РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 октября 2022 года город Узловая
Узловский районный суд Тульской области в составе
председательствующего Сафроновой И.М.,
при секретаре Ежовой Е.В.,
с участием истца Купцова В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело №2-1325/2022 по исковому заявлению Купцова Вячеслава Александровича к администрации муниципального образования Узловский район о признании права собственности на квартиру в порядке наследования по закону,
установил:
Купцов В.А. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Узловский район о признании права собственности на квартиру в порядке наследования по закону, мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ года умерла его мать ФИО1, проживавшая на день смерти одна по адресу: <адрес>. После ее смерти открылось наследство, заключающееся помимо прочего в данной квартире. В установленный законом срок истец обратился к нотариусу с заявлением о принятии наследства, однако оформить наследственные права на квартиру не может, поскольку правоустанавливающих документов на квартиру у матери не было. Указал, что ФИО1 в 1975 году была принята в члены ЖСК №7 с выделением ей квартиры <адрес>, а 02.07.1976 года ей был выдан ордер №№ на право занятия жилой площади. При жизни ФИО1 выполнила обязанности члена ЖСК по полной выплате пая, однако подтвердить это документально нет возможности, поскольку ЖСК №7 ликвидирован. Считает, что факт полной выплаты пая подтверждается личной карточкой члена ЖСК, из которой усматривается, что сметная стоимость квартиры равна 4664,95 рублей, при этом в счет стоимости квартиры ФИО1 из собственных средств внесена сумма 2500 рублей и выдана ссуда в размере 2284,95 рублей. Также имеются квитанции, подтверждающие перечисление ФИО1 денежных средств в счет погашения ссуды за период с 15.03.1977 года по 18.09.1990 года на сумму 2247,43 рублей. В связи с изложенным считает, что ФИО1 полностью выплатила пай за квартиру и жилое помещение подлежит включению в ее наследственную массу.
На основании изложенного, просит признать за Купцовым В.А. право собственности на квартиру <адрес> области, общей площадью 43,4 кв.м., в порядке наследования по закону после смерти ФИО1., умершей ДД.ММ.ГГГГ года.
Истец Купцов В.А. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал по основаниям, указанным в иске, просил удовлетворить.
Представитель ответчика администрации муниципального образования Узловский район в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, причина неявки суду не известна, возражений не представил.
Представители третьих лиц Узловского отделения ГУ ТО «Областное БТИ» и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом, причина неявки суду не известна, возражений не представили.
Выслушав мнение истца, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ года умерла ФИО1 проживавшая на момент смерти одна по адресу: <адрес>.
С ее смертью открылось наследство в виде вышеуказанной квартиры.
Жилое помещение постановлено на кадастровый учет 06.07.2012 года с присвоением кадастрового номера №
Согласно техническому паспорту на квартиру, составленному по состоянию на 13.04.2022 года, общая площадь помещения 43,4 кв.м., в том числе жилая 27,7 кв.м., подсобная 15,7 кв.м., а также имеется балкон площадью 2,8 кв.м. Сведений о самовольных перепланировке, переоборудовании, переустройстве не имеется.
В случае смерти гражданина по основаниям ч. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В силу ст.1111 ГК РФ наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.
Сведений о наличии завещания ФИО1 суду не представлено.
В соответствии с ч. 1 ст. 1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142-1145 и 1148 настоящего Кодекса.
Согласно ч.1 ст.1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Единственным наследником первой очереди по закону к имуществу ФИО1 является ее сын Купцов В.А., родственные отношения указанных граждан подтверждаются свидетельством о рождении.
В соответствии с ч.ч.1, 2 ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо о выдаче свидетельства о праве на наследство, либо совершением действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы по содержанию наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
В силу ст.1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
В установленный законом срок сын умершей Купцов В.А. обратился к нотариусу Узловского нотариального округа Савостьяновой В.Л. с заявлением о принятии наследства (наследственное дело №№
Однако в нотариальном порядке вступить в права наследования на вышеуказанную квартиру не имеет возможности в связи с тем, что при жизни наследодатель не зарегистрировал свое право собственности на квартиру.
Как указал истец в исковом заявлении, его мать ФИО1 являлась членом жилищно-строительного кооператива (ЖСК) №7 и получила спорную квартиру в собственность после полной выплаты пая за нее.
Проверяя указанные обстоятельства, судом исследована архивная выписка из протокола заседания исполнительного комитета Узловского городского Совета депутатов трудящихся Тульской области от 16.10.1975 года №№
Как усматривается из данной выписки на заседании Исполкома принято решение 21-354, согласно которому в целях упорядочения ведения учета заявлений граждан для вступления в жилищно-строительные кооперативы, принято решение об утверждении списков граждан, включенных в ЖСК №7, рассмотренные комиссией по жилищным вопросам при горисполкоме, согласно приложению №1. В данном списке под номером 27 значится ФИО1
На основании решения 15-253 Исполнительного комитета городского Совета депутатов трудящихся от 24.06.1976 года, изложенного в Протоколе заседания Исполкома №15, утвержден протокол общего собрания ЖСК №7 по распределению жилой площади согласно приложению №1.
В данном приложении под номером 41 поименована ФИО1 буфетчица ОРСа, которой в доме-новостройке №<адрес> выделена жилая площадь — двухкомнатная квартира №84, жилой площадью 27,7 кв.м., расположенная на 5 этаже дома.
Вселение ФИО1 и ее сына Купцова В.А. в выделенную квартиру состоялось на основании ордера №№ на право занятия жилой площади по вышеуказанному адресу. Ордер выдан 02.07.1976 года на основании решения Исполкома №15-245 от 24.06.1976 года.
Согласно положениям ст.111 и ст.113 ЖК РСФСР, действовавшего до 01.03.2005, граждане, достигшие 18-летнего возраста, постоянно проживающие в данном населенном пункте и нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вправе вступить в жилищно-строительный кооператив в качестве члена ЖСК и получить в нем квартиру.
В соответствии со ст.118 ЖК РСФСР, лицу, принятому в члены жилищно-строительного кооператива, по решению общего собрания членов кооператива, утвержденному исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов, предоставляется отдельная квартира, в соответствии с количеством членов семьи, суммой его паевого взноса и предельным размером жилой площади, предусматриваемым Примерным уставом жилищно-строительного кооператива.
Заселение квартир в доме жилищно-строительного кооператива производится по ордерам, выдаваемым исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
В соответствии со ст.125 ЖК РСФСР права и обязанности члена жилищно-строительного кооператива, а также членов его семьи, условия пользования и основания прекращения пользования жилыми помещениями определялись уставом кооператива.
Согласно ч. 2 ст. 7 Закона СССР N 1305 от 06 марта 1990 года «О собственности в СССР» член жилищно-строительного кооператива, полностью внесший свой паевой взнос за квартиру или иное строение или помещение, предоставленные ему в пользование, с 01 июля 1990 года приобретает право собственности на это имущество. Аналогичное положение содержалось в ст.13 Закона РСФСР N 443-1 от 24 декабря 1990 года «О собственности в РСФСР» и содержится в ч.4 ст.218 ГК РФ.
Исходя из системного толкования перечисленных норм, право собственности на кооперативную квартиру возникает только у члена жилищно-строительного кооператива, который полностью выплатил паевой взнос за жилое помещение, предоставленное ему в пользование.
Как указал истец, при жизни ФИО1 полностью выплатила пай за квартиру, однако справку о выплате пая своевременно в ЖСК №7 не получала. В настоящее время получить данный документ невозможно в связи с ликвидацией ЖСК №7.
Между тем, как усматривается из личной карточки члена ЖСК №7 ФИО1 полная стоимость выделенной ей квартиры составила 4664,95 рублей, из которых 2500 рублей ФИО1 оплатила за счет собственных денежных средств, оставшаяся часть стоимости в размере 2284,95 рублей является ссудой, которая полностью выплачена ФИО1 в период с марта 1977 года по сентябрь1990 года, что подтверждается соответствующими платежными квитанциями об оплате ФИО1 ссуды за кооперативную квартиру.
Таким образом, суд признает доказанным то обстоятельство, что ФИО1 являлась членом ЖСК №7, а также то, что по состоянию на сентябрь 1990 года полностью выплатила паевой взнос за спорное жилое помещение, то есть приобрела право собственности на спорную квартиру.
Однако по состоянию на 25.03.2022 года в ЕГРН сведений о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества – квартиру №<адрес>, не имеется, что также подтверждается техническим паспортом спорного жилого помещения от 13.04.2022 года, в котором указано, что чье-либо право собственности на квартиру не зарегистрировано.
В соответствии с п.4 ст.218 ГК РФ член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.
Поскольку пай за спорную квартиру был полностью выплачен ФИО1 последняя имела право зарегистрировать в установленном порядке свое право собственности на жилое помещение, однако не сделала этого, а ДД.ММ.ГГГГ года умерла.
Согласно п.2 ст.8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
В соответствии с ч.1 ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, а также ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в ЕГРП органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Часть 1 ст.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», действовавшей до 01.01.2017, устанавливает, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Аналогичные положения содержатся в ч. 3-5 ст. 1 Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», действующего с 01.01.2017.
В п.38 Постановления Пленума ВС РФ №25 от 23.06.2015 года «О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ» разъяснено, что, по смыслу ст.131 ГК РФ, закон в целях обеспечения стабильности гражданского оборота устанавливает необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение.
Между тем, как разъяснено в п.3 данного Постановления для лиц, не являющихся сторонами сделки и не участвовавших в деле, считается, что подлежащие государственной регистрации права на имущество возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, а не в момент совершения или фактического исполнения сделки либо вступления в законную силу судебного решения, на основании которых возникают, изменяются или прекращаются такие права (п.2 ст.8.1, п.2 ст.551 ГК РФ). Иной момент возникновения, изменения или прекращения прав на указанное имущество может быть установлен только законом. Например, вне зависимости от осуществления соответствующей государственной регистрации право переходит в случаях универсального правопреемства (ст.ст.58, 1110 ГК РФ), в случае полного внесения членом соответствующего кооператива его паевого взноса за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное кооперативом этому лицу (п.4 ст.218 ГК РФ).
Аналогичные по сути разъяснения даны в п.11 Постановления Пленума ВС №10, Пленума ВАС №22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», согласно которому в силу п.2 ст.8 ГК РФ (с учетом изменений ГК РФ – п.2 ст.8.1 ГК РФ) права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом. Иной момент возникновения права установлен, в частности, для приобретения права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования и реорганизации юридического лица (абз.2,3 п.2, п.4 ст.218 ГК РФ, п.4 сст.1152 ГК РФ). Так, если наследодателю или реорганизованному юридическому лицу (правопредшественнику) принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к наследнику или вновь возникшему юридическому лицу независимо от государственной регистрации права на недвижимость.
Право собственности на недвижимое имущество в случае принятия наследства возникает со дня открытия наследства (п.4 ст.1152 ГК РФ). Наследник вправе обратиться с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - государственный регистратор), после принятия наследства. В этом случае, если право собственности правопредшественника не было зарегистрировано в ЕГРП, правоустанавливающими являются документы, подтверждающие основание для перехода права в порядке правопреемства, а также документы правопредшественника, свидетельствующие о приобретении им права собственности на недвижимое имущество.
В силу ст.1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество.
Таким образом, предметом наследования в соответствии с положениями закона является имущество, обладающее признаком принадлежности наследодателю. Включение имущественных прав в состав наследства обусловлено их возникновением при жизни наследодателя при условии, что наследодатель являлся их субъектом на день открытия наследства.
В силу ч.2 ст.1152 ГК РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где оно ни находилось.
Проанализировав представленные доказательства в совокупности с изложенными нормами закона, учитывая, что хотя право собственности наследодателя Купцова В.А. – ФИО1 на спорную квартиру и не было в установленном законом порядке зарегистрировано в ЕГРН, однако спорная квартира является ее собственностью с момента полной выплаты пая за нее, следовательно, после смерти ФИО1 подлежит наследованию в порядке универсального правопреемства, в связи с чем в силу ст.ст.218,1152,1153 ГК РФ право собственности на квартиру <адрес>, перешло к Купцову В.А. в порядке наследования по закону после смерти ФИО1 умершей ДД.ММ.ГГГГ года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Купцова Вячеслава Александровича к администрации муниципального образования Узловский район о признании права собственности на квартиру в порядке наследования по закону удовлетворить.
Признать за Купцовым Вячеславом Александровичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем <адрес> (паспорт №, выдан ДД.ММ.ГГГГ года <данные изъяты>), право собственности на квартиру общей площадью 43,4 кв.м., в том числе жилой площадью 27,7 кв.м., подсобной площадью 15,7 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, в порядке наследования по закону после смерти ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ года.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Узловский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий И.М. Сафронова