№ 2а-1914/13-2020 г.
46RS0030-01-2020-001118-83
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 февраля 2020 года г.Курск
Ленинский районный суд г. Курска в составе:
председательствующего – судьи: Авериновой А.Д.,
с участием ст. помощника Курского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Курской области –Толкачева Ю.Ф.,
при секретаре Коршунове А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курской области к Муратову Александру Александровичу об установлении административного надзора,
У С Т А Н О В И Л:
ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курской области обратилось в Ленинский районный суд г.Курска с вышеназванным административным исковым заявлением к Муратову А.А. При этом указав, что Муратов А.А. ДД.ММ.ГГГГ Пристенским районным судом Курской области осужден по ст. 228.1 ч.1 УК РФ к 1 году 8 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Поскольку осужденный совершил тяжкое преступление, и в его действиях суд признал наличие опасного рецидива преступлений, то установление административного надзора является обязательным. Просили установить Муратову А.А. административный надзор сроком на 8 лет и при установлении административного надзора установить следующие ограничения: обязать являться 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации и запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося избранным местом жительства, пребывания или фактического нахождения в ночное время с 22 час. 00 мин. до 06 час.00 мин.
В судебном заседании представитель административного истца ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курской области по доверенности Кобозев М.А. поддержал административный иск в полном объеме по изложенный в нем основаниям и просил его удовлетворить.
В судебном заседании административный ответчик Муратов А.А. не возражал против установления административного надзора. При этом указав, что ограничения являются чрезмерными, т.к. он не сможет осуществлять трудовую деятельность.
Выслушав участников процесса, исследовав предоставленные доказательства, с учетом заключения прокурора, полагавшим требования ФКУ ИК-2 УФСИН России подлежащими удовлетворению в полном объеме с установлением административных ограничений в полном объеме, суд приходит к следующему.
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены главой 29 КАС РФ и Федеральным законом от 06.04.2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Согласно ст. 272 КАС РФ суд рассматривает дела по заявлениям об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» от 06.04.2011 года № 64-ФЗ (далее – Закон об административном надзоре), административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Частью 1 статьи 3 Закона об административном надзоре определено, что административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: 1) тяжкого или особо тяжкого преступления;2) преступления при рецидиве преступлений;3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего;4) двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В силу ч.2 ст. 3 Закона об административном надзоре, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за:1) совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи);2) совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений;3) совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, предусмотренного пунктом «л» части второй статьи 105, пунктом «е» части второй статьи 111, пунктом «з» части второй статьи 117, частью четвертой статьи 150 (в случае совершения преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы), статьями 205 - 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277 - 279, 282 - 282.3, 295, 317, 357, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации;4) совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи).
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Пристенским районным судом Курской области осужден по ст. 228.1 ч.1 УК РФ к 1 году 8 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Таким образом, Муратов А.А. совершил преступление, которое в соответствии со ст. 15 УК РФ относится к категории тяжких преступлений.
Так как приговором суда в действиях Муратова А.А. установлен опасный рецидив, то на осужденного распространяются действия Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» от 06.04.2011 года № 64-ФЗ.
В соответствии с п.2 ч.1 ст. 5 Закона об административном надзоре, административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в ч.2 ст. 3 настоящего ФЗ на срок, установленный законодательством РФ, для погашения судимости.
В силу п. «г» ч. 3 ст. 86 УК РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения преступления) в отношении лиц, осужденных за тяжкие преступления, судимость погашается по истечении восьми лет после отбытия наказания.
Муратов А.А. освобождается из исправительного учреждения ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, срок погашения его судимости – ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п.3 ч.1 ст. 5 Закона об административном надзоре, административный надзор в отношении Муратова А.А. исчисляется со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что заявление ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курской области об установлении административного надзора в отношении Муратова А.А. является обоснованным.
Согласно ч.ч.1,2 ст. 4 Закона об административном надзоре, в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации. Обязательным является установление судом административного ограничения в виде: обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории; запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.
При определении подлежащих применению при административном надзоре ограничений, суд учитывает данные о личности Муратова А.А., характер и степень общественной опасности совершенного им преступления, его поведение в период отбывания наказания в исправительном учреждении, в связи с чем, в целях защиты государственных и общественных интересов, а также для предупреждения совершения Муратовым А.А. преступлений и других правонарушений и оказания на него индивидуального профилактического воздействия, суд считает необходимым установить в отношении него административный надзор на срок 8 лет с установлением ограничений в виде обязательной явки 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации и запрета выезда за пределы Курской области.
Указанные ограничения, по мнению суда, наиболее полно соответствуют целям установления административного надзора в отношении лица, освобожденного из мест лишения свободы.
Оснований для установления иных ограничений суд не усматривает.
Довод административного ответчика о том, что административный надзор нарушает его право на осуществление трудовой деятельности, не может быть принят во внимание. При этом следует отметить, что административный надзор не является повторным наказанием и согласно ст. 2 Федерального закона от 06.04.2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 названного закона преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов. Из смысла вышеприведенной нормы следует, что административный надзор является мерой социального контроля за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, имеющей цель, в том числе, предупреждение рецидивной преступности, что не должно расцениваться как ухудшение положения таких лиц. Установленные в отношении административного ответчика административные ограничения, соответствуют целям предупреждения совершения им преступлений и других правонарушений, а также оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов. Кроме того, в дальнейшем поднадзорное лицо не лишено возможности обратиться в суд в соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 06.04.2011 года № 64-ФЗ с заявлением о досрочном прекращении административного надзора либо о частичной отмене установленных судом административных ограничений. Тем более, что согласно части третьей статьи 12 Закона об административном надзоре орган внутренних дел дает разрешение поднадзорному лицу, в отношении которого установлены административные ограничения, предусмотренные пунктами 3, 4 и 5 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания этого лица, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории в связи со следующими исключительными личными обстоятельствами: 1) смерть или угрожающая жизни тяжелая болезнь близкого родственника; 2) необходимость получения поднадзорным лицом медицинской помощи, а также прохождения лечения в учреждениях органов здравоохранения, если эти помощь и лечение не могут быть получены по месту жительства или пребывания поднадзорного лица либо в установленных судом пределах территории; 3) невозможность дальнейшего проживания поднадзорного лица по месту жительства, пребывания или фактического нахождения в связи со стихийным бедствием или иными чрезвычайными обстоятельствами; 4) прохождение поднадзорным лицом обучения за установленными судом пределами территории; 5) необходимость прохождения вступительных испытаний при приеме в образовательную организацию; 6) необходимость решения следующих вопросов при трудоустройстве: а) явка в органы службы занятости населения для регистрации и дальнейшего взаимодействия с этими органами в целях поиска подходящей работы либо регистрации в качестве безработного, если в установленных судом пределах территории отсутствуют соответствующие органы службы занятости населения; б) прохождение предварительного собеседования; в) прохождение обязательного предварительного медицинского осмотра (обследования), необходимого для заключения трудового договора, если этот осмотр (обследование) не может быть пройден в установленных судом пределах территории; г) заключение трудового договора; д) заключение договора гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и (или) оказание услуг; е) государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя, получение лицензии на осуществление определенного вида деятельности. Следовательно, указанные административные ограничения не умаляют достоинство, не исключают реализацию права на свободу передвижения и иных его прав и свобод. Кроме того, данные доводы носят предположительный характер, поскольку административный ответчик подлежит освобождению только в апреле 2020 года, в связи с чем, последним не представлено убедительных доказательств того, что установленные административные ограничения нарушают его права и интересы на трудоустройство и (или) трудовую деятельность.
В связи с изложенным требования ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курской области подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление удовлетворить частично.
Установить в отношении Муратова Александра Александровича, <данные изъяты>, административный надзор со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения на срок погашения судимости, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ.
Установить Муратову А.А. при административном надзоре следующие административные ограничения: обязать являться 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации и запретить выезд за пределы Курской области.
В остальной части в удовлетворении административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Ленинский районный суд г.Курска в десяти дней со дня принятия решения судом.
Судья: