Дело № 2а-333/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Буйнакск 12 апреля 2021 г.
Буйнакский городской суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Аджиевой Л.З.,
при секретаре судебного заседания Магомедовой З.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №14 по Республике Дагестан к Курбанову Гаджимураду Магомедовичу о взыскании земельного налога и налога на имущество физических лиц,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №7 по Республике Дагестан (далее – налоговый орган) обратилась в суд с административным иском к Курбанову Г.М. о взыскании недоимки по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц указав, что Курбанов Г.М. (далее – административный ответчик), 15 октября 1976 года рождения, уроженец г. Буйнакска, состоит на налоговом учете в Межрайонная ИФНС России № 14 по Республике Дагестан. Курбанов Г.М. является собственником следующего имущества, признаваемого объектами налогообложения: здания, расположенного по адресу: Республика Дагестан, г. Каспийск, ул. Советская, д. 13 «а» и земельного участка по адресу: Республика Дагестан, г. Каспийск, ул. Советская, д. 13 «а». Налоговым органом в адрес административного ответчика было направлено требование об уплате налогов и сборов, которое исполнено не было. Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России №14 по Республике Дагестан в мировой суд направлено заявление о вынесении судебного приказа на взыскание задолженности по налогам. На основании поступившего от должника возражения, мировым судом вынесено определение об отмене судебного приказа. Просит взыскать с Курбанова Г.М. недоимки за 2018 г. по налогу на имущество физических лиц в размере 226 942 рубля и пени в размере 1 159,30 рублей; земельному налогу в размере 3 419 рублей и пени в размере 56,11 рублей. Всего 231 576,41 рублей.
Межрайонная ИФНС России № 14 по Республике Дагестан, уведомленная о месте и времени судебного заседания, в суд своего представителя не направила, уважительность причин неявки не представила, об отложении судебного заседания не просила.
Курбанов Г.М., в установленном законом порядке уведомленный о месте и времени судебного заседания, для участия в нем не явился, своего представителя не направил, об отложении не ходатайствовал, об уважительных причинах неявки суду не сообщил.
На основании ст.150 КАС Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Исследовав представленные материалы, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абз.3 п.2 настоящей статьи.
Согласно п.2 ст.44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.
Согласно ст.57 НК РФ срок уплаты налога устанавливается применительно к каждому налогу и сбору. В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
В силу п.1 ст.48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абз.3 п.2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п.2 ст.48 НК РФ).
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз.3 п.3 ст.48 НК РФ).
В соответствии с ч.2 ст.286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительным причинам срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно п.3 ст.75 НК РФ за просрочку исполнения обязанности по уплате налога начисляются пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах, дня уплаты налога и сбора.
В соответствии со ст. 387 НК РФ, земельный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с НК РФ, законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.
Согласно положениям ст.388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В силу п.1 ст.389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
В соответствии со ст. 399 НК РФ, налог на имущество физических лиц устанавливается НК РФ и законами субъектов РФ о налоге, вводится в действие в соответствии с НК РФ, законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.
Согласно положениям ст.388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 НК РФ.
В силу п.1 ст.401 НК РФ объектом налогообложения признаются расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно материалам дела Курбанов Г.М. является собственником имущества признаваемых объектами налогообложения:
- земельный участок с государственным кадастровым номером №, площадью 250 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> «а»;
- здание с государственным кадастровым номером №, площадью 1057 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.
Из материалов дела усматривается, что задолженность по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц Курбанова Г.М. составила на общую сумму 231 576, 41 рублей.
В связи с неисполнением обязанности по уплате земельного налога и налога на имущество физических лиц за 2018 год налоговым органом направлено налоговое уведомление № от 10 июля 2019 г. согласно которому задолженность Курбанова Г.М. составляет по налогу на имущество 226 942 рубля и земельному налогу в размере 3 419 рублей.
Налоговым органом направлено требование от 27 декабря 2019 г. № согласно которому Курбанову Г.М. предлагалось в срок до 14 февраля 2020 г. уплатить земельный налог и налог на имущество физичеких лиц.
Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 36830042842444 требование было вручено Курбанову Г.М. 14 января 2020 г.
Указанное требование в добровольном порядке Курбановым Г.М. не было исполнено, в связи с чем, по заявлению налогового органа мировым судьей судебного участка № 20 г. Буйнакска Республики Дагестан вынесен судебный приказ от 10 сентября 2020 г. о взыскании задолженности по уплате земельного и имщественного налога в размере 231 839,41 рублей и государственной пошлины в сумме 2 759 рублей, который был отменен определением мирового судьи от 28 сентября 2020 г.
Налог, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П, - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Как уже указывалось выше, обязанность платить налоги это безусловное требование государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства; взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества; оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2007 года N 381-О-П).
Кроме того, как разъяснено в 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 62, истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации является препятствием для выдачи судебного приказа, в то время как в рассматриваемом деле судебный приказ был вынесен мировым судьей, который не усмотрел правовых оснований к отказу в принятии заявления налогового органа (статья 123.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, налоговый орган может подать административное исковое заявление в районный суд общей юрисдикции не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Налоговым органом последовательно принимались меры по взысканию налоговой задолженности, уполномоченным государственным органом явно выражена воля на взыскание в принудительном порядке с административного ответчика неуплаченных сумм земельного и мущественного налога, а также пени, в связи с чем подано заявление о вынесении судебного приказа, отмена судебного приказа позволяла налоговому органу предъявить административные исковые требования в течение шести месяцев с момента отмены последнего.
Согласно ч.6 ст.289 КАС РФ суд при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций, в том числе выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абзац 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
При указанных выше обстоятельствах, принимая во внимание, что на дату обращения с настоящим административным иском в суд, налоговый орган не утратил право на принудительное взыскание недоимки по налогам и пени в связи с пропуском установленного шестимесячного срока, суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления.
В силу положений ч.1 ст.114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход местного бюджета.
С учетом положений ч.1 ст.114 КАС РФ и пп.1 п.1 ст.333.19 НК РФ с административного ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 5 831,52 рубль.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административное искового заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №14 по Республике Дагестан к Курбанову Гаджимураду Магомедовичу о взыскании земельного налога и налога на имущество физических лиц удовлетворить.
Взыскать с Курбанова Гаджимурада Магомедовича, ИНН 054303018983 недоимку по: налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов в размере 226 942 (двести двадцать шесть тысяч девятьсот сорок два) рубля, пени в размере 1 159 (одна тысяча сто пятьдесят девять) рублей 30 коп.; земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов в размере 3 419 (три тысячи четыреста девятнадцать) рублей 41 коп. и пени в размере 56 (пятьдесят шесть) рублей 11 коп. На общую сумму 231 576 (двести тридцать одна тысяча пятьсот семьдесят шесть) рублей 41 коп.
Взыскать с Курбанова Гаджимурада Магомедовича в доход бюджета муниципального образования «город Буйнакск» государственную пошлину в размере 5 831 (пять тысяч восемьсот тридцать один) рубль 52 коп.
Резолютивная часть решения объявлена 12 апреля 2021 года.
Решение в окончательной форме принято 19 апреля 2021 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Аджиева Л.З.