№10RS0012-01-2022-000289-91 Дело № 2-188/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 июня 2022 года г. Питкяранта
Питкярантский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Прокофьевой И.М.,
при секретаре Гуль И.В..,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Чекашкина Сергея Петровича к Государственному учреждению Отделению Пенсионного фонда РФ по Республике Карелия о включении военной службы в стаж работы в районах Крайнего Севера и перерасчете фиксированной выплаты к страховой пенсии
установил:
Иск предъявлен по тем основаниям, что Чекашкин С.П. является получателем пенсии по старости с 03.06.2015. Истец указывает, что в период с 01.05.1978 по 06.05.1980 проходил военную службы в войсковой части № в с<адрес>. После службы в Советской Армии в июле 1980 года при трудоустройстве в зверосовхоз «Прибой» его направили на обучение в Петрозаводский госуниверситет по специальности «Зоотехния» с обязательством выплаты стипендии зверосовхозом. Поскольку истец не прошел по конкурсу, с 01 сентября 1980 года был принят на работу в зверосовхоз «Прибой» Питкярантского района
10.09.2019 Чекашкин С.П. обратился в территориальный орган Пенсионного фонда с заявлением о перерасчете пенсии, решением № от 13.09.2019 истцу было отказано в установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости по причине отсутствии стажа работы в районах Крайнего Севера.
Указанное решение ответчика истец считает незаконным, нарушающим его право на социальное обеспечение по возрасту, гарантированное ст.39 Конституции РФ.
Чекашкин С.П. просит включить в стаж работы в районах Крайнего Севера период прохождения им военной службы по призыву с 01.05.1978 по 06.05.1980; обязать ответчика произвести перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии с 01.10.2019.
В судебном заседании истец Чекашкин С.П. исковые требования поддержал по обстоятельствам, в нем изложенным. Показал, что является получателем пенсии по старости с 2015 года, в 2019 году обратился к ответчику с заявлением о перерасчете фиксированной выплаты к страховой пенсии, поскольку проходил военную службу по призыву в районе Крайнего Севера. С решением ответчика об отказе в перерасчете не согласен.
Представитель ответчика ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по Республике ФИО5 действующая по доверенности, исковые требования не признала, поскольку право на включение периодов военной службы в стаж работы в районах Крайнего Севера (приравненных к ним местностях) для целей определения размера пенсии и установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости ни ранее действующими законами, ни законом «О страховых пенсиях» не предусмотрено.
Суд, исследовав материалы дела, заслушав объяснения сторон, считает установленными следующие обстоятельства.
В соответствии с ч.4 ст.17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400 «О страховых пенсиях» лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50% суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной ч.ч.1,2 ст.16 указанного закона.
Лицам, проработавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Статьей 12 вышеуказанного закона предусмотрено, что период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы относится к иным периодам, засчитываемым в страховой стаж, а не к периодам работы и (или) иной деятельности.
Как установлено в судебном заседании, Чекашкин С.П. 03.06.1959 года рождения, с 03.06.2015 является получателем трудовой пенсии по старости.
10 сентября 2019 года истец обратился к ответчику с заявлением об установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, в удовлетворении которого решением от 13 сентября 2019 года № № ему было отказано по причине отсутствия необходимого стажа работы в районах Крайнего Севера.
В период с 01.05.1978 по 06.05.1980 проходил действительную военную службу по призыву в войсковой части №, дислоцировавшейся в <адрес>. После увольнения с военной службы 01.09.1980 истец был принят на работу в зверосовхоз «Прибой», расположенный на территории Питкярантского района Республики Карелия.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на страховые пенсии регулирует Федеральный закон от 28.12.2013 № 400 «О страховых пенсиях»
Согласно ч. 8 ст. 13 Закона при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
В соответствии с ч. ч. 4, 6 ст. 17 Закона лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Закона размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Одним из условий для установления и соответственно перерасчета фиксированной выплаты к страховой пенсии в размере, предусмотренном ч. 4 ст. 17 Закона (за работу в районах Крайнего Севера) и ч. 6 ст. 17 Закона (за работу в приравненных к ним местностях), является наличие необходимой продолжительности стажа, выработанного календарно в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях.
Положения ст. 17 Закона являются элементом правового механизма пенсионного обеспечения граждан, продолжительное время проработавших в районах Крайнего Севера. Установленное указанной нормой правовое регулирование направлено на предоставление указанным лицам повышенного уровня пенсионного обеспечения, имеет целью компенсировать их дополнительные материальные затраты и физиологическую нагрузку в связи с работой и длительным проживанием в неблагоприятных природно-климатических условиях.
Согласно Постановлению Совета Министров СССР от 25.03.1968 N 181 "О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях" солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы (службы в военно-строительных отрядах) в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г., если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г. предусматривались льготы определенной категории работников в виде надбавок к месячному заработку, дополнительных отпусков, выплате суточных, обеспечения жилой площадью, а также право на назначение пенсии по старости со снижением возраста.
По смыслу названных нормативных актов вышеуказанным лицам, при соблюдении ряда условий, периоды прохождения срочной военной службы могут быть включены в стаж работы в районах Крайнего Севера (приравненных к ним местностях) для целей определения права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
Право на включение периодов военной службы в стаж работы в районах Крайнего Севера (приравненных к ним местностях) для целей определения размера пенсии и установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости перечисленными нормативными актами не предусмотрено.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что доводы истца о необходимости подсчета стажа работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в таком же порядке, который применяется для назначения пенсии за работу в указанных районах и местностях, не основаны на законе.
Ухудшение условий реализации прав истца на пенсионное обеспечение, на которое он рассчитывал до введения в действие нового правового регулирования, не произойдет, поскольку на момент прохождения истцом военной службы по призыву возможность установления фиксированной выплаты к страховой (трудовой) пенсии по старости законом не была предусмотрена и при внесении впоследствии соответствующих положений в нормативный правовой акт законодатель был вправе установить условия их реализации, в том числе, отличные от условий реализации права на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
При таких обстоятельствах, требования истца удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Чекашкина Сергея Петровича отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Питкярантский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий И.М.Прокофьева
Мотивированное решение в порядке ст.199 ГПК РФ составлено 27 июня 2022 года.