Решение по делу № 33-1009/2024 от 19.03.2024

Судья Моклокова Н.А. Дело №33-1009/2024

(дело №2-1181/2023)

УИД: 77RS0002-01-2023-001324-30

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Иваново 8 апреля 2024 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Ивановского областного суда в составе:

председательствующего судьи Петуховой М.Ю.,

судей Селезневой А.С., Воркуевой О.В.,

при секретаре Матвеевой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Воркуевой О.В.

дело по апелляционной жалобе федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть №37 Федеральной службы исполнения наказаний» на решение Советского районного суда г.Иваново от ДД.ММ.ГГГГ по иску Ивановского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ивановской области к федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть №37 Федеральной службы исполнения наказаний» о возложении обязанности по обеспечению медицинским оборудованием,

У С Т А Н О В И Л А:

Ивановский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ФСИН России и федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть №37 Федеральной службы исполнения наказаний» (далее – ФКУЗ «МСЧ-37 ФСИН России») о возложении обязанности по обеспечению медицинским оборудованием.

Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проведения Ивановской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждения Ивановской области в июле 2023 г. проверки в филиале «Туберкулезная больница» ФКУЗ «МСЧ-37 ФСИН России», где были установлены нарушения законодательства, регламентирующего вопросы обеспечения медицинского учреждения необходимым медицинским оборудованием. Установлено, что в клинико-диагностической лаборатории филиала «Туберкулезная больница» ФКУЗ «МСЧ-37 ФСИН России» отсутствует, в медицинское учреждение не поставлялось и на баланс не ставилось, следующее оборудование: анализатор гематологический (не менее 1); анализатор мочи (не менее 1); биохимический анализатор (не менее 1). Отсутствие данного медицинского оборудования в распоряжении филиала «Туберкулезная больница» ФКУЗ «МСЧ-37 ФСИН России» делает невозможным оказание качественной и своевременной медицинской помощи осужденным, больным туберкулезом.

Впоследствии от исковых требований к ФСИН России прокурор отказался.

С учетом заявления в порядке ст.39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) прокурор просил суд обязать ФКУЗ «МСЧ-37 ФСИН России» в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить филиал «Туберкулезная больница» ФКУЗ «МСЧ-37 ФСИН России» медицинским оборудованием: анализатором гематологическим (не менее 1); анализатором мочи (не менее 1); биохимическим анализатором (не менее 1).

Определением Советского районного суда г.Иваново от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в части требований к ФСИН России, прекращено в связи с отказом истца от исковых требований в данной части.

Решением Советского районного суда г.Иваново от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Ивановского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ивановской области удовлетворены. На ФКУЗ «МСЧ-37 ФСИН России» возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить филиал «Туберкулезная больница» ФКУЗ «МСЧ-37 ФСИН России» медицинским оборудованием: анализатором гематологическим (не менее 1); анализатором мочи (не менее 1); биохимическим анализатором (не менее 1).

С решением суда не согласен ответчик ФКУЗ «МСЧ-37 ФСИН России», в апелляционной жалобе, ссылаясь на неправильное определением обстоятельств, имеющих значение для дела, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.

От Ивановского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ивановской области поступили возражения на апелляционную жалобу, в которых указано на отсутствие оснований для ее удовлетворения.

Выслушав представителя ответчика ФКУЗ «МСЧ- ФСИН России» Чибискову А.Е., поддержавшую доводы жалобы, представителя истца прокурора Гурьеву Е.А., возражавшую на апелляционную жалобу, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Частью 1 ст.45 ГПК РФ предусмотрено право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу ч.3 ст.101 Уголовно-исполнительного кодекса российской Федерации (далее – УИК РФ) администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.

В России как правовом государстве человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита – обязанностью государства. Права и свободы признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, государством охраняется достоинство личности, ничто не может быть основанием для его умаления и никто не должен подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Ограничение же прав и свобод возможно федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

По смыслу данных положений, закрепленных в статьях 1, 2, 7 (часть 2), 17 (часть 1), 18, 21, 41 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на охрану достоинства личности распространяются и на лиц, которые лишены свободы в установленном законом порядке и которые в целом, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, обладают теми же правами и свободами, что и остальные граждане, за изъятиями, обусловленными особенностями их личности, совершенных ими преступлений и специальным режимом мест лишения свободы (Постановление от 15 ноября 2016 г. №24-П; определения от 13 июня 2002 г. №173-О, от 9 июня 2005 г. №248-О, от 16 февраля 2006 г. №63-О, от 15 июля 2008 г. №454-О-О, от 25 февраля 2010 г. №258-О-О и др.).

Минимальные стандартные правила ООН в отношении обращения с заключенными (Правила Нельсона Манделы), принятые Резолюцией 70/175 Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 2015 г., призывают руководствоваться следующим. Больных заключенных, нуждающихся в услугах специалиста или хирургическом вмешательстве, надлежит переводить в специализированные учреждения или в гражданские больницы, а при наличии в службе исполнения наказаний собственных больниц они должны быть в достаточной степени укомплектованы персоналом и оснащены для обеспечения направляемых в них лиц необходимым уходом и лечением (правило 27).

Таким образом, по смыслу норм Конституции Российской Федерации, международного права и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации режим и порядок исполнения наказания в виде лишения свободы устанавливаются с тем, чтобы обеспечить изоляцию и охрану осужденных, постоянный надзор за ними, их личную безопасность, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, их исправление и предупреждение новых преступлений, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия отбывания наказания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, и при необходимости - изменение данных условий. В этих целях предусматриваются меры по охране здоровья осужденных, включая перевод по состоянию здоровья в лечебные исправительные учреждения.

Как следует из ч.ч.1 и 2 ст.101 УИК РФ, лечебно- и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации в сфере охраны здоровья, для чего в уголовно-исполнительной системе организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части, а для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией, - лечебные исправительные учреждения. Кроме того, часть пятая той же статьи, действуя во взаимосвязи со ст.26 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», конкретизирующей права лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, на получение медицинской помощи, относит вопрос определения порядка оказания такой помощи к компетенции уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

Приказом Минюста России от 28 декабря 2017 г. №285 утвержден Порядок организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы.

Из этого следует, что медицинская помощь в стационарных условиях осужденным к лишению свободы оказывается в лечебно-профилактических учреждениях или в медицинских организациях (больницах), а в лечебных исправительных учреждениях осужденным (больным туберкулезом, алкоголизмом и наркоманией) оказывается медицинская помощь как амбулаторно, так и - при наличии медицинских показаний - в стационарных условиях.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что согласно Уставу ФКУЗ «МСЧ-37 ФСИН России», утвержденному приказом ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ , указанное учреждение входит в уголовно-исполнительную систему, осуществляет медико–санитарное обеспечение осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

Филиал «Туберкулезная больница» ФКУЗ «МСЧ-37 ФСИН России» является медицинским учреждением, предназначенным для оказания специализированного медико-санитарного обеспечения осужденных, больных туберкулезом, входит в уголовно-исполнительную систему Российской Федерации.

В соответствии с п.3 Порядка оказания медицинской помощи больным туберкулезом, утвержденным приказом Минздрава России от 15 ноября 2012 г. №932н, клинико-диагностическая лаборатория туберкулезной больницы оснащается, помимо прочего, анализатором гематологическим (не менее 1); анализатором мочи (не менее 1); биохимическим анализатором (не менее 1).

Прокуратурой Ивановской области ДД.ММ.ГГГГ в адрес врио начальника УФСИН России по <адрес> вынесено представление об устранении нарушений требований законодательства о порядке организации медицинской помощи лицам, содержащимся под стражей и отбывающим наказание в виде лишения свободы в учреждениях УФСИН России по Ивановской области. В ходе указанной проверки, среди прочих нарушений установлено, что уровень изношенности медицинского оборудования, стоящего на балансе МСЧ-37 и эксплуатируемого в медицинских частях МСЧ-37, составляет 68%. При этом уровень изношенности медицинского оборудования, стоящего на балансе и эксплуатируемого в филиале «Туберкулезная больница» достигает 80%. Кроме того, в данном филиале имеется острая необходимость в приобретении биохимического анализатора крови. Выявленные в ходе проверки нарушения стали возможными в результате ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей сотрудниками филиалов ФКУЗ МСЧ-37 ФСИН России. Причинами и условиями допущенных нарушений явилось отсутствие должного ведомственного контроля со стороны руководства ФКУЗ «МСЧ-37 ФСИН России», УФСИН России по Ивановской области.

Из ответа УФСИН России по Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ на указанное представление следует, что изложенные в нем недостатки в деятельности подразделений ФКУЗ «МСЧ-37 ФСИН России» имеют место.

Судом также установлено, что из представленной суду справки ответственного за организацию первичной медико-санитарной помощи филиала «Туберкулезная больница» ФКУЗ «МСЧ-37 ФСИН России» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в соответствии с п.3 Порядка оказания медицинской помощи больным туберкулезом, утвержденным приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ н, в клинико-диагностической лаборатории в филиале «Туберкулезная больница» ФКУЗ «МСЧ-37 ФСИН России» в настоящее время отсутствует анализатор гематологический (не менее 1), анализатор мочи (не менее 1), биохимический анализатор «Vitalon» имеется в наличии 1 единицы в неисправном состоянии – подлежит списанию.

Руководствуясь положениями УИК РФ, положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», исследовав и оценив в соответствии с ФИО1 ст.67 ГПК РФ представленные сторонами доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ФКУЗ «МСЧ-37 ФСИН России» не исполняются обязанности по надлежащему оснащению кабинетов медицинским оборудованием, в связи с чем возложил на ответчика ФКУЗ «МСЧ-37 ФСИН России» обязанность устранить допущенные нарушения, укомплектовать учреждение медицинским оборудованием, установив разумный срок исполнения решения суда – до ДД.ММ.ГГГГ

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, соответствует представленным сторонами доказательствам, оценка которым дана судом в соответствии с положениями ст.67 ГПК РФ. Выводы суда согласуются с материалами дела, описание и анализ доказательств являются достаточно подробными для итогового вывода суда о наличии оснований для удовлетворения исковых требований, а правовая аргументация соответствует применимым к спорным отношениям нормам права.

Доводы апелляционной жалобы, что приобретение медицинского оборудования производится в рамках доведенных по квоте лимитов бюджетных обязательств, не дают оснований считать выводы районного суда ошибочными и не ставят под сомнение законность обжалуемого решения суда.

Согласно п.1.6 Устава ФКУЗ «МСЧ-37 ФСИН России», утвержденного приказом ФСИН России от 2 июня 2022 г. №337, ФКУЗ «МСЧ-37 ФСИН России» является по своей организационно-правовой форме федеральным государственным казенным учреждением и имеет статус медицинской организации. Учреждение является некоммерческой организацией.

Предмет и цели деятельности ФКУЗ «МСЧ-37 ФСИН России» регламентированы в п.2.1 Устава, которыми, в частности, являются медико-санитарное обеспечение осужденных к лишению свободы, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, а также их лекарственное обеспечение.

Пунктами 2.5, 2.5.1 Устава предусмотрено, что для достижения целей в пп.2.1 настоящего Устава, ФКУЗ «МСЧ-37 ФСИН России» обеспечивает организацию медицинской деятельности в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе в порядками оказания медицинской помощи; проведение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение факторов риска развития заболеваний и на ранее их выявление; создает соответствующие условия для выполнения медицинскими работниками своих трудовых (служебных) обязанностей, включая обеспечение необходимым оборудованием, в порядке определенном законодательством.

В соответствии с п.6.1 Устава, ФКУЗ «МСЧ-37 ФСИН России» имеет право по решению ФСИН России создавать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, филиалы.

Как следует из материалов дела, одним из таких филиалов является «Туберкулезная больница» ФКУЗ «МСЧ-37 ФСИН России», которая является медицинским учреждением для оказания специализированного медико-санитарного обеспечения осужденных, больных туберкулезом, входит в уголовно-исполнительную систему Российской Федерации.

Таким образом, деятельность вышеуказанного медицинского учреждения по лечению больных туберкулезом должна организовываться и оказываться в соответствии с правилами оказания медицинской помощи больным туберкулезом в медицинских организациях, согласно которому клинико-диагностическая лаборатория туберкулезной больницы оснащается, помимо прочего, анализатором гематологическим (не менее 1); анализатором мочи (не менее 1); биохимическим анализатором (не менее 1) (3. Стандарт оснащения диагностического отделения (кабинета) Приказ Минздрава России от 15 ноября 2012 г. №932н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи больным туберкулезом»).

Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела достоверно установлено, что необходимое медицинское оборудование в филиале «Туберкулезная больница» ФКУЗ «МСЧ-37 ФСИН России» России отсутствует, в медицинское учреждение не поставлялось и на баланс не ставилось, что существенным образом нарушает права лиц, подлежащих лечению в указанном медицинском учреждении, и противоречит уставным целям указанного учреждения.

Таким образом, учитывая, что именно на ФКУЗ «МСЧ-37 ФСИН России» возложена обязанность по обеспечению своего филиала необходимым медицинским оборудованием, выводы суда первой инстанции о возложении на ответчика указанной обязанности является законными и обоснованными.

Из материалов дела также следует, что именно ФКУЗ «МСЧ-37 ФСИН России» заключало государственный контракт ДД.ММ.ГГГГ на приобретение анализатора гемотологического, однако данный анализатор до настоящего времени в филиал учреждения не передан.

Ссылка в апелляционной жалобе на приобретение медицинского оборудования в рамках доведенных по квоте лимитов бюджетных средств не может служить основанием для отмены обжалуемого решения суда и не влечет отказ в удовлетворении иска, так как данное обстоятельство не освобождает ответчика от надлежащего исполнения возложенных на него законодательством и уставом обязанностей по оснащению филиалов учреждения необходимым медицинским оборудованием, которые выполнены не были.

Доводы жалобы об отсутствии нарушения прав осужденных на оказание медицинской помощи в связи с ее получением, в отсутствие указанного в иске медицинского оборудования в филиалах ФКУЗ «МСЧ-37 ФСИН России», в иных медицинских организациях по заключенному государственному контракту, небольшое количество лиц, проходящих лечение в филиале «Туберкулезная больница», наличие на балансе биохимического анализатора и анализатора биохимического полуавтоматического, которые признаны непригодными к применению, подлежат отклонению, поскольку ФКУЗ «МСЧ-37 ФСИН России» является медицинской организацией, специально созданной и имеющей условия обслуживания осужденных, являющихся спецконтингентом, а наличие указанного оборудования, в том числе, является требованием медицинской лицензии.

В целом доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с произведенной судом оценкой доказательств, основаны на неверном толковании норм материального права, и выражают несогласие с выводами суда, однако их не опровергают, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.

Оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к изменению решения суда, в том числе и по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, не имеется.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г.Иваново от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть №37 Федеральной службы исполнения наказаний» – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Судья Моклокова Н.А. Дело №33-1009/2024

(дело №2-1181/2023)

УИД: 77RS0002-01-2023-001324-30

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Иваново 8 апреля 2024 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Ивановского областного суда в составе:

председательствующего судьи Петуховой М.Ю.,

судей Селезневой А.С., Воркуевой О.В.,

при секретаре Матвеевой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Воркуевой О.В.

дело по апелляционной жалобе федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть №37 Федеральной службы исполнения наказаний» на решение Советского районного суда г.Иваново от ДД.ММ.ГГГГ по иску Ивановского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ивановской области к федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть №37 Федеральной службы исполнения наказаний» о возложении обязанности по обеспечению медицинским оборудованием,

У С Т А Н О В И Л А:

Ивановский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ФСИН России и федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть №37 Федеральной службы исполнения наказаний» (далее – ФКУЗ «МСЧ-37 ФСИН России») о возложении обязанности по обеспечению медицинским оборудованием.

Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проведения Ивановской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждения Ивановской области в июле 2023 г. проверки в филиале «Туберкулезная больница» ФКУЗ «МСЧ-37 ФСИН России», где были установлены нарушения законодательства, регламентирующего вопросы обеспечения медицинского учреждения необходимым медицинским оборудованием. Установлено, что в клинико-диагностической лаборатории филиала «Туберкулезная больница» ФКУЗ «МСЧ-37 ФСИН России» отсутствует, в медицинское учреждение не поставлялось и на баланс не ставилось, следующее оборудование: анализатор гематологический (не менее 1); анализатор мочи (не менее 1); биохимический анализатор (не менее 1). Отсутствие данного медицинского оборудования в распоряжении филиала «Туберкулезная больница» ФКУЗ «МСЧ-37 ФСИН России» делает невозможным оказание качественной и своевременной медицинской помощи осужденным, больным туберкулезом.

Впоследствии от исковых требований к ФСИН России прокурор отказался.

С учетом заявления в порядке ст.39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) прокурор просил суд обязать ФКУЗ «МСЧ-37 ФСИН России» в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить филиал «Туберкулезная больница» ФКУЗ «МСЧ-37 ФСИН России» медицинским оборудованием: анализатором гематологическим (не менее 1); анализатором мочи (не менее 1); биохимическим анализатором (не менее 1).

Определением Советского районного суда г.Иваново от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в части требований к ФСИН России, прекращено в связи с отказом истца от исковых требований в данной части.

Решением Советского районного суда г.Иваново от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Ивановского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ивановской области удовлетворены. На ФКУЗ «МСЧ-37 ФСИН России» возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить филиал «Туберкулезная больница» ФКУЗ «МСЧ-37 ФСИН России» медицинским оборудованием: анализатором гематологическим (не менее 1); анализатором мочи (не менее 1); биохимическим анализатором (не менее 1).

С решением суда не согласен ответчик ФКУЗ «МСЧ-37 ФСИН России», в апелляционной жалобе, ссылаясь на неправильное определением обстоятельств, имеющих значение для дела, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.

От Ивановского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ивановской области поступили возражения на апелляционную жалобу, в которых указано на отсутствие оснований для ее удовлетворения.

Выслушав представителя ответчика ФКУЗ «МСЧ- ФСИН России» Чибискову А.Е., поддержавшую доводы жалобы, представителя истца прокурора Гурьеву Е.А., возражавшую на апелляционную жалобу, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Частью 1 ст.45 ГПК РФ предусмотрено право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу ч.3 ст.101 Уголовно-исполнительного кодекса российской Федерации (далее – УИК РФ) администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.

В России как правовом государстве человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита – обязанностью государства. Права и свободы признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, государством охраняется достоинство личности, ничто не может быть основанием для его умаления и никто не должен подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Ограничение же прав и свобод возможно федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

По смыслу данных положений, закрепленных в статьях 1, 2, 7 (часть 2), 17 (часть 1), 18, 21, 41 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на охрану достоинства личности распространяются и на лиц, которые лишены свободы в установленном законом порядке и которые в целом, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, обладают теми же правами и свободами, что и остальные граждане, за изъятиями, обусловленными особенностями их личности, совершенных ими преступлений и специальным режимом мест лишения свободы (Постановление от 15 ноября 2016 г. №24-П; определения от 13 июня 2002 г. №173-О, от 9 июня 2005 г. №248-О, от 16 февраля 2006 г. №63-О, от 15 июля 2008 г. №454-О-О, от 25 февраля 2010 г. №258-О-О и др.).

Минимальные стандартные правила ООН в отношении обращения с заключенными (Правила Нельсона Манделы), принятые Резолюцией 70/175 Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 2015 г., призывают руководствоваться следующим. Больных заключенных, нуждающихся в услугах специалиста или хирургическом вмешательстве, надлежит переводить в специализированные учреждения или в гражданские больницы, а при наличии в службе исполнения наказаний собственных больниц они должны быть в достаточной степени укомплектованы персоналом и оснащены для обеспечения направляемых в них лиц необходимым уходом и лечением (правило 27).

Таким образом, по смыслу норм Конституции Российской Федерации, международного права и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации режим и порядок исполнения наказания в виде лишения свободы устанавливаются с тем, чтобы обеспечить изоляцию и охрану осужденных, постоянный надзор за ними, их личную безопасность, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, их исправление и предупреждение новых преступлений, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия отбывания наказания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, и при необходимости - изменение данных условий. В этих целях предусматриваются меры по охране здоровья осужденных, включая перевод по состоянию здоровья в лечебные исправительные учреждения.

Как следует из ч.ч.1 и 2 ст.101 УИК РФ, лечебно- и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации в сфере охраны здоровья, для чего в уголовно-исполнительной системе организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части, а для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией, - лечебные исправительные учреждения. Кроме того, часть пятая той же статьи, действуя во взаимосвязи со ст.26 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», конкретизирующей права лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, на получение медицинской помощи, относит вопрос определения порядка оказания такой помощи к компетенции уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

Приказом Минюста России от 28 декабря 2017 г. №285 утвержден Порядок организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы.

Из этого следует, что медицинская помощь в стационарных условиях осужденным к лишению свободы оказывается в лечебно-профилактических учреждениях или в медицинских организациях (больницах), а в лечебных исправительных учреждениях осужденным (больным туберкулезом, алкоголизмом и наркоманией) оказывается медицинская помощь как амбулаторно, так и - при наличии медицинских показаний - в стационарных условиях.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что согласно Уставу ФКУЗ «МСЧ-37 ФСИН России», утвержденному приказом ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ , указанное учреждение входит в уголовно-исполнительную систему, осуществляет медико–санитарное обеспечение осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

Филиал «Туберкулезная больница» ФКУЗ «МСЧ-37 ФСИН России» является медицинским учреждением, предназначенным для оказания специализированного медико-санитарного обеспечения осужденных, больных туберкулезом, входит в уголовно-исполнительную систему Российской Федерации.

В соответствии с п.3 Порядка оказания медицинской помощи больным туберкулезом, утвержденным приказом Минздрава России от 15 ноября 2012 г. №932н, клинико-диагностическая лаборатория туберкулезной больницы оснащается, помимо прочего, анализатором гематологическим (не менее 1); анализатором мочи (не менее 1); биохимическим анализатором (не менее 1).

Прокуратурой Ивановской области ДД.ММ.ГГГГ в адрес врио начальника УФСИН России по <адрес> вынесено представление об устранении нарушений требований законодательства о порядке организации медицинской помощи лицам, содержащимся под стражей и отбывающим наказание в виде лишения свободы в учреждениях УФСИН России по Ивановской области. В ходе указанной проверки, среди прочих нарушений установлено, что уровень изношенности медицинского оборудования, стоящего на балансе МСЧ-37 и эксплуатируемого в медицинских частях МСЧ-37, составляет 68%. При этом уровень изношенности медицинского оборудования, стоящего на балансе и эксплуатируемого в филиале «Туберкулезная больница» достигает 80%. Кроме того, в данном филиале имеется острая необходимость в приобретении биохимического анализатора крови. Выявленные в ходе проверки нарушения стали возможными в результате ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей сотрудниками филиалов ФКУЗ МСЧ-37 ФСИН России. Причинами и условиями допущенных нарушений явилось отсутствие должного ведомственного контроля со стороны руководства ФКУЗ «МСЧ-37 ФСИН России», УФСИН России по Ивановской области.

Из ответа УФСИН России по Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ на указанное представление следует, что изложенные в нем недостатки в деятельности подразделений ФКУЗ «МСЧ-37 ФСИН России» имеют место.

Судом также установлено, что из представленной суду справки ответственного за организацию первичной медико-санитарной помощи филиала «Туберкулезная больница» ФКУЗ «МСЧ-37 ФСИН России» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в соответствии с п.3 Порядка оказания медицинской помощи больным туберкулезом, утвержденным приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ н, в клинико-диагностической лаборатории в филиале «Туберкулезная больница» ФКУЗ «МСЧ-37 ФСИН России» в настоящее время отсутствует анализатор гематологический (не менее 1), анализатор мочи (не менее 1), биохимический анализатор «Vitalon» имеется в наличии 1 единицы в неисправном состоянии – подлежит списанию.

Руководствуясь положениями УИК РФ, положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», исследовав и оценив в соответствии с ФИО1 ст.67 ГПК РФ представленные сторонами доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ФКУЗ «МСЧ-37 ФСИН России» не исполняются обязанности по надлежащему оснащению кабинетов медицинским оборудованием, в связи с чем возложил на ответчика ФКУЗ «МСЧ-37 ФСИН России» обязанность устранить допущенные нарушения, укомплектовать учреждение медицинским оборудованием, установив разумный срок исполнения решения суда – до ДД.ММ.ГГГГ

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, соответствует представленным сторонами доказательствам, оценка которым дана судом в соответствии с положениями ст.67 ГПК РФ. Выводы суда согласуются с материалами дела, описание и анализ доказательств являются достаточно подробными для итогового вывода суда о наличии оснований для удовлетворения исковых требований, а правовая аргументация соответствует применимым к спорным отношениям нормам права.

Доводы апелляционной жалобы, что приобретение медицинского оборудования производится в рамках доведенных по квоте лимитов бюджетных обязательств, не дают оснований считать выводы районного суда ошибочными и не ставят под сомнение законность обжалуемого решения суда.

Согласно п.1.6 Устава ФКУЗ «МСЧ-37 ФСИН России», утвержденного приказом ФСИН России от 2 июня 2022 г. №337, ФКУЗ «МСЧ-37 ФСИН России» является по своей организационно-правовой форме федеральным государственным казенным учреждением и имеет статус медицинской организации. Учреждение является некоммерческой организацией.

Предмет и цели деятельности ФКУЗ «МСЧ-37 ФСИН России» регламентированы в п.2.1 Устава, которыми, в частности, являются медико-санитарное обеспечение осужденных к лишению свободы, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, а также их лекарственное обеспечение.

Пунктами 2.5, 2.5.1 Устава предусмотрено, что для достижения целей в пп.2.1 настоящего Устава, ФКУЗ «МСЧ-37 ФСИН России» обеспечивает организацию медицинской деятельности в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе в порядками оказания медицинской помощи; проведение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение факторов риска развития заболеваний и на ранее их выявление; создает соответствующие условия для выполнения медицинскими работниками своих трудовых (служебных) обязанностей, включая обеспечение необходимым оборудованием, в порядке определенном законодательством.

В соответствии с п.6.1 Устава, ФКУЗ «МСЧ-37 ФСИН России» имеет право по решению ФСИН России создавать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, филиалы.

Как следует из материалов дела, одним из таких филиалов является «Туберкулезная больница» ФКУЗ «МСЧ-37 ФСИН России», которая является медицинским учреждением для оказания специализированного медико-санитарного обеспечения осужденных, больных туберкулезом, входит в уголовно-исполнительную систему Российской Федерации.

Таким образом, деятельность вышеуказанного медицинского учреждения по лечению больных туберкулезом должна организовываться и оказываться в соответствии с правилами оказания медицинской помощи больным туберкулезом в медицинских организациях, согласно которому клинико-диагностическая лаборатория туберкулезной больницы оснащается, помимо прочего, анализатором гематологическим (не менее 1); анализатором мочи (не менее 1); биохимическим анализатором (не менее 1) (3. Стандарт оснащения диагностического отделения (кабинета) Приказ Минздрава России от 15 ноября 2012 г. №932н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи больным туберкулезом»).

Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела достоверно установлено, что необходимое медицинское оборудование в филиале «Туберкулезная больница» ФКУЗ «МСЧ-37 ФСИН России» России отсутствует, в медицинское учреждение не поставлялось и на баланс не ставилось, что существенным образом нарушает права лиц, подлежащих лечению в указанном медицинском учреждении, и противоречит уставным целям указанного учреждения.

Таким образом, учитывая, что именно на ФКУЗ «МСЧ-37 ФСИН России» возложена обязанность по обеспечению своего филиала необходимым медицинским оборудованием, выводы суда первой инстанции о возложении на ответчика указанной обязанности является законными и обоснованными.

Из материалов дела также следует, что именно ФКУЗ «МСЧ-37 ФСИН России» заключало государственный контракт ДД.ММ.ГГГГ на приобретение анализатора гемотологического, однако данный анализатор до настоящего времени в филиал учреждения не передан.

Ссылка в апелляционной жалобе на приобретение медицинского оборудования в рамках доведенных по квоте лимитов бюджетных средств не может служить основанием для отмены обжалуемого решения суда и не влечет отказ в удовлетворении иска, так как данное обстоятельство не освобождает ответчика от надлежащего исполнения возложенных на него законодательством и уставом обязанностей по оснащению филиалов учреждения необходимым медицинским оборудованием, которые выполнены не были.

Доводы жалобы об отсутствии нарушения прав осужденных на оказание медицинской помощи в связи с ее получением, в отсутствие указанного в иске медицинского оборудования в филиалах ФКУЗ «МСЧ-37 ФСИН России», в иных медицинских организациях по заключенному государственному контракту, небольшое количество лиц, проходящих лечение в филиале «Туберкулезная больница», наличие на балансе биохимического анализатора и анализатора биохимического полуавтоматического, которые признаны непригодными к применению, подлежат отклонению, поскольку ФКУЗ «МСЧ-37 ФСИН России» является медицинской организацией, специально созданной и имеющей условия обслуживания осужденных, являющихся спецконтингентом, а наличие указанного оборудования, в том числе, является требованием медицинской лицензии.

В целом доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с произведенной судом оценкой доказательств, основаны на неверном толковании норм материального права, и выражают несогласие с выводами суда, однако их не опровергают, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.

Оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к изменению решения суда, в том числе и по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, не имеется.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г.Иваново от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть №37 Федеральной службы исполнения наказаний» – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-1009/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Ивановский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ивановской области
Ответчики
ФКУЗ МСЧ-37 ФСИН России
Другие
УФСИН России по Ивановской области
ФСИН России
Суд
Ивановский областной суд
Судья
Воркуева Ольга Викторовна
Дело на странице суда
oblsud.iwn.sudrf.ru
20.03.2024Передача дела судье
08.04.2024Судебное заседание
13.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.05.2024Передано в экспедицию
08.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее