26RS0020-01-2020-000936-10
№ 2а – 552 / 2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Кочубеевское 16 июня 2020 года
Кочубеевский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Шереметьевой И.А.,
при секретаре судебного заседания Ращупкиной О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по <адрес> к Прохорову Я.В. о взыскании задолженности по уплате страховых взносов,
УСТАНОВИЛ:
МИФНС РФ № по СК обратилось в суд с административным иском к Прохорову Я.В. о взыскании задолженности по уплате страховых взносов.
В обоснование административного искового заявления указано, что Прохоров Я.В. состоит на налоговом учёте в МИФНС России № по СК в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст. 6 Федерального закона № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.
Согласно ч. 1 ст. 232 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 п. 1 ст. 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со ст. 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с ч. 2 названной статьи суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты сумм страховых взносов.
Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов.
Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 5 названной статьи пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Исходя из вышеуказанных норм права следует, что требование о взыскании пени производно от взыскания основного платежа, поскольку пени начисляются только при наличии недоимки.
Обязанность по уплате пени оканчивается с прекращением основного обязательства.
В результате неуплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в
Фонд обязательного медицинского страхования ответчику начислены пени по недоимке (задолженности).
В связи с не поступлением в срок сумм страховых взносов, должнику направлено требование: от ДД.ММ.ГГГГ №S01160268136, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором указано, что у плательщика имеется задолженность по страховым взносам и пене.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги (п.1 ст. 23) и выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах (п.7, ст. 23).
В пункте 1 статьи 3 НК РФ указана обязанность каждого лица, уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
Пункт 2 статьи 44 Налогового Кодекса Российской Федерации предусматривает, что обязанность по уплате налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.
В соответствии со ст. 405 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
Согласно п. 1 ст. 408 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - исчисляется налоговыми органами.
В соответствии со ст. 357 НК РФ, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения на основании ст. 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В нарушение статьи 45 НК РФ Прохоров Я.В. не исполнил установленную законом обязанность по уплате транспортного налога.
Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины, и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 358 НК РФ).
В соответствии со ст. 360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год. Пункт 1 статьи 362 НК РФ предусматривает, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
В нарушение статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налогов налогоплательщиком исполнена не в полном объеме.
Инспекция обратилась в суд с заявлением, о вынесении судебного приказа о взыскании с должника Прохорова Я.В. долга страховым взносам и пени в общей сумме 3129,90 рублей.
Мировым судьей судебного участка № <адрес> был вынесен судебный приказ №а-824-15-459/2019 от ДД.ММ.ГГГГ.
После поступления заявления от должника с возражением против исполнения судебного приказа судья вынес определение об отмене судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ.
Также в определении об отмене судебного приказа судья разъяснил, что заявленное требование может быть предъявлено в порядке искового производства.
Неуплата указанных платежей влечет неисполнение доходной части бюджета, а следовательно, неполучение государством денежных средств, что нарушает интересы взыскателя.
Просит страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ: налог в размере 1939.25 руб., пеня в размере 410,31 рублей.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (сумма платежа за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ) на общую сумму 2349.56 рублей.
Отнести все расходы по настоящему делу на административного ответчика.
В судебное заседание административный истец МИФНС № по СК, административный ответчик Прохоров Я.В. не явились, надлежаще извещенные о дате и месте рассмотрения дела, сведений о причине неявки суд не предоставили.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть административное дело на основании ст. 150 КАС РФ в отсутствии не явившихся лиц.
Изучив представленные материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Порядок и сроки для принудительного взыскания с налогоплательщика - физического лица неуплаченного налога, пени, штрафов предусмотрены положениями ст. 48 НК РФ.
По общему правилу п. 2 названной статьи заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В то же время, как установлено абз. 2 п. 3 этой же статьи, требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, налоговым законодательством предусмотрены специальные сроки по требованиям об уплате налога, пени.
В силу ст. 360, п. 1 ст. 393 НК РФ налоговым периодом в целях исчисления налога признается календарный год
В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом. При установлении факта пропуска без уважительной причины срока, суд, исходя из положений п. 5 ст. 180 и п. 8 ст. 219 КАС РФ, отказывает в удовлетворении административного иска, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.
Из анализа положений п.п. 1 - 3 ст. 48 НК РФ следует, что срок, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов, ограничен - шесть месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №, Пленума ВАС РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные п. 2 ст. 48 или п. 1 ст. 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных НК РФ, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О).
Как следует из материалов дела, налогоплательщику Прохорову Я.В. налоговым органом направлены требования об уплате налога, а именно:
- от ДД.ММ.ГГГГ №S01160268136 на общую сумму 12 040,84 рублей, срок уплаты до ДД.ММ.ГГГГ,
- от ДД.ММ.ГГГГ № на общую сумму 16 834,25 рублей, срок уплаты до ДД.ММ.ГГГГ.
Между тем, с заявлением о взыскании задолженности по налогу Межрайонной ИФНС России № России по <адрес> обратилась к мировому судье судебного участка № <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, то есть с нарушением установленного шестимесячного срока обращения в суд.
Судебный приказ, вынесенный мировым судьей судебного участка № <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, фактически был вынесен за пределом установленного законом шестимесячного срока.
Определением мирового судьи судебного № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ был отменен, поскольку должник Прохоров Я.В. возражал относительно исполнения данного судебного приказа.
Наличие в деле судебного приказа не освобождает суд от обязанности проверить соблюдение налоговым органом срока для обращения за получением такого приказа и дать оценку приведенным выше обстоятельствам.
Таким образом, на дату обращения МИФНС № по СК в суд с данным административным иском налоговый орган уже утратил право на принудительное взыскание сумм транспортного налога в связи с пропуском установленного шестимесячного срока.
Таким образом, сумма в размере 2 349,56 рублей является безнадежной к взысканию, налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки и задолженности по страховым взносам по настоящему иску в связи с истечением установленного срока их взыскания.
Поскольку на дату обращения с настоящим административным иском в суд, налоговый орган уже утратил право на принудительное взыскание недоимки по налогам и пени в связи с пропуском установленного шестимесячного срока и доказательств уважительности пропуска срока административным истцом не представлено, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Пропуск налоговым органом сроков взыскания задолженности по налогам препятствует взысканию пени за нарушение сроков уплаты этих налогов, так как в силу ст. 72 НК РФ начисление пени является лишь способом обеспечения исполнения обязательств по уплате налогов, а ст. 75 НК РФ устанавливает правило об уплате пени одновременно с уплатой налога или после его уплаты в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 – 180, 286 КАС РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по <адрес> к Прохорову Я.В. о взыскании задолженности по уплате страховых взносов отказать.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Кочубеевский районный суд Ставропольского края в течение месяца со дня его принятия.
Судья И.А. Шереметьева