Дело № 2-1717/2023
УИД № №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 октября 2023 года г. Новочебоксарск
Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Царевой Е.Е.,
при секретаре судебного заседания ФИО5,
с участием: представителя истца - Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики - Захаровой К.В., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Некоммерческой организации «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» Портнова Р.П., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
ответчиков Логвиновой З.И., Кравченко В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики к председателю правления ТСЖ «Гидростроитель-3», председателю собрания Логвиновой Зое Ивановне, секретарю собрания Кравченко Валентине Александровне о признании недействительным решения общего внеочередного собрания собственников помещений многоквартирного дома в части,
установил:
Государственная жилищная инспекция Чувашской Республики (далее - истец) обратилась в суд с иском председателю правления ТСЖ «Гидростроитель-3», председателю собрания Логвиновой Зое Ивановне, секретарю собрания Кравченко Валентине Александровне (далее - ответчики) о признании недействительным решения общего внеочередного собрания собственников помещений многоквартирного дома в части. Требования мотивированы тем, что в соответствии с ч.1.1 ст.46 ЖК РФ в адрес истца от председателя правления ТСЖ «Гидростроитель-3» сопроводительным письмом от ДД.ММ.ГГГГ поступил оригинал протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного в очно - заочной форме, с приложениями (далее - протокол собрания). Вопросы наличия кворума, легитимности лиц, участвующих в голосовании, соблюдения порядка самого голосования, подсчета голосов, а также правомерности принятых решений имеют существенное значение для правомочности принимаемых собранием решений. В ходе анализа протокола собрания установлено, что четвертым вопросом повестки дня включен вопрос: «План ремонтных работ на 2023 год», по которому принято решение «произвести в 2023 году централизованно ремонт нижней части фасада МКД, отмостки, входных площадок и тротуаров». Согласно сведениям, указанным в протоколе собрания, по 4 вопросу повестки дня собственники помещений проголосовали следующим образом: «за» - 4769,8 голос или 80,03%, «против» -60,6 голоса или 1,02%, «воздержался» - 0 голосов или 0%. При этом согласно действующему законодательству, ремонт тротуаров не входит в перечень услуг и(или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в том числе предусмотренный ч.1 ст.166 ЖК РФ. Земельный участок, на котором расположен МКД, а также расположенные на этом участке объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства МКД, относятся к общему имуществу собственников помещений в МКД; поддержание названной придомовой территории в надлежащем состоянии является частью работ по содержанию и ремонту общего имущества МКД (ч.1 ст.39 ЖК РФ; п.п. «е», «ж» п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491). В силу ст.181.5 ГК РФ решение собрания ничтожно, в том числе в случае, если принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания; противоречит основам правопорядка или нравственности. Ссылаясь на п.1 ч.12 ст.20 ЖК РФ истец просит признать решение общего собрания собственников помещений <адрес> по четвертому вопросу повестки дня в части «произвести в 2023 году капитальный ремонт тротуара», оформленное протоколом собрания от 1ДД.ММ.ГГГГ №, недействительным.
Представитель истца Захарова К.В. в ходе судебного заседания поддержала исковые требования, вновь приведя их суда.
Ответчики - Логвинова З.И., Кравченко В.А. признали исковые требования, о чем представили письменные заявления, пояснив, что считали, что ремонт тротуара, поскольку он ремонтировался в целом, может быть осуществлён за счет средств капитального ремонта, находящихся на специальном счете ТСЖ.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Некоммерческой организации «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» Портнов Р.П. поддержал исковые требования, считая их законными и обоснованными, поскольку ремонт тротуаров не входит в перечень услуг (работ), производимых за счет средств капитального ремонта, формируемых в порядке, установленном законодательством, предусмотренном положениями ч.1 ст.166 ЖК РФ и принятых в соответствии с ними нормативно - правовыми актами, в том числе, постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.07.2023 № 498.
Третье лицо не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрация г. Новочебоксарска, извещённые о дате, времени и месте судебного разбирательства, явку представителя в судебное заседание не обеспечило, представили заявление о рассмотрении дела без участия их представителя.
В силу ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке лиц, участвующих в деле.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно протоколу № внеочередного общего собрания собственников помещений МКД по адресу: <адрес>, проведенного в форме очного голосования от ДД.ММ.ГГГГ по 10 вопросу повестки собрания «О выборе способа формирования фонда капитального ремонта МКД» участники собрания, в том числе постановили: выбрать способ формирования фонда капительного ремонта МКД <адрес> - на специальном счета; владелец специального счета - ТСЖ «Гидростроитель-3»; утвердить для всех собственников помещений в <адрес> интернационалистов минимальный размер ежемесячных взносов на капитальный ремонт, установленный постановлением Кабинета Министров ЧР; перечень работ по капитальному ремонту и сроки его проведения будут установлены по мере необходимости сбора денежных средств на указанные цели.
В силу ч.1 ст. 174 Жилищногокодекс Российской Федерации (далее - ЖК РФ) средства фонда капитального ремонта могут использоваться для оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, разработки проектной документации (в случае, если подготовка проектной документации необходима в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), оплаты услуг по строительному контролю, погашения кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты указанных услуг, работ, а также для уплаты процентов за пользование такими кредитами, займами, оплаты расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам. При этом за счет средств фонда капитального ремонта в пределах суммы, сформированной исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, могут осуществляться финансирование только работ, предусмотренных частью 1 статьи 166 настоящего Кодекса, и работ, предусмотренных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, погашение кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты данных работ, и уплата процентов за пользование этими кредитами, займами.
Согласно п.1 ч. 1 ст. 177 ЖК РФ по специальному счету могут совершаться следующие операции: списание денежных средств, связанное с расчетами за оказанные услуги и (или) выполненные работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и расчетами за иные услуги и (или) работы, указанные в части 1 статьи 174 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 2 ст. 175.1 ЖК РФ доходы, полученные от размещения на специальном депозите временно свободных средств фонда капитального ремонта, формируемого на специальном счете, могут использоваться только в целях, указанных в части 1 статьи 174 настоящего Кодекса.
Из приведенных положений законодательства следует, что формируемый на специальном счете фонд капитального ремонта, исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, может быть использован только на выполнение работ предусмотренных частью 1 статьи 166 ЖК РФ, и работ, предусмотренных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, погашение кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты данных работ, и уплата процентов за пользование этими кредитами, займами.
В силу ч.1 ст. 166 ЖК РФ перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя:
- ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;
- ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений;
- ремонт крыши;
- ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;
- ремонт фасада;
- ремонт фундамента многоквартирного дома.
Согласно ч.ч.2, 2.1 ст. 5 Закона ЧР от 30.07.2013 N 41 "О регулировании отдельных правоотношений в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Чувашской Республики" (принят ГС ЧР 23.07.2013) за счет средств фонда капитального ремонта в пределах суммы, которая сформирована исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом Кабинета Министров Чувашской Республики, могут осуществляться финансирование только работ, предусмотренных частью 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации, и работ, предусмотренных нормативным правовым актом Кабинета Министров Чувашской Республики, а также погашение кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты данных работ, и уплата процентов за пользование этими кредитами, займами. Услуги и (или) работы, входящие в число услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, и которые включены в перечень, указанный в части 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации, определяются нормативным правовым актом Кабинета Министров Чувашской Республики в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно п. 1 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1038) Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства (включая вопросы применения в строительстве материалов, изделий и конструкций), архитектуры, градостроительства (за исключением территориального планирования), государственных инвестиций в части формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы, жилищной политики, жилищно-коммунального хозяйства.
Приказом Минстроя России от 29.12.2022 N 1159/пр утверждены Методические рекомендаций по определению нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации услуг и (или) работ, входящих в число услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, и которые включены в перечень, указанный в части 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Методические рекомендации).
В число таких услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме входят:
- Ремонт фундамента многоквартирного дома, в тч демонтаж, монтаж, восстановление отмостков;
- Ремонт фасада, в том числе демонтаж, монтаж, восстановление (включая усиление) или устройство входных групп, с учетом мероприятий по доступности для маломобильных групп населения;
- Ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;
- Ремонт крыши;
- Ремонт внутридомовой инженерной системы водоснабжения;
- Ремонт внутридомовой инженерной системы водоотведения;
- Ремонт внутридомовой инженерной системы теплоснабжения;
- Ремонт внутридомовой инженерной системы газоснабжения;
- Ремонт внутридомовой инженерной системы электроснабжения;
- Ремонт, замена, модернизация лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений.
Исходя из вышеприведенного перечняуслуг и (или) работ, отраженных в Методических рекомендациях, постановлением Кабинета Министров ЧР от 26.07.2023 N 498 утвержден Перечень услуг и (или) работ, входящих в число услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, и которые включены в перечень, указанный в части 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Ни в Перечне услуг и (или) работ, отраженных в Методических рекомендациях, ни в Перечне, услуг и (или) работ, утвержденных в постановлении Кабинета Министров ЧР от 26.07.2023 N 498, ремонт тротуара не отнесен к работам по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, как и в самой части 1 статьи 166 ЖК РФ.
В ч. 2 ст.166 ЖК РФ предусмотрено, что нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, размер которых сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, может быть дополнен услугами и (или) работами по утеплению фасада, переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю, установке автоматизированных информационно-измерительных систем учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа) и другими видами услуг и (или) работ.
Кабинетом Министров ЧР принято постановление Кабинета Министров ЧР от 10.04.2013 N 140 (ред. от 25.04.2019) "Об услугах и (или) работах по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме".
В соответствии с частью 2 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации названным постановлением утвержден Дополнительный Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируется за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт.
В указанном перечне предусмотрены следующие услуги (работы):
- Утепление фасада;
- Переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю;
- Переустройство плоской крыши на скатную крышу;
- Разработка проектной документации в случае, если законодательством Российской Федерации требуется ее разработка;
- Проведение государственной экспертизы проектной документации;
- Осуществление строительного контроля;
- Энергетическое обследование многоквартирного дома, проводимое в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
- Установка и замена коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа).
Ремонт тротуара в приведенном Перечне также не предусмотрен.
В ходе судебного разбирательства установлено, что фонд капитального ремонта ТСЖ «Гидростроитель - 3» сформирован на специальном счете, исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Положениями пункта 1 постановления Кабинета Министров ЧР от 14.09.2022 N 446 "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Чувашской Республики на 2023 год" установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Чувашской Республики на 2023 год дифференцированно:
- 7,38 рубля на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме в месяц для многоквартирных домов, не оборудованных лифтами;
- 8,00 рубля на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме в месяц для многоквартирных домов, оборудованных лифтами.
Согласно протоколу № общего собрания собственников помещений в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, по второму вопросу собственники помещений МКД постановили определить взносы на капитальный ремонт в минимальном размере ежемесячных взносов, утверждённого Кабинетом Министров ЧР (далее - КМ ЧР).
Решением по четвертому вопросу собственники помещений постановили произвести в 2023 году централизовано капремонт нижней части фасада МКД, отмостки, входные площадки и тротуар.
Голосованием по шестому вопросу собственниками помещений МКД определен источник финансирования работ капитального характера в МКД - фонд капительного ремонта, сформированный на специальном счете ТСЖ «Гидростроитель-3» исходя из минимального размера взноса, утвержденного КМ ЧР.
Из приведенного следует, что собственники помещений МКД постановили, что ремонт тротуара также будет производиться за счет средств капитального ремонта, формируемого на специальном счете ТСЖ за счет минимального размере взносов, установленного КМ ЧР.
Суд отмечает, что постановлением Кабинета Министров ЧР от 14.03.2014 № 77 утверждена Республиканская программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Чувашской республики, на 2014 - 2055 годы и Порядок разработки и утверждения краткосрочных республиканского и муниципальных планов реализации Республиканской программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Чувашской Республики, на 2014 - 2055 годы.
Из Планового периода проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по каждому виду услуг и (или) работ (годы) (далее - План) следует, что по многоквартирному дому, расположенному по адресу: <адрес> плановый период проведения капитального ремонта сформирован по 2042 год.
Выполнение работ по капитальному ремонту по названному Плану осуществляется за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного на специальном счете ТСЖ исходя из минимальных взносов, в размере определенном КМ ЧР. Соответственно неправомерное использование данных средств, не на нужды капитального ремонта в рамках ч.1 ст. 166 ЖК РФ, может ограничить выполнение работ, предусмотренных в Плане.
Также суд отмечает, что постановлением КМ ЧР от 31.08.2017 № 343 «О государственной программе Чувашской Республики «Формирование современной городской среды на территории Чувашской Республике» дворовая территория по <адрес> включена в Адресный перечень дворовых территорий, нуждающихся в благоустройстве, расположенных на территории муниципальных образований Чувашской республики под номером 109 на 2018г.
В силу ст. 181.5 ГК РФ если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно, в том числе в случае, если оно противоречит основам правопорядка или нравственности.
Понятия "основы правопорядка" и "нравственность", как и всякие оценочные понятия, наполняются содержанием в зависимости от того, как их трактуют участники гражданского оборота и правоприменительная практика, однако они не являются настолько неопределенными, что не обеспечивают единообразное понимание и применение соответствующих законоположений. Статья 169 ГК Российской Федерации указывает, что квалифицирующим признаком антисоциальной сделки является ее цель, т.е. достижение такого результата, который не просто не отвечает закону или нормам морали, а противоречит - заведомо и очевидно для участников гражданского оборота - основам правопорядка и нравственности. Антисоциальность сделки, дающая суду право применять данную норму Гражданского кодекса Российской Федерации, выявляется в ходе судопроизводства с учетом всех фактических обстоятельств, характера допущенных сторонами нарушений и их последствий (Определение Конституционного Суда РФ от 08.06.2004 N 226-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества "Уфимский нефтеперерабатывающий завод" на нарушение конституционных прав и свобод статьей 169 Гражданского кодекса Российской Федерации и абзацем третьим пункта 11 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации").
С учетом приведенного суд приходит к выводу, что принятое собственниками помещений МКД решение в части ремонта тротуара за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного на специальном счете ТСЖ исходя из минимальных взносов, в размере определенном Кабинетом Министров Чувашской Республики, не отвечает закону и противоречит основам правопорядка, что свидетельствует о его недействительности.
Суд отмечает, что в случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об установлении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, часть фонда капитального ремонта, сформированная за счет данного превышения, по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может использоваться на финансирование любых услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
В рассматриваемом случае такого решения принято не было.
В силу ч.ч. 1, 2 ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск, суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Согласно ч. 1 ст. 173 ГПК РФ в случае, если отказ от иска, признание иска или мировое соглашение сторон выражены в адресованных суду заявлениях в письменной форме, эти заявления приобщаются к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания.
Как было отмечено ранее, ответчики признали исковые требования, о чем представили письменные заявления.
Суд не усматривает по рассматриваемому спору нарушения норм действующего законодательства, прав и интересов других лиц признанием иска ответчиками.
В соответствии с ч. 2 ст. 68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
В силу п.1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Поскольку заявлено требование неимущественного характера, то с ответчиков подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб. (по 150 руб. с каждой).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Признать решение общего собрания собственников помещений <адрес> по четвертому вопросу повестки дня в части «произвести в 2023 году централизованно капитальный ремонт… тротуара», оформленное протоколом от ДД.ММ.ГГГГ №, недействительным.
Взыскать с Логвиновой Зои Ивановны, Кравченко Валентины Александровны в доход местного бюджета г. Новочебоксарска государственную пошлину в размере по 150 рублей с каждой.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики.
Судья Е.Е. Царева
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
УИД № №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 октября 2023 года г. Новочебоксарск
Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Царевой Е.Е.,
при секретаре судебного заседания ФИО5,
с участием: представителя истца - Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики - Захаровой К.В., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Некоммерческой организации «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» Портнова Р.П., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
ответчиков Логвиновой З.И., Кравченко В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики к председателю правления ТСЖ «Гидростроитель-3», председателю собрания Логвиновой Зое Ивановне, секретарю собрания Кравченко Валентине Александровне о признании недействительным решения общего внеочередного собрания собственников помещений многоквартирного дома в части,
установил:
Государственная жилищная инспекция Чувашской Республики (далее - истец) обратилась в суд с иском председателю правления ТСЖ «Гидростроитель-3», председателю собрания Логвиновой Зое Ивановне, секретарю собрания Кравченко Валентине Александровне (далее - ответчики) о признании недействительным решения общего внеочередного собрания собственников помещений многоквартирного дома в части. Требования мотивированы тем, что в соответствии с ч.1.1 ст.46 ЖК РФ в адрес истца от председателя правления ТСЖ «Гидростроитель-3» сопроводительным письмом от ДД.ММ.ГГГГ поступил оригинал протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного в очно - заочной форме, с приложениями (далее - протокол собрания). Вопросы наличия кворума, легитимности лиц, участвующих в голосовании, соблюдения порядка самого голосования, подсчета голосов, а также правомерности принятых решений имеют существенное значение для правомочности принимаемых собранием решений. В ходе анализа протокола собрания установлено, что четвертым вопросом повестки дня включен вопрос: «План ремонтных работ на 2023 год», по которому принято решение «произвести в 2023 году централизованно ремонт нижней части фасада МКД, отмостки, входных площадок и тротуаров». Согласно сведениям, указанным в протоколе собрания, по 4 вопросу повестки дня собственники помещений проголосовали следующим образом: «за» - 4769,8 голос или 80,03%, «против» -60,6 голоса или 1,02%, «воздержался» - 0 голосов или 0%. При этом согласно действующему законодательству, ремонт тротуаров не входит в перечень услуг и(или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в том числе предусмотренный ч.1 ст.166 ЖК РФ. Земельный участок, на котором расположен МКД, а также расположенные на этом участке объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства МКД, относятся к общему имуществу собственников помещений в МКД; поддержание названной придомовой территории в надлежащем состоянии является частью работ по содержанию и ремонту общего имущества МКД (ч.1 ст.39 ЖК РФ; п.п. «е», «ж» п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491). В силу ст.181.5 ГК РФ решение собрания ничтожно, в том числе в случае, если принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания; противоречит основам правопорядка или нравственности. Ссылаясь на п.1 ч.12 ст.20 ЖК РФ истец просит признать решение общего собрания собственников помещений <адрес> по четвертому вопросу повестки дня в части «произвести в 2023 году капитальный ремонт тротуара», оформленное протоколом собрания от 1ДД.ММ.ГГГГ №, недействительным.
Представитель истца Захарова К.В. в ходе судебного заседания поддержала исковые требования, вновь приведя их суда.
Ответчики - Логвинова З.И., Кравченко В.А. признали исковые требования, о чем представили письменные заявления, пояснив, что считали, что ремонт тротуара, поскольку он ремонтировался в целом, может быть осуществлён за счет средств капитального ремонта, находящихся на специальном счете ТСЖ.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Некоммерческой организации «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» Портнов Р.П. поддержал исковые требования, считая их законными и обоснованными, поскольку ремонт тротуаров не входит в перечень услуг (работ), производимых за счет средств капитального ремонта, формируемых в порядке, установленном законодательством, предусмотренном положениями ч.1 ст.166 ЖК РФ и принятых в соответствии с ними нормативно - правовыми актами, в том числе, постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.07.2023 № 498.
Третье лицо не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрация г. Новочебоксарска, извещённые о дате, времени и месте судебного разбирательства, явку представителя в судебное заседание не обеспечило, представили заявление о рассмотрении дела без участия их представителя.
В силу ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке лиц, участвующих в деле.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно протоколу № внеочередного общего собрания собственников помещений МКД по адресу: <адрес>, проведенного в форме очного голосования от ДД.ММ.ГГГГ по 10 вопросу повестки собрания «О выборе способа формирования фонда капитального ремонта МКД» участники собрания, в том числе постановили: выбрать способ формирования фонда капительного ремонта МКД <адрес> - на специальном счета; владелец специального счета - ТСЖ «Гидростроитель-3»; утвердить для всех собственников помещений в <адрес> интернационалистов минимальный размер ежемесячных взносов на капитальный ремонт, установленный постановлением Кабинета Министров ЧР; перечень работ по капитальному ремонту и сроки его проведения будут установлены по мере необходимости сбора денежных средств на указанные цели.
В силу ч.1 ст. 174 Жилищногокодекс Российской Федерации (далее - ЖК РФ) средства фонда капитального ремонта могут использоваться для оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, разработки проектной документации (в случае, если подготовка проектной документации необходима в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), оплаты услуг по строительному контролю, погашения кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты указанных услуг, работ, а также для уплаты процентов за пользование такими кредитами, займами, оплаты расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам. При этом за счет средств фонда капитального ремонта в пределах суммы, сформированной исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, могут осуществляться финансирование только работ, предусмотренных частью 1 статьи 166 настоящего Кодекса, и работ, предусмотренных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, погашение кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты данных работ, и уплата процентов за пользование этими кредитами, займами.
Согласно п.1 ч. 1 ст. 177 ЖК РФ по специальному счету могут совершаться следующие операции: списание денежных средств, связанное с расчетами за оказанные услуги и (или) выполненные работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и расчетами за иные услуги и (или) работы, указанные в части 1 статьи 174 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 2 ст. 175.1 ЖК РФ доходы, полученные от размещения на специальном депозите временно свободных средств фонда капитального ремонта, формируемого на специальном счете, могут использоваться только в целях, указанных в части 1 статьи 174 настоящего Кодекса.
Из приведенных положений законодательства следует, что формируемый на специальном счете фонд капитального ремонта, исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, может быть использован только на выполнение работ предусмотренных частью 1 статьи 166 ЖК РФ, и работ, предусмотренных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, погашение кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты данных работ, и уплата процентов за пользование этими кредитами, займами.
В силу ч.1 ст. 166 ЖК РФ перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя:
- ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;
- ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений;
- ремонт крыши;
- ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;
- ремонт фасада;
- ремонт фундамента многоквартирного дома.
Согласно ч.ч.2, 2.1 ст. 5 Закона ЧР от 30.07.2013 N 41 "О регулировании отдельных правоотношений в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Чувашской Республики" (принят ГС ЧР 23.07.2013) за счет средств фонда капитального ремонта в пределах суммы, которая сформирована исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом Кабинета Министров Чувашской Республики, могут осуществляться финансирование только работ, предусмотренных частью 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации, и работ, предусмотренных нормативным правовым актом Кабинета Министров Чувашской Республики, а также погашение кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты данных работ, и уплата процентов за пользование этими кредитами, займами. Услуги и (или) работы, входящие в число услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, и которые включены в перечень, указанный в части 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации, определяются нормативным правовым актом Кабинета Министров Чувашской Республики в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно п. 1 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1038) Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства (включая вопросы применения в строительстве материалов, изделий и конструкций), архитектуры, градостроительства (за исключением территориального планирования), государственных инвестиций в части формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы, жилищной политики, жилищно-коммунального хозяйства.
Приказом Минстроя России от 29.12.2022 N 1159/пр утверждены Методические рекомендаций по определению нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации услуг и (или) работ, входящих в число услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, и которые включены в перечень, указанный в части 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Методические рекомендации).
В число таких услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме входят:
- Ремонт фундамента многоквартирного дома, в тч демонтаж, монтаж, восстановление отмостков;
- Ремонт фасада, в том числе демонтаж, монтаж, восстановление (включая усиление) или устройство входных групп, с учетом мероприятий по доступности для маломобильных групп населения;
- Ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;
- Ремонт крыши;
- Ремонт внутридомовой инженерной системы водоснабжения;
- Ремонт внутридомовой инженерной системы водоотведения;
- Ремонт внутридомовой инженерной системы теплоснабжения;
- Ремонт внутридомовой инженерной системы газоснабжения;
- Ремонт внутридомовой инженерной системы электроснабжения;
- Ремонт, замена, модернизация лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений.
Исходя из вышеприведенного перечняуслуг и (или) работ, отраженных в Методических рекомендациях, постановлением Кабинета Министров ЧР от 26.07.2023 N 498 утвержден Перечень услуг и (или) работ, входящих в число услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, и которые включены в перечень, указанный в части 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Ни в Перечне услуг и (или) работ, отраженных в Методических рекомендациях, ни в Перечне, услуг и (или) работ, утвержденных в постановлении Кабинета Министров ЧР от 26.07.2023 N 498, ремонт тротуара не отнесен к работам по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, как и в самой части 1 статьи 166 ЖК РФ.
В ч. 2 ст.166 ЖК РФ предусмотрено, что нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, размер которых сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, может быть дополнен услугами и (или) работами по утеплению фасада, переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю, установке автоматизированных информационно-измерительных систем учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа) и другими видами услуг и (или) работ.
Кабинетом Министров ЧР принято постановление Кабинета Министров ЧР от 10.04.2013 N 140 (ред. от 25.04.2019) "Об услугах и (или) работах по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме".
В соответствии с частью 2 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации названным постановлением утвержден Дополнительный Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируется за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт.
В указанном перечне предусмотрены следующие услуги (работы):
- Утепление фасада;
- Переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю;
- Переустройство плоской крыши на скатную крышу;
- Разработка проектной документации в случае, если законодательством Российской Федерации требуется ее разработка;
- Проведение государственной экспертизы проектной документации;
- Осуществление строительного контроля;
- Энергетическое обследование многоквартирного дома, проводимое в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
- Установка и замена коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа).
Ремонт тротуара в приведенном Перечне также не предусмотрен.
В ходе судебного разбирательства установлено, что фонд капитального ремонта ТСЖ «Гидростроитель - 3» сформирован на специальном счете, исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Положениями пункта 1 постановления Кабинета Министров ЧР от 14.09.2022 N 446 "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Чувашской Республики на 2023 год" установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Чувашской Республики на 2023 год дифференцированно:
- 7,38 рубля на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме в месяц для многоквартирных домов, не оборудованных лифтами;
- 8,00 рубля на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме в месяц для многоквартирных домов, оборудованных лифтами.
Согласно протоколу № общего собрания собственников помещений в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, по второму вопросу собственники помещений МКД постановили определить взносы на капитальный ремонт в минимальном размере ежемесячных взносов, утверждённого Кабинетом Министров ЧР (далее - КМ ЧР).
Решением по четвертому вопросу собственники помещений постановили произвести в 2023 году централизовано капремонт нижней части фасада МКД, отмостки, входные площадки и тротуар.
Голосованием по шестому вопросу собственниками помещений МКД определен источник финансирования работ капитального характера в МКД - фонд капительного ремонта, сформированный на специальном счете ТСЖ «Гидростроитель-3» исходя из минимального размера взноса, утвержденного КМ ЧР.
Из приведенного следует, что собственники помещений МКД постановили, что ремонт тротуара также будет производиться за счет средств капитального ремонта, формируемого на специальном счете ТСЖ за счет минимального размере взносов, установленного КМ ЧР.
Суд отмечает, что постановлением Кабинета Министров ЧР от 14.03.2014 № 77 утверждена Республиканская программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Чувашской республики, на 2014 - 2055 годы и Порядок разработки и утверждения краткосрочных республиканского и муниципальных планов реализации Республиканской программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Чувашской Республики, на 2014 - 2055 годы.
Из Планового периода проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по каждому виду услуг и (или) работ (годы) (далее - План) следует, что по многоквартирному дому, расположенному по адресу: <адрес> плановый период проведения капитального ремонта сформирован по 2042 год.
Выполнение работ по капитальному ремонту по названному Плану осуществляется за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного на специальном счете ТСЖ исходя из минимальных взносов, в размере определенном КМ ЧР. Соответственно неправомерное использование данных средств, не на нужды капитального ремонта в рамках ч.1 ст. 166 ЖК РФ, может ограничить выполнение работ, предусмотренных в Плане.
Также суд отмечает, что постановлением КМ ЧР от 31.08.2017 № 343 «О государственной программе Чувашской Республики «Формирование современной городской среды на территории Чувашской Республике» дворовая территория по <адрес> включена в Адресный перечень дворовых территорий, нуждающихся в благоустройстве, расположенных на территории муниципальных образований Чувашской республики под номером 109 на 2018г.
В силу ст. 181.5 ГК РФ если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно, в том числе в случае, если оно противоречит основам правопорядка или нравственности.
Понятия "основы правопорядка" и "нравственность", как и всякие оценочные понятия, наполняются содержанием в зависимости от того, как их трактуют участники гражданского оборота и правоприменительная практика, однако они не являются настолько неопределенными, что не обеспечивают единообразное понимание и применение соответствующих законоположений. Статья 169 ГК Российской Федерации указывает, что квалифицирующим признаком антисоциальной сделки является ее цель, т.е. достижение такого результата, который не просто не отвечает закону или нормам морали, а противоречит - заведомо и очевидно для участников гражданского оборота - основам правопорядка и нравственности. Антисоциальность сделки, дающая суду право применять данную норму Гражданского кодекса Российской Федерации, выявляется в ходе судопроизводства с учетом всех фактических обстоятельств, характера допущенных сторонами нарушений и их последствий (Определение Конституционного Суда РФ от 08.06.2004 N 226-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества "Уфимский нефтеперерабатывающий завод" на нарушение конституционных прав и свобод статьей 169 Гражданского кодекса Российской Федерации и абзацем третьим пункта 11 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации").
С учетом приведенного суд приходит к выводу, что принятое собственниками помещений МКД решение в части ремонта тротуара за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного на специальном счете ТСЖ исходя из минимальных взносов, в размере определенном Кабинетом Министров Чувашской Республики, не отвечает закону и противоречит основам правопорядка, что свидетельствует о его недействительности.
Суд отмечает, что в случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об установлении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, часть фонда капитального ремонта, сформированная за счет данного превышения, по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может использоваться на финансирование любых услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
В рассматриваемом случае такого решения принято не было.
В силу ч.ч. 1, 2 ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск, суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Согласно ч. 1 ст. 173 ГПК РФ в случае, если отказ от иска, признание иска или мировое соглашение сторон выражены в адресованных суду заявлениях в письменной форме, эти заявления приобщаются к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания.
Как было отмечено ранее, ответчики признали исковые требования, о чем представили письменные заявления.
Суд не усматривает по рассматриваемому спору нарушения норм действующего законодательства, прав и интересов других лиц признанием иска ответчиками.
В соответствии с ч. 2 ст. 68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
В силу п.1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Поскольку заявлено требование неимущественного характера, то с ответчиков подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб. (по 150 руб. с каждой).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Признать решение общего собрания собственников помещений <адрес> по четвертому вопросу повестки дня в части «произвести в 2023 году централизованно капитальный ремонт… тротуара», оформленное протоколом от ДД.ММ.ГГГГ №, недействительным.
Взыскать с Логвиновой Зои Ивановны, Кравченко Валентины Александровны в доход местного бюджета г. Новочебоксарска государственную пошлину в размере по 150 рублей с каждой.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики.
Судья Е.Е. Царева
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.