№12-34/2021
РЕШЕНИЕ
г. Буйнакск 18 мая 2021 года
Судья Буйнакского районного суда Республики Дагестан ФИО8, при секретаре судебного заседания ФИО9, рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление врио начальника ИФНС России по <адрес> ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ № о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ),
установил:
постановлением временно исполняющего обязанности начальника ИФНС России по <адрес> ФИО10 № от ДД.ММ.ГГГГ директор ООО «Индиго» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, административная ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 ст. 15.25 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административно штрафа в размере 20000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 обратился с жалобой, в которой просит изменить наказание в виде штрафа на предупреждение.
При этом апеллянт указывает, что ООО «Индиго» (далее - Общество), в котором он работает в должности директора, является субъектом малого и среднего предпринимательства и ссылается на ст. 4.1.1 КоАП РФ, в соответствии с которой некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В целях всестороннего, полного, объективного выяснения обстоятельств дела и разрешения его в соответствии с законом Буйнакским районным судом судом из ИФНС по <адрес> запрошены материалы дела об административном правонарушении.
ДД.ММ.ГГГГ от налогового органа поступил отзыв на исковое заявление, в котором просит отказать в удовлетворении жалобы и оставить в силе оспариваемое постановление.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о дате, времени месте судебного разбирательств, явку в судебное заседание не обеспечили, своих представителей не направили, ходатайство об отложении рассмотрения жалобы не заявили, иных сведений об уважительности причин неявки материалы дела не содержат, в связи с чем, дело на основании статьи 25.1 КоАП РФ рассмотрено в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, проверив дело об административном правонарушении в полном объеме по правилам части 3 статьи 30.6 КоАП РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Как следует из материалов дела общество с ограниченной ответственностью «Индиго» зарегистрировано в качестве юридического лица 09.07.2015г. с присвоением основного государственного регистрационного номера №. Директором общества является ФИО1.
Должностным лицом административного органа на основании поручения заместителя начальника ИФНС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № проведена документарная проверка соблюдения ООО «Индиго» валютного законодательства Российской Федерации за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе проведения проверки установлено, что ООО «Индиго» в нарушение требований ч. 2 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон №173-ФЗ), при осуществлении валютных операций с работниками - нерезидентами, произведены расчеты по заработной плате без использования банковских счетов в уполномоченных банках.
По результатам проверки составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором зафиксированы указанные нарушения.
По факту выдачи резидентом заработной платы нерезидентам в виде банкнот Банка России, минуя счета в уполномоченном банке, должностным лицом ИФНС России по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ в отношении директора ООО «Индиго» ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении № по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением временно исполняющего обязанности начальника ИФНС России по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ директор ООО «Индиго» признан виновным в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, посчитав его не соответствующим закону и нарушающим его права и законные интересы, заявитель обратился в суд с рассматриваемой жалобой.
В соответствии с частью 9 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» к валютным операциям относится отчуждение резидентом в пользу нерезидента валюты Российской Федерации на законных основаниях, а также использование валюты Российской Федерации в качестве средства платежа. Согласно пункту 1 части 1 статьи 1 Закона №173-ФЗ валютой Российской Федерации признаются денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, средства на банковских счетах и в банковских вкладах. Как следует из пунктов 6 и 7 части 1 статьи 1 Закона №173-ФЗ, иностранные граждане, которых нельзя отнести к лицам, постоянно проживающим в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, являются нерезидентами. Таким образом, выплата заработной платы юридическим лицом - резидентом Российской Федерации нерезиденту подпадает под термин «валютная операция». Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций установлены статьей 14 Закона №173-ФЗ, согласно которой, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств. Исчерпывающий перечень случаев, когда юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами без использования банковских счетов в уполномоченных банках, предусмотрен частью 2 статьи 14 Закона №173-ФЗ. Между тем, возможность выплаты резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации, указанной нормой не предусмотрена. Таким образом, валютные операции между юридическими лицами-резидентами и физическими лицами нерезидентами должны осуществляться только через счета в уполномоченных банках.
В силу статьи 25 Закона №173-ФЗ резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. 6 Согласно части 1 статьи 15.25 КоАП РФ осуществление незаконных валютных операций, то есть осуществление валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации, или осуществление валютных операций с невыполнением установленных требований об использовании специального счета и требований о резервировании, а равно списание и (или) зачисление денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет с невыполнением установленного требования о резервировании. Осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, Обществом ДД.ММ.ГГГГ заключены трудовые договоры возмездного оказания услуг с гражданами Республики Таджикистан – ФИО2 (договор №) и ФИО3 (№), с гражданами Республики Узбекистан – ФИО4 (№), ФИО5 (№), ФИО6 (№), ФИО7 (№), в соответствии с которыми, указанные лица привлекаются для выполнения подсобных и бетонных работ.
ДД.ММ.ГГГГ Общество, являясь резидентом, по платежной ведомости № и расходно-кассовому ордеру № совершило операцию по выплате вышеперечисленным физическим лицам - нерезидентам (гражданам Таджикистана и Узбекистана) валюты Российской Федерации в виде банкнот Банка России в сумме 84 216 руб. из кассы предприятия в наличной форме, то есть совершило валютную операцию, минуя счета в уполномоченном банке.
Должностному лицу– директору ООО «Индиго» ФИО1 вменяется в вину нарушение требований ч. 2 ст.14 Закона №173-ФЗ, выразившееся в осуществление валютных операций без использования банковского счета. Факт наличия указанного нарушения подтверждается совокупностью представленных в материалы дела доказательств и ФИО1 не опровергается.
Установленные ч. 2 ст. 14 Федеральный закон № 173-ФЗ требования об осуществлении расчетов через счета в уполномоченных банках обусловлены необходимостью обеспечения надлежащего контроля за проводимыми резидентами валютными операциями, в том числе для предотвращения неконтролируемого оттока капитала за рубеж, противодействия незаконным и «сомнительным» финансовым операциям.
Понятие валютной операции, раскрытое в статье 1 Закона № 173-ФЗ, а также права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций, определенные статьей 14 данного Закона, не содержат таких противоречий и неясностей и не вызывают таких сомнений, которые могли быть квалифицированы как неустранимые.
Таким образом, оплата за оказанные услуги и работы иностранным работникам может выдаваться только путем перечисления денежных средств через банковский счет, открытый заказчиком в уполномоченном банке, а выплата же зарплаты наличными денежными средствами из кассы является незаконной валютной операцией и образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Согласно статье 1.5 названного Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Субъекты административного производства не лишены возможности доказывать, что нарушение обязательных правил и норм вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми для соответствующих отношений препятствиями, находящимися вне их контроля, при том, что они действовали с той степенью заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения законодательно установленных правил (норм), и что с их стороны к этому были приняты все меры. Следовательно, сделать вывод о невиновности лица возможно только при наличии объективно непредотвратимых обстоятельств либо непредвиденных препятствий, находящихся вне контроля данного лица.
Доказательства, исключающие возможность заявителя соблюсти правила, за нарушение которых частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, в том числе вследствие чрезвычайных, объективно непреодолимых обстоятельств и других непредвиденных препятствий, находящихся вне контроля руководителя общества, материалы дела не содержат и заявителем не представлены.
Вступая в правоотношения, регулируемые валютным законодательством, ФИО1, будучи директором коммерческой организации, должен был в силу публичной известности и доступности не только знать о существовании обязанностей, вытекающих из валютного законодательств, но и обеспечить их выполнение, то есть использовать все необходимые меры для недопущения события противоправного деяния при той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него в целях надлежащего исполнения своих обязанностей и требований закона.
Имеющиеся в материалах административного дела доказательства суд находит допустимыми, относимыми, достоверными и достаточными для признания ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Собранными по делу об административном правонарушении доказательствами подтверждены изложенные в протоколе об административном правонарушении факты нарушения законодательства о валютном регулировании и валютном контроле, а также состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что у административного органа имелись основания для возбуждения производства по делу об административном правонарушении и привлечения директора ООО «Индиго» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений судом не установлено.
Протокол об административном правонарушении составлен и оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении вынесено уполномоченными должностными лицами административного органа в пределах предоставленной им компетенции.
Права ФИО1 на участие при составлении протоколов об административном правонарушении, при рассмотрении дела об административном правонарушении, а также иные права, предоставляемые КоАП РФ лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, административным органом обеспечены и соблюдены. Установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен.
Оценивая довод заявителя жалобы о возможности изменения назначенного наказания в виде штрафа на предупреждение, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ наказание в виде штрафа, назначенное субъектами малого и среднего предпринимательства, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, которое выявлено в ходе государственного контроля (надзора), муниципального контроля, если назначение наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей этого Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит замене на предупреждение при наличии предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ обстоятельств, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 13.15, 14.31 - 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 настоящего Кодекса (часть 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ).
В силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ административное наказание в виде предупреждения устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и при отсутствии имущественного ущерба.
Согласно части 3 статьи 3.4 КоАП РФ в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.
Из приведенных взаимосвязанных положений статей 4.1, 3.4, 4.1.1 КоАП РФ следует, что субъектам малого или среднего предпринимательства, а также их работникам административный штраф может быть заменен на предупреждение при соблюдении совокупности условий: действия общества не привели к причинению вреда жизни и здоровью людей и не создавали угрозу причинения такого вреда, заявитель совершил такое административное правонарушение впервые, а также отсутствует имущественный ущерб.
Вместе с тем, исходя из характера и объекта посягательства, совершенное директором ООО «Индиго» правонарушение имеет высокую общественную опасность, создает угрозу экономической безопасности государства, поскольку объектом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, является установленный порядок осуществления валютных операций, поэтому его нарушение посягает на экономическую безопасность государства, поскольку ведет к неконтролируемому потоку валютных ценностей, нарушает устойчивость валюты Российской Федерации и стабильность внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов развития национальной экономики.
Отсутствие вредных последствий правонарушения не относится к исключительным обстоятельствам, поскольку состав правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, является формальным, а отсутствие причинения вреда выявленными нарушениями или наступления каких-либо вредных последствий еще не свидетельствует о том, что совершенное обществом противоправное действие не несет существенной угрозы охраняемым правоотношениям.
Следовательно, несмотря на наличие у общества статуса субъекта малого предпринимательства в рассматриваемом случае отсутствует совокупность обстоятельств, которые в силу указанных норм КоАП РФ, могут являться основанием для замены назначенного ФИО1 административного штрафа на предупреждение.
Также суд не усматривает исключительных оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного обществом деяния малозначительным.
При указанных обстоятельствах оспариваемое постановление инспекции соответствует действующему законодательству и не подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 КоАП РФ Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
в удовлетворении жалобы директора общества с ограниченной ответственностью «Индиго» (ОГРН №) ФИО1 на постановление временно исполняющего обязанности начальника ИФНС России по <адрес> ФИО10 № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания отказать.
На данное решение суда может быть подана жалоба в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан через Буйнакский районный суд РД в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья ФИО8