№
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Заозерный 25 сентября 2019 года
Рыбинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего Песеговой Т.В.,
с участием:
истца ФИО2 (посредством видеоконференц-связи),
представителя ответчика <адрес> ФИО3, действующего на основании доверенности,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, органа опеки и попечительства Управления образования администрации <адрес> ФИО7, действующей на основании доверенности,
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к <адрес> о постановке на учет для получения жилого помещения и предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО2 обратился в суд с иском к <адрес> о постановке на учет для получения жилого помещения и предоставлении жилого помещения.
Исковые требования мотивированы тем, что его родители лишены в отношении него родительских прав в ДД.ММ.ГГГГ года он находился под попечительством своей бабушки. Его родители: ФИО5 умерла в ДД.ММ.ГГГГ, ФИО6 умер в ДД.ММ.ГГГГ году он был определен на полное государственное обеспечение на обучение в КГБОУ «Профессиональное училище ПУ 68»<адрес>. В период с ДД.ММ.ГГГГ, он был осужден и отбывал наказание в местах лишения свободы. В настоящее время с ДД.ММ.ГГГГ года он также находится в местах лишения свободы. Считает, что ему положено жилье, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, однако до настоящего времени он им не обеспечен. Просит поставить его на учет для получения жилого помещения и обязать <адрес> предоставить ему жилое помещение.
В судебном заседании истец ФИО2, участвующий посредством видео-конференц-связи, поддержал заявленные исковые требования в полном объеме, дополнительно пояснив, что за время его обучения, а также за время отбывания наказания по приговору суда, ему никто не разъяснял, что он имеет право встать на учет для получения жилья. Считает, что на такой учет его обязано было поставить руководство учебного заведения, а также органы опеки и попечительства.
Представитель ответчика <адрес> ФИО3, действующего на основании доверенности, возражал против удовлетворения заявленных исковых требований ФИО2, пояснив, что срок для постановки на учет в качестве детей сирот для получения жилья, истцом пропущен, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований нет.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, органа опеки и попечительства Управления образования администрации <адрес> ФИО7, действующая на основании доверенности, также возражала против удовлетворения заявленных требований ФИО2, считая, что они не обоснованы, дополнительно пояснив, что у них в Управлении ФИО2 никогда на учете не стоял, документы к ним не поступали..
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Министерство образования <адрес>, надлежаще извещенный о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, возражений относительно заявленных исковых требований не представил, об отложении дела слушанием не просил.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. отдел опеки и попечительства администрации ФИО1 <адрес>, надлежаще извещенный о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, просив рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9).
Предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Как установлено в судебном заседании, ФИО12, родился ДД.ММ.ГГГГ у родителей ФИО6 и ФИО14 л.А., которые решением ФИО1 районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ были лишены родительских прав.
Постановлением администрации ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ над ФИО2 установлена опека, опекуном назначена ФИО8
Согласно свидетельству о смерти № № от ДД.ММ.ГГГГ мать истца ФИО5 умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно представлению начальника МОБ ГОМ ФИО1 Н.Б. от ДД.ММ.ГГГГ, адресованном Управлению образования ФИО1 <адрес> с просьбой поместить несовершеннолетнего ФИО2 в соответствующее детское учреждение, а ФИО8 лишить опекунства над подростком, ввиду пожилого возраста и слабого здоровья последней, которая не пускает ФИО2 домой, а по месту регистрации: <адрес> отсутствуют необходимые условия для жизни.\
На основании ходатайства от ДД.ММ.ГГГГ и.о. заместителя главы администрации ФИО1 <адрес> по социальной сфере ФИО9, ФИО2 принят на полное государственное обеспечение и обучение в ПЛ № <адрес>, где обучался в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Распоряжением администрации ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 освобождена от обязанности попечителя над несовершеннолетним ФИО2
Согласно уведомлению об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений, ФИО2 является правообладателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Совершеннолетия (18 лет) ФИО2 достиг ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ответу Министерства образования <адрес> истец не включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к указанной категории, достигших возраста 23 лет.
Согласно ответу администрации ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, сбор необходимых документов для постановки на учет в целях обеспечения жилым помещением ФИО2 возлагается на управление образования администрации <адрес>.
Как следует из пояснений представителя Управления образования администрации <адрес> ФИО7, документы на ФИО2 к ним не поступали, на учете в Органе опеки и попечительства <адрес> истец не состоял.
Согласно ответу заместителя Рыбинского межрайонного прокурора ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ, в установленном порядке, истец, как нуждающийся в жилом помещении на территории <адрес>, в том числе на территории <адрес>, на учет не состоял и не состоит.
Из справки по лицу следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 осужден Ленинским районным судом <адрес> к <данные изъяты> лишения свободы, освобожден ДД.ММ.ГГГГ по отбытию срока.
Дополнительные гарантии, установленные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ, в том числе и на обеспечение жилой площадью, распространяются исключительно на лиц, не достигших возраста 23 лет.
Постановка лиц на предоставление вне очереди жилого помещения по договору найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Обзорепрактики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.11.2013 г., носит заявительный характер и возможна при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении. Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору найма. При решении вопроса постановки лица на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения подлежит применению закон, действующий на дату соответствующего обращения.
Достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет, не может само по себе служить основанием для отказа в реализации таким лицом права на получение жилья в том случае, когда названные граждане, вставшие (поставленные) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до указанного возраста.
В силу вытекающей из статей 7, 38 и 39 Конституции Российской Федерации обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также определяемых статьей 1 Федерального закона № 159-ФЗ понятий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, статус социально защищаемой этим Законом категории совершеннолетних граждан связывается с необходимостью преодоления той трудной жизненной ситуации, в которой эти граждане оказались в детстве (в несовершеннолетнем возрасте), и предоставляемые государством меры социальной поддержки в соответствии с данным Законом призваны помочь этой категории граждан адаптироваться в самостоятельной жизни уже после достижения ими совершеннолетия. Именно в возрасте от 18 до 23 лет по смыслу и содержанию Федерального закона №159-ФЗ граждане, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без родительского попечения, признаются социально незащищенной и требующей дополнительной поддержки со стороны государства категорией граждан. Правовой характер этого статуса сам по себе не подразумевает право данной категории граждан на получение мер социальной поддержки со стороны государства на основании указанного Закона независимо от срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.
Доказательств того, что ФИО2 обращался в компетентные органы с заявлением о включении его в список лиц, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилья, до достижения им возраста 23 лет истцом не представлено.
Кроме того, указание ФИО2 на его неосведомленность о праве на постановку на учет свидетельствует о том, что истец попыток по получению жилого помещения до обращения в суд не предпринимал.
На момент обращения ФИО2 в суд с настоящим иском ему исполнилось <данные изъяты>
Таким образом, до достижения 23 лет ФИО2 не реализовал свое право на предоставление жилого помещения как лицо, отнесенное к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, своевременно не встал на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с чем, утратил данное право.
Судом не установлено каких-либо убедительных и достаточных доказательств наличия уважительности причин для несвоевременного обращения ФИО2 с заявлением о постановке на такой учет.
Установленный законодателем возрастной критерий 23 года учитывает объективные сложности в социальной адаптации лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и направлен на предоставление данной категории граждан дополнительной возможности в течение пяти лет после достижения совершеннолетия самостоятельно реализовать соответствующее право, если по каким-либо причинам с заявлением о постановке таких лиц на учет нуждающихся в предоставлении жилья не обратились лица и органы, на которых возлагалась обязанность по защите их прав в период, когда они были несовершеннолетними, следовательно, доводы истца о том, что он не был поставлен на учет до достижения несовершеннолетия подлежат отклонению как несостоятельные.
Не заслуживают внимания доводы истца о ненадлежащем исполнении должностными лицами об информировании истца о праве на жилое помещение, а также об обязанности органа опеки и попечительства, а также руководства учебного заведения по принятию мер на подачу документов о включении ребенка в соответствующий список.
Так, нормы гражданского законодательства предусматривают общие для всех граждан Российской Федерации правила приобретения дееспособности, согласно которым способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста (ст. 21 ГК РФ).
Материалы дела не содержат сведений о том, что ФИО2 признавался недееспособным или ограничено дееспособным.
Следовательно истец, достигнув совершеннолетия, являлся дееспособным, имел возможность самостоятельно обратиться как в орган опеки и попечительства, так и в администрацию по вопросу представления ему жилого помещения, однако таким правом не воспользовался.
Ссылки ФИО2 о нахождении его в местах лишения свободы уважительной причиной пропуска срока обращения в компетентные органы для постановки на учет признаны быть не могут, поскольку истец не был лишен возможности обращения с таким заявления в период пребывания в исправительном учреждении, доказательств обратного суду не представлено.
Таким образом, учитывая отсутствие доказательств обращения ФИО2 с заявлением о постановке на учет до достижения им возраста 23 лет, а также доказательств наличия уважительных причин пропуска данного срока, суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований ФИО2 отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО2 к <адрес> о постановке на учет для получения жилого помещения и предоставлении жилого помещения, отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в апелляционном порядке через Рыбинский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Т.В. Песегова
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>