Решение по делу № 33а-6840/2019 от 20.06.2019

Судья Кононова Ю.С. Дело № 33а-6840/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 июля 2019 г. г. Симферополь

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего Терентьевой Н.А.

судей Хожаиновой О.В., Шидаковой О.А.,

при секретаре Ломзиной М.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Сафонова Юрия Федоровича к Администрации города Ялта Республики Крым, Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым, заинтересованные лица – Сафонов Эдуард Юрьевич, Сафанова Наталья Олеговна, Сафонов Денис Эдуардович, Сафонова Валентина Федоровна, Ищенко Юрий Александрович, Ищенко Людмила Альбертовна, Общество с ограниченной ответственностью «Сельбилляр» о признании отказа незаконным, понуждении к совершению действий, по апелляционной жалобе Сафонова Юрия Федоровича на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 29 апреля 2019 г., которым в удовлетворении административного иска отказано.

Заслушав доклад судьи Терентьевой Н.А., пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, судебная коллегия,

установила:

Сафонов Ю.Ф. обратился в Ялтинский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными действия административных ответчиков, связанные с их фактическим отказом сформировать земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом <адрес>, вместе с элементами озеленения и благоустройства, иными предназначенными для его обслуживания, эксплуатации и благоустройства объектами, и установить соответствующий фактическому землепользованию вид разрешенного использования этого земельного участка - среднеэтажная жилая застройка; обязать административных ответчиков в течение 20 календарных дней после вступления решения суда в законную силу сформировать земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом <адрес>, вместе с элементами озеленения и благоустройства, иными предназначенными для его обслуживания, эксплуатации и благоустройства объектами, и установить соответствующий фактическому землепользованию вид разрешенного использования этого земельного участка - среднеэтажная жилая застройка, мотивируя тем, что истцу и заинтересованным лицам принадлежат на праве собственности квартиры, расположенные в многоквартирном жилом доме <адрес>. 14 декабря 2018 г. истец обратился в Администрацию города Ялта Республики Крым с заявлением о формировании земельного участка, необходимого для обслуживания многоквартирного жилого дома <адрес>, на которое 24 января 2019 г. получил ответ за подписью заместителя начальника Департамента имущественных и земельных отношений, из которого следует, что многоквартирный жилой дом расположен на земельном участке, находящемся в пользовании ООО «Сельбилляр» на основании договора аренды, с видом разрешенного использования – здравоохранение и им рекомендовано обратиться с заявлением о разделе земельного участка на кадастровом плане территории, с приложением соответствующей схемы раздела. При этом поданные им документы возвращены без рассмотрения. Истец считает данный отказ незаконным, поскольку на органы местного самоуправления возлагается обязанность по формированию земельного участка, необходимого для обслуживания многоквартирного дома.

Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 29 апреля 2019 г. в удовлетворении административного искового заявления Сафонова Юрия Федоровича отказано.

Не согласившись с указанным решением, Сафоновым Ю.Ф. подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права. Указывает, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом, не сформирован и формировался ранее. Полагает, что формирование земельного участка возможно исключительно органом местного самоуправления к полномочиям которого отнесены также подготовка и утверждение схемы расположения этого земельного участка на кадастровом плане территории, в том числе и при необходимости раздела ранее сформированного земельного участка, являющегося муниципальной собственностью.

В судебном заседании представители Общества с ограниченной ответственностью «Сельбилляр» Пасько А.А., Фролов Ю.А. возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.

Сафонов Ю.Ф. Сафонов Э.Ю., Сафанова Н.О., Сафонов Д.Э., СафоноваВ.Ф., Ищенко Ю.А., Ищенко Л.А., представители Администрации города Ялта Республики Крым, Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Судебная коллегия, руководствуясь указанными положениями статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Общество с ограниченной ответственностью «Сельбилляр», является пользователем земельного участка площадью 6,7640 га по адресу: <адрес> на основании договора аренды, условия которого утверждены судебным решением от 9 сентября 2009 г.

Земельный участок площадью 67640+/-91 кв.м поставлен ООО «Сельбилляр» на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера с установлением категории земель «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «здравоохранение», сведения об объекте имеют статус ранее учтенных.

В границах вышеуказанного земельного участка расположен жилой дом литера «Г» площадью 180,4 кв. метров, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый .

Согласно сведений Единого государственного реестра недвижимости, а также данных, содержащихся в МУП Бюро технической инвентаризации города Ялта, собственниками помещений вышеуказанного жилого дома являются:

Сафонова Валентина Федоровна (квартира № 1);

Сафонов Эдуард Юрьевич и Сафонова Наталия Олеговна, Сафонов Денис Эдуардович (квартира № 2);

Сафонов Юрия Федорович - (квартира № 3);

Ищенко Юрий Александрович, Ищенко Людмила Альбертовна (квартира № 4).

18 декабря 2018 г. Сафонов Ю.Ф., Сафонов Э.Ю., Сафонова Н.О., Сафонов Д.Э., Сафонова В.Ф. обратились в Администрацию города Ялта Республики Крым с заявлением, в котором просили сформировать земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом, установив соответствующий фактическому землепользованию вид разрешенного использования этого земельного участка - среднеэтажная жилая застройка.

12 января 2019 года Департаментом имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта был дан ответ №03-17/1512, согласно которому документы возвращены в адрес заявителей, с указанием на то, что земельный участок, в пределах которого находится жилой дом, расположен в границах земельного участка общей площадью 67640 кв.м по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , который имеет статус «ранее учтенный», границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями Российского законодательства и находится в пользовании ООО «Сельбилляр» на условиях заключенного с ним договора аренды. При этом снятие с кадастрового учета земельного участка, имеющего статус «ранее учтенный», производится в судебном порядке, в связи с чем заявителю рекомендовано, для рассмотрения вопроса о формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом на земельном участке, ранее сформированном, обратиться с заявлением о разделе земельного участка, с приложением схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.

Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку в отношении спорного земельного участка зарегистрировано право аренды, и действия по преобразованию участка не совершались, ответчик правомерно возвратил истцу его заявление без рассмотрения по существу, предоставив соответствующие разъяснения о необходимости произвести преобразование (раздел) ранее учтенного земельного участка.

С указанными выводами судебная коллегия согласиться не может, исходя из следующего.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к их общему имуществу многоквартирного дома. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Условия и порядок предоставления земельных участков в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирных домах законодательно закреплены в статье 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».

Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.

В части 2 указанной статьи закреплено, что земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с частью 3 статьи 16 Закона № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010 г. № 12-П «По делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме вправе в индивидуальном порядке обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением об образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Согласно части 4 статьи 16 Закона №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», образование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

В случае если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме с момента его образования и проведения государственного кадастрового учета. Многоквартирные дома и иные объекты недвижимого имущества, входящие в состав таких домов, построенные после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, принимаются приемочной комиссией только при установлении размеров и границ земельных участков, на которых расположены такие многоквартирные дома (части 5, 6 статьи 16 вышеуказанного Закона).

Поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания. Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010 г. № 12-П).

В соответствии с Уставом муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, к полномочиям Администрации муниципального образования городской округ Ялта в области использования земли и охраны природы отнесено обеспечение выбора и формирования земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности в порядке установленном Ялтинским городским советом; осуществление управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности в порядке установленном Ялтинским городским советом.

Решением 1-й сессии 1-го созыва Ялтинского городского совета Республики Крым от 28 ноября 2014 г. № 131 учрежден Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым, утверждено Положение о Департаменте.

В соответствии с пунктом 1.1 Положения, Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым является функциональным органом и входит в структуру администрации города Ялты Республики Крым, осуществляет полномочия в сфере имущественных и земельных отношений в соответствии с Уставом муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.

В соответствии с пунктом 2.2 Положения, одной из основных задач Департамента является подготовка материалов по вопросам распоряжения муниципальным имуществом и земельными участками на территории муниципального образования городского округа Ялта.

Из материалов дела следует, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, является муниципальной собственностью.

С заявлением о формировании земельного участка обратились собственники жилых помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации.

Судебная коллегия приходит к выводу, что обращение собственников помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка.

Именно на органы местного самоуправления федеральным законом возложена публичная обязанность сформировать земельный участок согласно требованиям земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, как по собственной инициативе, так и по заявлению любого собственника помещения дома, при установленных обстоятельствах.

При этом право на приобретение в собственность спорного земельного участка у собственников многоквартирного дома возникло в силу закона и не может быть ограничено решением органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка в аренду.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что истцы вправе требовать формирования границ названного выше земельного участка.

При этом, нахождение земельного участка на праве аренды у ООО «Сельбилляр» не является основанием для возврата вышеуказанных документов без рассмотрения и отказа гражданам в реализации их права на формирование земельного участка.

Учитывая изложенное, у Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым отсутствовали правовые основания для возврата документов без рассмотрения, по основаниям, изложенным в письме от 12 января 2019 г. №03-17/1512.

Таким образом, применительно к частям 9, 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства судебная коллегия считает, что оспариваемые действия Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым не соответствует нормативным правовым актам, регулирующим рассматриваемые правоотношения, его законность административным ответчиком не доказана, при этом, безусловно, оно нарушает права административного истца.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для отмены решения суда является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

При таких обстоятельствах, решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 29 апреля 2019 г. подлежит отмене, с вынесением по делу нового решения.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,

определила:

решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 29 апреля 2019 г., - отменить.

Принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление Сафонова Юрия Федоровича удовлетворить частично.

Признать незаконными действия Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым, выраженные в письме от 12 января 2019 г. №03-17/1512 по отказу в формировании земельного участка под многоквартирным домом №39-Г по ул. Кирова в городе Ялта и установлению вида разрешенного использования данного земельного участка.

Обязать Администрацию города Ялта Республики Крым рассмотреть заявление Сафонова Юрия Федоровича от 18 декабря 2018 г. о формировании земельного участка под многоквартирным домом.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.

Председательствующий судья: Н.А. Терентьева

Судья: О.В. Хожаинова

Судья: О.А. Шидакова

33а-6840/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Сафонов Юрий Федорович
Ответчики
Администрация г. Ялты РК
Департамент имущественных и земельных отношений Администрации г. Ялта
Другие
Сафонова Валентина Федоровна
ООО Сельбилляр
Ищенко Людмила Альбертовна
Сафонов Эдуард Юрьевич
Ищенко Юрий Александрович
Сафонов Денис Эдуардович
Сафонова Наталья Олеговна
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Дело на странице суда
vs.krm.sudrf.ru
21.08.2020Передача дела судье
21.08.2020Судебное заседание
21.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.08.2020Передано в экспедицию
23.07.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее