Дело № 2а-2836/2019
88а-6224/2020
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Владивосток 26 августа 2020 года
Кассационное определение в окончательной форме изготовлено 4 сентября 2020 года.
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.,
судей Ровенко П.А., Зайцевой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного истца Ковтун Е.А. на решение Советского районного суда г. Владивостока от 7 октября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 30 января 2020 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению Ковтун Е.А. к администрации г. Владивостока об оспаривании бездействия по несоблюдению сроков предоставления земельного участка и возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К., выслушав объяснения представителя административного ответчика администрации г. Владивостока Зубовой Н.Г., возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции,
установила:
Ковтун Е.А. обратилась в Советский районный суд г. Владивостока с административным исковым заявлением к администрации г. Владивостока о признании незаконным бездействия, выразившегося в несоблюдении сроков рассмотрения вопроса о предоставлении земельного участка, возложении обязанности в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении ей земельного участка в собственность бесплатно.
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что постановлением администрации г. Владивостока от 22 ноября 2017 года № 2773 она включена в реестр граждан, имеющих право на получение земельного участка в соответствии с Законами Приморского края от 29 декабря 2003 года № 90-КЗ «О регулировании земельных отношений в Приморском крае» и от 8 ноября 2011 года № 837-КЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Приморском крае».
Установленный статьей 5 Закона Приморского края от 8 ноября 2011 года № 837-КЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Приморском крае» срок для принятия решения о предоставлении в собственность земельного участка - 180 календарных дней со дня включения в реестр истек, однако администрацией г. Владивостока решение о предоставлении ей земельного участка не принято, жеребьевка не проведена, что является незаконным бездействием органа местного самоуправления.
Решением Советского районного суда г. Владивостока от 7 октября 2019 года административное исковое заявление Ковтун Е.А. удовлетворено частично, признано незаконным бездействие администрации г. Владивостока по принятию решения о бесплатном предоставлении земельного участка Ковтун Е.А., имеющей троих детей, в установленный законом срок, на администрацию г. Владивостока возложена обязанность в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенное нарушение.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 30 января 2020 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым административный иск Ковтун Е.А. оставлен без удовлетворения.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что администрацией г. Владивостока не допущено незаконное бездействие, выразившееся в непредоставлении административному истцу земельного участка в установленный Законом Приморского края от 8 ноября 2011 года № 837-КЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Приморском крае» срок, поскольку в силу объективных причин существует дефицит земельных участков, пригодных для предоставления указанной категории граждан, в настоящее время административным ответчиком ведется деятельность по подготовке документации по планировке территории и формированию земельных участков.
27 мая 2020 года административным истцом Ковтун Е.А. через Советский районный суд г. Владивостока подана кассационная жалоба, которая поступила в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 17 июля 2020 года.
В кассационной жалобе Ковтун Е.А. ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции в части неполного рассмотрения заявленных требований и апелляционного определения. По мнению заявителя, судом первой инстанции допущено нарушение норм процессуального права при разрешении заявленных ей требований, которые не были рассмотрены в полном объеме. Наличие дефицита земельных участков, пригодных для предоставления многодетным семьям, не освобождает административного ответчика от исполнения действующего законодательства. Администрацией г. Владивостока не представлено доказательств проведения мероприятий в целях соблюдения установленного законом порядка и срока предоставления ей и членам ее семьи земельного участка. В силу закона дефицит земельных участков не является уважительной причиной для несоблюдения установленных законом сроков.
Административный истец о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещен своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явился, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения лица, явившегося в судебное заседание, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судом апелляционной инстанции не допущены нарушения, влекущие отмену вынесенного по делу апелляционного определения в кассационном порядке.
В силу положений подпункта 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок бесплатного предоставления в собственность земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства, на территории Приморского края определен Законом Приморского края от 8 ноября 2011 года № 837-КЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Приморском крае» (далее - Закон Приморского края от 8 ноября 2011 года № 837-КЗ), частью 3 статьи 4 которого предусмотрено, что образование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в целях их бесплатного предоставления в собственность гражданам, а также их предоставление гражданам осуществляются уполномоченными органами местного самоуправления.
Согласно части 1 статьи 5 Закона Приморского края от 8 ноября 2011 года № 837-КЗ в целях бесплатного получения земельного участка гражданин подает в уполномоченный орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг заявление о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно с указанием фамилии, имени, отчества детей.
В соответствии с частью 5 указанной статьи уполномоченный орган местного самоуправления по результатам рассмотрения заявления принимает решение о включении гражданина (граждан) в реестр граждан, имеющих право на получение земельного участка в соответствии с настоящим Законом (далее - Реестр), либо об отказе во включении в Реестр при наличии оснований, установленных частью 7 настоящей статьи, в установленные данной нормой сроки.
Реестровый номер присваивается в порядке очередности в соответствии с датой принятия решения уполномоченным органом местного самоуправления о включении гражданина (граждан) в Реестр (часть 6 статьи 5 Закона Приморского края от 8 ноября 2011 года № 837-КЗ).
Согласно частям 8 и 8 (1) статьи 5 Закона Приморского края от 8 ноября 2011 года № 837-КЗ уполномоченные органы местного самоуправления в течение 180 календарных дней со дня включения гражданина (граждан) в Реестр, а в случае присвоения гражданину нового реестрового номера в соответствии с частью 2 статьи 5(1) настоящего Закона - со дня присвоения нового реестрового номера, принимают решение о предоставлении в собственность бесплатно гражданину (гражданам) и его (их) детям земельного участка.
Решение о предоставлении земельных участков в собственность бесплатно гражданину (гражданам) и его (их) детям принимается уполномоченным органом местного самоуправления после проведения проверки соответствия гражданина (граждан) и его (их) детей требованиям пунктов 4 и 5 части 4 статьи 2 настоящего Закона по результатам жеребьевки, проводимой в соответствии со статьей 5(1) настоящего Закона; без проведения жеребьевки в случае, установленном частью 3 статьи 5(1) настоящего Закона (если на дату включения образованного земельного участка в Перечень земельных участков в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Закона в Реестр включен (включены) только один гражданин (граждане), которым присвоен единственный реестровый номер).
В силу положений части 2 статьи 5 и статьи 5(3) Закона Приморского края от 8 ноября 2011 года № 837-КЗ при отсутствии в достаточном количестве на территории муниципального образования земельных участков для предоставления гражданам в соответствии с настоящим Законом земельные участки могут быть предоставлены с их согласия на территории другого муниципального образования; граждане, в отношении которых в течение 180 календарных дней со дня включения их в Реестр не принято решение о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, вправе подать в уполномоченный орган местного самоуправления заявление о согласии на предоставление земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с настоящим Законом на территории иного муниципального образования Приморского края.
Уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования, на территории которого отсутствуют земельные участки для предоставления в соответствии с настоящим Законом, вправе заключить соглашение с теми муниципальными образованиями, на территории которых граждане выразили согласие на предоставление земельного участка в соответствии с настоящим Законом.
Из материалов дела следует, что Ковтун Е.А. является многодетной матерью и постановлением администрации г. Владивостока от 22 ноября 2017 года № 2773 включена в реестр граждан, имеющих право на получение земельного участка в соответствии с Законом Приморского края от 8 ноября 2011 года № 837-КЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Приморском крае», с присвоением реестрового номера.
На дату истечения 180-дневного срока предоставления земельного участка со дня включения Ковтун Е.А. в реестр, земельный участок для индивидуального жилищного строительства, предназначенный для предоставления лицам, имеющим трех и более детей, на территории г. Владивостока административному истцу не предоставлен.
По сведениям администрации г. Владивостока за период реализации Закона Приморского края от 8 ноября 2011 года № 837-КЗ в реестр граждан, подавших заявления на предоставление земельного участка, включены 4957 семей, а в перечень земельных участков, предназначенных для предоставления гражданам, имеющим трех более детей, - 2063 земельных участков, из которых 2058 земельных участков предоставлены гражданам указанной категории, 5 земельных участков выставлены на ближайшую жеребьевку. Последний реестровый номер, присвоенный семье, которой предоставлен земельный участок, составляет 2131. Всего проведено 45 жеребьевок.
По итогам проведенных общественных обсуждений по вопросу выбора земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для образования земельных участков в целях бесплатного предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства одобрены 38 территорий. В целях организации и проведения общественных обсуждений направлены обзорные схемы 23 земельных участков на кадастровом плане территории, планируемые к предоставлению. По результатам общественных обсуждений даны задания МКУ «КРЗН» на подготовку схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории в целях образования земельных участков для предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, путем раздела 9 земельных участков. Проводится работы по разработке и утверждению документации по планировке одобренных территорий.
При указанных обстоятельствах выводы суда апелляционной инстанции о том, что администрацией г. Владивостока принимаются меры по реализации Закона Приморского края от 8 ноября 2011 года № 837-КЗ, однако имеются объективные причины, не позволившие административному ответчику принять решение о предоставлении Ковтун Е.А. земельного участка в течение 180 дней со дня включения ее в реестр с учетом очередности в связи с отсутствием таких земельных участков в достаточном количестве, являются правильными.
Кроме того, как верно отмечено судом апелляционной инстанции, любое обязательство государства по бесплатному предоставлению земельных участков, в том числе для индивидуального жилищного строительства, должно быть обеспечено необходимыми земельными ресурсами в соответствующем объеме и реализуемо на практике. Отсутствие возможности формирования земельного участка, в том числе для индивидуального жилищного строительства, в границах городского поселения может быть обусловлено особенностями развития данного поселения с учетом градостроительных, экологических и иных норм, что само по себе не может рассматриваться как нарушение конституционных прав граждан (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21 февраля 2008 года № 121-О-О).
Для реализации права на получение в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства должен быть соблюден порядок формирования этого участка и постановки его на государственный кадастровый учет, что предполагает необходимость предварительного проведения уполномоченными органами ряда связанных с этим мероприятий.
Кроме того, право на получение земельного участка в собственность бесплатно имеют в равной степени все лица, относящиеся к категории многодетных семей и обратившиеся с заявлением о предоставлении земельного участка, внеочередное или первоочередное обеспечение земельными участками кого-либо из этой категории граждан закон не предусматривает.
Между тем, материалы дела не содержат доказательств наличия свободных земельных участков, выделенных под индивидуальное жилищное строительство для многодетных семей, а также свидетельствующих о нарушении установленной очередности их предоставления, ущемляющем права и законные интересы административного истца.
С учетом изложенного, вопреки доводам кассационной жалобы административного истца, со стороны администрации г. Владивостока отсутствует незаконное бездействие по непредставлению Ковтун Е.А. бесплатно в установленный законом 180-дневный срок в собственность земельного участка.
Согласно части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие такого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также наличие нарушения прав, свобод и законных интересов заявителя.
В данном деле указанная совокупность условий не установлена, в связи с чем суд апелляционной инстанции правомерно отказал в удовлетворении административного иска Ковтун Е.А.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм права, регулирующих порядок бесплатного предоставления земельных участков отдельным категориям граждан, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и исследованных доказательств, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта в кассационном порядке.
Ссылка административного истца на нарушение судом норм процессуального права, выразившее в нерассмотрении заявленных административных исковых требований в полном объеме, не может быть принята во внимание.
Фактически окончательное решение по настоящему делу принято судом апелляционной инстанции в соответствии с требованиями, установленными статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и полномочиями, определенными в статье 309 указанного Кодекса. При этом предметом рассмотрения апелляционного суда являлись требования Ковтун Е.А. к администрации г. Владивостока об оспаривании бездействия и возложении обязанности принять решение о предоставлении семье административного истца в собственность бесплатно земельного участка, заявленные в порядке устранения недостатков административного иска на основании определения судьи об оставлении его без движения, иных заявлений Ковтун Е.А., в том числе об уточнении требований, в материалах административного дела не имеется.
Поскольку судом апелляционной инстанций не допущены нарушения в применении норм материального и процессуального права, которые могли бы привести к принятию неправильного решения, выводы, изложенные в апелляционном определении судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 30 января 2020 года, соответствуют обстоятельствам дела, оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 30 января 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ковтун Е.А. – без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу решения.
Председательствующий
Судьи