Судья Хулапова Г.А. дело №33-3328/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 марта 2019 года город Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего, судьи Авериной Е.Г.
судей Синани А.М. и Шестаковой Н.В.
при секретаре Побережной Д.Н.
по докладу судьи Шестаковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым на решение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 26 декабря 2018 года по гражданскому делу по иску Карпаченко Татьяны Николаевны к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым о признании решения незаконным, обязательстве осуществить определенные действия,
УСТАНОВИЛА:
В октябре 2018 года Карпаченко Татьяна Николаевна обратилась с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым о признании незаконным решения пенсионного органа от 26.07.2018 года № об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости; возложении на ответчика обязанности включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы с 06.08.1985 года по 12.01.1989 года в должности воспитателя детского комбината №26 Симферопольского завода телевизоров им. 50-летия СССР - Головного завода производственного объединения «Фотон», а также периоды учебных отпусков с 22.10.2007 года по 10.11.2007 года и с 01.05.2008 года по 30.05.2008 года и периоды обучения на курсах повышения квалификации во время работы в должности воспитателя Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Крым «Республиканский специализированный Дом ребенка для детей с поражением центральной нервной системы и нарушением психики «Елочка» с 14.05.2012 года по 25.05.2012 года и с 19.04.2017 года по 16.05.2017 года; возложении на ответчика обязанности по назначению истице досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 07.05.2018 года.
Решением суда первой инстанции иск удовлетворен. Постановлено: признать незаконным решение пенсионного органа от 26.07.2018 года №; обязать пенсионный орган включить в стаж истицы, дающий
2
право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, следующие периоды работы: с 06.08.1985 года по 12.01.1989 года в должности воспитателя детского комбината №26 Симферопольского завода телевизоров им. 50-летия СССР – Головного завода производственного объединения «Фотон»; с 22.10.2007года по 10.11.2007 года, с 01.05.2008 года по 30.05.2008 года - периоды учебных отпусков; с 14.05.2012 года по 25.05.2012 года и с 19.04.2017 года по 16.05.2017 года - периоды нахождения на курсах повышения квалификации во время работы в должности воспитателя Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Крым «Республиканский специализированный Дом ребенка для детей с поражением центральной нервной системы и нарушением психики «Елочка»; обязать пенсионный орган назначить истице досрочную страховую пенсию по старости с 07.05.2018 года.
В апелляционной жалобе Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым ставит вопрос об отмене судебного решения, оспаривая выводы суда о нарушении пенсионных прав истицы.
В заседание суда апелляционной инстанции явились истица и ее представитель.
Ответчик не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.
Судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в отсутствие представителя ответчика, что не противоречит положениям ст.167 ГПК РФ.
Истец и его представитель возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Как предусмотрено ч.ч.1,2 ст. 327.1. ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав истицу и ее представителя, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в соответствии со ст.327.1 ГПК РФ и проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.п.2,3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 от 19 декабря 2003 г. "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального
права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
3
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требования закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55,59-61,67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Согласно п.п.1,3,4 ч.1 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Удовлетворяя иск, суд исходил из обоснованности заявленных исковых требований.
Выводы суда первой инстанции соответствуют нормам процессуального права и подлежащим применению нормам материального права.
Как следует из материалов дела, решением пенсионного органа от 26.07.2018 года № Карпаченко Т.Н. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости согласно п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» на том основании, что специальный стаж истицы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, составил 21 год 4 месяца 14 дней при необходимых 25 годах.
Из расчета специального стажа работы были исключены периоды: период работы истицы в должности няня-уборщица, воспитатель Детского комбината № 26 Симферопольского завода телевизоров 50-летия СССР- Головного завода Производственного объединения «Фотон» с 02.12.1983 года по 12.01.1989 года - по той причине, что Списком № 1397 наименований учреждений «детский комбинат» не поименован; периоды учебных отпусков с 22.10.2007года по 10.11.2007 года, с 01.05.2008 года по 30.05.2008 года; периоды нахождения на курсах повышения квалификации во время работы в должности воспитателя Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Крым «Республиканский специализированный Дом ребенка для детей с поражением центральной нервной системы и нарушением психики «Елочка» с 14.05.2012 года по 25.05.2012 года и с 19.04.2017 года по 16.05.2017 года.
Положения Конституции Российской Федерации (ст. ст. 6, 15, 17, 18, 19 и 55) по своему смыслу предполагают правовую определенность и
4
связанную с ней предсказуемость законодательной политики, в частности, в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
В соответствии со ст.1 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» Республика Крым принята в Российскую Федерацию.
Как установлено ст.23 указанного Федерального конституционного закона Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В силу ст.12 вышеуказанного закона на территории Республики Крым действуют документы, в частности, подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на
получение пенсий и разрешительные документы, выданные государственными и иными официальными органами Украины, АР Крым без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Согласно ст.4 Федерального закона РФ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона (граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя), имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.
5
Принимая во внимание то, что предметом иска является включение в специальный трудовой стаж периодов работы до 18 марта 2014 года в государстве Украина, с учетом положений ст.4 Федерального закона РФ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», при обсуждении вопроса о характере трудовой деятельности истицы в спорные периоды подлежат применению нормы материального права Украины, что соответствует положениям ст.4 ГК РФ, а также принципу правовой определенности.
В то же время, следует применять правовые нормы РФ, поскольку спорные правоотношения носят длящийся характер и назначение истице досрочной пенсии производится по законодательству РФ.
Как предусмотрено п.«е» ст.55 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» от 5 ноября 1991 г. № 1788-ХП, работники образования имеют право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста при наличии специального стажа работы не менее 25 лет в соответствии с Перечнем, который утверждается в порядке, определяемом Кабинетом Министров Украины.
В раздел 1 Перечня заведений и учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному Постановлением КМУ от 04 ноября 1993 г. № 909, включены воспитатели дошкольных образовательных учреждений всех типов.
При этом законодательство Украины не предусматривало в качестве обязательного условия включения в специальный (льготный) педагогический стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, необходимость отработка нормо-часов педагогической работы 25 часов в неделю за ставку заработной платы для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, работающим непосредственно в группах с обучающимися (воспитанниками, детьми), имеющими ограниченные возможности здоровья.
В соответствии с законом Украины «О дошкольном образовании» в систему дошкольного образования входят, в частности, дошкольные воспитательные учреждения независимо от подчинения, типов и форм собственности.
Дошкольное воспитательное учреждение определяется как учреждение образования детей от 2-х месяцев до шести (семи) лет, которое осуществляет присмотр, оздоровление, воспитание и обучение детей; обеспечивает реализацию права ребенка на получение дошкольного образования, ее физическое, умственное и духовное развитие, социальную адаптацию.
К типам дошкольных учебных учреждений относятся, в частности, детские ясли, детские ясли-сады, детский садик, ясли-садик комбинированного типа.
Как предусмотрено Положением о дошкольном воспитательном заведении Украины, утвержденным постановлением Совета министров
6
Украины от 01 сентября 1993 года №688, дошкольное воспитательное учреждение является учреждением образования и общественного воспитания детей от двух месяцев до семи лет, который осуществляет задачи по
удовлетворению потребностей в уходе, оздоровлении, воспитании и обучении детей дошкольного возраста.
К дошкольным учреждениям относятся: детские ясли, детские сады, детские ясли-сады с кратковременным, дневным, круглосуточным и круглогодичным пребыванием детей (п.п.1,2).
В случае необходимости могут создаваться следующие типы (группы) дошкольных воспитательных заведений: общего развития, компенсирующие, комбинированные, семейные, прогулочные и другие. Все типы дошкольных воспитательных заведений обеспечивают уход, развитие, воспитание и обучение детей (п.18).
Аналогичные положения содержит Положение о дошкольном воспитательном заведении Украины, утвержденное постановлением Совета министров Украины от 12 марта 2003 года №305 (п.п.1,3).
Согласно ст. 1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии устанавливаются в соответствии с настоящим законом.
В соответствии с п.3,4 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ, периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
В силу ст.8 Федерального Закона N400-ФЗ от 28.12.2013 года "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Согласно п.19 ч.1 ст.30 Федерального Закона N400-ФЗ от 28.12.2013 года страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. В силу ч. 3 ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 настоящего
7
Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно.
В соответствии с положениями п. 22 Правил, утвержденных приказом Минтруда России от 17.11.2014 N 884н, при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган ПФР, з том числе, запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе.
В соответствии с ч.2 ст.30 Закона N400-ФЗ от 28.12.2013 г. Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со стать 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" (при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей) применяются соответствующие списки.
В целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительство Российской Федерации 16.07.2014 г. приняло Постановление N665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", которое действует с 01.01.2015 г.
Согласно подпункту "м" пункта 1 данного Постановления при определении права на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781; Список
8
должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N1067, для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно; Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463, с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно; Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01.01.1992 года.
В силу п. 3 названного постановления Правительства РФ N1067 от 22.09.1999 г. в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 01.11.1999 г. в соответствии со Списком
профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N463, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления.
Согласно п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР N463 от 6 сентября 1991 г., в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года N 463, с применением положений пункта 2 указанного постановления - используется для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 года по 31.10.1999 года включительно.
В соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 21.05.1959 года N 558 "О мерах по дальнейшему развитию детских
9
дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста" было проведено объединение детских яслей и детских садов в единые дошкольные учреждения, которым дали бытовое название - детские комбинаты. Независимо от ведомственной принадлежности созданные детские комбинаты регистрировались в районном отделе народного образования с присвоением порядкового номера детского дошкольного учреждения и наделялись правами юридического лица.
В Общесоюзном классификаторе "Отрасли народного хозяйства", утвержденном 01.01.1976 года и действовавшем до 01.01.2003 года, содержался перечень наименований учреждений дошкольного образования, в которых могла осуществляться педагогическая деятельность, которая служит основанием для назначения досрочной трудовой пенсии.
Разделом 924003 Общесоюзного классификатора к учреждениям дошкольного воспитания относятся детские сады, ясли, ясли-сады (комбинаты), детские площадки.
Согласно п.1.8 Списка должностей и учреждений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781, предусмотрено, что правом на досрочное пенсионное обеспечение имеют работники дошкольных образовательных учреждений, в том числе детских садов всех наименований.
Тождественность указанных организаций образовательным учреждениям, предусмотренным пунктом 1.10 раздела "Наименование учреждений" Списка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781, в том числе дошкольных образовательных организациях для детей независимо от их наименований, - установлена Приказом Минтруда России от 24 сентября 2015 г. N 661н "Об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой в образовательных организациях".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначена трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогический деятельность для детей.
Согласно п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, - периоды выполнявшейся начиная с 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной
10
платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.
В силу п.п.4,5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от _11 июля 2002 года N 516, - в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд PФ.
Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитывается в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.
Согласно п.1 ст.66 ТК РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника, что также установлено п. 2 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225, и п.1 Постановления Совмина СССР и ВЦСПС от 06.09.1973 N 656 "О трудовых книжках рабочих и служащих".
Заполнение трудовой книжки впервые производится администрацией предприятия, учреждения, организации в присутствии работника. Сведения о работе заверяются подписью специально уполномоченного лица и печатью, ответственность за своевременное и правильное заполнение трудовых книжек, несет специально уполномоченное лицо.
В силу ст.173 ТК РФ работникам, направленным на обучение работодателем или лицам, поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной форме обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.
Согласно ст.187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
11
Аналогичные положения предусматривало и законодательство Украины.
Как разъяснено в п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализаций прав граждан на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (п.п. 7-13 п. 1 ст. 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемой должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Проанализировав фактические обстоятельства по делу, доводы и возражения сторон, представленные доказательства и нормативные положения, регулирующие спорные правоотношения, судебная коллегия считает несостоятельными доводы апелляционной жалобы об отсутствии правовых оснований для признания за истицей права на досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Спорные периоды осуществления истицей педагогической деятельности подтверждены записями в трудовой книжке, справками о характере работы и подлежат включению в специальный стаж с учетом особенностей нормативного регулирования педагогической деятельности.
Наименование «Детский комбинат» тождественно профессиональным организациям образовательных учреждений, предусмотренным пунктом 1.10 раздела "Наименование учреждений" списка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781, в том числе дошкольных образовательных организациях для детей независимо от их наименований, что установлено Приказом Минтруда России от 24 сентября 2015 г. N 661н "Об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой в образовательных организациях".
При подсчете периодов работы, подлежащих включению в специальный педагогический стаж, установлено, что такой стаж составляет более 25 лет.
С учетом аналитической справки профессиональной деятельности, справок ГБУЗ РК Республиканский специализированный Дом ребенка для детей с поражением центральной нервной системы и нарушением психики
12
«Ёлочка» о направлении истицы в учебные отпуска, на курсы повышения квалификации с сохранением рабочего места и среднего заработка с соответствующим удержанием в Пенсионный фонд являются обоснованными выводы суда первой инстанции о необходимости включения в специальный стаж периодов учебных отпусков и периодов нахождения на курсах повышения квалификации.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к выводу, что при разрешении возникшего спора суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал надлежащую правовую оценку представленным истицей документальным данным и постановил законное и обоснованное решение.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доводы апелляционной жалобы ответчика не содержат правовых оснований к отмене или изменению решения суда первой инстанции, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
На основании изложенного решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст.328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 26 декабря 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: