Решение по делу № 33-11711/2023 от 08.09.2023

Судья: Елисеева Н.М. 24RS0046-01-2022-001316-96

Дело №33-11711/2023

082г

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

16 октября 2023г. Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего: Платова А.С.,

судей: Охременко О.В., Сударьковой Е.В.,

помощника судьи: Коцаревой И.Г.,

заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Платова А.С.

дело по иску Смятских Андрея Анатольевича к ГУ Красноярское отделение Фонда социального страхования РФ о взыскании денежных средств за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации,

по апелляционной жалобе Смятских А.А.,

на решение Свердловского районного суда г.Красноярска от 20 декабря 2022г., которым постановлено:

В удовлетворении заявленных исковых требований Смятских Андрея Анатольевича к ГУ КРО ФСС РФ о признании незаконным бездействия ГУ КРО ФСС РФ, выраженное в невыплате компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет техническое средство реабилитации в полном объеме, и взыскании с ГУ КРО ФСС РФ доплаты недостающей суммы компенсации за самостоятельное приобретение технического средства реабилитации в размере 809 151,62 руб. в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу, отказать.

Заслушав докладчика, судебная коллегия,

У С Т А Н О В И Л А :

Смятских А.А. обратился в суд с иском к ГУ Красноярское отделение Фонда социального страхования РФ о взыскании денежных средств за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации. Свои требования он мотивировал тем, что является инвалидом третьей группы. В соответствии с индивидуальной программой реабилитации от 10 ноября 2014г. он нуждается в обеспечении техническим средством реабилитации - <данные изъяты>), который был ввиду не обеспечения Фондом самостоятельно приобретен за 1 098 240 руб. 36 коп. Фондом затраты были компенсированы только в сумме 289 089 руб. 98 коп. В этой связи он просил суд признать незаконным бездействие ГУ КРО ФСС РФ, выраженное в невыплате компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет техническое средство реабилитации в полном объеме, взыскать с ответчика в его пользу доплату недостающей суммы компенсации за самостоятельное приобретение технического средства реабилитации в размере 809 151 руб. 62 коп. в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Смятских А.А. просит отменить решение, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, поскольку суд при вынесении решения руководствовался положениями приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 января 2011г. №57н, регламентирующего Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом технического средства реабилитации в недействующей редакции, без учета внесенных изменений, позволяющих компенсировать приобретенное средство реабилитации в полном объеме.

В отзыве на апелляционную жалобу представитель ответчика Антясова Н.Б., считая обжалуемое решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 13 марта 2023г. на стадии апелляционного производства по ходатайству представителя ответчика произведена замена ответчика ГУ КРО ФСС РФ правопреемником Отделением Фонда социального страхования РФ по Красноярскому краю.

В судебное заседание Смятских А.А., надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, о причинах неявки не сообщил, с ходатайством об отложении судебного разбирательства не обратился, в связи с чем судебная коллегия, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя Смятских А.А. Радкевича П.И., представителя ОСФР по Красноярскому краю Леонтьевой Ю.С., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Из материалов дела видно и судом установлено, что Смятских А.А. является инвалидом 3 группы. В соответствии с индивидуальной программой реабилитации от 10 ноября 2014г. Смятских А.А. подлежит обеспечению техническим средством реабилитации: <данные изъяты>).

22 декабря 2021г. истец за счет собственных средств приобрел <данные изъяты>), стоимостью 1 098 240 руб. 36 коп.

27 декабря 2021г. Смятских А.А. обратился к ответчику с заявлением о выплате компенсации расходов, связанных с приобретением технического средства реабилитации, приложив к нему документы, подтверждающие понесенные расходы. Компенсация за приобретенный протез была произведена 21 января 2022г. в размере 289 089 руб. 98 коп.

Смятских А.А., полагая, что компенсация должна быть выплачена в размере затраченных им средств на приобретение технического средства реабилитации, обратился в суд с вышеуказанным иском.

Решением Свердловского районного суда г.Красноярска от 20 декабря 2022г. в удовлетворении исковых требований Смятских А.А. к ГУ КРО ФСС РФ о взыскании денежных средств за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации, было отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 13 марта 2023г. решение Свердловского районного суда г. Красноярска от 20 декабря 2022г. было отменено, принято новое решение о взыскании с ОСФР по Красноярскому краю в пользу Смятских А.А. компенсации за самостоятельно приобретенное средство реабилитации в размере 809 151 руб. 62 коп.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 17 августа 2023г. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 13 марта 2023г. было отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Суд первой инстанции, принимая решение об отказе в удовлетворении искового требования о взыскании компенсации за самостоятельно приобретенное средство реабилитации, исходил из того, что приобретенный истцом <данные изъяты> является техническим средством реабилитации, входит в федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, предусмотрен индивидуальной программой реабилитации в отношении Смятских А.А., расходы на приобретение которого подлежат возмещению по последнему государственному контракту от 02 декабря 2021г. , которым определена его стоимость в размере 289 089 руб. 98 коп.

Судебная коллегия решение суда считает законным и обоснованным.

Согласно ч.1 ст.10 Федерального закона от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Из ч.14 ст.11.1 указанного Федерального закона следует, что технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

Во исполнение указанной нормы Федерального закона постановлением Правительства РФ от 07 апреля 2008г. №240 были утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.

В абзаце втором п.2 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Подпунктом «а» п.3 указанных Правил установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).

В силу абзаца первого п.4 данных Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.

В соответствии с абзацем первым п.5 этих Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).

Согласно ч.6 ст.11 вышеназванного Федерального закона №181-ФЗ, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 названного Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Из п.15(1) вышеуказанных Правил следует, что в случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с Правилами.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011г. №57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации.

Согласно п.3 указанного Порядка компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости однородного технического средства реабилитации и (или) однородной услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005г. №2347-р, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 февраля 2018г. №86н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 марта 2018г., регистрационный №50338), с изменениями, внесенными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 6 мая 2019г. №307н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 мая 2019г., регистрационный №54799), включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации.

Размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки однородного технического средства реабилитации и (или) оказания однородной услуги, информация о которой размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Последней по времени осуществления закупкой однородного технического средства реабилитации и (или) оказания однородной услуги считается последняя завершенная процедура осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги (заключенный уполномоченным органом государственный контракт на закупку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг, обязательства по которому на дату подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги исполнены сторонами контракта в полном объеме).

В случае если уполномоченным органом закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг не осуществлялась либо процедура осуществления закупки технических средств реабилитации и (или) оказания услуг не состоялась либо закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг осуществлялась более чем за 3 года до даты подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, стоимость соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги определяется по результатам последней по времени осуществления закупки однородных технических средств реабилитации и (или) оказания однородных услуг, информация о которой располагается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведенной любым другим уполномоченным органом, расположенным в пределах территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации (п.4 Порядка).

Согласно ч.14 ст.22 Федерального закона от 05 апреля 2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» однородными товарами признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются их качество, репутация на рынке, страна происхождения.

Из приведенных нормативных положений следует, что в целях определения размера данной компенсации уполномоченный орган устанавливает аналогичность технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного инвалидом, техническому средству реабилитации, предоставляемому уполномоченным органом в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, путем сопоставления наименования технического средства реабилитации, приобретенного инвалидом, и вида технического средства реабилитации, предусмотренного классификацией технических средств реабилитации, а также сопоставления характеристик. Размер компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации определяется уполномоченным органом по результатам последнего по времени размещения заказа на поставку технического средства реабилитации (конкурса, аукциона, запроса котировок), проведенного уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Возможность получения инвалидами компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации в размере, который превышает стоимость аналогичных средств реабилитации, рекомендованных индивидуальной программой реабилитации инвалида и предоставляемых уполномоченными органами по результатам осуществляемых ими закупок этих средств, законодательством, регулирующим отношения в сфере обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, не предусмотрена.

Материалами дела подтверждено, что на дату обращения истца к ответчику с заявлением о выплате компенсации за самостоятельно приобретенное средство реабилитации имел место исполненный государственный контракт от 02 декабря 2021г. , заключенный между Государственным учреждением - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ и ФГУП «Московское протезно-ортопедическое предприятие» Министерства труда и социальной защиты РФ о приобретении технического средства реабилитации - <данные изъяты>.

При этом размер компенсации ответчиком установлен на основе анализа документов исходя из аналогичности однородного средства реабилитации, самостоятельно приобретенного истцом, техническому средству реабилитации, предоставляемому в соответствии с его индивидуальной программой реабилитации, путем сопоставления наименования технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного истцом, и вида технического средства реабилитации, предусмотренного классификацией технических средств реабилитации, а также сопоставления характеристик.

Поскольку нормами действующего законодательства не предусмотрено в целях компенсации стоимости за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации установление полного тождества приобретенного инвалидом средства со средством реабилитации по государственному контракту, самостоятельно приобретенное истцом техническое средство реабилитации обладает сходными техническими характеристиками техническому средству реабилитации, приобретенному ответчиком по контракту от 02 декабря 2021г., индивидуальной программой реабилитации Смятских А.А., разработанной федеральным учреждением медико-социальной экспертизы, не установлены конкретные характеристики технического средства реабилитации - <данные изъяты>, суд пришел к правильному выводу о том, что расходы на приобретение технического средства реабилитации подлежат возмещению исходя из стоимости технического средства реабилитации в соответствии с последним исполненным государственным контрактом от 02 декабря 2021г. , стоимость которого определена в сумме 289 089 руб. 98 коп., которая истцу ответчиком была выплачена, в связи с чем правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Доводы апелляционной жалобы о несогласии с решением не опровергают выводов суда, не свидетельствуют о неверном применении судом норм материального права, в связи с чем не могут явиться основанием для отмены решения.

Обстоятельства дела судом исследованы с достаточной полнотой, изложенные в решении выводы суда мотивированы и соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Материальный закон применен судом правильно, нарушений норм гражданского процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены решения, судом не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Свердловского районного суда г.Красноярска от 20 декабря 2022г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу Смятских А.А. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение составлено 17 октября 2023г.

33-11711/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Смятских Андрей Анатольевич
Ответчики
ГУ КРО Фонд социального страхования Российской Федерации
Другие
РАДКЕВИЧ ПЕТР ИВАНОВИЧ
Суд
Красноярский краевой суд
Дело на странице суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
16.10.2023Судебное заседание
18.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.10.2023Передано в экспедицию
16.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее