы в связи с уплатой процентов по ипотечным кредитам без предоставления финансирования.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования - Министерства социальной защиты населения <адрес> области, Министерство финансов <адрес> области, Правительства <адрес> области в судебное заседание явку представителей не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Выслушав истца, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

Постановлением Правительства <адрес> области от ДД.ММ.ГГГГ. (с последующими изменениями) утверждено Положение о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков.

В соответствии с п. 1 Положения данный нормативный документ устанавливает условия и порядок предоставления социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков.

Согласно п. 4 Положения компенсации подлежат фактические расходы граждан, понесенные за первые 36 месяцев пользования ипотечным кредитом. Размер компенсации рассчитывается за каждый месяц по приведенной в данной норме формуле.

Исходя из пунктов 6, 7 Положения, гражданин, претендующий на получение компенсации, обращается в государственное казенное учреждение – управление социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам области по месту регистрации с заявлением о компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору по форме согласно приложению к настоящему Положению.

ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней рассматривает заявление и принимает при первом обращении гражданина решение о принятии (отказе в принятии) расходов к компенсации по форме согласно приложениям , к настоящему Положению.

Согласно п. 8.1, 9 и 10 Положения предоставление компенсации гражданам и гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, производится на основании решения о принятии расходов к компенсации в порядке очередности подачи заявления в ГКУ УСЗН при условии соблюдения требований настоящего Положения.

Выплаты компенсации производятся ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней после получения денежных средств от министерства социальной защиты населения <адрес> области путем перечисления денежных средств на банковский счет гражданина (гражданина, пострадавшего от действий (бездействия) застройщика), открытый в банке или иной кредитной организации. Реквизиты банковского счета для перечисления средств указываются гражданином (гражданином, пострадавшим от действий (бездействия) застройщика) в заявлении.

Выплата компенсации, а также расходы на оплату банковских услуг по зачислению средств на счета граждан осуществляются за счет средств областного бюджета, предусмотренных министерству социальной защиты населения на текущий год.

Таким образом, на ГКУ АО – УСЗН по <адрес> району возложены функции по приему заявлений для участия в подпрограмме и перечислению денежных средств, поступивших в рамках доведенных лимитов бюджетного финансирования.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ. между Стукун А.А. и ОАО «Сбербанк России» был заключен кредитный договор , по условиям которого заемщикам был предоставлен кредит в размере <данные изъяты> для приобретения жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> сроком на <данные изъяты> месяцев.

В ДД.ММ.ГГГГ. истец обратился в ГКУ АО УСЗН по <адрес> району с заявлением о компенсации части расходов по уплате процентов по указанному договору в соответствии с условиями подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в <адрес> области на ДД.ММ.ГГГГ.г.» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения <адрес> области на ДД.ММ.ГГГГ годы» (утв. Постановлением Правительства <адрес> области от ДД.ММ.ГГГГ.).

Решением ГКУ АО – УСЗН по <адрес> району от ДД.ММ.ГГГГ. расходы по кредитному договору, заключенному истцом, приняты к компенсации.

В период с ДД.ММ.ГГГГ. в порядке компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору управлением начислено <данные изъяты>, выплата которых до настоящего времени истцу не произведена.

Стороной ответчика не оспаривается и подтверждается материалами дела, что сумма неполученной социальной выплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ. составляет <данные изъяты>.

Как следует из представленных материалов, отношения сторон по оказанию государственной поддержки путем компенсации расходов по уплате процентов по кредиту возникли в рамках подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в <адрес> области на ДД.ММ.ГГГГ г.г.» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения <адрес> области на ДД.ММ.ГГГГ. (утв. постановлением Правительства <адрес> области от ДД.ММ.ГГГГ. ).

Постановлением Правительства <адрес> области от ДД.ММ.ГГГГ. постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. утратило силу с ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением Правительства <адрес> области от ДД.ММ.ГГГГ. утверждена государственная программа <адрес> области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения <адрес> области на ДД.ММ.ГГГГ годы», в рамках которой предусмотрена подпрограмма «Развитие ипотечного жилищного кредитования в <адрес> области». Государственная программа введена в действие с ДД.ММ.ГГГГг..

В число программных мероприятий также включено оказание государственной поддержки путем компенсации части расходов по уплате по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретения жилья на территории <адрес> области.

В ходе судебного разбирательства установлено, не оспаривается участвующими в деле лицами и подтверждено справкой о сумме задолженности, что истец соответствует условиям действия государственной программы, введенной с ДД.ММ.ГГГГг., и вправе рассчитывать на получение социальных выплат, предусмотренных программными мероприятиями подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в <адрес> области» государственная программа <адрес> области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения <адрес> области на ДД.ММ.ГГГГ годы».

Из материалов дела также следует, что истец в установленные законодательством сроки подтверждал свое намерение и право участвовать в подпрограммах, предоставляя необходимые документы (справки об отсутствии просроченной задолженности и т.д.).

Отсутствие выплаты денежных средств в спорный период обусловлено недостаточным финансированием мероприятий из бюджета <адрес> области.

Между тем, Конституция РФ провозглашая Р. Ф. правовым и социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие, признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ устанавливает, что в РФ охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, и гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, установленных законом (статья 1, часть 1: статья ; статья 17, часть 1; статья 39, часть 1).

В силу приведенных конституционных положений и исходя из гуманистических начал социального государства, призванного, прежде всего, защищать права и свободы человека и гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 2 и 18 Конституции РФ), законодатель обязан создать такую систему социальной защиты, которая позволяла бы наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивала бы благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности (ст.21 ч.1 Конституции РФ) условия для реализации своих прав теми, кто в силу возраста, состояния здоровья или по другим не зависящим от них причинам не может обеспечить надлежащий уровень материального благосостояния.

Исходя из описания программы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в <адрес> области на ДД.ММ.ГГГГ года» и «Развитие ипотечного жилищного кредитования в <адрес> области», запланированные ими программные мероприятия направлены на поддержку и стимулирование граждан со средними и невысокими доходами.

Как отмечено в программе «Развитие ипотечного жилищного кредитования в <адрес> области на ДД.ММ.ГГГГ годы», высокая по сравнению с доходами граждан стоимость жилья и постоянный рост цен на него делают для многих жителей области неразрешимой задачу приобретения и строительства нового жилья. Проблемы жилищной политики имеют не только экономический, но и социальный характер, непосредственно затрагивают жизненные интересы всего населения и каждой семьи в отдельности. Существующие сегодня предложения жилья и предложения ипотечных кредитов не соответствуют спросу населения.

Таким образом, по своей правовой природе предусмотренная подпрограммами государственная поддержка в виде компенсации части расходов по уплате по ипотечным кредитам (займам) представляет собой меру социальной защиты, право на ведение которой, определение круга субъектов, на которые она распространяется, источника и порядка ее финансирования, а также ее изменения является дискрецией органов государственной власти <адрес> области.

Однако, как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, в сфере социального регулирования должен соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной и правоприменительной политики, с тем, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (постановления от 16.12.1997г. № 20-П, от 24.05.2001 № 8-П, от 19.06.2002г. № 11-П, от 23.04.2004 № 9-П, определение от 04.12.2003 № 415-О и др.).

Применение данного принципа к официально установленным между гражданином и государством (и не подвергшихся к этому моменту каким-либо изменениям) отношениям по поводу оказания социальной поддержки означает недопустимость произвольного отказа государства от ранее принятых на себя социальных обязательств, в том числе по мотиву недостаточности финансовых средств.

Указанная позиция согласуется и с прецедентной практикой Европейского Суда по правам человека, чье толкование понятия «имущество» (содержащегося в ст. 1 Протокола к Конвенции о защите прав человека и основных свобод) предполагает распространение этого термина на обещанные гражданину со стороны государства меры социальной поддержки и социальные льготы, в том числе право на пенсию, выплаты и помощь в рамках системы социального обеспечения.

Как указал Европейский Суд по правам человека, национальные органы не могут отказать в социальной помощи, пока она предусмотрена законодательством (решения по делу «Миллер против Австралии» (1974г.), по делу «Гайгузус против Австрии» (1996г.), по делу «Стек и другие против Великобритании» (2006г.).

При толковании указанного принципа в решении по делу «Сук против Украины» (2011г.) Европейский Суд по правам человека подчеркнул, что отсутствие средств у государства не может быть основанием для несоблюдения своих социальных обязательств.

Позицию недопустимости для власти какого-либо государства ссылаться на недостаток денежных средств как причину невыплаты признанного этой властью долга занял Европейский Суд по правам человека и в решение по делу «Бурдов против Российской Федерации» (2002 год).

Российская Федерация как участник Конвенции о защите прав человека и основных свобод признает юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения РФ положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после вступления их в силу в отношении РФ.

Как разъяснено в п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ», применение судами Конвенции должно осуществляться с учетом практики Европейского Суда по правам человека во избежание любого нарушения Конвенции.

Из положений ст. 46 Конвенции, статьи 1 ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» следует, что правовые позиции Европейского Суда по правам человека, которые содержаться в его окончательных постановлениях, являются обязательными для судов.

Принимая во внимание приведенные принципы и прецедентную практику Европейского Суда по правам человека, учитывая при этом, что истец Стукун А.А. в установленном порядке приобрел статус участника подпрограммы, предполагающей оказание мер социальной поддержки, сохранил указанный статус весь спорный период и был вправе рассчитывать на получение социальной выплаты (что в ходе судебного заседания не оспаривалось), суд находит, что отсутствие достаточного финансирования не может стать препятствием к реализации предоставленного истцу права.

Иное означало бы произвольный отказ государства от принятых социальных обязательств в условиях, когда признанное право и связанные с этим ожидания гражданина должны уважаться.

В соответствии с положениями подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в <адрес> области на ДД.ММ.ГГГГ годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения <адрес> области на ДД.ММ.ГГГГ годы» предоставление мер социальной поддержки граждан, о котором идет речь данном случае, является расходным обязательством <адрес> области, выплаты компенсации производятся территориальными управлениями социальной защиты населения за счет средств областного бюджета.

С учетом указанных обстоятельств и в связи с признанием права гражданина нарушенным, суд считает необходимым возложить на ГКУ АО УСЗН по <адрес> району обязанность осуществить за счет средств областного бюджета компенсацию истцу части расходов по уплате процентов по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ. за период с ДД.ММ.ГГГГ. в сумме <данные изъяты>.

На основании ч. 1 ст. 98 ГПК РФ с ответчика подлежат взысканию в пользу истца судебные расходы на оплату государственной пошлины в размере <данные изъяты>.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

возложить на государственное казенное учреждение <адрес> области – Управление социальной защиты населения по <адрес> району обязанность осуществить за счет средств областного бюджета выплату Стукун А. А. компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ. в размере <данные изъяты>.

Взыскать с государственного казенного учреждения <адрес> области – управление социальной защиты населения по <адрес> району в пользу Стукун А. А. расходы на оплату государственной пошлины в размере <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в <адрес> областной суд через <адрес> городской суд в течение одного месяца с момента его составления в окончательной форме.

Председательствующий:                                  Д.В. Коханчик

    Решение в окончательной форме принято в день его объявления ДД.ММ.ГГГГ.

2-3340/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
СТУКУН А.А.
Ответчики
ГКУ Управление социальногй защиты населения по Белогорскому району
Другие
Министерство социальной защиты населения Амурской области
Правительство Амурской области
Министерство финансов Амурской области
Суд
Белогорский городской суд Амурской области
Дело на странице суда
belogorskiygs.amr.sudrf.ru
16.10.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.10.2015Передача материалов судье
19.10.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.10.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.11.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.11.2015Судебное заседание
24.11.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.11.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.11.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее