Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Братск                                16 апреля 2020 года

Братский районный суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи                         Громовой Е.Н.,

при секретаре судебного заседания                     Гойдиной И.В.,

с участием административного истца –

помощника прокурора Братского района Иркутской области     Ефимова Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-251/2020 по административному исковому заявлению прокурора Братского района Иркутской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Кобинского сельского поселения о возложении обязанности разработать и принять муниципальную программу развития субъектов малого и среднего предпринимательства,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Братского района Иркутской области обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к администрации Кобинского сельского поселения о возложении обязанности разработать и принять муниципальную программу развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

    В обоснование требований истец указал, что прокуратурой Братского района Иркутской области в рамках осуществления надзора за исполнением бюджетного законодательства установлено, что по состоянию на 28.05.2019 администрацией Кобинского сельского поселения не принималась муниципальная программа по вопросам развития малого и среднего предпринимательства на территории Кобинского муниципального образования. Вместе с тем, в соответствии с п. 28 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 11 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе формирование и осуществление муниципальных программ (подпрограмм) с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей.

    Из ст. 11 Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» следует, что в рамках целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования на уровне муниципальных образований разрабатываются документы стратегического планирования, к которым на уровне муниципального образования относится, в частности, муниципальная программа.

    В ст. 3 Федерального закона № 172-ФЗ муниципальная программа определяется как документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам и обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития муниципального образования.

    В силу п. 1 ст. 179 Бюджетного кодекса РФ муниципальные программы утверждаются местной администрацией муниципального образования.

    На основании п. 4 ст. 21 БК РФ целевые статьи расходов бюджетов формируются в соответствии с муниципальными программами.

    Часть 2 ст. 179 БК РФ предусматривает, что объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации муниципальных программ утверждается решением о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

    Таким образом, в соответствии с требованиями федерального законодательства финансирование полномочий по вопросам развития малого и среднего предпринимательства должно осуществляться на основе муниципальной программы как документа стратегического планирования, содержащего комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам и обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач.

    Вместе с тем, в нарушение требований бюджетного законодательства и законодательства о развитии малого и среднего предпринимательства планомерное финансирование вопросов развития малого и среднего предпринимательства в форме реализации муниципальной программы на территории Кобинского муниципального образования не осуществляется.

    В связи с выявленными нарушениями прокуратурой Братского района Иркутской области в адрес главы Кобинского муниципального образования внесено представление от 18.06.2019 №07-20а-2019. Однако, согласно информации администрации Кобинского сельского поселения от 19.07.2019 требования прокуратуры о разработке и принятии муниципальной программы отклонены.

    Неисполнение администрацией Кобинского сельского поселения вышеуказанных обязанностей влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Отсутствие благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства влияет на количество созданных рабочих мест, объем поступления доходов от налогов в местный бюджет на недвижимое имущество, а также комплексное развитие муниципального образования.

    В связи с чем, прокурор Братского района просит суд обязать администрацию Кобинского сельского поселения в срок до 01.06.2020 разработать и принять муниципальную программу развития субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с требованиями бюджетного законодательства.

В судебном заседании помощник прокурора Братского района Ефимов Д.А., действующий на основании прав по должности, заявленные административные исковые требования поддержал в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в административном иске, просил суд удовлетворить их в полном объеме.

Представитель административного ответчика - глава администрации Кобинского муниципального образования Митрофанов Ю.В. в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, указав, что исковые требования признает.

Выслушав помощника прокурора Братского района Ефимова Д.А., исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» признаются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно п. 5 указанной статьи поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляемая в целях развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства.

Основные цели государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации перечислены в ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». К ним относятся: развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации; обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства; обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства; оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств; увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства; обеспечение занятости населения и развитие самозанятости; увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта; увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Основными принципами государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации согласно ч. 3 данной статьи являются: разграничение полномочий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; ответственность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства; участие представителей субъектов малого и среднего предпринимательства, некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, в формировании и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, экспертизе проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства; обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, установленными государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации, муниципальными программами (подпрограммами).

Согласно п. 25 ч. 1 ст. 15, п. 28 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района отнесено создание условий для содействия развитию малого и среднего предпринимательства.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе формирование и осуществление муниципальных программ (подпрограмм) с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей (п.1).

    Правовые основы стратегического планирования в Российской Федерации, координации государственного и муниципального стратегического управления и бюджетной политики, полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и порядок их взаимодействия с общественными, научными и иными организациями в сфере стратегического планирования устанавливаются Федеральным законом от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

    В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» стратегическое планирование в Российской Федерации осуществляется на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации и уровне муниципальных образований.

    Пунктом 35 статьи 3 Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» установлено, что муниципальная программа - документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам и обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития муниципального образования.

    На основании ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» документы стратегического планирования разрабатываются в рамках целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования на федеральном уровне, на уровне субъектов Российской Федерации и на уровне муниципальных образований.

    К документам стратегического планирования, разрабатываемым на уровне муниципального образования, согласно ч. 5 указанной статьи относятся:

    1) стратегия социально-экономического развития муниципального образования;

    2) план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования;

    3) прогноз социально-экономического развития муниципального образования на среднесрочный или долгосрочный период;

    4) бюджетный прогноз муниципального образования на долгосрочный период;

    5) муниципальные программы.

    В соответствии со ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) муниципальные программы утверждаются местной администрацией муниципального образования.

    Объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации муниципальных программ утверждается решением о бюджете по соответствующей программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

    Таким образом, действующим законодательством обязанность по разработке и принятию муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства возложена, в том числе на органы местного самоуправления.

В судебном заседании установлено, что по Кобинскому муниципальному образованию муниципальная программа (подпрограмма) по вопросам развития малого и среднего предпринимательства не принималась и не разработана; полномочия по созданию условий для развития малого и среднего предпринимательства муниципальному образованию «Братский район» не передавались, что подтверждается сообщениями главы Кобинского муниципального образования от 28.05.2019 и от 19.07.2019.

При этом, из сообщения главы Кобинского муниципального образования от 19.07.2019 следует, что принятие муниципальных программ по вопросам развития малого и среднего предпринимательства является одним из полномочий органов местного самоуправления наряду с прочими полномочиями. То есть, принятие подобных программ не является безусловной обязанностью органа местного самоуправления.

Однако, неисполнение администрацией Кобинского сельского поселения обязанности по разработке и принятию муниципальной программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства, отсутствие которых влияет на обеспечение занятости населения и развитие самозанятости, на объем поступления доходов от уплачиваемых субъектами малого и среднего предпринимательства налогов, а также на комплексное развитие муниципального образования.

    Таким образом, оценивая в совокупности установленные по делу обстоятельства и перечисленные нормы закона, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований прокурора Братского района Иркутской области, заявленных в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, об обязании администрации Кобинского сельского поселения разработать и принять муниципальную программу развития субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с требованиями бюджетного законодательства.

    Принимая во внимание вышеизложенное, доводы, изложенные в сообщении главы Кобинского муниципального образования от 19.07.2019, в части того, что принятие муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства является правом, а не обязанностью, являются несостоятельными.

В соответствии с ч. 2 ст. 178 КАС РФ при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

Суд, принимая во внимание характер и объем работ, которые необходимо произвести, значимость проведения установленных судом мероприятий, находит возможным, установить срок исполнения возложенной на административного ответчика обязанности, указанный прокурором, - до 01.06.2020.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

    Р Е Ш И Л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01.06.2020 ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                                      ░.░. ░░░░░░░

░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – 20.04.2020 ░░░░.

2а-251/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Братского района Иркутской области
Ответчики
Администрация Кобинского сельского поселения
Суд
Братский районный суд Иркутской области
Судья
Громова Елена Николаевна
Дело на сайте суда
bratski.irk.sudrf.ru
17.03.2020Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
17.03.2020Передача материалов судье
02.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.04.2020Судебное заседание
28.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее